Re: Рыжий Сорванец и другие лошади. То, чем живу
Погодка и впрямь наладилась. Приятно, что не жарко, и плац высох совсем.
Сегодняшнее занятие стало для меня шокирующим - в каких-то моментах приятно, а в каких-то - наоборот. Впрочем, мое первоначальное недовольство сложившейся ситуацией к концу тренировки приняло противоположный оборот. В итоге, я ушла с конюшни счастливая и в раздумьях, а что же, собственно, мне делать теперь, когда все обернулось вот так вот неожиданно и странно.
Конкур, выездка... пробеги!
Как обычно, записываясь на тренировку, я просила Габи. Как обычно, мне не отказали. Но на конюшню я ехала с дурным предчувствием, что что-то сегодня будет не так. Еще не зная, что именно, я строила себе картины простоявшего весь день Габика и пустого плаца. Утешала себя мыслью, что на песочек падать не так больно будет, как на лед. И когда подходя к плацу, по обыкновению отмечала для себя, кто работает, встревожилась еще больше. Вместо положенной смены из нескольких человек, на плацу делал галоп только Лошарик. Габи нет, он стоит в конюшне. Ну что ж, думаю, ладно. Я сама напросилась, никто меня насильно на рыжика не гнал. Переоделась и пошла отмечаться.
- У тебя сегодня Спутница, - сообщает мне Алиса. Я не верю ушам. Думаю, что ослышалась. Как так?
- А... а почему не Габи? - спрашиваю.
- Габи завтра уезжает на соревнования, у него сегодня отдых, - отвечает Алиса.
Собираюсь с мыслями. Спутница. Не далее как вчера вечером с Соней обсуждали вопрос, что я на многих матадоровских лошадях ни разу не сидела. Дообсуждались. Накаркала. Пытаюсь вспомнить все, что знаю об этой кобыле - и с ужасом понимаю, что ничего хорошего. Бегу за помощью к Алисе:
- Расскажите о лошади, я ж не сидела на ней ни разу! - у меня состояние близкое к панике.
- А чего рассказывать? - чувствуется, Алиса недовольна моей реакцией, подобные вопросы у нас не обсуждаются. Пожелания учитываются, но если уж дали кого другого, то лезь - и не возникай. - Лошадь как лошадь, отношение как ко всем остальным. Никулин вернется - и выводись.
Я в отчаянии. Тут, ко всему прочему, соображаю, что соревнования по выездке совсем скоро, и если Габи увозят...
- Как хоть надолго конь уезжает? - спрашиваю, понимая, что вот сейчас все пошлю нафиг и... не знаю, что будет.
- На пару дней.
Выдох. К понедельнику, стало быть, приедет. Уфф...
Сижу у плаца, жду Сергея, отлучившегося по делам. Мысли бродят мрачные, вплоть до того, что предчувствия свои слушать надо - не врут они. Ну вот нафига мне эта Спутница? Совершенно новая, совершенно чужая кобыла, от которой не понятно, чего ждать... Пригнала меня нелегкая в Матадор среди недели, не сиделось ребенку дома!
Сергей Евгеньевич приехал довольно скоро. И привез мороженое. Вот это было неожиданно приятно: где еще тренер перед тренировкой ученика мороженым угощать станет? К слову, не только мне посчастливилось - гостинцы получили все, кто был в этот момент на улице.
- Съешь - и выводи Спутницу. Без хлыста.
Тренер был спокоен, и это спокойствие передалось мне. Без хлыста? Значит, лошадь не нуждается в наказании, а значит, не может выкинуть ничего, с чем я бы не справилась. В общем, подбодренная уверенностью тренера, к моменту, когда я доела мороженое, я была уже совершенно спокойна. Спутница? Ну что ж, пусть будет Спутница.
Но про Габи я все же спросила. Вообще, Никулин давал объяснения куда охотнее Алисы.
- Так куда вы рыжего увозите?
- На соревнования.
- На какие?
- Чемпионат России. По пробегам.
Я улыбаюсь. Вспоминается недавний наш с Сергеем разговор о Габи: "Покупали коня как конкурного, готовили к пробегам, а бежит он выездку", - посмеялся тогда Никулин. Ну а сегодня посмеялась я:
- Значит, все-таки пробеги...
Спутница
Русская верховая в своем самом классическом виде. Вороная, высокая, красивая. Приятная на аллюры. Управляется силой мысли. Единственная ее "фишка" - скорость. Об этом-то тренер и предупредил меня в самом начале занятия.
- Ее не надо высылать, не надо грубить, никакого хлыста, никаких пинков. Сиди и получай удовольствие.
Удовольствие было весьма сомнительным, учитывая, что я боялась кобылу трогать ногами вообще. Как в дальнейшем выяснилось, зря, ибо ускоряется она больше от повода - в рысь мы поднимались от легчайшего натяжения поводьев. Моя задача была сидеть и не давать лошади разгоняться. Очень помог в этом опыт с Артемидой и еще я вспомнила Вонду Ди, с которой работала прошлым летом. Тренер был доволен, а я к концу первой рыси стала таки получать удовольствие от езды. При этом Сергей периодически интересовался, все ли у нас нормально и восхищенно приговаривал: "Хороша кобыла, от мысли управляется, правда?"
Что уж греха таить - правда, хороша девчонка. И может быть, если бы я на плацу была одна (а нас было трое), я бы ее не сдерживала. В конце концов, что такое скорость? Я же не новичок уже, ничего страшного бы не случилось - ну поносились бы по кругу, учитывая легкость в управлении, я почему-то Спутнице сразу стала доверять.
Сделали одну красивую остановку. На второй рыси работали на учебной на вольтах - вокруг Сергея, как в старые добрые времена. Тренер просил больше постановления, а вот команда "Плечи назад" звучала уже значительно реже. И в конце концов Сергей решил задачу нам усложнить: дал задание делать восьмерку на рыси. Спутница слушалась, с заданием я справилась, Сергей остался доволен.
- Шагайте пока. Потом сделаем галоп - на вольту, наверное...
Немного отступая от темы, хочу заметить, что Сергей Евгеньевич очень внимательно относится ко мне, когда я сажусь на новую лошадь. Если Алиса о кобыле ничего рассказывать не стала, то Никулин расписал все: и что делать, и что не стоит, и все особенности ее рассказал... И галоп делать предложил, но опять же, здраво оценивая ситуацию, сразу оговорился, что по максимуму примет все меры безопасности. Я хотела еще предложить, чтобы меня вообще на корду взяли, но постеснялась. Да и не нужна нам оказалась эта корда - и без нее справились.
Во время галопа Сергей меня страховал, контролируя каждое телодвижение. Честно говоря, словами это описать достаточно трудно, но если попытаться, то это похоже на пошаговую инструкцию к эксплуатации, причем данную мне не оттого, что я не умею, а потому, что тренер не хотел рисковать моей головой. Начали с шага, потом Сергей просил плавно перевести кобылу в рысь, а вот с рыси уже поднимать в галоп. Впервые сегодня я делала галоп на вольту без корды. До этого мы так работали только на рыси, что значительно легче и в плане поддержания аллюра, и в плане скорости и управления. А тут...
Галоп влево удался на отлично. Тренер просил тянуть вниз пятку и не уходить с вольта. Собственно, я этого и боялась - что Спутница плюнет на меня и удерет с круга, а сдержать ее мне не получится, и умчимся мы в голубые дали... Не умчались, кобыла даже не думала выказывать неповиновение. Очень честно отработала вольты налево - а я гордилась, потому что их было не один и не два, они были подряд и на галопе. Еще недавно я не могла изобразить даже одного такого вольтика, а тут...
- Смотри на меня, - посоветовал стоящий в центре круга Никулин. Я наматывала круги вокруг него, а он это дело контролировал. - Вопросы есть?
Вопрос у меня был. Один.
- Это вы мне лошадь сегодня выбирали? - спросила я и, получив утвердительный ответ, поинтересовалась: - А почему именно Спутница?
Оказалось, что тренер решил посадить меня на лошадь уровня более высокого, чем Габи. Посмотреть, как он сказал, на то, насколько хорошо и правильно он меня учил весь этот год. Оценить результат своей работы. К слову сказать, результат этот его удовлетворил.
- А теперь поменяй направление - и галоп в другую сторону.
Он дался мне куда сложнее, чем влево. Спутница здорово раззадорилась, налегала на повод, и приходилось очень сильно держать ее внешним поводом, чтобы она не сошла с круга. Никулин предложил было мне попробовать галоп по периметру плаца, но я отказалась. Пришло понимание: с этой лошадью лучше работать на вольтах. Просто безопаснее. Вообще, сталкиваюсь с этим впервые, и, как мне кажется (да и по словам тренера) я с поставленной задачей справилась на ура. Все-таки я выросла за этот год и очень многому научилась.
А вот шага у нас не получилось. Раззадорившись на галопе, Спутница просто отказывалась сокращаться, и на предложение пошагать выдавала что-то сильно напоминающее пассаж. Она даже к тренеру нормально подойти не могла - так рвалась бегать. И тут я еще раз убедилась в профессионализме Сергея и в его внимательности к всаднику.
- Будет лучше, если ты отшагаешь ее в руках, - сказал он и подержал лошадь, пока я спешусь. Как я была благодарна ему за этот совет! Никто из моих знакомых тренеров в подобных обстоятельствах не предложил бы мне такого. Но это чисто вопрос моей безопасности - останься я верхом, мы бы шаг не сделали вообще. А так - и я успокоилась, и лошадь. Все довольные и счастливые.
- А лошадка очень непростая, - завершил занятие Никулин, и я глубоко задумалась над тем, а не стоит ли мне обратить внимание на других лошадей на конюшне. Ведь из всего огромного многообразия Сергей выбрал мне именно Спутницу - тогда как вместо Габи вполне мог посадить на Кудесника или Эскадрона. Тренер поставил эксперимент - и он удался. Габи - это конечно хорошо, но может быть, пора идти дальше? Не знаю, честное слово. Буду над этим думать.
На фотографии Спутница под одним из наших тренеров