Следующая история нашего с Еленой Михеевой
@hippomania1 проекта
«Золото Северо-Запада»
История 9
Андрей Койда , владелец донских лошадей и частной конюшни.
— Каков ваш опыт коневладения?
— Ближе к сорока годам, наверное. Сколько живу, столько и «коневладею». У нас в семье были разные лошади, и так получилось, что когда я занимался конкуром, у меня появился конь Знаток донской породы. Я вначале и не знал, что он дончак. Занимался с ним и занимался, и постепенно он покорил меня своей честностью. Вначале он был такой худенький, невзрачный, но постепенно в работе он оделся мышцами, и у него появилась сила настоящей лошади. Эту силу он честно вкладывал в свою работу, чем покорил меня на фоне многих других лошадей. Позже у меня был буденновец, на котором я долго выступал, — Римлянин. Он прожил у нас до глубокой старости.
Эти лошади, дончаки и буденновцы, не только очень честные в спортивном плане, но и удобные для жизни. Не зря донская лошадь сформировалась в казачьих хозяйствах, была практически членом семьи. Эта лошадь подходит для любой цели и исключительно удобна в быту.
— А почему вы переключились с буденновца на дончаков? Они ведь не очень-то спортивные лошади?
— Это просто миф — что одни более спортивные, другие менее. Дончаки — даже более мощные лошади. Буденновцы — более горячие, а дончаки требуют от всадника усидчивости, лучшего контакта. И повторюсь, у них огромный запас мощности. Они гораздо сильнее.
А что касается характера, они более привязанные к хозяину. Если буденновцы сосредоточены, в основном, на работе, то дончаки могут не только выкладываться на тренировке, но и спокойно ходить за тобой по твоему хозяйству, участвовать во всех делах, которыми ты занимаешься. У буденновцев такого нет, на мой взгляд, им не хватает холодного рассудка. Дончак — как чекист: горячее сердце и холодная голова.
— Откуда родом ваши лошади?
— Так сложилось, что первый мой жеребец, Маныч-Гудило, был с Казачьего завода. Потом у меня появился его полубрат Миролюб, а недавно мы привезли кобылу Серьгу с того же Казачьего завода, которая родила нам еще одного жеребца. Лошади этого завода понравились мне по типу. Это восточный тип. Я не очень люблю больших лошадей, массивных, тяжелых. Мне нравится восточная точёность. И именно таких лошадей я увидел в Казачьем.
Мне нравится сочетание их внешних и внутренних качеств. С одной стороны, это серьезные лошади, они четко знают хозяина и чувствуют, что ему нужно. Они могут делать серьезную большую работу, но эти же лошади в другое время могут ходить за ребенком и быть очень бережными с ним. Они различают ситуации и ведут себя адекватно обстоятельствам. Это говорит о большой уравновешенности этих лошадей. Они очень удобны в хозяйстве.
— Есть ли какие-то особенности содержания и здоровья у дончаков?
— Они менее прихотливы. Ноги и копыта у них требуют меньше ухода, чем у других лошадей. У них меньше дефектов, они более совершенно сделаны. Поэтому с ними меньше возни и хлопот. У них есть еще такой плюс — они самостоятельные животные, всё время думают. Не надеются на хозяина. Тем самым они сохраняют и свое здоровье, и здоровье хозяина. Все эти рассказы о раненых бойцах, которых они спасали, очень похожи на правду. Действительно, если они привыкают к кому-то, они становятся по-настоящему верными конями.
У меня два донских жеребца, оба - абсолютно адекватные лошади, и очень важно, что это лошади-компаньоны. С ними интересно - именно как с компаньонами. А уж как использовать их рабочие качества — это зависит от фантазии владельца. Они хороши в любых видах конного спорта, их можно запрягать, ходить в походы…
— Какие планы у вас на двух этих прекрасных жеребцов?
— Потенциал у них большой. Если сложится, будем выступать в конкуре. С ними интересно заниматься всем, что связано с ездой по пересеченной местности — троеборье, пробеги, походы. Кстати, почему мы любим лошадей Казачьего конзавода? Расскажу о том, что меня поразило и что мне больше всего понравилось в этом заводе. Когда я покупал своего первого жеребца — Маныча-Гудило, я увидел, как он, тогда годовалый жеребенок, довольно продолжительное время стоял привязанный к коновязи. Не дергался, не суетился, не делал попыток убежать.
Миролюба я купил шестилетним. Он уже был жеребец-производитель, даже ходил со своим косяком. И при этом он также оказался адекватным в любой ситуации. Как-то раз я привязал его к коновязи, мимо которой проходили две кобылы, я спокойно седлал его, делал свои дела, а он стоял и никакого внимания на кобыл не обращал.
Воспитание, которое дают лошадям в Казачьем заводе с самого раннего детства, просто потрясающее. Жеребятам дают необходимый минимум, который позволяет им стать лошадьми, в первую очередь, удобными для повседневной жизни. Что снимает огромное количество проблем!
— Последний вопрос. На Северо-Западе не так много донских жеребцов достойного качества, готовы ли вы предоставить своих жеребцов, чтобы покрыть частных кобыл? И могут ли это быть кобылы не донской породы?
— Можно покрыть и дворняжку носорогом, и это существо тоже будет иметь право на жизнь. Но мне, конечно, интересно использовать своих жеребцов на донских и буденновских кобылах, эти две породы нельзя разделять. Все эти вопросы нужно согласовывать в индивидуальном порядке.
Спасибо вам за интервью и ваших прекрасных лошадей!
Интервью брала
Елена Михеева
Фото мои
Снято в мае 2022
Арабо-донская кобыла
Проза 202 (Параграф – Заступа),
2005 г.р.,
Заводчик к/з им. С.М. Буденного.
Донской жеребец
Миролюб 6
(Магеллан – Барда), 2015 г.р.,
Заводчик Казачий конный завод
Донской жеребец
Маныч-Гудило 12 (Магеллан – Гроза), 2017 г.р.,
Заводчик Казачий конный завод
Донская кобыла
Серьга 17 (Сборник - Горгона_ 2016г.р.
Заводчик Казачий конный завод
Донской жеребчик Гюйс от Серьги и Гибона
В возрасте 4х дней