но мне не нравится, что читатель не знает, что возможно в описываемом мире, поэтому находится в состоянии слепого котёнка. И, конечно, в любой момент может появиться "бог из машины".
В фантастике обычно изначально задаются "условия игры". Да, это - мир, непохожий на наш, но сразу же даны некоторые аксиомы этого мира, поэтому читатель вместе с героями может думать, как разрешить ту или иную ситуацию. В фэнтези же - чувство абсолютной беспомощности, т.к. произойти может всё, что угодно.
Для себя я разделяю фантастику и фэнтези совершенно иначе. Фантастика содержит строго научные идеи, просто еще не доказанные, не проверенные и не имеющие технического воплощения. При этом и автор, и читатели надеются и верят, что это временно. А вот лет через 50 или даже 30 это будет никакая не фантастика, а реальность. И "на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы".(с)
Фэнтези может содержать элементы по договоренности в нашем мире невозможные, например, магию. Но если нет никаких правил и произойти может все, что угодно, то автора на мыло. Независимо от жанра.
У Роулинг, которая пишет про магию, есть правила.
У Лукъяненко, который тоже местами про магию ("Дозоры") есть правила.
У Стругацких, Олдей и Дьяченко есть целые миры, каждый из которых живет по таким четким правилам, что любому читателю не составит труда их выучить и запросто прогнозировать что будет дальше.
Тут вспомнила слова Дюма, что "история для него гвоздь..." и так далее. Так вот на мой взгляд для хороших фантастических/фэнтезийный авторов все эти допущения - гвоздь, на который они вешают свои идеи на тему куда идет человечество и что будет если.
А еще появились авторы, которые очень талантливо и с большим уважением пародируют мэтров середины 20 века.