У стресса есть три стадии. Первая - стадия тревоги, вторая - адаптации к стрессу и третья - стадия усталости. Это так - своими словами. Самая активная стадия - первая, именно на этой стадии выделяется адреналин и идут реакции - "бей-беги"; если объект "не убежал" (т.е. стресс-фактор продолжает действовать), он начинает вырабатывать механизмы компенсирующие стресс (вторая стадия), если и после этого стресс не снят, то наступает стадия истощения (третья), вплоть до шокового состояния и смерти. В сверх стрессовых ситуациях (с угрозой жизни на сильном болевом фоне), стадии сменяют друг друга очень быстро и при неблагоприятном исходе норма - впадение в болевой шок. Но у животных-жертв этого не происходит, потому что до самого конца есть возможность вырваться и убежать (иногда на трёх лапах, с разодранной шкурой, без хвоста и т.д.), если животное - жертва впадёт в болевой шок, то вырваться она уже не сможет - отсюда этот механизм компенсирующий болевое восприятие - насколько я поняла, в стадии истощения адреналин не выделяется, на адреналине уже не убежишь.
Хочу немного затронуть вопрос, почему серия ударов хлыстом (больше 3-х) иногда необходима. Дело в том, что не имея возможности объяснить своё намерение (настроение, состояние и т.п.) прямой речью (т.е. словами), лошадь вынуждена объясняться теми средствами, которые у неё есть - а это язык жестов, поз и характерных действий/движений. Так вот, именно серией ударов, а не единичным ударом по "оппонету", лошадь демонстрирует своё намерение биться до конца, она этим как бы говорит - я крута и не отстану пока не добьюсь своего. Понаблюдайте за лошадьми в табуне - обычно, при рядовых разборках лошадь взвизгнет, один раз пнёт и "оппонет" "отпадает"; если "оппонет" НЕ отпадает, то либо первый объект убегает, либо начинает "мочить" "оппонента" вплоть до того момента, пока он всё таки не отвалит или не придётся спасаться бегством самой. Т.е. серия ударов - это демонстрация силы и "настаивание на своих правах" - это отнюдь НЕ наказание "опонента" за нарушение личных границ а способ борьбы за эти границы и статус.
Когда к нам пришли дончачки, одна была скорее всего из культурной группы, вторая совершенно точно из табуна (до 4-х лет), так вот та, что из культурной группы стушевалась, хотя была выше 170-и в холке, а мелкая (155 в/х) Дрязга, после того, как её выпустили в калду, стала молча мочить всех и вся с двух копыт, направо и налево без остановки. В итоге интеллигентные, культурные рысачки офигели и, после нескольких слабых и безрезультатных попыток самых выёжистых, предпочли не связываться с этой табунной хабалкой и даже близко больше к ней не приближались. У Дрязги всегда было лучшее место у кормушки и на два корпуса лошади, с обеих от неё сторон, пустое пространство. Единственный, кто не боялся Дрязгу (хотя и не лез никогда выяснять отношения) это была доминантная кобыла Гурия со своим жеребёнком, все остальные растекались между этими двумя (кстати стерва ещё та, но с Дрязгой они никогда не дрались, соблюдая нейтралитет - как они договорились без "кровопролития" для меня до сих пор загадка).
В общем именно серией ударов человек, на понятном лошади языке, даёт ей понять серьёзность своих намерений в момент выяснения отношений. Ответит лошадь такой же серией неповиновения (козлы, свечки, осаживания, унос и т.п.) или покорится - зависит от умений и опытности всадника, а так же от его способности адекватно оценить свои возможности и правильно соотнести их с возможностями лошади.