Хочу ещё!
Извольте
Старославянский город основала IX веке княгиня-пророчица Либуше около городка Мелник, там где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса (
трёх славянских братьев, основателей, соответственно Чехии, Польши и Руси. По одной из версий, три брата охотились вместе, но каждый из них решил пойти по своему направлению. Рус пошёл на восток. Чех продвинулся на запад на гору Řip, недалеко от Богемии, тогда как Лех пошёл на север, до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего своё гнездо. Он основал поселение Гнезно и выбрал белого орла в качестве своего герба. прим. Википедия)
Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиподами,— имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.
Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник — безголовый рыцарь — появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.
Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение.
Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.
Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными — внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан.
Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы — именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Вацлав принял страшную смерть, мало того, смерть от руки родного брата. Однако, умирая, успел поклясться, что будет хранить эту землю во все времена, если хотя бы один житель страны будет его помнить. С тех пор и до сего дня каждого третьего мальчика в стране называют Вацлавом. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии — их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими партизанами. Однако существовала еще одна корона, та которой Вацлав был коронован. Её, незадолго до смерти, он бросил во Влтаву, и сказал, что "пока корона покоится на дне реки страна будет жить спокойно, но бойтесь, если однажды она всплывёт, тогда даже я не смогу вас защитить."