Кать,ты просто кладезь знаний!Тебе надо выучиться на диетолога конного)))!
А я тут прочитала замечательную статью,делюсь:
Теодореску Георг . Философия выездки
Философия выездки румынского мэтра: «В основе конного спорта должно лежать взаимное доверие и внимательное отношение к лошади»
Георг Теодореску – одно из ярчайших явлений конного спорта. В числе его воспитанников десятки звезд мировой выездки.
В 2007 году вся конная пресса говорила о его смерти как о трагедии для всего конного спорта, и это не просто фигура стиля. Ведь Георг Теодореску создал нечто большее, чем просто успешную систему подготовки всадника и лошади – он создал свою философию выездки, основанную на доброте и взаимном доверии всадника и лошади.
При подготовке этой статьи мы обратились за помощью к воспитаннице Георга Теодореску – Александре Кореловой и генеральному директору КСК «Пассаж», за который выступает всадница – Анатолию Балыкину. Мы старались максимально опираться на слова наших соотечественников, работавших вместе с Теодореску, а также на его собственные интервью немецким изданиям, чтобы если не раскрыть, то хотя бы прикоснуться к тайне этого великого тренера и понять, на каких же принципах основывалась его система.
ДОВЕРИЕ
Для Георга Теодореску первый опыт верховой езды стал определяющим. Вся его дальнейшая работа с лошадью оказалась «запрограммированной» именно этим случаем.
Его первое знакомство с лошадью состоялось ещё в Румынии (Теодореску переехал в Германию в 1956 г.), благодаря его дедушке. Тот держал лошадей, которые свободно гуляли вокруг дома. Когда Георг выразил желание учиться верховой езде, дедушка сказал ему: «Когда ты позовешь лошадь, и она к тебе подойдет, покажи мне это».
В качестве партнера он получил сивую лошадь по кличке Мицци и начал искать к ней подход. Для начала он попросил одного парня с конюшни помочь ему подвести лошадь к бочке для сбора дождевой воды и вымыл со своим мылом, рассудив, что лошади должно понравиться то, что нравится ему самому. Затем он много с ней занимался, часто подзывал, угощал морковкой и сахаром, и через неделю лошадь доверяла ему настолько, что откликалась на свое имя и подходила к нему. Георг с гордостью показал её деду.
Тот не высказал никакого восторга по этому поводу, просто принял это к сведению. Для него подобное отношение между всадником и лошадью было необходимой основой для верховой езды. Он дал Георгу старое седло и старую уздечку и сказал: «У тебя есть все, что тебе нужно, теперь ты можешь ездить верхом».
Так Георг получил разрешение ездить, и даже амуницию, но, к сожалению, понятия не имел, что с ней делать. Он отправился на конюшню к тому самому парню, с которым они мыли лошадь. Тот показал ему, как надевать седло и уздечку, и теперь Георг был во всеоружии.
Он начал потихоньку шагать и рысить, Мицци оказалась славной, добронравной лошадкой, особых проблем с ней не было. Георг не понимал, почему ему пришлось так долго ждать разрешения сесть верхом. Ему это время казалось потерянным впустую. Когда он задал этот вопрос деду, в ответ он услышал: «Упасть с лошади – не позорно, это может с каждым случиться. Но ничего нет позорнее, чем вернуться на конюшню без лошади!» Впоследствии Георг не раз радовался, что еще в юном возрасте получил этот важный урок, который ему преподали его дедушка и Мицци.
ДРУЖБА
Георг ТЕОДОРЕСКУ:
«Езда на лошади всегда начинается для меня с общения. Сначала мне нужно с ней поговорить и подружиться, тогда я могу на ней ездить. Можно начинать работу только когда есть взаимное доверие между всадником и лошадью, поскольку именно оно является основой для совместной работы. Самое ужасное – если лошадь начнет чего-то бояться, все равно чего. Невозможно обучить лошадь, которая испытывает страх. Я считаю, что в основе конного спорта должно лежать взаимное доверие и внимательное отношение к лошади».
Александра КОРЕЛОВА:
«Теодореску относился к лошадям как к партнерам. Он разговаривал с лошадьми и знал, что они его понимают. Так оно и было. Он мог наладить контакт с любой лошадью. У него был только один секрет – он очень любил лошадей».
Анатолий БАЛЫКИН:
«Он никогда не подходил к лошади с пустыми руками – всегда угощал чем-то вкусным. Многие всадники считают, что если лошадь что-то делает правильно – это само собой разумеется, а если ошибается – они вправе ее наказать. Теодореску был иного мнения. Он всегда хвалил лошадь, если у той что-то получалось, и приучал к этому всадников. Он был убежден, что воспитывать лошадь надо добротой. Если у лошади что-то не получается, виноват всадник, а не лошадь».
ЛЮБОВЬ
Одним из главных своих достижений Георг Теодореску считает историю реабилитации одной лошади, попавшей к нему на конюшню. Она поступила в таком нервном состоянии, что невозможно было даже надеть уздечку – лошадь билась и «свечила».
Но со временем, благодаря терпению конюха, его чуткости и пониманию, этот монстр, державший в страхе всю конюшню превратился в отличного турнирного бойца. А характер коня изменился настолько, что Георг спокойно отправлялся на нем на прогулку в лес, посадив впереди себя годовалую Монику. И, хотя за свою карьеру Теодореску подготовил огромное количество лошадей более высокого класса, именно эта лошадь произвела на него самое яркое впечатление. «Я благодарен нашему конюху за то, что он показал мне, каких результатов можно добиться, если взаимное доверие между всадником и лошадью восстановлено с помощью любви».
ПОСТЕПЕННОСТЬ
Постепенность, внимание к базовым элементам были одним из главных принципов работы Георга Теодореску.
Александра КОРЕЛОВА:
«Теодореску считал, что главное – не предлагать лошади сделать что-то, к чему она не готова. 80% тренировки отводилось для базовых элементов. Можно сказать, что мы каждый день начинали все с начала. Базовые элементы – это основа всего, если они наработаны, то все остальное лошадь выполнит с легкостью. Если возникает сопротивление со стороны лошади, значит, она пока не готова к тому, что от нее требуют. Теодореску всегда очень чутко относился к состоянию лошади, прислушивался к ней. Бывали случаи, когда мы с Балагуром делали шаг и рысь, и после этого его уводили обратно в конюшню, если Теодореску делал вывод, что в этот день лошадь тренироваться не может».
Анатолий БАЛЫКИН:
«Теодореску часто говорил, что если лошадь поделить пополам, то голова окажется тяжелее зада. Если зад не прокачан, лошади тяжело выполнять элементы и она физически не готова к выездке.
Когда мы впервые попали на конюшню к Теодореску, для нас настоящим откровением было, какое внимание берейторы у Теодореску уделяют работе на корде. Это очень серьезная работа, где контролируется каждый темп! Это не просто физическая нагрузка, не возможность «сбросить пар», а полноценный и важный этап подготовки. Прошло немало времени, пока нам удалось привить нашим берейторам эту культуру».
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
На конюшне Георга Теодореску скользящий повод никогда не использовался. Более того, можно сказать, он находится под строжайшим запретом. Дискуссии вокруг скользящего повода – одна из любимых тем в конном мире на самом высоком уровне. Георг Теодореску занимал жёсткую позицию: «Я считаю, что использование скользящего повода – это вопрос мастерства. Есть две возможности: всадник-мастер и не использует скользящий повод или всадник использует скользящий повод, и мастером не является. Я убежден, что использование скользящего повода может привести к очень тяжелым последствиям и причинить много вреда при подготовке лошади. На мой взгляд, искусство верховой езды несовместимо с силовым воздействием. У меня перед глазами есть положительный пример моей собственной дочери Моники. Она сама подготовила несколько мощных лошадей и ни разу не использовала скользящий повод. Классическая школа использует элементы, которые лошадь демонстрирует в природе. Лошадь должна выполнять все элементы с удовольствием, начиная с шага и заканчивая пассажем, который лошадь демонстрирует на воле, когда старается понравиться другой лошади».
Александра КОРЕЛОВА:
Теодореску любил повторять, что выездка – это танец. Он часто приводил пример с балериной, которая исполняет 32 фуэте, при этом потеет и охает. Кому захочется смотреть на такую балерину? Так же в выездке: лошадь не должна терять своей природной грации и легкости. Лошадь должна наслаждаться тем, что она делает.
УВАЖЕНИЕ
Уважение было для Георга Теодореску основой взаимоотношений. Это касалось и лошадей, и работников, и учеников.
Александра КОРЕЛОВА:
Перед каждой тренировкой он подробно объяснял мне, что мы будем сегодня делать и почему. Он никогда не оставлял неразрешенных вопросов.
Анатолий БАЛЫКИН:
«Александра всегда полностью доверяла тренеру и выполняла все, что он ей говорил, никогда с ним не спорила. Она изначально понимала, что Теодореску – великий тренер. Время подтвердило, что ее отношение было правильным. Ведь они с Балагуром достигли больших высот.
Георг очень любил и ценил Балагура, знал, насколько это феноменальная лошадь. Когда Саша уезжала, он сам садился на Балагура. Он любил повторять, что Балагур – это личность. Когда тренер выходил на поле, Балагур работал еще усерднее. У них было полное взаимопонимание».
КУЛЬТУРА
Анатолий БАЛЫКИН:
«Георг Теодореску был творческим, культурным, всесторонне развитым человеком. В какую бы страну мы с ним ни приезжали – он говорил на языке этой страны. Иногда казалось, что он знает все европейские языки! Он прекрасно разбирался в искусстве, был тонким ценителем классической музыки и балета.
Георг Теодореску был не только великолепным тренером, но и непревзойденным составителем КЮРов. Чайковский и Глинка были в числе его любимых композиторов. В 2002 году на Финале Кубка Мира в Гетеборге Саша ехала КЮР, составленный Теодореску на «Испанские мотивы» Чайковского. Получилось настоящее произведение искусства – цельное и самостоятельное, оно тогда произвело на всех сильное впечатление. Для меня Теодореску является в каком-то смысле идеалом, потому что я убежден, что в конный спорт должны приходить образованные, умные, всесторонне развитые люди».