Наконец-то прочла роман "Пятеро" Владимира (Зеева) Жаботинского (не того, который был штангист, а который сионист).
Сколько собиралась, но всё забывала.
А на одной из последних краеведческих экскурсий мы были возле 5-й Одесской гимназии (теперь это один из корпусов Сельхозинститута) - там учились и Жаботинский, и Николай Корнейчук (который стал Корнеем Чуковским), и Валентин Катаев, и его брат Евгений Петров. И женщина, которая делала доклад, опять вспомнила об этом романе и сказала, что там есть и шестой герой - Одесса.
Пришла, нашла в интернете и читала до 3-х часов ночи, а потом утром дочитывала.
http://www.libok.net/writer/6023/kniga/25711/jabotinskiy_vladimir_zeev/pyatero/read/1
Видимо, сканировали с текста, отпечатанного с опечатками, но они почти не мешают читать. Другой вариант искать не стала.
Что особенно понравилось?
1) Как Жаботинский пишет о своей любви к Одессе: "Если б мне пришлось прожить ещё раз мою жизнь со всеми её несчастьями, я бы согласился, лишь бы жить в Одессе" (цитирую по памяти).
2) Как пишет о рыжих глинистых одесских берегах, о сочетании цвЕта глины и серо-зелёного цвЕта листвы диких маслин (так у нас называют лох серебристый).
3) Он задолго до Дины Рубиной написал о необходимости толерантности в многонациональном городе, смысл тот же, но несколько другими словами. А смысл в том, чтобы помнить всё время, что люди разные и с этим надо мириться, уважать эти различия. Злободневный пример: борьба с мусульманскими купальниками во Франции.
Реакция одессита на такой купальник = отсутствию реакции. Что на такой, что на голого человека на пляже (лишь бы не было детей тут, чтобы их не шокировать), что на девушку без лифчика от купальника, что на купающихся в одежде (было дело, кажется, в 2003 году, в страшную жару, мы ходили на море вечером, к темноте, и как-то пришли люди уже в возрасте, без купальников, так женщины купались в своих летних платьях).