Re: Чудо-юдо-рыба-кит Пауло
Зачем ап стену? Не надо ап стену, это не конструктивно
Правда, я тоже убьюсь. У меня сгорела... Физиогномия... Я даже уже не помню, когда я умудрялась сжечь себе ЛОБ, да еще до такой степени, что он зараза болииииииииит, ну ладно, эт я преувеличиваю канеш, но побаливает весьма и весьма явно. В общем, моя сущность по полной решила вылезти на всеобщее обозрение - тута глянула в зеркало, ндааааааа, только пятачок бы покруглей, и полное сходство. Красная вся как рак.
Так, ну и про Пауло.
Был день скорее работы в руках.
Лошадка номер раз, очень красивый серый конь. Номер два, второй красивый серый конь. И еще была Дезире в руках. И Брюс, но про него отдельно... А про первые три можно и вместе, т.к. показывали примерно похожие вещи.
Показывали переступания по вольту, в более свободном (человек постоянно отступает, ведя лошадь за собой по более-менее вольту) и более требовательном (человек отступает на миллиметры, стоя почти на месте, лошадь крутится как стрелка часов башкой к человеку) режиме. Как из этой уступки по кругу уйти на уступку по прямой. Уступку пытаться просить с не самым большим сгибанием.
Восхитила скорость его реакции... В тот момент, когда я начинала видеть, что кааааааааааажется, лошадь вроде бы начинает заваливать затылок - я одновременно видела, как Пауло уже ОТДАЕТ обратно повод, которым он уже скорректировал неверное намерение зверушки... Понятно, почему у него лошадь все делает ровненько, а у меня перемещается в режиме постоянной смены вываливания и вправления плеча.
Вываленное внешнее плечо, логично, правят контрплечом.
Показывали как лошадь выводится на траверс - контрплечом по стене по факту убрали от стены эту самую жО, и дальше плаааааааааавно из удобного лошади сгибания против движения переводим ее в сгибание по движению.
Вообще, поглядев, как Пауло работает в руках, у меня один вопрос - КАК он умудряется???? Обеспечить настолько стабильный повод и настолько стабильное касание хлыстом ровно в нужной точке и без паразитических прикосновений.
Интересно было про остановку - лошадь приучают, что сигнал к остановке - хлыст на круп. Т.к. лошадь при этом подводит задние ноги, ну и с седла можно дальше так же работать хлыстом, подтормаживая и одновременно подсобирая. Он показывал, как из боковых движений лошадь останавливается хорошо подставив зад.
Я ему задала вопрос - просто как человек, развлекавшийся малость попытками подобрать зад лошади чуток, его потушировав... В общем, с Чапой мы однозначно пришли к выводу, что этого делать лично мне не надо, точней можно, но ооооооочень редко. Т.к. он буквально вот на первые два-три туширования рефлекторно оседает в заду и подбирает его. Но мгновенно "тупится" на прикосновения к крупу сверху. Через месяц забудет - у тебя есть еще пара туширований. Т.е. вот четвертое, а тем более пятое - он уже стабильно игнорирует. Эффект неожиданности потерян, и все, он как угодно отреагирует на хлыст, только не подобрав зад. Вот я и спрашивала, если так останавливать коня - не затуплю ли я мгновенно смысл хлыст на крупе = осядь в бедре? Во-первых, мне сказали, что если конь хорошо останавливается на голос, то и чего я мучаюсь, ну и останавливайтесь на стой. Во-вторых, он сказал, что бывают лошади, которым сложно собраться (а Чапе ведь именно что сложно - он для начала трамвай трамвай, не лучшая конформация для выездки в ее классическом смыслы, а для продолжения трамвай с битыми суставами и оторванным тазом - что делает для него вдвойне сложней правильно сработать задом, чем для просто трамвая). Так вот, если лошади сложно подвести зад, и ты трогаешь ее хлыстом сверху - ты можешь получить обратную реакцию, парадоксальную - лошадь откинет зад еще дальше назад. Вот кстати это именно то, что у нас и выходило - он скорей расклячивался, чем собирался. И таким лошадям надо тушировать не там. Задняя нога - это набор углов, грубо говоря тушировать надо нижнюю сторону угла. Т.е. вот представьте себе этот зигзаг, от копыта и до таза... Когда лошадь стоит. И как работает эта самая нога, т.е. как углы сжимаются и становятся острее, когда лошадь сгибает ногу в бедре, в скакалке... Чтобы угол сжался, его надо похлопать снизу, а не сверху. Грубо говоря. Потому, что если у лошади нет природной предрасположенности собираться, она легко на похлопать сверху может наоборот раскрыть угол.
Про пользу переступаний задом вокруг переда - хи, вот я всегда знала, что есть люди как люди, а есть идиёть в моем лице. Догадайтесь, когда до кое-кого крайне умного :mrgreen: дошло, почему нам с Чапой полезно делать это упражнение? Точней, я думала, что полезно, иначе б не делала, но меня интересовало боковое движение задней ноги тут - поскольку в целом мы боковые не особо умеем, то на поворотах на заду и переду можно попытаться разработать конечности на движение вбок.
Кстати, когда глядели ... кажется Поди, да, и он делал похожую уступку под верхом, ее не стали делать, т.к. у него побаливала нога, и он хорошо подступал под себя внутренней (для сгибания) ногой, но плохо отводил в сторону внешнюю. А я вот балда ни разу не смотрела, насколько далеко идет внешняя, только смотрела, насколько хорошо идет внутренний зад. Правда, сегодня попробовала поглядеть - да счаззззз, три раза я там что-то увидела. Стоишь-то на стороне сгибания. И я ВООБЩЕ не вижу внешнюю ногу и куда и чего там...
Так вот, а польза упражнения оказывается вовсе и не только в этом. Даже в основном не в этом - внутренняя нога, подступая, выраженно опускает бедро вниз. И собственно, если добиться красивого переступания, то прям видно (если посмотреть таки туда), как таз лошади хорошо так качается право-лево относительно позвоночника. Учитывая Чапин недооторванный таз, наверное оно неплохо добиться именно оседания в бедре еще. Поглядела сегодня на него - нуууууууууу.... ээээээээээ.... Конечно, если очень пристально глядеть, я его увижу. Но у того серого, на котором показывали, конечно было видно в разы лучше. Теперь думаю, это потому, что издали и на не сильно высокой лошади или потому что Чапа действительно нифига не оседает в бедре. Вообще, обычно я разрешаю ему делать это упражнение с довольно низкой шеей, по логике мысля, чем ниже шея, тем по идее меньше лошади надо увести бедро вниз, дабы хорошо и далеко заступить под себя и вперед? В общем, планирую попроверять этот фифект в зависимости от рамки. Хотя кстати Пауло не требовал держать обязательно вот прям - высокую. Вполне себе хвалил и за выполнение упражнения на вытянутой вперед-вниз шее. Хотя может он за другое хвалил, а это просто игнорировал, т.к. другую ошибку правил...
Поглядели как лошадь ходит на вожжах... Его позиция - в руках ходим + боковые, и уже только потом вожжи, раньше рано. Для меня выглядит вполне логично - потому что раньше - смысла особо просто вроде как и нет. Девушка, которая работала коня на вожжах - сегодня уже сильно лучше разобралась, что и как, гипертрофированные команды стали намного "тише", лошадь пошел лучше чем вчера.
На вожжах лошадь в принципе не осаживают. Вопрос безопасности. Равно как не учат испанского шага до боковых, а левады до пиаффе - это к вопросу о последовательностях.
Стоит он спиной по ходу движения, т.е. в руках, выходит, всегда идет от лошади спиной назад.
Как сделать так, чтобы внешний повод, который у многих, и у меня в первую очередь, постоянно съезжает вперед, и уже не через холку перекинут, а чуть ли не из-за ушей свисает? Растягиваем руки на шпагат. В смысле дальше внешнюю руку, ближе к хвосту держим и все. (Хихи, ну так просто - в теории, и желательно когда делает кто-то другой, и желательно Пауло - у него это прям так органично выходит, как дышать - кажется, что человек вообще не напрягается, ну так, стоит себе и как-то вот все у него... Кстати, как и под верхом - как когда глядишь на хорошего всадника, кажется, что ну вот он просто сидит и вааааааще ничо не делает, выглядит - ну вот любой возмьмет да сядет, чего сложного-то... Так и в руках - ну вот да, задняя рука далеко, стабильно, держит постоянно нужный контакт, стабильна, еще и хлыстом работает очень четко... А выглядит ну настолько просто в его исполнении, что прям как будто это естественно и без усилий обретаемая поза рядом с лошадью).
Отдельно про вожжи Брюса. Ооооо, вот смотреть на Ольгу, это всегда отдельное удовольствие... Первую часть, где были боковые, вольты и прямые в самых разных сочетаниях - ну ооооооочень красиво. Прям как картинка из учебника временами передо мной вышагивала. Работали ну вот как он прошлый день показывал, на коротких вожжах, руки работают на крупе. По кругу по стенке человек чуть внутри, на плече вроде тоже, траверс и принимание - внутренняя вожжа перекидывается через круп, кладется на спину, человек уходит наружу и идет снаружи сгибания.
Ходить надо как на параде - гордо и прямо выпрямившись, большими шагами, да, но не падая вперед. (Прям словами Хемпфлинга, хы). Бедная Ольга на солнце долго на параде не продержалась, и Брюса забрал сам Пауло. Там они ставили пассаж и пиаффе, честно говоря, для меня это была такая высшая математика, что я особо не глядела даже именно на работу. Ему пытались повыше поднять передние ноги в пассаж (вместо чего он выдавал испанскую рысь). Из проб пиаффе часто уходил в леваду. Брюс нервничал, иногда подкидывал попой, а один раз даже отбил на хлыст, попав по Пауло. Среагировал он кстати очень мягко, наказывал фактически просто прикрикнув, такое ощущение, что скорей своей энергетикой, чем физическим воздействием. Брюс по этому поводу кстати весьма себя после каждого наказания нервно вел первое время - кажется чуть тронь, и улетит... В очередной раз порадовалась Чапиной психике - все ж это весьма хорошо, когда лошадь не планирует нервничать по поводу наказания вааааааааще. В смысле он совершенно спокойно совершенно прицельно по тебе шандарахнет, дальше огребет по самое нимагу (не как от Пауло, а за прилетевшее копыто в Чапу ой что только не летало), и... через секунду совершенно спокойно продолжит делать то, что мы делали, вообще не вспоминая, что ну вот только что, да кааааак прилетело. Получается этакий краткий обмен мнениями. Дурак - сам дурак - ну так, на чем мы остановились то? Наверное, если б он реагировал как Брюс, мне было б очень сложно.
Ах да, на португальском можно очень красиво высказать лошади все, что ты о нем думаешь, когда он хочет тебя убить случайно. Мелодичный язык)))))
К вопросу о языке кстати. Пауло в руках очень много работает голосом. Постоянно подсказывает \ хвалит \ говорит, что не, не оно. Много голосовых команд. Хи, он даже говорил лошади что-то в духе нет, плечо внутрь, плечо внутрь... Кстати ну а что, выучивают же они допустим команды для всех аллюров, тише или шире, прими, назад, гнись и кучу других слов... Почему бы им допустим не смочь различить плечо внутрь и траверс...))))
Из верховых поглядела два занятия. Вороная кобыла с всадницей, которые были вчера. Мне показалось, что в плане свободы повода заметен был прогресс. Запомнила контр-галоп, который очень сильно улучшили, насколько я поняла, в первую очередь за счет того, что дали лошади более свободно идти вперед, плюс выпрямили, меньше сгибали, ей было проще. Если первые попытки контргалопа выглядели очень натужно, с каким-то боковым смещением, и очень трудно для лошади, то под конец это уже было такое плавное красивое движение, легкое.
Задавали вопрос под какую диагональ облегчаться в повороте. Немцы - встаем когда передняя внутренняя идет вперед, т.е. встаем под внешний зад и садимся под внутренний. Объяснение - садясь, можно лучше дослать, а дослать надо именно внутренний зад в поворот. Он и в Вене - наоборот. Надо облегчить лошади работу, т.к. внешней передней ноге надо пройти больше расстояния, чем внутренней, плюс внутренний зад и так несет большую нагрузку. ИтоГО надо эту диагональ лошади облегчить. А надо ли досылать сильней? Вопрос философии, надо облегчить задачу пойти вперед и предложить это сделать, либо подумать, как эффективней пропхнуть вперед.
Выбор диагонали по ветеринарным соображениям тоже имеет право на жизнь.
Кстати, я под разные диагонали еду, и на Чапе замечала, что да, когда я еду загружая внешний зад, лошадь идет сильно выпрямленней, не валится в поворот... Но повернуть мне его сложнее, у нас выходят более пологие длинные траектории. Когда еду, загружая внутренний зад, мне проще его свернуть чисто физически, проще резко, по маленькому радиусу, но при этом он валится внутрь намного сильней.
Еще поглядела Поди. Было очень интересно, т.к. ему успокаивали и устаканивали рысь и галоп (он что-то вышел сильно заведенный работать). Как раз наша с Чапой проблема. Пробовали брать и отдавать поочередно разные поводья. Ну и разные траектории, посадка и т.п.
Из еще вопросов помню про косу - почему ее доплетают не до самого конца, а где-то на пару ладоней оставляется гривы ближе к холке. Чтобы лошадь могла работать шеей, т.е. если надо, то две косы, иначе он не сможет вытянуться.
Лошадь не делает менку в воздухе, хотя отлично меняет простую менку через шаг (4,3,2,1,0 шагов, но не в воздухе). Либо двинуть сильней и шире. Либо он еще делает менку с галопа на контргалоп в режиме вышли на плечо на галопе, идем плечом и меняем на контр. В этом случае лошади некуда откинуть зад, и она привыкает менять в этом плане стабильно.
ЖерЭбцы сильно нервничающие - строже, капцунг, дабы можно было поддернуть в случае опасности, не боясь за рот особо.
Рассказывал еще, как он занимается ... Что старается по максимуму сделать то, что в состоянии понять человек. Думает, что невозможно поправить все и одновременно, и надо в рамках вот таких вот клиник сосредотачиваться на чем-то, на чем реально учитывая возможности пары. И часто он не правит ошибки, т.к. считает, что в данный момент просто не выйдет, либо есть более серьезная вещь, которую он считает поправить приоритетней.
В общем и целом, очень понравился семинар, какие молодцы организаторы - и Оля, что вообще все это получилось, и Воля, предоставившая место, и почти-бессменный переводчик Тамара. Хочется повторения))) Пауло как тренер мне понравился очень. Как берейтор - ваапче молчу, правильно вот сказали, что это как сходить в музей... Действительно, наблюдать такую работу - это как сходить в музей полюбоваться каким-то полотном... Он кстати сказал, что считает важным не только научить что-то такое вот делать, типа тяните тут толкайте там. А объяснить, зачем и почему именно так. А еще важней донести философию работы и отношения к лошади, сам стиль работы с лошадью. Вот тут - как же и правда хочется видеть именно такой, тот самый стиль работы с лошадью....
Поехали дальше до своих... Нда. Сегодня явно какой-то подозрительный день.
Началось все с Вога. Вог (!!!!!!!!!!!!!!!!!!) засунул бошку промеж запястий, и радостно проскОкал галопом, не делая конечно вышибания спиной на каждый темп, но явственно его обозначая. Поинтересовалась, где сдохло стадо слонов и куда катится этот мир, если дисциплинированнейшее животное Вжик начинает показывать, что он спиной кидает????
Дальше Вжик меня перестал интересовать, т.к. Шапочко начал движение рысью со странных перемещений во времени и пространстве, по результату которых мне показалось, что мы прыгнули 80 - за одной небольшой незадачей - барьеров на плацу не было, и приземлились не на перед. Оказалось, не казалось, оно и правда после некоторого шебуршания вылетело вверх с четырех ног на полметра. Выслушал все, что я о нем думаю, и поехали.
Все было как-то слишком быстро, хотел лететь, впирался в руку (сколько уже я его с руки не скидывала, даже не помню когда последний раз ложился, однако же вот прилег полежать). Естессно на такой скорости особо хорошо наша "гнутельная" часть не вышла, хотя пока меня еще сам факт, что мы перемещаемся по ТАКОЙ траектории, радует настолько, что мне честно говоря глубоко фиолетово, что не слышит лошадь мое внутреннее колено периодами.
Галопчег наш стартовал с такой же милой серии выпрыгов вверх на всех четырех ногах...
Вот ить свинтус, а не лошадь. Лечишь ему задние ноги, лечишь, а этот ... хм... свинтус, ага. На них приземляется. Ну блин, выпрыгнул ты, ну приземляйся на переда, зараза!!!!
На галопе я сначала уже почти было попросила опустить голову, но вовремя поняла, какую глобальную ошибку я сейчас совершу, так что нашу аж целую почти минуту галопа мы скакали с гордо задранной башкой.
Кстати, я и на рыси не давала уж слишком низко нырять. И - бинго - он НЕ отключил вообще нафик спину, когда я подняла его повыше низкой рамки, еще вот чуть-чуть, и рабочая может быть была бы.... Т.е. не то чтобы он ей работал конечно... Но у него бывает такое, когда шевеления в спине не чувствуешь вообще, она зажата в камень. А бывает, когда он таки шевелит мышцами спины под попой. Вот раньше его надо было очень сильно вниз вытянуть, чтобы это шевеление мышц появилось. А тут - йолки, я ему почти до горизонали подняла шею, а шевеление наше осталось))))
Решаю вопрос шенкеля. У меня Шапо начал дуться на двойной шенкель, в смысле работу двумя шенкелями сразу. Т.е. просьбу одной ногой (или одной так, другой иначе) он легко понимает и выполняет. А вот посыл с двух ног - его бесит. Он надувается и замедляется. При этом дело не в том, что не может сделать - с голоса он выполняет эту команду идеально. Спрашивала кстати Пауло - они оооооооооооочень медленно приучают к переведению команд с земли на команды под верхом. И объясняют все на боковых и прочая...
Вспомнила сегодня Галю, попробовала еще больше облегчить посыл. В смысле работать не на посильней, а на - много раз... М. Ему так проще. Т.е. на похлопывание ногами по бокам он спокойно и не бычась идет вперед. Т.е. ему получается неприятно, когда я прижимаю свою плотно лежащую по боку ногу.... Вопрос только что делать-то. Я легонько похлопать могу пока только потеряв нафик правильное положение ноги. Мне сложно держать ее даже не то что правильно, а хотя бы поближе к правильному... А тут она вообще уползает куда угодно... Наверное, когда-нибудь я смогу настолько привыкнуть, что уже буду сидеть и нога сама по себе будет так лежать ,и я смогу ей расслабленно похлопать не теряя посадки... Но пока я не могу, я могу только прижать шенкель. А ему - не нравится... В задумчивости, что делать. Наверное тоже пойду убьюсь ап стену.