Чудо-юдо энд Ко :)

  • Автор темы Автор темы B-veter
  • Дата начала Дата начала
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Пауло

Ань, я серпом за 7-10 минут полный мешок нарезаю. Утрамбованный. По мне, так нормальная производительность. :roll: Но трава у нас, и правда, уже высокая. Такую руками рвать нереально.
А я до сих пор так бабулек с Евровидения и не посмотрела. Опасаюсь получить культурный шок... :mrgreen:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Пауло

Евровидение евровидением... А вот и снова я :mrgreen:
Траву уже почти морально настроилась пойти попробовать порезать серпом... Если поутру приеду, когда получится Чапу отпустить пастись в поле.
Так.
1. Бредбери ((((( Хотя это была долгая и насыщенная жизнь.
2. Ну и из достижений. Я жива :mrgreen: Что меня уже прям даже удивляет :lol: Потому как за последние два дня меня дважды вознамерились протаранить. Сегодня еще ничего страшного, вылетел джип на встречку обгонять в закрытом повороте грузовик... Ну а на встречке собсна я. А вот вчера примерно так же, тоже жЫп и тоже в самом конце горки (т.е. мы друг друга не видели до последнего) рванул опять же на встречку. А там... Опять блин я :mrgreen: Повезло что не на своей машине была, т.к. убралась я в итоге с дороги нахрен на обочину, и благодаря машинке даже без последствий. Боюсь что на своей машинке этот маневр был бы проделан тоже (жить то хоцца), но закончился бы куда печальней.
Про Чапу. Я люблю свою лошадку (если я его не простудила и не буду вскорости лечить ему воспаление легких, заработанное по дурости хозяйки). Это я его так "удачно" помыла. В жару и солнце. Что к моменту домывки хлынул ливень, и сохли мы черт знает сколько времени... А все почему? Все потому, что я его не опознала. Гляжу с парковки - ну нет серой лошади. Нет. Гнедые все. Иду в денник - тоже нет... Удивилась... Вылезаю в леваду. А ну так чего ж, усе правильно, Чапа сегодня у нас просто гнедая лошадь. В общем, я не знаю, каким образом это чудо в перьях устроило себе корку глины по всем бокам, шее, и даже морде... Но он у меня талантлив. Я решила, что в чистке я как-то менее талантлива, ну и мы решили мыцца. Неудачно...
Зато он в очередной раз впечатлил меня своей психикой. Потому как... Там насос забился и на мойке была одна громадная лужа. На которую он вытаращил глазья и сказал ууууууууууужас. За минуты три решил, что не такой и ужас, и дальше стоял и мылся, и даже по моей особо настойчивой просьбе зашел в нее задними ногами. До него коник увидев лужу сделал ТАКИЕ глаза, что в общем его два человека в итоге мыли и не то чтобы очень хорошо он там стоял. А Чапочка молодец, Чапочка знает, что хозяйку нервировать низзя)))
Раскроил себе ногу, теперь сижу думаю чего больше бояться. Воспаления или трещины - раскроил сняв копытный рог нафик от венчика четко посередине вниз, такой полосой наверное сантиметр шириной и длиной сантиметра 4. Или уже сразу не мелочиться и бояться повреждения сосочков и вечной и незарастающей трещины.... ?...
А еще у меня очень очень очень хорошая и умная лошадь. В отличие от меня. Потому как в воскресенье мы тута... Я точней тута. Отчебучила. У меня чомбур. Связанный из лишней веревочки. И вот пока он был только связанный, все было ок, когда чуток подрастянулся, стал в одном месте расходиться петлей. Я все на нее смотрела смотрела и думала, что может ногой туда попасть, и надо переделать... Ну в общем, как оно видимо для меня уже традиционно, дождалась блин. Приехала к Шапо, и по поводу того, что я болею и у меня температура, решила что пора передавать роль вьючного животного кому-нить пожирней и пошустрей. Связала два мешка с травой нарванной - и думаю дай перекину через спину, пущай домой тащит. Ну Чапа канеш глаза потаращил на мешки, но мол и ладно, фик с вами. И... Естессно, именно в этот момент он попал в эту петлю ногой, так, что от чуть выше запястья (докуда проскочил чомбур) и до подбородка примерно сантиметров 40 или даже меньше, в общем, нога хорошо так притянута к подбородку. И тут еще эти мешки, которые секунды три как лежат на спине, и вызывают подозрения. В общем, запсиховал, естессно это не то натяжение, чтобы полетел карабин, встать не может, голову конечно опустить не догадается... Я вокруг прыгаю со стооооооооооооооооой, в общем без надежды особой на успех. Скинул таки мешки, дернулся еще пару раз - и замер. Распутала его срочно, поглядела на ногу, насколько сильно хромает и т.п. (конечно ногу поджег, но не критично). Выдохнула, думаю ну гениальная у меня лошадь, он ведь по команде остановился и замер!!!
Дальше было больше. Ну думаю теперь он точно к мешкам на пушечный выстрел не подойдет. Ога блин. Ну подул ноздри полминуты. Дальше за минуту навьючились и донес куда прошено...
В общем, как говорила Сьюзан, есть конечно лошади, с которыми можно делать ошибки. И они как-то сами справляются с ситуацией и находят правильный выход. А есть такие, которые сами справиться уже не смогут. Так вот, мне досталась лошадь, которая не то что прощает ошибки, она прощает ппц какие ошибки. И вот как-то там сам соображает и выкручивается из ситуации... В которую по хорошему изначально не должен был бы попасть.

Ну и наконец - Сьюзан. Которая вот эта самая Сьюзан.

Кстати, на ролик я теперь смотрю совершенно другими глазами.
Так вот, мне невероятно повезло провести три дня из пятидневного семинара Сьюзан на конюшне Стеллы, и кажется это самое интересное, что мне удавалось увидеть в моей конной жизни... Так что дальше будет многабукафффф, потому как впечатлений просто какое-то дикое количество, правда, мозг все еще отказывается переключаться обратно в штатный режим... И хоть как-то постараться напрячься... Потому как три дня от и до не отрываясь наблюдать за интереснейшими вещами - это конечно очень и очень здорово, но примерно настолько же и сложно. Мозг говорит о том, что он ваащет вскипел уже на второй-третьей лошади, но оторваться и уйти - невозможно, потому что интереснааааааааа.... Сегодня случайно выдала какую-то фразу Чапе, долго анализировала, откуда это смутное ощущение, что что-то я не то сделала. Потом доперло, что я с Чапой на инглише заговорила :mrgreen: И тут Птибурдуков заговорил пятистопным ямбом :mrgreen: В общем, да, видимо ближайшее время буду сидеть, вспоминать и обдумывать. И пробовать. И стараться говорить на русском))))
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Раскроил себе ногу, теперь сижу думаю чего больше бояться. Воспаления или трещины - раскроил сняв копытный рог нафик от венчика четко посередине вниз, такой полосой наверное сантиметр шириной и длиной сантиметра 4.

Как это его угораздило? Ммм... неужели он внутренние ресурсы организма по развлечению хозяйки исчерпал, и теперь на внешние переходит? :wink:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Аньк, ты там аккуратней рули, что-то нездоровое :roll:
Чапик мегамозг! :)
Не болейте там!
И жду, нет ЖДУ отчет, надеюсь с картинками и так подробно, как кроме тебя разве что АнютаМ бы написала :lol:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

А вот меня тоже весьма интересует... Как... И параллельно с этим теперь интересует другие как- ну например, как кладется искусственный копытный рог :mrgreen:

Так, ну начну наверное от общего впечатления от семинара.
Шел он пять дней. Я смогла быть на первом, третьем и четвертом (и до сих пор страдаю по поводу второго - там была масса интересного, и по поводу пятого - там обещалась масса интересного). Вообще все было очень разнообразно - за три дня я бы сказала что практически ничего не повторялось. То есть те же люди, те же лошади, но работали над совершенно разными вещами, и в общем пропущенные дни жаль...
Организация очень понравилась - удобное место таки конюшня Стеллы))) Надо - плац, надо - манеж, надо - походим по дорожкам, надо - пойдем в поле... Большая часть занятий была в манеже, и много на плацу - но было и в чистом поле, и было просто на дорожках на территории. Была и теория, но к сожалению я ее пропустила. Хотя потом повезло увидеть это на практике.
Чудная беседочка с чаем (который кажется я весь выхлебала в первый день :mrgreen: потому как приперлась с температурой под вопросом, мерзла и решила по этому поводу играть в аквариум). Еще были куртки на всех желающих и прочие приятные мелочи для слушателей. Лавочки, которые носили туда сюда, смотря где работали... Гы гы, кое-кому надо худеть))) Потому что я таки сломала Стелле лавочку))) Точней была в числе сломавших))) Под которыми в один прекрасный момент она просто взяла и тупо сложилась)))) Так что и мы поразвлекали аудиторию, угу. Хорошо, что сломалась она не навсегда, и ее починили.
Ну и конечно лошади - всегда приятно смотреть занятия с довольными, холеными, жизнерадостными зверушками.
Сьюзан понравилась невероятно.
Чувство лошади впечатляет. Я не знаю, каким местом она это делает... Но она всегда мало того что предвидит, что сделает лошадь, когда на нее смотрит... Она это как-то знает, даже стоя к ней спиной. Когда она работала лошадь, она не редко поворачивалась спиной к ней. Что не мешало ей понимать, допустим, поднимется ли она сейчас в рысь (КАК??????? КАК можно это понять, стоя к лошади ЗАТЫЛКОМ?????).
Когда занимались другие, ее осторожные реплики из серии "ммммм... как-то не нравится мне выражение его глаз \ ноздри" обычно еще до перевода (или сразу после перевода) заканчивались каким-то упсом со стороны лошади.
Работоспособность впечатляет еще больше - учитывая, что все перерывы на нее налетали с вопросами, и она успела поглядеть на все, что ей привезли показать (очень жалею, что не была в числе тех, кому было что показывать), ответить на все вопросы, причем все одинаково заинтересованно и сконцентрированно... И по девять лошадей в день. Можно считать 12 часов. Ну чуть меньше. И все это одинаково собранно, одинаково внимательно и по делу... Поразительно.
Оптимизм - очень приятно, люблю таких позитивных людей. Все отлично. Если вы не знали. Даже то, что плохо - это тоже хорошо, даже замечательно, это ведь такой шанс!!! Вот что бы вы делали, если б ваша лошадь идеально себя вела? Да скучали бы. А тут - редкая возможность укрепить доверие лошади, либо научить лошадь большему уважению - видите, это же просто прекрасно, что лошадь (с квадратными глазами подорвала, не желает даже видеть вальтрап, делает вид, что она в упор не понимает ну и т.п.). Очень хорошо, прекрасно.
Ах да, и у вас конкретно - тоже все будет хорошо. Вы тоже научитесь чувствовать лошадь, надо только попрактиковаться. И это тоже получится, вот сделаете раз-два-три и выйдет. Ах, вы допустили ошибку и спрашиваете, можно ли ее исправить? Ну конечно же можно, сейчас будем исправлять. Что характерно - ни одного раза на ее лице не промелькнуло выражения "и сколько ж можно отвечать на идиотские вопросы". Найти, что хорошо получается, даже когда ничего не получается - тоже не вопрос, где-то всегда молодцы, от чего-то всегда можно плясать. Такое полностью позитивное отношение, в общем.
Энергия кажется бесконечная (хихи, после того, как она разбиралась с кобылой, наверное минут 20 бегая по манежу со скоростью почти кобыльего галопа диагоналями и прочими сложными фигурами, я спросила, и как она себя чувствует после столько бега? Потому как я наверное сдохла бы после парочки таких диагоналей. На что она улыбнулась, как всегда сказала что а все отлично, она так часто делает, она вааще по этому поводу не устала. Достала сигарету и сказала - вот поэтому я и курю. Иначе я была бы слишком здоровой))))))).
Желание таки объяснить, донести, показать... И чтобы таки ПОНЯЛИ)))) Еще и проверить, точно ли поняли.
В общем, сама она совершенно обаятельный и приятный человек. И - поразительно - но занимается ровно тем , чем хотелось бы лично мне! То есть именно что в идеале - хотелось бы прийти целиком туда (а не кусочком - грубо говоря, хотелось бы такой же легкости допустим в управлении, или такой же чуткости на корде, или такого же баланса под верхом). Поэтому - интересно было действительно все, а не тот конкретный кусок, который хочется утащить себе с конем.
Оказалось неожиданно, что не такую уж и фигню мы делали - в попытках сложить все это самостоятельно. Многое из того, что сложилось, оказывается сложилось нормально. Многое из того, что я последнее время безуспешно пыталась сложить - оказывается давно и легко можно было сделать проще и лучше.
Насколько выразителен ее язык тела - это отдельный вопрос. И богатая мимика. И очень выразительная речь. Она так мастерски показывала эмоции или мысли лошади буквально выражением лица или парой звуков, что это было куда наглядней, если бы рассказывали словами.
Было очень интересно сравнить ее и других людей, которые вроде как пытаются сделать то же самое, и довольно похоже делают в смысле телодвижений... Но насколько же по-разному читается со стороны! Просто вот в позе и движениях человека ты видишь - вот она расстроилась, что не выходит... не верит, что получится... устала и не хочет больше... теряет терпение и почти подгоняет лошадь... И на фоне всего этого Сьюзан - всегда четко и чисто, без "шума" движений, и главное - всегда доброжелательно к лошади (действительно всегда, даже когда лошадь делает гадость). Всегда ровно, всегда уверенно, всегда так, что даже я читаю - она собирается действительно получить это от лошади. А не думает, выйдет ли, получится ли, и сколько еще надо пробовать перед тем, как решить, что не выходит. Всегда давая лошади ее время, ни разу не появилось даже ощущения, что она куда-то там зачем-то хочет что-то сделать побыстрей. Даже тогда, когда мне кажется у меня оно бы не то что появилось, оно бы расцвело пышным цветом.
И главное это все читается именно в микро-движениях каких-то, то есть делают люди довольно похожие вещи. Только разные мысли делают эти похожие вещи совершенно разно выглядящими, именно на уровне энергетики что ли...
Как изменились лошади - это отдельная история. Ощущение, что прошли месяцы работы, а прошел час... Ну или несколько... Притом, что она таки может одновременно и мягко, и требовательно - т.е. неуважения к себе не допускает (не на словах, а реально не позволяет лошади). И при этом ни разу она этой самой лошади не то что не ударила, даже не нагрубила.
Общий настрой вообще - вы играете. Все это игра. Лошадь не успела среагировать? О, тогда вы можете сделать тык - вы заработали очко! Успела? Йех, не заработали. В итоге даже тот же досыл хлыстиком (ну там не хлыстик, а удобная палочка с веревкой, типа мини бича) - он воспринимается вообще иначе, и со стороны, и - лошадью самой. Лошади тоже с ней - играют. По ним это видно. Они не спасаются от сильного давления (типа я знаю, что если я не сделаю, мне будет весьма хреново, поэтому я сделаю). Они как-то вот загадочно включаются в игру, и зарабатывают свои очки, пробуя успеть до "тык". И этот настрой - он действительно всегда. Как минимум у нее. И лошадь неизбежно включается в игру. Даже если изначально думала о чем угодно, только не об этом.
Еще одна красивая метафора во взаимодействии - вы танцуете. Вы же не можете танцевать, если ваш партнер не хочет танцевать? Это будет не танец. Всегда улыбка, всегда игра, всегда радостное внимание к лошади. Йех, вот это ощущение, с которым она работает лошадей - наверное самое ценное, что я вынесла с семинара. Главное попытаться его сохранить как-то, хотя бы воспоминание, и ну может не всегда, но хотя бы часто стараться именно так настроиться... Жаль, что словами не передать, впрочем как и картинками тоже. Причем, видимо, это нельзя увидеть на показательных видео (кстати, видео ее теперь я смотрю СОВЕРШЕННО иными глазами). Или прочитать допустим в книге, если бы такая у нее была (и очень жаль, что ее нет). Наверное, это надо именно что днями наблюдать живую работу.
В общем, видеть ее работу - это большое удовольствие, и ценно не мелочами и какими-то конкретными советами, сколько - в целом - увидеть настрой, отношение, увидеть энергетику, увидеть реакции на неожиданные или не самые приятные действия лошади... А точней, увидеть, что таки МОЖНО сохранить тот самый настрой.
Конечно, была еще куча и каких-то полезных мелочей, некоторые нам уже успели помочь, я вот тут буквально за две минуты например наконец договорилась с конем про вольт с обратным постановлением - а не могла договориться с год!!! Но это второстепенно (хотя тоже весьма полезно). По сравнению с ее отношением - игра, танец, разговор... Вот это действительно уникально. И сложнопередаваемо.
Очень понравилось то, что это то самое сочетание, которое я всегда хотела - свобода \ с земли \ под верхом. Потому как шикарнейших тренеров верховой езды (включая подготовку к ней с земли) я встречала. Но вот чтобы был такой же интерес к свободе - это первый раз. И что интересно, у нее именно что система, внятно, четко, понятно, все коррелирует друг с другом, дополняет и развивает. На самом деле, где-то в глубине души я пытаюсь для себя как-то вот примерно то же самое сложить, тащишь к себе кусочки того, что нравится, видя в голове общую картинку. И поглядеть на человека, который мало того что давно сложил, у него и лошади, и опыт, и чувство лошади... Архиинтересно и полезно.
Кстати, постоянно сравнивала ее с Хемпфлингом - в конце концов, это единственная похожая знакомая мне система, когда человек равно заинтересован охватить все формы общения с лошадью, от прогулки до пиаффе под верхом. И мы пытались с Чапой нечто похожее воспроизвести (ну потому, что собсна когда равно интересны все варианты работы, выбирать особо не из кого). У Сьюзан весьма похоже, по принципам базовым так вообще один в один. Некоторые же команды, позиции относительно лошади и т.п. при этом различаются. То есть это какие-то близкие языки, но разные. И очень удачно оказалось, что видимо интуитивно мне было ближе именно то, как работает Сьюзан. Потому как то, с чем я упорно и долго билась, пытаясь воспроизвести вариант Хемфлинга (и отказалась в итоге, потому что ну не могу я вот конкретно так, вообще не могу). Оказывается, можно и иначе, можно так, как мне удобно, более того, есть некоторые бонусы, которые можно извлечь именно из такой манеры, просто я их не видела в упор (ну потому, что считала, что это вообще глобально ошибочно).
Что интересно, оба они не допускают никаких расхождений в требованиях к мыслям, к состоянию человека, к его поведению. Оба строят общение на естественных реакциях лошади. Но при этом немного разными знаками, поэтому одинаковые цели достигаются иногда с разных сторон. Выходит, что дорога может быть разная, и язык общения может быть чуть другой, и фигуры танца различаться могут... А вот настрой человека - один в один просто. Никаких девиаций. Это основное, и (судя по тому, что я видела) - самое сложное для любителя, наверное.
Ну и немного не про Сьюзан - очень понравилось, как работала Стелла, Маша. У них мне тоже было чему поучиться. Хотя у них-о я надеюсь еще будет - я ж наглый, я ж в гости еще хочу :mrgreen:
Познакомилась с интересными людьми - туда приезжали гости не только из Москвы и МО, но из Питера, из Екатеринбурга.
В общем, для меня семинар удался на 110%.
Как появится время, буду видимо вспоминать про работу с конкретными лошадьми и проблемами.

УПД. Тань, отчет будет, просто он ... будет... долго и мучительно)))) А картинок у меня к сожалению нет. Точней у меня есть куча довольно смазанных телефонных фото, где кроме меня никто ничего и не поймет, поэтому в них никакой ценности нет. А вот картинки красивые можно кстати поглядеть в Стеллином дневнике - туда вроде много всего повыкладывали уже.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Аньк, давай еще рассказов про семинар! оч.интересно!

кстати, вот тебе, и правда, реально удобно рвать траву руками? что-то я как-то не так рву, наверное. прямо ужас-ужас, как мне не нравится руками. серпа нет. косы нет. косилки нет. эх...
в прошлый раз притащила огроменные ножницы, и ими быстренько нарезала 2 пакета.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Спасибо за такой подробный отчет! Я вот с работой Сюзан Лохан вообще не была знакома до сегодняшнего дня. Видео в интернете у нее не очень информативные(ну, мне так кажется). Но вот после того как почитала отзывы после семинара появилось желание попасть на такое мероприятие и посмотреть. И концепция очень нравится, взаимоотношения через игру. Но пока что это для меня недостижимый идеал, я даже не представляю с какой стороны к этому подойти. А видео с семинара случайно не будет? Может его можно будет у кого-нибудь приобрести?
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Ань, давай уже подробности, я же уже лопаюсь от любопытства, то что ты в восторге мы уже поняли :lol:
А ссылочкой на дневник Стеллы не поделишься? И тоже интересует видеоряд :)
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Ой как интересно! :) Да уж, самое сложное - сохранять настрой, чтобы продолжительное время и в разных ситуациях.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Ань, пиши-пиши! ооочень интересно! :)
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Траву руками... Ну... довольно удобно. Кстати, в итоге она выходит - травинка к травинке, т.е. мешок нарванный и мешок накошенный - это немного разная трава, рву я только те растения и те части растений, которые у меня конь ест. Но т.к. пока серп не попробовала - то сравнивать не с чем :)
Ой, отчет видимо будет уже не сегодня дальше... Но будет)))

Видео у нее вообще, как оказалось, нет как таковых. Т.е. то, что выложено, это как бы немного снято где-то в начале работы, и специально она этим не занимается. Т.е. не делает особо ни обучающих видео, ни книжек, ничего такого. Поэтому познакомиться, действительно, удалось только на семинаре.
Видео не будет 100%, т.к. Сьюзан просила всех тех, кто снимал, не публиковать видео, а Стелла просила в т.ч. его никому не передавать, потому как за другого человека отвечать вряд ли можно. Но я б не сильно расстраивалась, т.к. увидеть на видео что-то можно было бы, только если бы это было профессионально сделанное и качественно смонотированное видео. А снимали любительски и куски для себя - это точно так же ИМХО мало передает атмосферу и работу, как мои смазанные фото. Т.е. для меня конкретно они как узелки на память, да, но тому, кто не видел вживую всей картины, они ничего не дадут, т.к. они только чтобы вспомнить что было, а если вспоминать нечего, то там особо и не увидишь...

Танько, подробности будут, чесслово, просто времени очень мало. Ссылку не найду сейчас, но ник Стеллалео (латинскими), название Мечты сбываются! Он сейчас должен где-то быть на первых страницах (мы туда массово пишем отзывы).

Анюта М - сорри, не успела ответить, т.к. письмо с телефона читала. Да, отчет вот он ... начался)))) По мере времени буду дописывать дальше.
И даааааааааа, вот это меня и поразило, как она это может вообще, ни разу ничто ее не сбило за все это время, не отвлекло, ничего такого... Для меня откуда-то из области фантастики просто, точней у меня иногда случается такая удача, что получается вот так вот сосредоточиться на лошади и на игре с ней... Но это так редко... И так легко разрушаемо...

Жень, напишу))))
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Сьюзан. В общем и целом, наверное, то, что я напишу дальше, уже намного менее важно было лично мне – потому как ощущение от работы, от подхода имхо самое ценное, что было на семинаре. Вот это совершенно ничем не разрушаемое спокойствие, четкость, уверенность, и такой… доброжелательный интерес к лошади, но без фанатизма (в смысле иногда складывается ощущение, что человек вокруг лошади прыгает кругами, а лошадь снисходительно принимает оказанное ей внимание – вот тут это совершенно не тот случай).
Терпение – сколько раз замечала – что первое объяснение оно такое же, как второе, и как третье, и сто двадцать третье. Не в плане способов (как раз это может меняться, допустим я могу попробовать сказать чуть иначе для людей, или чуть четче для лошадей). А в плане общего настроя. Не было такого, что первый раз спокойно, второй и третий тоже, дальше на пятый уже видно, что человек внутри тихонько закипает, и хотя еще не делает ничего такого «наружу», но уже кипение это ощущается на уровне эмоций…. А в самых неприятных случаях это потом доходит у некоторых людей до «ааааааааааа, сволочь тупая, да какого ж черта, да это ж так просто, щаааааааа я выбью из тебя правильное движение».
Иногда, надо сказать, этот некоторый людь – это я и есть, если мне кое-как удалось наверное справиться в процессе работы с желанием прибить непонимающее в сто двадцать второй раз понятнейшее (с моей точки зрения) объяснение животное… Ну т.е. вроде как еще не занимаешься воспитанием секцией от забора, но уже орешь на лошадь командами и злишься – уже давно такого не вспоминается… А вот в процессе ежедневного общения – регулярно все еще выскакивает, вот буквально полгода назад кажется писала в дневнике, как чуть не прибила коня, который чуть не сломал мне ногу. А на днях шипела на него, когда он забодал уже выдергивать из рук чомбур при пастьбе – очень надо сказать раздраженно шипела.
Вот конечно этим умением Сьюзан не раздражаться, не расстраиваться – я просто любовалась эти дни. Особенно это было видно зачастую на контрасте, т.к. не все видимо достигли таких высот дзен, и иногда по человеку было видно, что допустим его нервирует вот это конкретное непослушание или там якобы непонимание лошади. В элементарном. Оно даже ничем не проявляется (в моем то случае еще и проявляется – помнится за чуть не сломанную ногу Чапо выхватил люлей, а мое раздраженное фырканье из серии да когда ж ты заразо постоишь спокойно – в несколько более резкой работе кордой и злобных воплях голосом). Но даже когда внешне человек ничего такого не делает (не начинает сильней махать руками, дергать лошадь, как-то там в общем не особо правильно себя вести чисто внешне), оно все равно просто поразительно насколько сильно ощущается со стороны. Просто как будто видно настроение, вложенное в один и тот же жест, и если оно разное, то ощущение от жеста – разное. Хотя вроде стоишь там же, делаешь четко то же…. И тут по контрасту обычно встревала Сьюзан – со своей радостной как всегда улыбкой, добродушно глядящая на лошадь (даже если лошадь сделала вид, что конкретно сейчас она осел и то, что стотыщ раз делала, напрочь забыла), и своим неизменным – оу, отлично, это прекрасно, что она вот так себя ведет! Мы имеем чудесный шанс поработать с проблемой!
В общем, тот самый высший пилотаж какой-то для меня лично, то, что очень хочется уметь самой, но не всегда получается.

Так, ну и к конкретике – день первый. Который к сожалению мы опоздали, потому как сначала чуток протормозили на выезде, а потом уже не чуток встряли в пробку на Киевке. Приехали уже пропустив полторы лошади.
Той самой пол-увиденной-пары была Маша и ее кобыла. Когда мы приехали, они работали на свободе, на виртуальной корде. На мой вкус – так офигенно просто работали, в смысле четкости команд и четкости держания лошадью круга, нам до такого расти и расти наверное и еще не вырасти. Но тем не менее, что-то там Сьюзан конечно подправляла, только я не очень поняла, что именно, т.к. была не с начала работы.
На этой лошади Сьюзан рассказывала про несбалансированную лошадь в смысле лево- или право-согнутую. На примере лошади, согнутой, как и моя Шапочка, налево.
Тут еще одно отступление – это потрясающая выразительность Сьюзан, она настолько наглядно умудряется изображать движение, что ты за одну секунду схватываешь суть. Вот она точно так же показывала, как двигается несбалансированная, а точней согнутая влево, лошадь – на своем примере, двигаясь по манежу. И объясняла поэтом это еще и словами.
Итак, согнутая влево лошадь не нагружает левый перед, она грузит правый. Падает на правое плечо. И поэтому левый зад вылетает далеко в сторону из-под корпуса. Делает большие приставные шаги. А вот правый зад полностью работает – он и толкает лошадь, и несет ее вес. Абсолютно один в один про Чапу.
Такой лошади довольно сложно сдать в затылке налево, т.к. она привыкла туда гнуть шею, поэтому надо разрабатывать затылок в эту сторону (кстати да, проверила этот момент – реально сложней). А вот направо, наоборот, ей меньше нравится гнуть шею, зато у нее более хорошо разработана сдача в затылке. Поэтому туда надо разрабатывать сгибание вбок.
Соответственно, плечо эта лошадь должна делать по-разному в разные стороны (в начале обучения, понятно, что под конец мы стремимся к равномерно развитой лошади и одинаковому плечу). Кстати, вот эту идею, что плечо делается по-разному, пока лошадь кривая, я встречала уже… у… Ани Беран кажется? Только там была немного другая мысль. Она была такая, что плечо влево слишком провоцирует такую лошадь вывалить левое плечо – а потому в лево надо гнуть лошадь минимально, а вот вправо – наоборот, ей сложней согнуться, она пытается идти палкой, а потому гнуть надо максимально от возможного и угол к стене держать больше.
Тут немного другая (хотя сравнимая в целом) идея. Сьюзан считает, что направо нужно делать больше сгибания именно, и меньше угол к стене. То есть под маленьким углом идет выраженно согнутая лошадь. Смысл - чтобы правый зад пошел глубже под корпус, а не сделать нечто вроде уступки. Налево наоборот больше угол, но меньше сгибания, почти прямая лошадь фактически двигается движением, близким к уступке. Для того, чтобы провоцировать левый зад глубже идти под корпус, потому что если лошадь согнется – она его отставит наружу, как ей привычно. А если просить более прямой корпус, то будет вынуждена заводить его глубже под себя.
Начало подготовки к плечу – это переступания по кругу задом вокруг переда. Из них плечо по кругу, из плеча по кругу плечо по прямой. По прямой сложней, т.к. в переступаниях мы разрабатываем боковое движение задней ноги, она должна научиться шагать наперекрест вбок. А к прямой помимо этого надо шагать не только вбок, но и вбок и вперед под себя, это несколько сложней и это требует других мышц.
При этом у Сьюзан довольно необычный подход к работе лошади в принципе, наверное, то немногое, что я для себя все же вряд ли возьму в работу. А именно, что кривизну лошади мы правим спереди назад. И вообще работаем спереди назад. Т.е. сначала разработать надо одинаковую гибкость затылка и шеи, а дальше уже задние ноги «сами подойдут» в правильное движение… Мысль для меня неоднозначная, в общем, то, о чем наверное хотелось бы пообщаться с ней поподробней.
Правда, с ней много о чем хотелось бы – я постоянно ловлю себя на мысли, что хочется задать ей этот вопрос последнее время. Жаль, что нас много, а Сьюзан одна))))

Следующая пара была Стела и Сапе.
Вообще мне конечно оооооооооочень понравился сам лошадь – ну вот … Фриз… С большой именно что буквы  И работал он, впрочем, как и все Стеллины лошади, очень хорошо.
Они тоже работали на земле. Помню, как Сьюзан правила своевременность команды. Лошадь должна осаживать от человека, который подал на нее корпус, причем до тех пор, пока ты «давишь» наклоном, она должна осаживать, и замереть – только когда ты перестал давить и выпрямился. Соответственно, надо добиваться, чтобы стоп в осаживании это тоже была согласованное взаимодействие (ты перестал – он перестал). А не так, что допустим ты еще просишь, а он уже стоит, или ты перестал просить, а он все еще идет.
Вообще команды трехтактные. Например, посыл – кстати, очень похоже на Хемпфлинга. Команда вообще – это наклон корпуса, мы идем, когда я иду плечами вперед, и стоим, когда я откидываю их назад. Хемпфлинг делает похоже, хотя больше акцентирует таз, а не плечи. Соответственно, наклон, не сработало – рука указывает, куда идти, не сработало – сзади появляется палка.
Работа палки вообще довольно интересна. Палка не должна постоянно мусолить лошади глаза, она скрыта, спрятана за корпусом человека. Когда надо, неожиданно появляется и делает «цоп», действительно, работа ей очень похожа на такой дружелюбный «кусь» в игре. При этом у Сьюзан она реально не маячит постоянно, а убрали, надо – достали сработали, и спрятали. В итоге лошади реагируют очень живо – для них это неожиданно, она не успела намозолить им глаза, а как будто тебя неожиданно осалили с той стороны, где ты вообще не ожидал. Очень экономит силу воздействия (в плане лошадь реагирует не на физическую силу команды, а скорей на уровне психическом - на удивлении неожиданности).
Сапе уже довольно подготовленная лошадь, он много чего знает и умеет. Поэтому на таком уровне подготовки уже можно от лошади требовать не просто реагировать, а реагировать быстро. Соответственно, в довольно быстром ритме – раз – два – три – не сделал – цоп. В целом ее работа выглядела действительно как игра. Просишь, он успел – ему очко, не успел – ты его цоп и тебе очко.
При этом тишина команд становится все больше и больше, грубо говоря от взмахов руками надо перейти к шевелению пальцев. (Хихи, а главное себя как-то так … проработать… чтобы твое шевеление пальцев всегда было по делу, а не просто так).
Довольно интересно с Сапе работали сгибания.
Чем меньше круг, тем удобней лошади держать шею высоко. Низкая шея - для больших кругов и вперед, высокая для собранного движения по мелкому кругу. Соответственно, если от лошади хочется добиться вытяжения вперед и вниз (а для фриза с высоким выходом шеи это еще не так и просто), то есть два варианта реакции.
Первый – это кстати ее вообще рабочий скажем так вариант… Довольно противоречивый, но как показала практика очень действенный (правда, видимо, действенный когда сама Сьюзан тыркает, когда взять и когда отдать – самостоятельно например у меня не получилось такое воспроизвести, т.е. будем по-старому пробовать). В общем, если лошадь не идет вперед-вниз, то … надо научить ее вкладываться в повод. Что ровное усилившееся давление – значит ей надо в ответ пойти на это давление, вниз и вперед. Работает грубо говоря через усталость – подержать лошадь выраженно выше, прям вот попросить высокую шею (даже с задранной башкой, попросить чуть выше удобного) и держать такую. И потом (предположительно когда ему надоест и он устанет вот так задравшись идти) предложить опустить голову вниз, отдав руку. Чтобы лошадь выучил, что он натяжения повода можно избавиться, пойдя на это давление. Руку конечно надо сразу отдавать. И вообще, это кмк довольно сложно и требует очень большого чувства лошади, чтобы не научить при этом лошадь висеть на поводу. Хотя работает действительно – и как ни странно довольно быстро и четко.
В общем, вариант один просьбы уйти вниз – это наработать «вниз» от нарастающего натяжения повода – сильней взяли равно надо сдать вниз (через рефлекс идти против повода). Но тут возникает еще одна сложность. Лошадь не должна путать это с остановкой, особенно на сайд-пулле, где стоп может работать не лучшим образом. Для разницы она вибрирует поводом на стоп, если я правильно запомнила. С сайд пулом еще идея подкрепить другой командой вроде хлыста перед грудью, отточенного до того, что вид кончика хлыста, показанного сверху в районе плеча, груди - равно стоп. В общем, если вы учите через рефлекс идти на давление, то надо особо озаботиться тем, чтобы не сломались остановки.
Второй вариант – в общем по мне, так небольшая вариация первого. Это согнуть сильней по мелкому кругу, так чтобы уже в сгибании и с постановлением держал шею высоко. Вторая сторона шеи при этом выключится из работы по поддержке головы на этой высоте за счет сильного сгибания. Фактически шея будет висеть на работе одной мышцы (правой или левой), которая устанет довольно быстро, ну и… в общем классически тут уже. Хочешь идти высоко? Супер, работаем по маленькому кругу в довольно тяжелой рамке. Хочешь отдохнуть вытянув шею на мелком? Тоже супер. Я тебе предлагаю отдохнуть, а ты предложение не принимаешь? Да не вопрос, пошли работать на маленький круг.
Йех, вот прочитала, сама понимаю, что на самом деле это конечно надо видеть. Так просто описать можно, но много что теряется… Ну и конечно вопрос стилистики работы – ни грамма недовольства, что эта поросенка не желает вытягивать шею, вот сколько бы она ни не хотела – да не проблема, все то же доброжелательное предложение лошади разных вариантов.
Еще она показывала, что полезно просить лошадь ходить с разным постановлением (в смысле сгибанием в затылке) по прямой. Не то чтобы это было прям так уже нужно в смысле практическом, но это полезно для развития во-первых баланса (если я его не теряю, меняя постановления, то это значит, что по прямой я таки иду в балансе). И во-вторых, чтобы лошадь не учила для себя, что куда смотрю туда и иду. Что все может быть намного разнообразней в этой жизни.
Дальше была опять же Стелла, с Хитом. Ахххххххххххх какой – я ж не видела его особо близко то, а тут прям прониклась, такой арабистый и очень выразительный мальчик.
Мальчик к большому моему везению решил поиграть в не день Бэкхема – в смысле, постоянно отвлекался и хоть и делал все что его просят – но внимание его было скорей по сторонам, чем на Стелле. Самое оно для меня – моя самая большая проблема. Потому как добиться выполнения упражнения я зачастую могу, а вот добиться внимания именно – задача для меня просто на порядок сложней… И тут такое редкое везение, что «отличник» Хит вдруг решил что не всегда ему быть отличником.
В итоге работали с ним в основе своей на внимание – по Сьюзан, это самое важное. Нафик не надо делать упражнения механически, без внимания лошади к человеку. Пока нет внимания, они вообще не нужны.
Хит как раз продемонстрировал хорошее «учебное пособие» - он был очень исполнителен (реально делал просто ну вот все, что просили), но при этом не то, чтобы особо внимателен – ведь вокруг так интересно. Т.е. я конечно тебе сделаю переход, но глядеть буду вот на скамеечки с людьми например.
Как с ним работала Сьюзан, очень сложно описать словами. Работала она некий аналог упражнения смотри на меня – т.е. смотри именно на меня, следуй за мной… Отвлекся – внимание привлекается за счет откидывания зада (и тем самым поворачивания лошади к человеку мордой), остановки, возвращения обратно на место – по ситуации. Бежит отвлекшись – попросили посмотреть на человека, убежал – опередили, остановили, развернулся – развернули обратно, в общем, разным образом попросили обратить внимание и подойти.
Вот эта работа с задом лошади, как команда на привлечение внимания – имхо фишка работы Сьюзан, по крайней мере в таком значении такую команду я раньше не видела ни у кого. На Хите она показала разные ее степени выраженности – грубо говоря, от «остановись, развернись и иди ко мне в центр круга» до «взгляни на меня, находясь на кругу, но не более того».
В итоге она добилась, что Хит следовал за ней, и она могла легко попросить его посмотреть на нее – взглянув на задние ноги мельком.
Те девушки, которые работают по Сьюзан не первый день, тоже умеют вот так привлекать внимание лошади (например, Стелла или Маша точно так же могут попросить внимания). Но обычно они просили уже сразу «иди ко мне». И «просто взгляни на меня и не более того» как раз показывали на Хите – что команда дается короче, как только лошадь глядит на человека, сразу же прекращается. Разница выходит что-то вроде полуодержки и полной одержки – длительность и интенсивность. В итоге у Стеллы Хит точно так же стал различать «одержку» и «полуодержку» в команде обрати на меня внимание, как и у Сьюзан.
Ключевой момент в подзывании лошади к себе – это чтобы она шла четко на человека. Не на полметра левее или правее – потому что в этом случае психологически лошадь идет не к тебе, а мимо тебя.
Интересный принцип привлечения внимания – отвлекся влево, мы идем справа (просим убрать зад справа налево), отвлекся вправо – мы идем слева.
Когда лошадь работает механически – ну т.е. я встал на круг и я сейчас буду делать вокруг тебя рысь, на, вот тебе рысь, а я по сторонам погляжу… Это значит, что лошадь знает, что будет. И надо сделать так, чтобы он не ожидал чего-то, и постоянно ждал, что же будет следующее – такой лошади надо постоянно менять задания, чтобы постоянно было «аааа, я понял, ну я пошел бегать налево – ой блин, как не налево???». У Сьюзан он делал уступки, всякие сложные штуки типа боковых движений на свободе, постоянно перемены, переходы – т.е. постоянно НЕ то, к чему лошадь был внутренне готов, что он ожидал сейчас будет. Насколько я поняла ее, вот такое механическое исполнение очень может возникнуть, если очень исполнительная лошадь, которая хочет сделать все как ее просят (а Хит как раз такой – очень слушает и хочет порадовать человека) начинает скучать. В итоге она делать делает, но интерес теряет.
Поэтому Сьюзан рассказывала, что она постоянно разнообразит занятия с лошадью. Особенно это важно, по ее мнению, с мальчиками. Мальчики часто первый раз делают с большим интересом и энтузиазмом – вау, клево, что-то новое. Потом пару раз просто делают. А потом – бррррррррррр мне скууууууучно. Девочки часто наоборот – ты предлагаешь им что-то новое, и она – оййййййй, бррррр, что это такое за фигня, я такого не знаю, что ты от меня хочешь, почему ты меня поправляешь, отстань от меня! Зато потом, когда поймет суть – будет радостно делать и делать и делать хоть в сто первый раз, только все лучше и лучше будет.
Хотя понятно что это средняя температура по больнице. Но лучше бы любая лошадь не знала, что ее ждет на занятии, не предвидела упражнений.

А дальше наступил обед. И я пошла уничтожать Стеллин чай и превращаться в аквариум на ножках - очень неудачно заболела в четверг, в пт ездила к Чапе с температурой, а в сб еще не была в курсе, с тепературой ли я еду к Стелле (правда, оказалось без нее уже, но мерзнуть все равно как-то опасалась).
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Налево наоборот больше угол, но меньше сгибания, почти прямая лошадь фактически двигается движением, близким к уступке. Для того, чтобы провоцировать левый зад глубже идти под корпус, потому что если лошадь согнется – она его отставит наружу, как ей привычно. А если просить более прямой корпус, то будет вынуждена заводить его глубже под себя.

интересно... вот Белка направо хуже гнется и поэтому, наоборот, предпочитает на плече направо не сгибаться, а идти типа уступкой, выкатив зад наружу...

При этом у Сьюзан довольно необычный подход к работе лошади в принципе, наверное, то немногое, что я для себя все же вряд ли возьму в работу. А именно, что кривизну лошади мы правим спереди назад. И вообще работаем спереди назад. Т.е. сначала разработать надо одинаковую гибкость затылка и шеи, а дальше уже задние ноги «сами подойдут» в правильное движение… Мысль для меня неоднозначная, в общем, то, о чем наверное хотелось бы пообщаться с ней поподробней.

Я не знаю, насколько это в тему... но мне кажется, я нечто наверное подобное у Леса Вогта встречала: он тоже говорит, что работать надо с шеей, т.е. с передом - на предмет того, что ты все время следишь за тем, чтобы шея была расслабленна, всегда. Если расслаблена шея, то зад воспоследует куда надо. И наоборот - если шея зажалась, то скорей всего зажалось и все остальное, и уже бесполезно чего-то там просить от зада, нужно расслабить шею.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Кать, ага, очень похоже.
Про плечо - ну да. Поэтому направо гнуть а налево вот так.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Аня, была рада познакомиться в живую! Давно читаю твой дневник)
вот хотела про шею добавить.

Сюзанн еще объясняла, что в лошади гнуться может только шея :shock: и репица хвоста... И она вообще очень много уделяла внимания сгибанию шеи, при этом только от руки! Когда лошадь двигается за ее движениями следует живот - вправо-влево раскачиваясь - и прижимая шенкель мы будем живот зажимать. Никакого сгибания в боку :shock:
Т.е. руки - шея лошади, плечи наши - плечи лошади, наши ноги (шенкель) - задние ноги лошади. Т.е. ноги работают 1 раз давая команду вперед (шаг, рысь, галоп) и работают направляя задние ноги на уступках, соответственно.

viewtopic.php?f=6&t=109142&start=1410 и дневник Стеллы начиная с семинара.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Кать, а ты можешь чуток поподробней вот про эту идею Вогта? Потому как знаешь, вот тут у меня есть четкое такое подозрение, что то, что мне кажется не совсем правильным - это то, что я на самом деле просто неправильно поняла... Но вот да, она рассказывала, что выпрямляем лошадь спереди назад, т.е. одинаковая гибкость затылка, потом шеи, ну и как бы попа подтянется потом....
Мне наверное точно нельзя так думать - иначе я окончательно повисну на руках. Я и так то слишком много делаю поводом, и если я буду думать про перед, а не про зад, я думаю что я просто ТОЛЬКО поводом и начну работать.

Сашок, взаимно :) Вообще, было очень приятно познакомиться с кучей интересных людей на семинаре :)
Вот про гнуться - я так поняла, что она считает, что в пояснице и т.п. лошадь гнется, но настолько мало, что этим можно пренебречь... Но да, тоже интересный вопрос - для меня как-то пока не отвеченный. Тем более, что когда она ездила на лошади или там гнула лошадь, сгибание в боку - ну в моем понимании что это такое - вполне себе присутствовало...


Ну и дальше про семинар.

Некст – была пара с невысокой лошадкой, проблему которой озвучили как – будучи на свободе, пытается свалить из манежа. Хотя вообще зверь много чего умеет, и нам показали ИШ, укладку, в общем, много всего интересного.
По поводу чего Сьюзан сказала, что очень мило, но она бы делала больше паузы между просьбами – что наверняка на занятии все это куда медленней происходит, но заострила внимание, что лошадь вышла и ее просят-просят-просят, а надо давать перерывы и больше хвалить.
В связи с чем меня заинтересовал вопрос выступлений, показательных и т.п. – когда именно что подряд от лошади просят показать в быстром темпе все, что эта самая лошадь знает. Интересно, когда она считает это для лошади уже нормально… Правда, спросить не успела)))
Итак, зверушка действительно собиралась намылиться к выходу. И на ней показывали, как такое пресекать – в первую очередь, догнать опередив и остановить. Из серии – я быстрей тебя, и куда б ты не побежал сейчас, ты все равно упрешься в меня.
В начале обучения лошади – никогда не начинать движение и не прекращать движение раньше лошади. Никогда не двигаться раньше лошади в начале обучения и не останавливаться. Т.е. наклон корпуса вперед, рука, хлыст - и он делает первый шаг, не ты. Остановка аналогично, пока он не встал человек идет, давая команду стоп телом. Чтобы человек всегда был ведущим, всегда определял ритм. И выдерживал гармонию определенную с лошадью – допустим, находился у ее плеча (точней морды – перед плечом), находился рядом (допустим тормознул раньше лошади – а она убежала дальше и закрутилась вокруг человека, или ты побежал, а она где-то там осталась).
В общем, не допускать большого разрыва в пространстве. Это как танец, если партнер не следует за тобой – то танца не будет. Поэтому – не надо что-то делать, пока партнер тебя не слышит, не видит, не следует. Очень было интересно смотреть конечно, и на поддержание той же скорости на ускорении, и главное – на не отставании, пока просишь у лошади стоп… Вот это меня конечно впечатлило – я боюсь я б так на рыси двигаться не смогла – держа позицию относительно лошади И давая телом знак остановиться – то есть наклонившись при всем при этом НАЗАД.
Общий посыл убегающей от человека лошади - ты можешь убежать, но тебе это не поможет. Не избавит от человека и его просьб. Она не злилась на убегающую лошадь ни разу, скорей каждое его сваливание – это улыбка и как будто принятое предложение поиграть – ооооо, ты свалил, отлично, щаааааааа я тебя поймаю. Радуйтесь когда сбегает лошадь – это шанс еще лучше отработать ее умение следовать за человеком.
Лошади же – надо следить за ней, всегда на нее смотреть. В первую очередь. Это вообще довольно принципиальный для нее момент. Она не учит лошадь убегать. По этому же поводу она не двигает лошадь сзади. Никаких джойн-апов и иже с ними по принципиальным соображениям. Она не прогоняет лошадь до того, как та хочет к ней идти – она учит к ней идти и на нее смотреть. Задача привлечения внимания - голова как компас ищет человека, лошадь повторяет малейшее движение право лево, следит за ритмом – обогнал не обогнал. Не успел – цоп. Ты победил - он не успел вовремя. Как она сказала, да, некоторые тренеры наоборот двигают лошадь от себя. Но я не двигаю – потому что я вижу, что он бы как раз с удовольствием от меня ушел. А поэтому я не буду его от себя прогонять, не буду, пока не буду видеть, что он как раз с удовольствием бы лучше подошел. До этого времени – только звать К себе, просить подойти и т.п. Учить быть рядом, грубо говоря.
Конечно, делается это все в разных местах. Сначала манеж потом плац потом поле.
Еще интересный момент. Никогда поначалу не идти на лошадь, всегда от нее, она идет к человеку на его осаживание (хотя пресекала побеги как раз «каттингом»).
Показала разницу в жестах для осаживания по прямой, и осаживания, скомбинированного с поворотом на заду, т.е. закручивания вокруг человека. Если человек осаживает, свернув плечи к попе коня - знак ему тоже вертеться. Осаживает плечи перпендикулярно коню - знак идти четко назад. Со стороны выглядит так логично, и в ее исполнении тоже прям так просто, но повторить не особо просто, как показала практика.
Ну и – когда лошадь много чего сделала - делать паузы. После хорошего упражнения пауза хвалить.
К концу занятия на манеж уже пришла следующая кобыла, и коник рванул к ней – на чем его поход домой был сразу же отложен. Потому как принцип – вы с лошадью – табун. И если вдруг появилась другая лошадь – это не важно, она не часть табуна. Когда вы с лошадью – больше для него ничто не должно быть важно. Она рассказывала, что ее лошади, с которыми она долго занимается – работают на свободе в составе жеребцов и кобыл в одном манеже. При этом жеребцы отлично знают, что пока она тут, им не позволено даже обращать внимание на других лошадей, а потому даже не делают попыток крыть.
В общем, важно не давать уходить к другой лошади, не пускать другую к своей лошади – а потому коник был снова двигаем по манежу с целью добиться следования за человеком, но уже в присутствии лошади. Потому что на плохом – заканчивать нельзя. И когда он хорошо ходил за хозяйкой на свободе, а потом вдруг рванул от нее к кобыле – надо добиться снова хорошо ходил, а не уходить от нерешенной проблемы.
В целом же это занятие конечно на меня произвело очень больше впечатление. До этого лошади уже работались владельцами по ее системе, и она скорей правила какие-то небольшие детали в их работе… А тут появилась совершенно новая лошадь, которая пока еще не поняла принцип сам – держи внимание на человеке. И вот буквально за час, из зверушки, которая только и собиралась свинтить к выходу – получилась вполне себе идущая за человеком, следящая за ним зверушка… И что интересно, когда появилась кобыла – привлечь его внимание удалось уже буквально за пару минут.
Следующая пара была Стелла с Прагой.
На ней для начала мы наблюдали внимание к амуниции – а именно, правили положение недоуздка на морде лошади, чтобы низко не сползал. Переодели в веревочный – Сьюзан сказала, что сама она часто работает в веревочных, они объясняют лошади, что лучше б не вкладываться.
На ней показывали на практике еще одну крайне интересующую меня вещь – как же учатся уступки НА человека. В частности, боковые – ведь она делает уступки задом, передом и всей лошадью как от себя, так и на себя.
Получилось, что учила она это скорей по принципу от обратного. Не очень поняла основную ее команду, потому как в идеале кажется уступка на просится вообще телом. Но если не среагировала, то уступить просят, потрогав с нужной стороны перенесенным через спину хлыстом (в идеале она должна выполнять, когда хлыст, только перенесся над спиной, еще до трогания непосредственно). Если нет реакции на такое туширование – то коррекция, просунув руку условно под шеей лошади, и попросить уже рукой с той стороны. Нет – тогда переходишь на другую сторону и просишь уже оттуда полностью. И вот фактически Сьюзан работала по принципу от освоения сильных корректив – т.е. сначала научим таки лошадь уступать хлыстику, занесенному рукой под шеей. Работает эта поправка? Тогда, используя что она работает, будем учить от туширования через спину… Под конец было интересней всего смотреть не на лошадь, а на Сьюзан – как она плавно перетекала между стадиями просьбы, одним движением как будто.
Уступка передом – аналогично, хотя он чаще получался от общего следования за ней (лошадь же следит за человеком и как стрелка компаса вертится за ним). Но тоже могла помочь хлыстиком снаружи.
Просьба принять на человека задом по ее мнению это просто, т.к. это психологически – жест доминантности у лошади.
Уступка передом в ее исполнении тоже выглядит этакой волной воздействия – голова шея плечи, просьба как будто перетекает.
Дальше была Аля – наконец я выучила ее полное имя – Альдеана – красиво, правда? Сама кобыль тоже весьма красива и кажется прекрасно в курсе того, что она чудесна и замечательна.
С ней работали – на внимание. Примерно как с Хитом – каждый раз взглядом на зад требовали внимания, погляди на меня – если отвлеклась на что-то. На шагу, на рыси – «полуодержкой» посмотри (и различение с одержкой подойди ко мне). Кстати, по сравнению с тем, как я видела раньше изучение упражнения смотри на меня – тут было очень мягко и нежно, без грубостей вообще, и главное команда допускает разные степени воздействия – от взгляни, до замедлись и подойди поближе, и до подойти совсем и остановись.
Как обычно, первое требование - чтобы постоянно следила за человеком. Поскольку Аля тоже лошадь уже подготовленная – то оттачивали не просто умение подойти, а подойти с дружелюбными ушами. И осаживать тоже прекращать на дружелюбных ушах. Если позвали когда уши были домиком, а она в процесс их сложила в крысу – ну вот я хотела тебя позвать……. Ноооооооооооооо…. Передумала. Иди отсюда себе мимо.
Показывали кусок механики движения. Вместо уступки передом она крутила задом, получался поворот не на заду, а на переду. Это нормально, т.к. она не принимает вес на левый перед – и при попытке сдвинуть перед левей крутит задом. Как только нагрузит ногу – пойдет передом в перехлест и зад встанет сам.
Уступки – четко от хлыста, т.к. от него будем учить на первом этапе (а не от руки).
Когда у нее спросили, а не удобней ли зафиксировать зад лошади стеной – нет, не удобней. Точней может и удобней, но не надо. Она никогда не учит уступки, зажав часть тушки стеной, сайд-пассы мордой в стену и т.п. Надо объяснить лошади движение. А не поставить ее в ограниченные условия, когда она вынуждена так сделать. Иначе никогда вы так и не сделаете сайд-пасса в середине манежа, всегда надо будет строить стену перед мордой. Поэтому лучше уже сначала потратить побольше времени, может быть даже очень много, но чтобы лошадь поймала именно суть – какую часть тела и куда ее просят подвинуть. Ведь задача – не получить сделанное движение. А улучшить коммуникацию с лошадью.
Вот тут, кстати, довольно интересный для меня лично вопрос – не знаю, полностью ли я согласна с таким подходом. Точней понятно, что именно учить – только так и надо. Но допустим если лошадь по физиологическим причинам, или психологически (выучив, что так не делают, и забыв, что можно и сделать) – допустим не выводит правый перед наружу в сторону. Ну вот как мой конь, который не делает уступку передом направо, потому что ему сложно отвести правый перед наружу из-под тушки… Так он понимает, что я хочу. Но бережет свою ногу, которая когда-то давно была оторвана по мышцам и поэтому видимо да, еще не разработано это движение. Но надо ведь его разрабатывать. И по идее, не будет ли наоборот проще мордой в стену и чисто физкультурная гимнастика на вынос ноги… А когда он научится физически ее туда двигать, уже учить на свободе уступки?
Хотя не факт, что Сьюзан бы с этим не согласилась – она вообще разделяет тренинг тушки и обучение лошади. Говорит, что надо выбирать, вы лошадь учите или вы даете нагрузку чисто телу лошади. Так что тут аналогично выходит – мордой по стенке ведь чисто физика на разработать. А не обучить как надо.
Еще момент – на свободе она работает четко БЕЗ недоуздка. Свободная так уж свободная. А в недоуздке лошадь ощущает себя все же немного связанной. Поэтому бывает такое, что без веревок, но носящая на себе недоуздок лошадь работает как часики, а потом недоуздок сняли – и все отвалилось.
Веревочный снимать уж точно и обязательно, потому что он не рвется – по ТБ ни в коем разе не оставлять в нем лошадь, даже при себе.
С Алей хлыстик тоже работал внезапным упс - хлыст убран за спину – только если надо подкрепить достается и цоп. Причем достается для уверенных лошадей внезапным упс – чтобы удивился и уважал. Для неуверенных - она в обморок хлопнется от такого, наоборот плавная работа палкой.
Еще из принципов обучения. Не делать вторую сторону пока не сделала первая. Вообще, если начали - то доделывать и лучше одно но хорошо чем парочку но не до конца. Сначала хорошо налево, например, а уже потом пробуем направо.
И тоже очень важно, что я часто не соблюдаю - никогда не заканчивать упражнение раньше, чем лошадь ответила правильно, иначе она выучит что человека можно перенудить. Человек часто когда все идет не по плану замирает – сообразить, а что теперь делать то - для лошади это подкрепление. Кстати, Сьюзан очень часто предлагала продумать свое поведение на такие случаи – например, а если он вдруг …., то ты…. – и подготовиться к тому, что ты сделаешь.
Ну и конечно же не заканчивать если лошадь отвлеклась (даже если все сделала хорошо при этом).
На этом у нас начался кофе-брейк А я ушла в размышления про работу Чапочки. В смысле, Сьюзан очень хорошо владеет языком тела. И она действительно очень уверена в том, что просит у лошади, и добивается этого на 100%. Но вот что делать таким, как я, которые не уверены, что если лошадь их не поняла, то это лошади надо объяснить? А не мне, на самом-то деле? Потому что у нас часто получалось наоборот – не я лошадь учила, а он меня учил, как встать, где нажать…
Например, тот же поворот на заду. Сколько раз я получала все что угодно, кроме него, а все потому, что стояла слишком сзади, и стоило мне в итоге сделать шаг вперед, как все заработало. Вот сейчас я пытаюсь обучить лошадь откинуть зад при движении – очень часто получаю уступку… И вот… очень часто я за эту уступку в итоге – хвалю. Хотя может это и неправильно. Но лошадь однозначно уступил – а уж чем и куда – была б я Сьюзан, я бы посчитала, что он недопонял, чем надо уступить, и добивалась бы допустим откида зада до последнего. Но я не она, поэтому я подозреваю, что если бы кое-кто встал понятней и действовал понятней, то получил бы он откид зада. А так как этот кое-кто вообще не представляет, как это можно скомандовать, то на самом деле он стоит рядом с лошадью и просто тупо подбирает подходящую и понятную лошади команду…. Но в процессе подбора может случайно наткнуться на несколько команд, найденных случайно – условно оказывается, если я попрошу вот так, то лошадь сделает вот это… Ну как допустим в процессе изучения уступки мы случайно выучили расширение круга и уступку с осаживанием (чего не планировалось, но я несколько раз ошибалась в выборе команды – и вот вуаля, теперь у меня есть понимание трех команд). Вот интересно, для не умеющих людей, которые очень вероятно ошибаются в подаче просьбы – есть ли смысл обязательно добиваться понимания лошади? Или можно мысленно сделать для себя заметку – когда я сделал так, он поступил вот так, запомним и будем использовать дальше этот жест для такого движения?
Еще в очередной раз поняла, какая все же хорошая моя лошадь Чапа – просто замечательная у коня психика… Потому что на самом деле, вся наша работа в руках вот такими вот экспериментами начиналась, и зачастую очень хаотично, из серии ща я попрошу А, ой не, он делает Б, ладно, фиг с ним с А, попробуем отработать Б, отрабатываем, уй работает, ойййййй, а оказывается если я немного вот иначе попрошу Б, то мне выдадут В? Супер, похвалю и за В тоже, постаравшись запомнить, что же я такого сделала… И вот животное совершенно спокойно к этому относилось. Ну то есть вот нормально ему это все было. Он не впадал в истерики, он не решал да пошло оно все в жо и не уходил в астрал по этому поводу…. Ну то есть балда хозяйка что-то делает, а я – пытаюсь понять, да. Даже если она сама периодически не понимает за что похвалила. В общем, послушав Сьюзан, я поняла, что далеко не все лошади настолько толерантны к хаотичному экспериментаторству. И в общем я конечно всегда знала, что у меня очень хорошая лошадь, потому что просто лошадь вряд ли выдержала бы меня рядом с собой долго… Но убедилась в этом еще раз – приятно ))) (Ну не что я такой дурак приятно, а что Чапа мой позволяет мне быть таким дураком и даже радуется периодически, когда я к нему прихожу).
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Ань, спасибо за такие развёрнутые отчёты))
Жаль, что не удалось втретиться....
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Аньк, спасиб за отчет!
Надо же как у всех случился коннект :) Во всех дневниках похожие темы :D
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

B-veter написал(а):
Кать, а ты можешь чуток поподробней вот про эту идею Вогта? Потому как знаешь, вот тут у меня есть четкое такое подозрение, что то, что мне кажется не совсем правильным - это то, что я на самом деле просто неправильно поняла... Но вот да, она рассказывала, что выпрямляем лошадь спереди назад, т.е. одинаковая гибкость затылка, потом шеи, ну и как бы попа подтянется потом....
Мне наверное точно нельзя так думать - иначе я окончательно повисну на руках. Я и так то слишком много делаю поводом, и если я буду думать про перед, а не про зад, я думаю что я просто ТОЛЬКО поводом и начну работать.

Ань, ну Вогт как-то вот так об этом пишет

A horse having a relaxed, flexible neck is just imperative. You'll never have a bad ride if the neck is good, and you're not going to have a good ride if the neck is bad.

Any message from the rider must go through the reins, to the bit and from there to the horse's brain. But even the most perfect signal from the rider can't make it from the horse's brain to his body if he has resistance in his neck. In order to make sure that a clear message gets through to our horse's body we have to teach the horse to be supple in his neck. We have to teach him vertical flexion.

Vertical flexion appears to the layman to be only a downward flexion of the neck; however the real horseman knows that vertical flexion is the beginning of one of the most necessary ingredients of pure performance horsemanship. If the horse is round in his neck, it also allows for his top line to be round.

The degree of roundness we achieve is dependent on two things: the amount of relaxed - and that's the key word - flexion in the neck and the amount of collection or reach from behind. If we don't have collection along with the flexion we've achieved, then the opposite of what we're after occurs; the weight of the horse will tip on to the forehand.


Т.е. про зад он тоже пишет, что нельзя забывать о работе зада и сосредотачиваться только на сгибании. Но у него главный постулат - это всегда расслабленная шея.

Вот интересно, для не умеющих людей, которые очень вероятно ошибаются в подаче просьбы – есть ли смысл обязательно добиваться понимания лошади?

Я думаю, надо добиваться выполнения того, что ты изначально задумала. Но если лошадь делает не то, значит, надо чуть изменить свою команду :) Вот к примеру, если Чапо у теюя вместо откида зада по вольту делает уступку, возможно, нужно четче его перед вести именно по кругу... :roll:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Кать, спасибо.
Вот у нас часто выходит, что начинала я например просить уступку, а получила отличный вариант как крутить на переду (ну или там наоборот хотела зад, вышла уступка). То есть сначала это нечто непойми что, но в процессе моих попыток модифицировать команду - я оттачиваю, как позже выясняется, команду не для того... Вот и что делать? Чем четче пытаюсь просить, тем четче выходит не то что мне надо... Я пошла по пути наименьшего сопротивления - хвалю лошадь, запоминаю как просить неожиданно попрошенное и ищу на досуге другой вариант для искомого... Хорошо хоть что мы уже почти со всем разобрались, последнее движение не могу пока только из нужного... Но все нужное вот так идиотски учились. Ну не все, многое. Подозреваю, потому что училась больше я, чем лошадь...
Вообще я задавала этот, ну похожий, вопрос Сьюзан. Что делать, если кажется что сам не прав. когда уже в процессе упражнения понимаешь, что сам дурак, лошадь не готова, или сам же ей мешаешь... В общем ответ - если она ошиблась - а она сказала что все ошибаются - например думала что лошадь готова, а она не готова к упражнению - она немедленно - стоп и все. Никаких добиться от лошади результата ради дисциплины. Из серии ну раз уж начала, то надо довыжать подчинение команде . Тут ведь похоже - тоже моя ошибка... Пусть другая. Думаю, Сьюзан тяжело представить, как это - не уметь просить элементарные вещи и не знать с какой стороны вообще подступиться... Но по последствиям для лошади один фиг - или он не готов, или ты мешаешь и непонятен. и если просить его через мою ошибку, не слишком ли это? Он конечно лошадь умная и очень много мне прощает и за меня, и даже вопреки мне выполняет что прошу... Но не все ж он может за меня додумать....

Кстати о Шапо. Научила блин любить палки на свою голову. Тянет в них под верхом просто ужас как, два раза чуть с рыси не увез, а когда делали наши полкруга галопа таки утащил прыгнул. Идеальная была б конкурная лошадь - только покажи что прыгать, не дай срезать нормальный заход - и сиди себе в потолок плюй... Первый раз ведь под верхом палки пробовали с рыси и подряд ряд палок... Сам прет, сам считает, сам прибавляет - полностью сам работает.... Еще б решить проблему заходов, чтоб сам хорошую траекторию выбирал - и можно книжку читать.
Еще мы неожиданно освоили - по варианту Сьюзан вдруг стало так просто - разницу между постановлением и рулением. Теперь рулимся меняя постановления по прямой, по вольтам, делаем восьмерки с одним постановлением и серпантины с контрпостановлением. Правда мне четкости не хватает и иногда посыла, и корпус живет своей жизнью, за что иногда страдает конев нос... Но мы наконец друг друга поняли, осталось договориться о деталях и степенях... Точней мне понять как просить- Чапа то кажется уже все что хочешь мне сделал бы, если б не кривая туша и руки.
Выпускала побегать на плац. Одного, потом с Вогом. Играли феерично. Навернулся в повороте Чапа тоже феерично, аж проехался на боку.
А еще он опять придумал меня пугать. Теперь он ест концентраты не до конца периодически.... Ну я себя успокаивала что ему трава вкусней. Так он уже пару дней уходит от травы!!!! Вроде высыпал ему, идешь на выход - а за спиной топ топ, а вот и я пошли вместе.... Уходишь - издали вроде видно, что возвращается и ест... Но что это такое вообще, вот думаю - может у него тоже проблемы жкт, а я и не вижу.....
 
Сверху