Re: Чудо-юдо-рыба-кит Сьюзан - уроки танцев и разговора
Сьюзан. В общем и целом, наверное, то, что я напишу дальше, уже намного менее важно было лично мне – потому как ощущение от работы, от подхода имхо самое ценное, что было на семинаре. Вот это совершенно ничем не разрушаемое спокойствие, четкость, уверенность, и такой… доброжелательный интерес к лошади, но без фанатизма (в смысле иногда складывается ощущение, что человек вокруг лошади прыгает кругами, а лошадь снисходительно принимает оказанное ей внимание – вот тут это совершенно не тот случай).
Терпение – сколько раз замечала – что первое объяснение оно такое же, как второе, и как третье, и сто двадцать третье. Не в плане способов (как раз это может меняться, допустим я могу попробовать сказать чуть иначе для людей, или чуть четче для лошадей). А в плане общего настроя. Не было такого, что первый раз спокойно, второй и третий тоже, дальше на пятый уже видно, что человек внутри тихонько закипает, и хотя еще не делает ничего такого «наружу», но уже кипение это ощущается на уровне эмоций…. А в самых неприятных случаях это потом доходит у некоторых людей до «ааааааааааа, сволочь тупая, да какого ж черта, да это ж так просто, щаааааааа я выбью из тебя правильное движение».
Иногда, надо сказать, этот некоторый людь – это я и есть, если мне кое-как удалось наверное справиться в процессе работы с желанием прибить непонимающее в сто двадцать второй раз понятнейшее (с моей точки зрения) объяснение животное… Ну т.е. вроде как еще не занимаешься воспитанием секцией от забора, но уже орешь на лошадь командами и злишься – уже давно такого не вспоминается… А вот в процессе ежедневного общения – регулярно все еще выскакивает, вот буквально полгода назад кажется писала в дневнике, как чуть не прибила коня, который чуть не сломал мне ногу. А на днях шипела на него, когда он забодал уже выдергивать из рук чомбур при пастьбе – очень надо сказать раздраженно шипела.
Вот конечно этим умением Сьюзан не раздражаться, не расстраиваться – я просто любовалась эти дни. Особенно это было видно зачастую на контрасте, т.к. не все видимо достигли таких высот дзен, и иногда по человеку было видно, что допустим его нервирует вот это конкретное непослушание или там якобы непонимание лошади. В элементарном. Оно даже ничем не проявляется (в моем то случае еще и проявляется – помнится за чуть не сломанную ногу Чапо выхватил люлей, а мое раздраженное фырканье из серии да когда ж ты заразо постоишь спокойно – в несколько более резкой работе кордой и злобных воплях голосом). Но даже когда внешне человек ничего такого не делает (не начинает сильней махать руками, дергать лошадь, как-то там в общем не особо правильно себя вести чисто внешне), оно все равно просто поразительно насколько сильно ощущается со стороны. Просто как будто видно настроение, вложенное в один и тот же жест, и если оно разное, то ощущение от жеста – разное. Хотя вроде стоишь там же, делаешь четко то же…. И тут по контрасту обычно встревала Сьюзан – со своей радостной как всегда улыбкой, добродушно глядящая на лошадь (даже если лошадь сделала вид, что конкретно сейчас она осел и то, что стотыщ раз делала, напрочь забыла), и своим неизменным – оу, отлично, это прекрасно, что она вот так себя ведет! Мы имеем чудесный шанс поработать с проблемой!
В общем, тот самый высший пилотаж какой-то для меня лично, то, что очень хочется уметь самой, но не всегда получается.
Так, ну и к конкретике – день первый. Который к сожалению мы опоздали, потому как сначала чуток протормозили на выезде, а потом уже не чуток встряли в пробку на Киевке. Приехали уже пропустив полторы лошади.
Той самой пол-увиденной-пары была Маша и ее кобыла. Когда мы приехали, они работали на свободе, на виртуальной корде. На мой вкус – так офигенно просто работали, в смысле четкости команд и четкости держания лошадью круга, нам до такого расти и расти наверное и еще не вырасти. Но тем не менее, что-то там Сьюзан конечно подправляла, только я не очень поняла, что именно, т.к. была не с начала работы.
На этой лошади Сьюзан рассказывала про несбалансированную лошадь в смысле лево- или право-согнутую. На примере лошади, согнутой, как и моя Шапочка, налево.
Тут еще одно отступление – это потрясающая выразительность Сьюзан, она настолько наглядно умудряется изображать движение, что ты за одну секунду схватываешь суть. Вот она точно так же показывала, как двигается несбалансированная, а точней согнутая влево, лошадь – на своем примере, двигаясь по манежу. И объясняла поэтом это еще и словами.
Итак, согнутая влево лошадь не нагружает левый перед, она грузит правый. Падает на правое плечо. И поэтому левый зад вылетает далеко в сторону из-под корпуса. Делает большие приставные шаги. А вот правый зад полностью работает – он и толкает лошадь, и несет ее вес. Абсолютно один в один про Чапу.
Такой лошади довольно сложно сдать в затылке налево, т.к. она привыкла туда гнуть шею, поэтому надо разрабатывать затылок в эту сторону (кстати да, проверила этот момент – реально сложней). А вот направо, наоборот, ей меньше нравится гнуть шею, зато у нее более хорошо разработана сдача в затылке. Поэтому туда надо разрабатывать сгибание вбок.
Соответственно, плечо эта лошадь должна делать по-разному в разные стороны (в начале обучения, понятно, что под конец мы стремимся к равномерно развитой лошади и одинаковому плечу). Кстати, вот эту идею, что плечо делается по-разному, пока лошадь кривая, я встречала уже… у… Ани Беран кажется? Только там была немного другая мысль. Она была такая, что плечо влево слишком провоцирует такую лошадь вывалить левое плечо – а потому в лево надо гнуть лошадь минимально, а вот вправо – наоборот, ей сложней согнуться, она пытается идти палкой, а потому гнуть надо максимально от возможного и угол к стене держать больше.
Тут немного другая (хотя сравнимая в целом) идея. Сьюзан считает, что направо нужно делать больше сгибания именно, и меньше угол к стене. То есть под маленьким углом идет выраженно согнутая лошадь. Смысл - чтобы правый зад пошел глубже под корпус, а не сделать нечто вроде уступки. Налево наоборот больше угол, но меньше сгибания, почти прямая лошадь фактически двигается движением, близким к уступке. Для того, чтобы провоцировать левый зад глубже идти под корпус, потому что если лошадь согнется – она его отставит наружу, как ей привычно. А если просить более прямой корпус, то будет вынуждена заводить его глубже под себя.
Начало подготовки к плечу – это переступания по кругу задом вокруг переда. Из них плечо по кругу, из плеча по кругу плечо по прямой. По прямой сложней, т.к. в переступаниях мы разрабатываем боковое движение задней ноги, она должна научиться шагать наперекрест вбок. А к прямой помимо этого надо шагать не только вбок, но и вбок и вперед под себя, это несколько сложней и это требует других мышц.
При этом у Сьюзан довольно необычный подход к работе лошади в принципе, наверное, то немногое, что я для себя все же вряд ли возьму в работу. А именно, что кривизну лошади мы правим спереди назад. И вообще работаем спереди назад. Т.е. сначала разработать надо одинаковую гибкость затылка и шеи, а дальше уже задние ноги «сами подойдут» в правильное движение… Мысль для меня неоднозначная, в общем, то, о чем наверное хотелось бы пообщаться с ней поподробней.
Правда, с ней много о чем хотелось бы – я постоянно ловлю себя на мысли, что хочется задать ей этот вопрос последнее время. Жаль, что нас много, а Сьюзан одна))))
Следующая пара была Стела и Сапе.
Вообще мне конечно оооооооооочень понравился сам лошадь – ну вот … Фриз… С большой именно что буквы И работал он, впрочем, как и все Стеллины лошади, очень хорошо.
Они тоже работали на земле. Помню, как Сьюзан правила своевременность команды. Лошадь должна осаживать от человека, который подал на нее корпус, причем до тех пор, пока ты «давишь» наклоном, она должна осаживать, и замереть – только когда ты перестал давить и выпрямился. Соответственно, надо добиваться, чтобы стоп в осаживании это тоже была согласованное взаимодействие (ты перестал – он перестал). А не так, что допустим ты еще просишь, а он уже стоит, или ты перестал просить, а он все еще идет.
Вообще команды трехтактные. Например, посыл – кстати, очень похоже на Хемпфлинга. Команда вообще – это наклон корпуса, мы идем, когда я иду плечами вперед, и стоим, когда я откидываю их назад. Хемпфлинг делает похоже, хотя больше акцентирует таз, а не плечи. Соответственно, наклон, не сработало – рука указывает, куда идти, не сработало – сзади появляется палка.
Работа палки вообще довольно интересна. Палка не должна постоянно мусолить лошади глаза, она скрыта, спрятана за корпусом человека. Когда надо, неожиданно появляется и делает «цоп», действительно, работа ей очень похожа на такой дружелюбный «кусь» в игре. При этом у Сьюзан она реально не маячит постоянно, а убрали, надо – достали сработали, и спрятали. В итоге лошади реагируют очень живо – для них это неожиданно, она не успела намозолить им глаза, а как будто тебя неожиданно осалили с той стороны, где ты вообще не ожидал. Очень экономит силу воздействия (в плане лошадь реагирует не на физическую силу команды, а скорей на уровне психическом - на удивлении неожиданности).
Сапе уже довольно подготовленная лошадь, он много чего знает и умеет. Поэтому на таком уровне подготовки уже можно от лошади требовать не просто реагировать, а реагировать быстро. Соответственно, в довольно быстром ритме – раз – два – три – не сделал – цоп. В целом ее работа выглядела действительно как игра. Просишь, он успел – ему очко, не успел – ты его цоп и тебе очко.
При этом тишина команд становится все больше и больше, грубо говоря от взмахов руками надо перейти к шевелению пальцев. (Хихи, а главное себя как-то так … проработать… чтобы твое шевеление пальцев всегда было по делу, а не просто так).
Довольно интересно с Сапе работали сгибания.
Чем меньше круг, тем удобней лошади держать шею высоко. Низкая шея - для больших кругов и вперед, высокая для собранного движения по мелкому кругу. Соответственно, если от лошади хочется добиться вытяжения вперед и вниз (а для фриза с высоким выходом шеи это еще не так и просто), то есть два варианта реакции.
Первый – это кстати ее вообще рабочий скажем так вариант… Довольно противоречивый, но как показала практика очень действенный (правда, видимо, действенный когда сама Сьюзан тыркает, когда взять и когда отдать – самостоятельно например у меня не получилось такое воспроизвести, т.е. будем по-старому пробовать). В общем, если лошадь не идет вперед-вниз, то … надо научить ее вкладываться в повод. Что ровное усилившееся давление – значит ей надо в ответ пойти на это давление, вниз и вперед. Работает грубо говоря через усталость – подержать лошадь выраженно выше, прям вот попросить высокую шею (даже с задранной башкой, попросить чуть выше удобного) и держать такую. И потом (предположительно когда ему надоест и он устанет вот так задравшись идти) предложить опустить голову вниз, отдав руку. Чтобы лошадь выучил, что он натяжения повода можно избавиться, пойдя на это давление. Руку конечно надо сразу отдавать. И вообще, это кмк довольно сложно и требует очень большого чувства лошади, чтобы не научить при этом лошадь висеть на поводу. Хотя работает действительно – и как ни странно довольно быстро и четко.
В общем, вариант один просьбы уйти вниз – это наработать «вниз» от нарастающего натяжения повода – сильней взяли равно надо сдать вниз (через рефлекс идти против повода). Но тут возникает еще одна сложность. Лошадь не должна путать это с остановкой, особенно на сайд-пулле, где стоп может работать не лучшим образом. Для разницы она вибрирует поводом на стоп, если я правильно запомнила. С сайд пулом еще идея подкрепить другой командой вроде хлыста перед грудью, отточенного до того, что вид кончика хлыста, показанного сверху в районе плеча, груди - равно стоп. В общем, если вы учите через рефлекс идти на давление, то надо особо озаботиться тем, чтобы не сломались остановки.
Второй вариант – в общем по мне, так небольшая вариация первого. Это согнуть сильней по мелкому кругу, так чтобы уже в сгибании и с постановлением держал шею высоко. Вторая сторона шеи при этом выключится из работы по поддержке головы на этой высоте за счет сильного сгибания. Фактически шея будет висеть на работе одной мышцы (правой или левой), которая устанет довольно быстро, ну и… в общем классически тут уже. Хочешь идти высоко? Супер, работаем по маленькому кругу в довольно тяжелой рамке. Хочешь отдохнуть вытянув шею на мелком? Тоже супер. Я тебе предлагаю отдохнуть, а ты предложение не принимаешь? Да не вопрос, пошли работать на маленький круг.
Йех, вот прочитала, сама понимаю, что на самом деле это конечно надо видеть. Так просто описать можно, но много что теряется… Ну и конечно вопрос стилистики работы – ни грамма недовольства, что эта поросенка не желает вытягивать шею, вот сколько бы она ни не хотела – да не проблема, все то же доброжелательное предложение лошади разных вариантов.
Еще она показывала, что полезно просить лошадь ходить с разным постановлением (в смысле сгибанием в затылке) по прямой. Не то чтобы это было прям так уже нужно в смысле практическом, но это полезно для развития во-первых баланса (если я его не теряю, меняя постановления, то это значит, что по прямой я таки иду в балансе). И во-вторых, чтобы лошадь не учила для себя, что куда смотрю туда и иду. Что все может быть намного разнообразней в этой жизни.
Дальше была опять же Стелла, с Хитом. Ахххххххххххх какой – я ж не видела его особо близко то, а тут прям прониклась, такой арабистый и очень выразительный мальчик.
Мальчик к большому моему везению решил поиграть в не день Бэкхема – в смысле, постоянно отвлекался и хоть и делал все что его просят – но внимание его было скорей по сторонам, чем на Стелле. Самое оно для меня – моя самая большая проблема. Потому как добиться выполнения упражнения я зачастую могу, а вот добиться внимания именно – задача для меня просто на порядок сложней… И тут такое редкое везение, что «отличник» Хит вдруг решил что не всегда ему быть отличником.
В итоге работали с ним в основе своей на внимание – по Сьюзан, это самое важное. Нафик не надо делать упражнения механически, без внимания лошади к человеку. Пока нет внимания, они вообще не нужны.
Хит как раз продемонстрировал хорошее «учебное пособие» - он был очень исполнителен (реально делал просто ну вот все, что просили), но при этом не то, чтобы особо внимателен – ведь вокруг так интересно. Т.е. я конечно тебе сделаю переход, но глядеть буду вот на скамеечки с людьми например.
Как с ним работала Сьюзан, очень сложно описать словами. Работала она некий аналог упражнения смотри на меня – т.е. смотри именно на меня, следуй за мной… Отвлекся – внимание привлекается за счет откидывания зада (и тем самым поворачивания лошади к человеку мордой), остановки, возвращения обратно на место – по ситуации. Бежит отвлекшись – попросили посмотреть на человека, убежал – опередили, остановили, развернулся – развернули обратно, в общем, разным образом попросили обратить внимание и подойти.
Вот эта работа с задом лошади, как команда на привлечение внимания – имхо фишка работы Сьюзан, по крайней мере в таком значении такую команду я раньше не видела ни у кого. На Хите она показала разные ее степени выраженности – грубо говоря, от «остановись, развернись и иди ко мне в центр круга» до «взгляни на меня, находясь на кругу, но не более того».
В итоге она добилась, что Хит следовал за ней, и она могла легко попросить его посмотреть на нее – взглянув на задние ноги мельком.
Те девушки, которые работают по Сьюзан не первый день, тоже умеют вот так привлекать внимание лошади (например, Стелла или Маша точно так же могут попросить внимания). Но обычно они просили уже сразу «иди ко мне». И «просто взгляни на меня и не более того» как раз показывали на Хите – что команда дается короче, как только лошадь глядит на человека, сразу же прекращается. Разница выходит что-то вроде полуодержки и полной одержки – длительность и интенсивность. В итоге у Стеллы Хит точно так же стал различать «одержку» и «полуодержку» в команде обрати на меня внимание, как и у Сьюзан.
Ключевой момент в подзывании лошади к себе – это чтобы она шла четко на человека. Не на полметра левее или правее – потому что в этом случае психологически лошадь идет не к тебе, а мимо тебя.
Интересный принцип привлечения внимания – отвлекся влево, мы идем справа (просим убрать зад справа налево), отвлекся вправо – мы идем слева.
Когда лошадь работает механически – ну т.е. я встал на круг и я сейчас буду делать вокруг тебя рысь, на, вот тебе рысь, а я по сторонам погляжу… Это значит, что лошадь знает, что будет. И надо сделать так, чтобы он не ожидал чего-то, и постоянно ждал, что же будет следующее – такой лошади надо постоянно менять задания, чтобы постоянно было «аааа, я понял, ну я пошел бегать налево – ой блин, как не налево???». У Сьюзан он делал уступки, всякие сложные штуки типа боковых движений на свободе, постоянно перемены, переходы – т.е. постоянно НЕ то, к чему лошадь был внутренне готов, что он ожидал сейчас будет. Насколько я поняла ее, вот такое механическое исполнение очень может возникнуть, если очень исполнительная лошадь, которая хочет сделать все как ее просят (а Хит как раз такой – очень слушает и хочет порадовать человека) начинает скучать. В итоге она делать делает, но интерес теряет.
Поэтому Сьюзан рассказывала, что она постоянно разнообразит занятия с лошадью. Особенно это важно, по ее мнению, с мальчиками. Мальчики часто первый раз делают с большим интересом и энтузиазмом – вау, клево, что-то новое. Потом пару раз просто делают. А потом – бррррррррррр мне скууууууучно. Девочки часто наоборот – ты предлагаешь им что-то новое, и она – оййййййй, бррррр, что это такое за фигня, я такого не знаю, что ты от меня хочешь, почему ты меня поправляешь, отстань от меня! Зато потом, когда поймет суть – будет радостно делать и делать и делать хоть в сто первый раз, только все лучше и лучше будет.
Хотя понятно что это средняя температура по больнице. Но лучше бы любая лошадь не знала, что ее ждет на занятии, не предвидела упражнений.
А дальше наступил обед. И я пошла уничтожать Стеллин чай и превращаться в аквариум на ножках - очень неудачно заболела в четверг, в пт ездила к Чапе с температурой, а в сб еще не была в курсе, с тепературой ли я еду к Стелле (правда, оказалось без нее уже, но мерзнуть все равно как-то опасалась).