Re: Чудо-юдо-рыба-кит Сьюзан - уроки танцев и разговора
Третий (который реально был четвертый) день прошел для меня под знаком приучалок и верховой работы.
Началось все с того, что я… Правильно, конечно же приехала позже и пропустила парочку лошадей))) И уже с толком – с чувством – с расстановкой – смотрела как приучают кобыль к седлу. Причем кобыль в общем-то уже заезженная, но с некоторыми проблемами по езде.
Озвучили несколько базовых принципов приучения. (Которые выглядят, опять же, так просто на бумаге, а вот действительно сделать все вовремя – не так и просто).
В частности, прекращать пугалку надо, когда лошадь расслабилась, а не когда убежала. С этим учетом строить концепцию приучения, так сказать, чтобы не хотели первого, а получили случайно второе.
Поскольку кобыль иногда сильно нервничает и скидывает – то пусть она и приняла седло, но не до конца. И надо приучать до полного приучения к чему-то на спине. Начали с куртки. Которую кстати она весьма нервно воспринимала. Хотя с ней очень занимались на приучение, и немало, как я поняла. Ну и на будущее - перекидывать через спину жакеты, куртки, все что угодно разное.
Причем перекидывать - до полного спокойствия. Это очень важно. Один раз до полного спокойствия, а не 100 раз до неподвижности и «позволила сделать и не свалила». Тк если лошадь действительно не выдохнула, то приучалка не доделана. Не доделывая ее каждый раз, можно и год приучать и так и не приучить. Стоять и стоять спокойно вещи разные.
Именно с этой лошадью это важно, тк лошадь козлит под седлом, если бы такого не было, но возможно нас бы не волновало, что она слегка нервничает при седловке. Устроило бы «позволяет седлать и не сваливает». Но т.к. у нее проблемы под седлом, то надо убедиться, что все предыдущие этапы доделаны на 100%.
На этом примере она говорила про важность базы и важность – не торопиться. Полностью и на 100% доделать первую ступень, и только потом переходить ко второй. Потому что может быть сложно вернуться к базе позже. Что и демонстрировала кобыла – она уже заранее настороженно относилась к седлу, она знала, что это такое, и если бы предмет был ей полностью незнаком, скорей всего, реагировала бы куда спокойней. Поэтому на всякий случай Сьюзан приучает на каждом этапе до конца. Т.к. теперь лошадь заезженная и лошадь знает, что это за штука - и теперь сложней работать с ней с седлом, чем если б она не знала что это вообще такое.
Опять же, плавность приучения. Накидывая куртку – сначала получить полностью спокойное поведение при накидывании куртки справа на правую спину и слева на левую спину. И только когда это все уже ОК для лошади – начинать приучать к перекидыванию предмета через спину справа налево и наоборот.
Как часть приучения - ходить с курткой на спине. И тут – это хороший знак, когда уши наружу куда-то, когда отвлеклась от куртки. В этот момент куртку надо снять, а не в то время, когда лошадь ушами ее слушает.
Как вариант приучения к седлу - работать с седлом на плацу и подходить к нему отдыхать. Чтобы лошадь радовалась и любила его как штуку, где отдыхают. Кобыла при седле работала иначе, чем без него. Сьюзан обратила на это внимание аудитории.
Когда лошадь подошла к седлу постоять – она разглядывала и нюхала его. Это признак того, что все же лошадь не до конца уверена и опасается (некоторые люди считали, что лошадь не боится на самом деле, а просто не хочет, выпендривается. Сьюзан казалось, что может паники у лошади конечно и нет, то она не до конца уверена, и надо приучать лошадь). Это привели как раз как подтверждение этой точки зрения. Если бы лошади было на седло действительно фиолетово, она б не нюхала и не изучала его, она бы и внимания не обратила. Как сказала Сьюзан, мои бы лошади не стали так делать, им не интересно. Ей – интересно. А значит, пока слегка, но опасается.
И вообще по ее мнению лошади редко выпендриваются, не желая седлаться. Это ведь очень простое для лошади задание, тк надо просто стоять спокойно, почему бы лошади не любить стоять спокойно на месте? Те либо не уверена все же, либо больно (может быть было) или другие плохие ассоциации.
А боится ли седла как предмета, или седловки или езды как ассоциаций с этим предметом – проверить на этом этапе с этой лошадью нельзя. Это опять к пользе последовательности – когда незаезженная лошадь недоприучена к седлу, мы точно знаем, что боится она именно седла как предмета, т.к. седловки как таковой не было. Если нервничает на затягивание подпруги – значит не приучена к седловке, а не опасается ассоциаций от верховой работы. Если же лошадь недоприучена, но уже заезжена, то сказать, что именно ее напрягает (седло, седловка, езда) можно только последовательно приучая с нуля, и только когда точно не боится самого седла. По принципу, таки приучили к седлу как к предмету, например работая «при седле» и периодически кидая на спину. Не боится не боится, стали затягивать подпругу, через пару дней забоялась = сейчас она боится именно седловки, а не седла. Или там не боится не боится, стали ездить и забоялась = забоялась работы.
Проще приучать на веревке. Лошадь надо научить не убегать от страшного, а на свободе это сложно. Она может свалить и избавиться от неприятной вещи, это научит ее, что убегая можно решить проблему. Поэтому это нельзя делать, не имея отличного уровня работы на свободе, при котором ты не допустишь убегания.
Вообще, довольно много в выборе средств зависит от умений человека. Например, можно сесть сверху на лошадь, которая возможно будет подрывать и козлить, если точно усидишь - и пересидеть нервы и козлы, объяснить, что это не выход. Но нельзя при этом упасть, тк научишь ронять. Аналогично есть быстрый способ приучения к седлу. Лошадь как-то принудительно умудряются поседлать и выпускают с седлом на плац, она носится, козлит, брыкается - и седло не скинулось, она понимает со временем, что что бы она ни сделала, это не избавит ее от страшилки. Поэтому она в конце концов встанет, тк поймет - что б она ни сделала, она не может избавиться от седла. Это приучит к седлу, хоть и жестко. А если удастся при этом стряхнуть седло – то это приучит не к седлу, а убегать от седла и избавляться.
Сразу вспомнила чудесный дневник про американское родео, где рассказывали, что вот эта вот штучка, затягиваемая в пахах у лошади – она затягивается не сильно, и так, чтобы с каждым рывком лошади она ослаблялась все больше, чтобы у лошади складывалось ощущение, что еще чуть-чуть, и она ее стряхнет. Вот тут видимо ровно наоборот.
Дальше был Арчи.
С молодыми лошадьми Сьюзан много бегает рядом. Дабы контролировать и уметь сделать стоп с подрыва на рыси на улице. Много ходит и бегает на улице. Играя, тоже можно бегать вместе, например подбежать вместе к мячику. В общем, работает на контроль скорости и направления в самых разных ситуациях.
С молодой лошадью, как она считает, надо учить не упражнения, а многогранный мир и контроль в этом мире. Потому что иначе можно получить идеально все делающую в манеже лошадь, которая паникует на улице. Новая ситуация - всегда новая реакция. Ее лошадь как то делала все отлично дома, а на выезде она не смогла ее даже провести в поводу. И работать надо над разными ситуациями обязательно.
Конкретно Арчи надо учить соблюдать пространство, учить осаживать. Не идти когда не звали.
Показывала, что он стал ее проверять, когда она стала вести себя несколько требовательней, чем Арчи привык. Сьюзан говорила, что часто встречает милых лошадей, которые милы только потому, что от них ничего не просят. Люди не требуют, и лошади конечно же милые, тк знают, что им в итоге уступят. И человек думает над тем, как сделать удобней лошади, ищет идеальный для лошади вариант – так не хочешь давай так, тут неудобно я отойду и т.п. В итоге можно получить действительно хорошее с технической точки зрения выполнение упражнения, но при этом не получить лидерства. Лошадь делает, только если у нее хорошее настроение, и потому она не против. Попытка настоять же выявляет истинный расклад сил. Так что это легко может быть, что лошадь не проверяет человека, но только потому, что знает, что когда она против ей уступают. Ей не надо проверять, чтобы быть главной. Все равно вокруг нее прыгают, выбирают как удобно ей будет сделать упражнение, какое у нее настроение и т.п.
В итоге у лошади есть шансы научиться упражнениям, но нет шанса выяснить иерархию с человеком, и нет шанса научиться уступать.
Главное - не упражнения, а то, как мы их делаем, то есть то, что в процессе выполнения упражнения мы можем показать лошади, что надо уважать и доверять человеку. Важно именно это, а не получить например идеальный разворот через круг, параллельно научив, что можно давить человека плечом. В общем, частично это в рамках общего подхода Сьюзан. Надо радоваться сложным ситуациям, поскольку это шанс отработать отношения с лошадью.
Были и некоторые технические правки… Например, смена направления через круг – в ее системе команд звать к себе надо осаживая, а не «идя за задними ногами» лошади.
Еще раз подчеркнула, что не надо кормить за уважение. Вы не хвалите друга, что он вас не бьет. И лошадь не надо хвалить, что она не давит плечом.
Показывала и обучение лошади не кусать человека. Арчи попробовал ее цапнуть, причем это было видно, что он вот прям собирается. Его не пресекали до того, как зубами он тронул человека. Потому что можно нюхать, но не кусать. Сьюзан ждет ошибки и отсылает тогда. Чтобы он научился, где идет грань. Арчик прям вот выраженно задууууумался… В следующий раз уже тоже собрался было сделать цоп зубами, но в последний момент тоже начал усиленно соображать, и под конец не укусил, а передумал. Сам.
Еще раз была кобылка-ртуть Рива, от которой я чуть не упала под стул… Потому что на четвертый день это была вообще другая лошадь. Ну т.е. вот совсем. Она пусть иногда отвлекалась, обгоняла, давила плечом и т.п. – но именно что это была слушающая лошадь, иногда нарушающая правила поведения. А начиналось все со сгустка энергии, не стоящего на месте и вообще игнорирующего человека… Т.е. если бы мне сказали, что вот ТАК поведение лошади можно поменять за … фактически три часа… То я б конечно вряд ли поверила, если б своими глазами не видела.
Зато был еще один чудесный шанс поглядеть, как это все делается в плане поправок. Аналогично показывали, как надо бегать в руках, чтобы если вдруг шуганется, можно было остановить. Возвращать на место и т.п., не отходить назад, поправляя лошадь на место, не отставать при движении рядом, давая обгонять и подрезать – в общем, теоретически та же работа, что была и с этой лошадью, и с другими лошадьми.
Ну и – интересная для меня очень верховая работа. Интересная тем более, что второй день была какая-то теоретическая часть, которую я пропустила, и про которую рассказывали достаточно неочевидные и неоднозначные вещи.
Итак, Хит. Для начала – первое, что она учит с лошадью – вперед вниз.
Соответственно, это же первое и проверяет из управления – попросить вперед вниз на аллюре. Как я уже писала, сгибание – это движение руки вверх. Через сгибание она просит вперед-вниз, по принципу согнули, подняли шею, ждееееееееееееееееееем, и как только чувствуем, что лошадь ХОЧЕТ опуститься – отдаем руку вниз и получаем искомое. Как только задрался – снова сгибание, и снова ждем. У нее довольно быстро лошадь сообразила, что себе дороже бежать вниз, у занимавшейся девушки ушло несколько больше времени, но под конец они тоже договорились.
Если при этом лошадь валится внутрь на вольт, коррекция открывшимся наружным поводом (иди туда, не внутрь). Еще раз, открывание-закрывание повода - это куда идти. Повод вверх - это согнись и это стой, если два повода.
На себя именно движением к себе – повод у Сьюзан не набирается в принципе (хотя понятно, что повод становится короче, когда рука идет вверх). Стоп – это работа рукой вверх, либо может быть завести лошадь на вольт, но не тянуть на себя поводом. В общем, если я правильно помню, то она занимается в т.ч. с Карлом – ну в этом плане работа рук неудивительна.
Лошадь, по ее мнению, несет всадника мышцами шеи (а не спины, спина для движения лошади, а не для держать вес всадника). Стоять долго под всадником не надо, тк тогда спина полностью загружается весом, надо идти шагом.
Конечно вот эту мысль про мышцы шеи я еще не в полной мере отследила по анатомическим атласам. Точней, надо будет замучать по этому поводу Лину. Потому как я не вижу, какая бы из мышц шеи как-то так соединялась с позвоночником, чтобы помогать поддерживать ту его часть, где сидит человек. Хихи, провела следственный эксперимент – Аня ползет (да-да, это был очень смешной эксперимент), Аня ползет, испытывая немаленькое приложенное примерно между \ сзади лопаток давление. И пытается нащупать отличия. Единственное, что удалось действительно прочувствовать – это что в первую очередь работает у меня пресс, дабы спину к полу не прогнуло. Вот брюшко дааааааа, хорошо вынуждено напрячься при приложении веса. Что в общем было и не обязательно, это я и так про лошадь понимаю. Долго вслушивалась в шею. Через активно включающийся пресс фик я к ней прислушалась. Вроде как напрягалась шея, да, именно на давление… Но непонятно какими частями, точней кажется, что всеми сразу, т.е. в шее деревенели все имеющиеся мышцы. А ведь вроде как обученная лошадь ее не деревенеет, и развивает верхнюю линию? А у меня «плечеголовная» напряглась чуть ли не больше, чем шея сверху. Хотя может это как раз естественная реакция, ведь говорят же что у лошади естественная реакция напрячься и зажать в т.ч. и ту же плечеголовную на вес всадника? Вот и я зажала. А все потому, что никто не учил меня расслаблять шею и бегать на корде вперед-вниз)))))))) Глядишь, пара месяцев занятий, и я бы поняла, какими же мышцами нести всадника ПРАВИЛЬНО))))))))
Ладно, от малоинтересных рассуждений вернусь и многоинтересному семинару)))
В общем, носит нас лошадь шеей. Качаются мышцы шеи – примерно как мы в спортзале качаем себе бицепсы, т.е. движения вверх вниз, при смене рамки. Т.е. важен не статичный вперед вниз (который, тем не менее, четко является первой фазой работы), а возможность менять рамку туда-сюда, прося лошадь то подобраться, то потянуться. Вот это и есть уже активная гимнастика.
Идеальное вперед вниз она определяет очень четко, и с точки зрения способности лошади удлинить длину шага. Т.е. надо делать длинные шаги. Амплитудные. А как? А вот как раз для этого и делается вперед-вниз. Поэтому в случае правильного выполнения шея должна располагаться так, что плечеголовная мышца будет работать параллельно линии грунта. Потому что если шея уйдет выше, что плечеголовная потянет плечо вверх, а не вперед, для максимально длинного шага не оно. А если голову закрутить вообще вниз в роллкур, лошади будет сложно в принципе из такого положения вынести куда-то там ногу, идти в принципе будет сложно, поэтому тоже не то. Так что вот такое простое и элегантное описание вперед-вниза от поставленной задачи. Идти широко и редко. Так и ставим лошадь.
Схема работы. Сначала учит вниз по команде. Потом вниз и сохранять это вниз на вольтах серпантинах и т.п. Потом сохранять вниз на переходах. И уже только потом, когда лошадь четко держит прошенный баланс и делает те самые длинные редкие шаги на любых траекториях и переходах, можно попробовать поднять шею или там боковые. Пробовать поднять опять же – не задрали и поехали. А подняли на пару темпов – отдали вытянуться отдыхать. Потом пара дорастет до 5, 10, а там глядишь и пары минут.
Работает она лошадь под вес, причем как разрезе право лево, так и вперед назад. Соответственно, лошадь должна сместиться под вес. Но нельзя сказать, куда сидеть на упражнении, не видя картины. Например, делаем вольт. Если лошадь падает внутрь вольта, то она подсядет наружу, если уходит с круга – подсядет внутрь и т.п. Так что вес зависит и от траектории движения, и от того, что надо поправить. В идеале и в результате работы – должно стать возможно сидеть всегда ровно – на выезженной лошади.
Так. Ну и полезные мелочи еще были, да.
Внешний на сгибании всегда в контакте, дабы не перекосило лошадь и не беспокоить ее болтающимся внешним.
А еще рассказывала, что не всегда обучение лошади – полезно для лошади. Например, учим вперед-вниз. По ее мнению, учим налево пока не выучим. Выучили? Начнем направо. Так вот, налево, а она не понимает. А ведь учить будем налево пока не поймет. А это может быть слишком долго по вольту налево. Поэтому не всегда обучение полезно с точки зрения здоровья. И надо выбирать, мы учим лошадь или устраиваем физически полезный тренинг тушки сегодня.
Тоже в общем мысль … для меня не новая, но всегда вызывающая кучу вопросов. Впервые она у меня появилась при просмотре работы Наташи – Ольмек. Потому как допустим моему конищу ну вот как бы он ни «не понимал», а НЕЛЬЗЯ вот так вот бегать, и точка. Потому что ну уважение это хорошо конечно, но ради достижения внимания и уважения оторвать ноги как-то не очень хочется. Аналогично потом я наблюдала много тренеров, работающих именно до понимания лошади – и с таким же вот ощущением внутренним – ведь каждый раз как-то автоматом перекладываешь все на свою лошадь как будто… И вот прям хочется закричать что-то вроде стоп!!!!!!!!! Сердце же ж!!!!!!!! Или там – Неееееененене!!!! Скакалки оторвутся!!!!
Так что, наверное, Сьюзан права, действительно учить до понимания – может быть не особо полезно для лошади. С другой стороны, не всегда ты можешь выбрать, учишь ты до понимания и работаешь тренинг полезный. Потому что на самом деле ИМХО иногда ты не можешь позволить себе, именно из соображений здоровья, учить вот так вот настойчиво и до понимания лошадью. Причем научить – я так думаю – и в таком режиме можно, только очень долго. Ну т.е. условно мог бы ты крутить лошадь например на маленьком вольту, пока не поймет – за десять минут бы разобрались. А ты крутишь по 30 секунд и не больше – и разбираешься не за раз, а за месяц или два…
Еще одно интересное занятие было, когда под верх брали Сапе, и она учила уже не лошадь, а всадника.
Начала она с обучения чувствовать передние ноги (ну и задние тоже). Что было довольно необычно, т.к. я знаю не особо много тренеров, которые не то чтобы ездящего человека начинают (именно начинают) учить верховой езде с того, что – прочувствуй ритм, такт, ноги лошади…
Очень мне понравилось упражнение – подавать руку вперед под соответствующую переднюю ногу. Поначалу даже можно с плечом подавать, это не правится. Повод работает под ногу. В общем, это довольно стандартно, конечно (мне тоже регулярно говорили про работу поводом под ногу, и читала я это часто). Но поскольку я сосредоточилась на попытках работать, хоть как-то включая в работу ноги, и пытаясь хоть как-то услышать зад и спину – конечно же руки у меня уже давно вылетели, и вместо того, чтобы работать поводом под переднюю ногу и ногой под заднюю ногу, я следила только чтобы нога работала под соответствующий зад. И то в общем не всегда.
Так что мне было очень полезно вспомнить это, я уже на Чапе даже поездила так. Кстати, обнаружился и еще один положительный выхлоп – вот примерно как когда меня учили ездить «право-лево» на Зае, шагать вместе с лошадью. Когда шагаешь с лошадью, очень сложно зажать спину. Вот когда отдаешь руку под каждую переднюю ногу – на самом деле очень сложно зажать плечи. Что в общем для меня тоже… Проблема проблем…
Продолжая тему про поводом под нужный перед – поворот лошадь начинает с внешнего переда. Поэтому командуем его закрывая соответствующий шаг внешним поводом, и если надо, то открывая следующий шаг внутренней ногой внутренним. В повороте повод закрывается \ открывается тоже под шаг соответствующей ноги.
Поворот начиная с вне переда, закрываем этот шаг вне поводом, под вну ногу под шаг открываем вну. И работаем поводом под ноги закрыли открыли закрыли открыли тоже под шаг соответствующей ноги.
Хихи, вот это у меня конечно уже не вышло дома. Мне не хватает оперативной памяти отслеживать сгибание, постановление, траекторию, распределение веса по плечам, и еще и следить и попадать под ноги поводом… Интересно, есть ли люди, которые могут на шагу работать одновременно рукой под перед и ногой под зад… Это я ведь даже и не думала про ноги в тот момент, ну в смысле прикладываю шенкель и прикладываю, в какой момент приложился в такой и ладно…
Еще показывала практические аспекты в плане работы под вес вперед-назад (в смысле наклонились вперед = пошли вперед, наклонились назад = стой). Это полезно, дабы инерцией с остановки не вышвыривало вперед, а с движения вперед не кидало назад. Соответственно, команды к изменению скорости движения начинаются с легкого смещения веса, и если на него реакции нет, то уже добавляются другие средства воздействия.
Дальше был мой любимый серый зверррррь.
На нем она объясняла, как делает подъемы в галоп. В общем, у нее очень просто все с работой ног.
Подъемы в галоп делаются двумя ногами, при этом внешняя нога отводится чуть назад. Насколько назад – зависит от выезженности лошади. Вначале можно сильно назад, чтоб поняла, а если на выезженной настолько назад отвести, она траверсом пойдет, ей надо только слегка обозначить.
Ну и у нее есть очень простой принцип различения между посылом и уступкой ноге. Две ноги – иди вперед. Одна нога согнись, уступи. Четкая разница, чтобы конь мог различать команды без повода. Очень удобно, мы тоже так теперь пробуем.
Поэтому и галоп – посыл с двух ног. Но если галопит, вывалив куда то зад, то можно помочь, чуть сильней подав сигнал соответствующей ногой. Это как бы поправка лошади. Но в идеале на выезженной лошади шенкеля работают ровно, просто внешний чуть сзади.
Вообще, все команды для выезженной лошади подаются так, что смещение минимально. Она должна реагировать сгибанием на см рукой вверх, галопом на см нога ушла назад и т.п.
Тоже, как и в вестерн-тренировках, много говорила про то, что ногу надо отдавать, просить ногой мягко. Не среагировал на ногу? Не надо тупить на ногу, для этого есть хлыст. На боковых тоже просит мягко. Дабы не тупить на ногу, есть у нее и еще одно правило. Нога не поддерживает движение. Просишь вперед перехода, или шире этим же аллюром – ногой. А если затухает, то хлыстом поддерживать.
Конечно, под это дело я не могла пройти мимо с вопросом про нашу с Чапером проблему надувания на просьбу ногами. И конечно же спросила – мол а что делать, если лошадкО возмущается в ответ на выраженное воздействие двумя ногами? Типа одной ноге – уступает. С голоса – идет. С тук тук тук тук тук по-вестерновому ногами – идет. А на стандартное выездковое прижатие двух ног – возмущается? Сьюзан считает, что тут не надо приучать лошадь терпеть это и реагировать, т.к лошадь права. Нечего давить его двумя ногами. Надо работать легче – то самое тык тык тык, как Галя показывала. Но – это так нечувствительная лошадь работает, тук тук тук. А чувствительная – это тук. Т.е. мне надо получить рост скорости реакции на слабую команду. И через рост силы команды – оно не получается. В общем, эта довольно ценная для меня мысль, потому что я действительно не задумывалась с этой стороны. Ну в смысле что если у меня не выходит сделать «тык» и побежали, то можно пробовать прийти к этому «тык» не через «тыыыыЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫККККККК!!!!!!!!!», а через «тык тык тык», сократившееся сначала до «тык-тык», а потом и как надо.
Ну и тоже – из серии разное спрошенное за чашечкой чаю…
Подрывы и сваливания лошади. Лошадь просят подойти за задние ноги, но тормозят уже - отрезая ей путь. Старшая кобыла не гонится за младшей, она каттит ее. Лошадь подорвала – попросили раз подойти по хорошему если нет то перерезайте ей дорогу, тормозите, закрывая путь. Не надо за ней бегать и просить откинуть зад. Подозвать за задние ноги – похвала и просьба подойти, обратить внимание. Каттинг спереди - дисциплинарное стой.
Требовать и защищать свое пространство можно насколько нужно сильно, но нельзя злиться. Лошадь будет вполне довольна, что ей ставят границы. Если они есть, то человек - важная персона и видимо быть с ним неплохо. Т.е. она не обидится и не расстроится, что чего-то ей нельзя с человеком.
Работает не с голосом, а только жестами в основном, т.к. лошадь может среагировать на чужой голос. Плюс по жестам она ощущает больший коннект, тк лошади надо внимательней следить за человеком, чтобы реагировать на его жесты. Голосовую то команду она услышит и выполнит и отвернувшись в голубые дали.
Копание ногой она игнорирует. Из серии копает? Пропускаем денник при кормежке, идем к следующей лошади.
Кормить лошадь можно в перерывах, если есть уважение к человеку.
Лошадь вполне может козлить от удовольствия, а не из вредности, и тогда это ок, пока всаднику хватает умения и он может сидеть спокойно. Она разрешает каким то своим коням вот так вот радоваться, потому что они козлят незлобно и мягко.
Собственно, это был третий, и к огромному сожалению мой последний день (((