Вика, тут одним наказанием не справишься...
тут дело в рефлексах торможения (рефлексы вырабатываются, есличо), с которыми надо работать. В приучении к оценке ситуации, принятии решения. У меня сын был похожим в том возрасте. И брат. Кстати, у сына "назначить виноватого" оставалось долго, лет до 25. причем виноватой в его неудачах назначалась всегда я
. пришлось это принять, простить и с этим жить. Я все годы так и вытаскивала его из всякого дерьма, в которое он лез, и оставалась виноватой в том, что все его считают "плохим парнем". В младшем возрасте приходится Учить привентивно: отслеживать ситуации, когда он может "сорваться" и втыкать ему в мозг, что вот как-то этого надо избежать до того, как срыв произойдет... Как бы учить самоконтролю. Причем постоянно с поправкой на ывозрастные изменения и в соответствии с ними новое видение клиентов старой ситуации - смена шаблонов.
Ну, если просто - постоянно создавать новые шаблоны поведения в аналогичных ситуациях и следить, чтобы шаблоны действовали (поведение им соответстсвало).
Шаблоны не ограничивают ребенка в развитии, это шаблоны поведенческие, на тему самостоятельной оценки "можно-нельзя", учат правильно принимать решения. В конце концов, шаблон может быть и на "изучить, понять, анализировать" - то есть на развитие.
Шаблоны создаются совместно родителем и ребенком - потому что ребенок охотнее исполняет свое решение, не навязанное никем.
Если силушку девать некуда, а надо - можно поработать над шаблоном "опекать" того, кто слабее. Не защищать - потому что защита это не постоянный процесс. А именно опекать - постоянно делать условия для того, чтобы слабое звено не испытывало давления со стороны, стресса и тыды. Защита по необходимости. Того же Ральфа можно вместе лечить (понятно, давать таблетки, а не колоть), шаблон - ребенок следит за состоянием больной старой собаки и докладывает маме о том, что собаке плохо, принимает участие в лечении. Игра, направленная на заботу. Надо принимать участие - активно беспокоиться на каждый заход "мама, Ральфу плохо" - бежать вместе с ним спасать Ральфа. Давать Ральфу вместо лекарства сухарик - полезный и волшебный. Следить вместе с ребенком, как Ральфу стало лучше - ура, мы его спасли, - активно этому радоваться.
Чито-то типа этого придумывать для таксы. И так - каждую ситуацию, искать ту игру, в которой ребенок будет охотно и постоянно "хорошим" потому что ему самому это интересно...
Смотри, ребенок не должен испытывать чувство вины, это тяжелое чувство и ребенок от него защищается - виноват кто-то другой. Значит, надо создавать условия, в которых ребенок не будет виноватым. Тогда, когда он сам совершит поступок, который не вписывается в его привычное "хорошее" поведение - он почувствует вину сам, запомнит, и не захочет это повторять. то есть, чувство вины должно возникаь у ребенка не потому, что его все виноватят, а потому, что он сам это понял. Тогда это имеет смысл.
Иэх, была бы я такая умная 30 лет назад!
Сколько ошибок бы я избежала!