Чудо-юдо энд Ко :)

  • Автор темы Автор темы B-veter
  • Дата начала Дата начала
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

То есть сначала это нечто непойми что, но в процессе моих попыток модифицировать команду - я оттачиваю, как позже выясняется, команду не для того... Вот и что делать? Чем четче пытаюсь просить, тем четче выходит не то что мне надо... Я пошла по пути наименьшего сопротивления - хвалю лошадь, запоминаю как просить неожиданно попрошенное и ищу на досуге другой вариант для искомого...

Не, ну Аньк - кмк, все правильно :) Если ты просишь, имея в голове что-то одно, а получаешь что-то другое, но тоже нужное - то и значит, это что-то другое именно так и надо просить :) Лошадь же понятия не имеет, что ты хочешь, она делает только то, что ты попросила :) А для искомого - да, другие варианты ищешь. Другое дело, если лошадь вместо нужного предлагает что-то ну совсем ненужное :)) Тогда, кмк, надо все-таки попробовать найти такой вариант просьбы, чтобы было хоть за что похвалить :)
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Конкурный Чапик, ура! :)

А по поводу жкт, я чтоб не бояться сильно прикупила дрожжи. Хотя если отказывается от концентратов, то я б скорей в рот заглянула.

У меня как у тебя Анько проблема, вечно я прошу все как-то не так, может нам надо объединиться и кидать друг в друга помидорами, со стороны то стопудово заметно что да как. А вообще я в свое время спасалась видеосъемкой. Ооочень помогает, когда тренера нет. Я вот замчесаю в послденее время, что верхом прошу не так как снизу. Стала обращать на это внимание и конь моментально понял. Тут даже я б сказала наоборот, надо с земли учитывать что и как ты верхом сможешь сделать. Я поначалу чтобы различать вбок от прямо командую утрированно за подпругой, верхом приходится туда ногу закидывать потом, а это неудобно. Ну вот постепенно сейчас уже расстояние от _у_ подпруги до _за_ сокращается. Вот. Может и у тебя так? Сильно разнятся команды..
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Тань, я скорей не про перенос команды наверх... На самом деле под верхом мне как раз проще, то что я под верхом не знаю как попросить, с земли я уж точно не смогу. Я с земли не очень понимаю как получить то или иное движение. Например последний наш затык - это иди прямо, но откинь попу. Выходит что угодно кроме - движение уступкой, вообще без сгибания, просто по диагонали ползет. Разворот на переду. Сложные траектории перемещений включая аккуратно вдавить меня в стену, если стена есть, или загадочный путь амебы, если стены нет.... Т.е. я вообще.не понимаю, как совместить вперед и попу в сторону. Или одно, или другое.
Такая же фигня в свое время была.с.поворотами и на заду, и на переду, со сгибанием - в общем со всем.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

А. Ну у меня такие же проблемы.
А как ты поборола повороты на заду? У меня конина постоянно отступает задом на меня и перед подставляет внешний за внутренний. Особенно налево. Верхом гораздо лучше получается.
Вперед и попу в сторону это мы можем, особенно если вдоль стенки. Это самое простое, то что с детства использовалось постоянно. Мы вот не можем как раз вперед и плечи в сторону. Если в руках еще ничего, то на вожжах я пока совсем никак.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Внешний за внутренний это грубо говоря немного назад отходит от тебя? У нас вообще внешний идет вперед, если я ему даю идти вперед, т.е. в развороте, да, на месте, но движение вперед. Если встать блокируя вперед и просить так же - то будет осаживанием такой же разворот. Ну и до "точки" мы пока не побороли нифига - зада идут по небольшому кругу. Т.е. для меня критично чтобы он держат четкий четырехтактный шаг, а не факт что одна нога на месте осталась. Вот пока и шагаем. Кружочек вроде как стал поменьше уже - но может это иллюзия такая...
На вожжи я ближайшие ... десятилетия :mrgreen: даже замахиваться не планирую. Куда обезьяне еще и гранату-то....

Шапо... М.... стабунили зверушек обратно. Вжик печально ходит в наморднике. Которым пару раз огрел Чапу по кумполу (там железная решетка) - вот и думай, что лучше, сломать чонить алюминиевой хренью или прокусить зубами... По поводу намордника Вжик решил, что надо активней махать ножками - и стал делать это не менее регулярно чем Чапа. Судя по всему, у них очередной этап разборок, чьи в доме тапки, причем Вог в этот раз решил, что ему тоже нужна домашняя обувь. Поэтому пока скажем так с переменным успехом - то один другого двинет, то другой первого.
При этом Чапа носицца колбасой, даже траву жрать не пошел (мы под стабунение побольше сделали пастух, мож метров на 10-15 перенесли стенку - ну вот эммммммм..... он даже не стал есть эту самую траву, казалось бы пасись не хочу). Убегался до состояния дым валит со всех частей, рожа мокрая, с глаз течет, с пуза льется уже почти струйкой.... В режиме походил - подбежал сделать козу Вогу, не вышло убежал, вышло так пофехтовал с ним на передних лапах... Блин, в какие вертикальные свечи оба встают это крындец просто - как не опрокидываются... Причем Чапа то давно это делает, а Вог вот освоил умение - теперь у нас просто хоть скульптуры делай....
Вот думаю, обратно что ли разводить?... Как бы эта серая глупая зверушка себя не загнала такими темпами... И не отломала еще какую-нить нужную часть организма - глина ж еще до кучи, дожди, скользко... Из положительного правда - по Чапе видно, что когда он бежит, то в целом осознает, что грунта под ногами нет, так что в сложных местах переходит на аккуратненькое семенение... Пока... Если они в таком сложном месте посвечить решат фиг знай... Ну и из плюсов, пока жестко убивали друг друга только раза четыре - в смысле раза четыре я уже напряглась прям, но разошлись снова в довольно мирную игру. Один раз решили вполне конкретно друг друга со свечи положить нафик, два раза очень нехорошо оба друг по другу с задов лупанули, и один раз Чапа решил уж не знаю что сделать Вогу, но прикусил его за холку и пытался уронить тоже так довольно серьезно... (Отомстил блин - у них же знакомство началось с того, что буквально на первой же минуте первое, что сделал Вог, познакомившись с Чапой, это вцепился ему в холку и начал крутить, под жалобный Чапин писк). Но в основном выглядит как довольно дружелюбная игра, хотя конечно как игра двух буйнопомешанных... Еще из плюсов - вроде когда Вог орет, он к Чапе не лезет. В смысле кобылам орет...
Короче, как-то страшно это все выглядит... Хотя... Гулять в одиночестве это тоже не выход ни разу... Может еще привыкнут по новой... Блин... Вот бы они еще целыми привыкли как-то бы....
Забавно кстати как они в новую леваду зашли - Вжик сразу ткнулся жевать траву, отошел так, чуток, и жрать... Чапа рванул осматриваться, обошел владения пару раз легкой рысцой, усе понюхал, а потом пошел мучать Вога. В смысле наверное он думает, что развлекать, но судя по роже Вога, которого оторвали от травы - мучать.
Ах да, а еще Чапа отлично ест сено из своего ящика... И играет в Воговский. Эта зараза зацепила его зубами и качает как качалочку... Докачается блин что уронит, вот ведь ушастый паразит, еще и кормушку сломать собрался... Ее фиг наклонишь, а этот легонечко так, тудысюды...
Йех. Думаю что делать то по этому поводу...
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Ладно. Пока Вог умудрился выломать носом (!!!!!!!!!) железный прут из намордника... И один еще подсогнуть.... Талантливая блин зверушка.
Расскажу ка я дальше про Сьюзан.
Была очень интересная пара – мелкая кобылка, кажется полутора лет. Очень милая, очень нахальная и уверенная в том, что ее все любят и ей можно все. В общем, нормальный такой лошадиный ребенок – не злая, но по-жеребячьи настырная.
Ее учили стоять. Это знак лидерства. Не обязательно двигать лошадь туда-сюда, а в первую очередь показать ей, что ты можешь ограничить ее движение. Например, очень часто такое можно наблюдать при стабунивании в леваде. Новую лошадь запирают в угол и она не может двигаться. И выпускают из угла только когда она себя нормально ведет. И тут так же – стой. И никуда с места не уходи. Вперед - только когда спокойна и уважительна.
Стоя надо в первую очередь стоять где встали, и двигать лошадь вокруг себя, а не себя вокруг лошади. Определил лошади место, и возвращаешь ее туда до бесконечности – при этом сам в землю врос. Тут я конечно поразилась координации движений у Сьюзан… Потому как кобылка мало того что вертелась волчком… Она ведь еще и плечиком налегала, и думала туда уйти, или воооон туда, а потом туда… В общем вообще ни на секунду не замирала, юла просто такая, причем не сильно озабоченная тем, чтобы не двинуть человека какой-то своей частью юла. И вот с этой юлой выходило справиться действительно не давая ей нахальничать и уходить, и возвращая ее на место, и самой при этом ни на сантиметр не сдвинуться… У Сьюзан кажется было стотыщкоррекций одновременно, довольно незаметными движениями большинство из них. Я думаю, что у меня попытка расставить даже в разы более спокойную лошадь прошла бы по принципу хвост вытащили – нос увяз. А тут однако и нос тебе, и хвост, и все одновременно.
Важно именно не давать переть на себя, валиться на себя. Просить отодвинуть плечи, осадить, стоять где поставили. И только когда она спокойно встала где попросили, осаживает и убирает плечи - можно шагать. Потеря контроля – снова стоять. Подвинь перед – если идет вперед, придержать за недоуздок. Нормально встала спокойно – отдать чомбур, дать свободу больше.
На самом деле, все это описание вышло ни о чем, потому что главное наверное во всем этом – был настрой и ощущение от тренера… А оно было – полное спокойствие (КАК????). То есть за полчаса кобылка не вызвала ни доли раздражения своим поведением. Методично, спокойно, столько, сколько надо, правим и правим. Боже ж мой, а я на Чапу шиплю даже когда он меня раз пять подряд чомбуром потянет куда не надо…. Типа первые разы нормально, а дальше – ну сколько ж можно, одно и то же, ну неужели невозможно уже понять, раздражает, бамц резче чомбуром и рявк «Да хватит уже!». Тут кобылка сделала… м… раз в тысячу? Больше того, за что Чапа имеет бамц и рявк… (Правда, после бамца и рявка Чапа перестает делать неудобную мне вещь мгновенно – но Чапа все ж взрослая лошадь, жеребуське простительно… Вот до сих пор не могу найти в себе сил попробовать его просто методично без раздражения исправлять…).
Интересными жестами она все это правила. Блоки локтями, и - коленями. Вообще она довольно часто «пинает» лошадь ногой, причем по реакции лошади – это очень действенно и понятно для нее – т.е. от давления руки фик она уступит, а от «с ноги» очень даже. Почему в кавычках – потому что работает это не за счет силы приложения, естессно лошадь никто не лупит с ноги. Но «пинок» ногой часто работает эффективней, даже если не было реально контакта ноги с лошадью. А я видела такое пару раз – не уступила контактному давлению руки, но от ноги отошла, хотя колено лошади даже не коснулось. Видимо сам жест какой-то для лоша…ди? дей? Сильно выразительный.
Часто она зеркалит эмоции лошади. Лошадь топает (мне это не нравится) – она топает в ответ последней. Лошадь выдыхает фыркая – она выдыхает тоже. Из серии, если лошадь нервно шустрая – человек быстр и настойчив. Лошадь спокойно плавная – человек тоже становится таким. Т.е. когда лошадь выдыхает, и вы выдыхайте, поддерживайте ее расслабление своим.
Она считает, что когда лошадь моргает глазами, это хороший знак – учится.
Еще интересный вопрос – как строить свое поведение, если лошадь не понимает, чего от нее хотят, и если понимает, но не хочет делать? Она действует одинаково в обоих случаях. И когда правит – ей все равно почему лошадь не поняла и не сделала, она одно и то же будет делать. Так как либо ей и правда непонятно, и тогда надо спокойно объяснить. Либо ей понятно, но она не хочет – это значит, что ней непонятно, что ее тут никто не спрашивает, и надо это объяснить. Т.е. в любом случае – спокойно объясняем, что мы хотим, либо суть вопроса, либо его обязательность.
Вопрос пугалок и заскоков в личное пространство – типа меняем ли поведение, если лошадь поперла плечом, т.к. и правда сильно испугалась. По Сьюзан, тоже не важно, то что лошадь боится – вообще не извинение. Все равно почему лошадь прет на человека – она не должна никогда так себя вести, что бы ни было, даже если боится. Поэтому реакция всегда одна и та же –нельзя значит нельзя никогда, и править будут всегда.

Дальше был шикааааааааааарный серый зверь…. Оооооооооооооооо какой конь…
Он работал на свободе. И не то чтобы горел желанием подниматься в галоп.
Галоп Сьюзан делает по бОльшему кругу, чем рысь, чтобы было больше места, и поэтому галоп требует больше дисциплины. Лошадь понимает что круг больше, человек дальше и из центра не дотянуться.
Соответственно, она поднимала лошадь в галоп в таком стиле. Я прошу галоп, не сделал - отлично, и не надо, сейчас я подойду. Чтобы знал, что всегда подойдет и всегда вышлет. При этом она считает, что нет смысла делать много галопа подряд – надо отработать подъемы. Если подъемы работают как часы, то тогда долгий галоп не будет проблемой, т.к. переход в рысь легко поправить обратно. Лошадь довольно быстро поверил, что она и правда подойдет, и галопить начинал уже от одного переноса веса дабы пойти к его драгоценной тушке. Кажется, под конец даже просто сделал по просьбе – за давностью уже не сильно помню.
Еще она сказала, что лошадь не нужно хвалить, если она срезала круг на корде – т.к. лошадь научится, что как только срезал круг, то отстали, и будет только сильней срезать. Тут я сделала себе стотыщ обещаний перестать так делать. И конечно же выполнила только частично. А это моя вообще самая что ни на есть обычная ошибка. У меня конь ОЧЕНЬ тяжко высылается на большой кордовый круг. Более того, даже если высылается, я не могу чтобы он просто так там бегал, мне надо как минимум без падения на внутреннее плечо, иначе ему вообще лучше бы не двигаться по кругу принудительно… В итоге у нас вечная борьба из серии отойди подальше. Потому что нифига я не могу его отослать, точней только на длину физического воздействия бичом, т.е. ну метра на 3-4 от себя и все. Потому как если я его злобно прогоняю, он уходит бегать кракозяброй, а т.к. кракозяброй я не могу позволить ему бегать, а на таком расстоянии фик он согнется как я прошу – то я его сразу же и возвращаю обратно…. Замкнутый круг, в общем. В результате которого он постоянно на корде валится на меня внутренним плечом, валится и валится… И я его всегда хвалю именно когда он срезает круг – потому что в какой-то момент я уже не чувствую в себе сил выслать его от себя, и на очередную попытку подойти поближе просто перевожу в шаг, дабы уже выдохнуть самой. Вот думаю, интересно, а если каждый раз перед тем, как остановить, дать команду отойти… Вдруг он захочет от меня отходить таким образом….
В общем, если начнем более-менее работать на корде, надо потестировать вариант. Примерно по аналогичным причинам Сьюзан всегда требует, чтобы лошадь первая сменила скорость движения, а человек, давший к этому команду, реальную скорость изменил вторым. Потому как если вы идете рядом, и уже встали, а лошадь еще идет – она обойдет спереди и подрежет плечом. Это учит неуважению к командам и человеку. Поэтому идти со скоростью лошади параллельно ей до последнего, пока она не замедлится. Это не даст подрезать.
А вот если хочется поворот, то наоборот надо притормозить, чтобы она смогла обойти вокруг человека.
Еще запомнился смешной посыл – песочком, подкинутым носком ноги, по жо.
И про вкусняки – позиция в общем обычная - давать но аккуратно. Они укрепляют доверие но подрывают уважение. Поэтому робким лошадям хорошо. Но уж точно не давать вкусняки за то, что лошадь сделала что то, что следует из уважения – уважение так не покупается.
Показывала и еще одно интересное упражнение – научить лошадь ходить вокруг человека – условно ей сказали как и куда, а дальше человек сидит читает а лошадь бегает. Вот поглядела, как это на практике делается.
Начинается с самой простой просьбы. Надо держать направление и аллюр без поддержки человека вообще. Когда умеет это, то можно уже допустим требовать размер круга определенный, или ровный круг, или качество аллюра – без поддержки человека держать. Для начала достаточно, чтобы просто влево или вправо и тем аллюром, который сказали.
Командует, и корректирует только смену аллюра и направления. Если хорошо ходит кругами (квадратами, звездами, чем угодно, но в нужную сторону) то хвалит.
Рассказала про одну стандартную ошибку при обучении этому упражнению (впрочем, я кажется узнаю себя в период обучения Чапы бегать по кругу вокруг меня). Часто лошадь сбегает от человека в другую часть манежа, и за ней туда идут и оттуда ее тащат обратно, мол мы ТУТ ходим. Ходи. Лошадь потому и не хочет идти в эту часть манежа, что тут мы работаем круги, а там не делаем ничерта. Поэтому - дошли до лошади туда, куда ушла и продолжили сразу же, т.е. мы делаем круги влево, свалил? Продолжаем делать круги влево, можем делать тут. Ушел? Теперь тут, а потом тут и т.п. Те мы их делаем вообще где угодно - место не важно, и сменить дислокацию – не спасет лошадь от необходимости делать упражнение. Подумала, уже задним умом, что таки да, наверное наше обучение прошло б сильно быстрей, если б я сразу по такому принципу просила. Но я как раз тащила в конкретное место плаца (правда, это была Горьковка, плац = огороженное невытоптанное поле, и в другом месте там тупо негде было бегать кругами).
И еще очень важный момент и про это упражнение, и про обучение лошади вообще. Когда лошадь сделала что то для вас - надо очень радоваться этому. Лошади чувствуют, рады ли мы этому или не рады - типа сделал ну и ладно.

Ну и … из вопросов и закадровых обсуждений дня. Конечно же, я не могла пройти мимо и не задать вопрос про железо. Ее лошади работают и так и так - существенной разницы нет. Сайд пулл требует больше уважения к человеку (т.к. средство менее строгое и уважения к нему меньше чем к железу). К железу прислушиваются лучше т.к. оно жестче. Грубо говоря, не обязательно дергать за железку, достаточно просто напомнить лошади, что этот девайс у нее во рту. И работает она одинаково что с железом, что без него – существенной разницы для своих лошадей не видит. Но расслабить лошадь через затылок челюстью действительно проще, чем через шею целиком за нос. В этом действительно аргумент в пользу железа.
Галоп - в прежде худшую сторону может стать лучше в итоге, тк изначально правильно гнется в эту сторону. В общем, наверное так оно с Чапой, да. У него галоп в обе строны… м… как бы его поласковей. Зато сейчас у него галоп на корде намного лучше чем у Вога, и подъемы намного четче, и темпы галопа он держит лучше, и валится меньше. А потому что у Вога или кривой галоп, или ровный галоп. А у Чапы или ровный галоп, или рысь. А уж если галоп – то приличный вполне себе.
Интересное замечание еще было про вперед – вниз. Бегал… Забыла кто. Кажется Хит. Задрав (в пределах разумного) голову, в общем, такая именно естественная поза для рыси у лошади. И такой спокойной рыськой трусит, оглядывает окрестности. И Сьюзан сказала, что у него сейчас отличная рамка, очень адекватная для его как раз движения – для тихой рыси так и надо. Вперед-вниз из этого должно получаться только с досыла вперед, он должен расширить мах и потянуться. А если на таком вот тюлюп тюлюп попросить не от расширения маха и движения более активного голову опустить, а просто опустить – то лошадь свалится на перед и никакого смысла в этом нет.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Второй день семинара, к своему огромному сожалению, я пропустила. А вот третий – хо, на третий день я таки приехала… Правда, удачненько так не услышав будильник и пропустив по этому поводу две лошади. Даже почти три лошади – я успела на самый конец верхового занятия Хита.
В общем, из верхового уже ничего не запомнилось. Зато запомнилось, как мы шли к конюшне. Потому как Хит иногда делает вид, что байусьбайусь и по обычной дороге не пойду. Сьюзан объясняла, как работать с такой лошадью.
Мимо страшного надо ходить а) глядя куда тебе надо, а не на него, б) до полного успокоения лошади. Т.е. лошади надо дать шанс и время спокойно и полностью расслабленно пройти мимо этого. Не до «удалось пройти мимо», «удалось без истерики пройти мимо» или «удалось лишь слегка насторожившись пройти мимо». А именно что удалось полностью спокойно пройти мимо.
При этом ходить она предлагает туда – сюда, а не кругами вокруг страшной штуки – что только усугубить может (ууууууууууу, мы ходим вокруг ЭТОГО, а оно постоянно внутри круга, и все внимание на нем). А тут вдохнули – выдохнули, вдохнули – выдохнули, близко-далеко…
Левая сторона, левый глаз – по ее мнению проще правой (что нам и показал Хит). По ее мнению, причина – в аналогичном людскому распределении функциональности полушарий коры головного мозга. Левое отвечает за логику и мышление. А правая – это больше эмоции, образы и инстинкты. Поэтому левая лошадь обычно вменяемей правой лошади. Соответственно, стоп когда справа хорошо.
Еще по этому можно попробовать понять, поэтому понять чего боится, к чему сложней правым боком пройти то страшней.
Дальше была Аля. Которая свинтила на плацу.
Что делать? Ну изначально – делать то, чтобы такого не случалось вообще. Желательно такие ситуации – предвидеть, и не допускать. Особенно не допускать третьего раза, т.к. велик шанс закрепить нежелательную реакцию.
Если свинтила и носится - не отправлять туда сюда, а пресекать – останавливать – ловить.
По этому же поводу не брать лошадь сразу на корду. Первое - проверка в руках - перед зад осадить вперед стоп. Если работает - то чуть дальше, а уже потом и на кругу то же самое. Только если все, включая галоп, работает на корде - садиться. Галоп из приятной рыси, несется - следовательно оттормозить, если в рысь перешла не страшно, снова попросить галоп.
Если лошадь свалила в руках, она же может свалить и под верхом. Поэтому сначала проверили, потом сели. Она рассказывала, что ненавидит садиться на незнакомых лошадей, от которых она не знает, чего ожидать. Что сама сначала предпочтет удостовериться, что лошадь контролируема на более легком этапе, чем начинать более сложный (в руках перед кордой, на корде перед верхом, под верхом на шагу перед рысью и т.п.).
Еще один совет – работая на корде, не стоять как приклеенные в одном месте. Пробовать на корде кругами походить по всему плацу, провести лошадь по всем углам, по стенкам, прибавить по стенкам и т.п. Чтобы не было скучно, и чтобы по разным местам прошлась.
Показывали упражнение ходить в коридоре человек стена. Але не понравилось – она выскакивала из этого коридора побыстрей. Причем правым глазом больше реагирует на человека и жмется больше к стене т.е. проблема коридора это для нее проблема человека. Туда сюда полумесяц (не круг), потом попробовать остановить в середине. Освоено? Сокращать дистанцию до стены, либо рысь полумесяцем. Самой при этом стоять, не идти вдоль стены с лошадью.
Приучение к пугалкам должно быть плавное, не пугать до стадии испугать настолько, чтобы вырвалась.
С пастбища она отрывает лошадь через воздействие на задние ноги либо предложение пойти, не выдергивая недоуздком голову.
Вообще же Сьюзан рассказывала, что лошадь может по разному вести себя в разных местах и это нормально. Если она работает в манеже, не факт, что будет отлично работать то же самое на плацу. Вышли на плац – забыли про то, что было в манеже, и начали работать как если бы с нуля. Решение – только работать в разных местах и в каждом новом учить, не оглядываясь что было раньше. И не ожидать что лошадь, освоившая навык в простой ситуации, не потребует помощи и более плавной работы в более сложной.
Выступать можно научиться поэтому тоже только выступая - тк лошадь может все отлично делать дома и упасть в обморок на выезде. Этому нельзя научить дома – только выезжая и работая там на разных площадках. Добиваясь стабильности на выезде уже.

А дальше был кажется уже и обед… А после – Маша. И ее хозяйка Маша – очень интересная пара, похожие очень хозяйка и лошадь.
С Машей ходили заниматься в поле. Потому что в поле она не всегда ведет себя предсказуемо.
Застряли уже на выходе в поле, т.к. Маша слегка напряглась, проходя в проходик на выпас. Соответственно, если лошадь напряглась проходя что то - проходим пока не расслабится. Потом она ходила уже под звук гимна племени тумба-юмба, выстукиваемого всеми участниками семинара на тачках, канистрах и прочее. Причем – принцип приучения - постоянно воздействуем, как только расслабилась стоп. Лошадь должна понять, что когда она попытается расслабиться страшное уходит (а не когда она сваливает).
Вышли на поле. Там снова работа, обычная, проверяем управляемость рядом, на отдалении, на корде и т.п.
К нам приехал трахтор. Что же делать, если человек предвидит какую-то страшную для лошади штуку? Только повернуться к ней носом, а дальше ждать реакции лошади. Может она еще и не испугается. Ну и конечно - догонять убегающую страшилку.
Снова - остановка не раньше лошади. Затормозив раньше, лошадь закрутишь вокруг себя. А надо чаще останавливаться на прямой, не останавливать лошадь всегда закручивая вокруг себя. Эта остановка с подрезанием приучает давить плечом.
Дальше был великолепный Сапе под верхом. Сьюзан он тоже понравился, она сказала, что это лучший виденный ею фриз, потому что он умеет тянуться вперед-вниз. А фризам это сложно.
Надо всегда обращать внимание на морду лошади. Смотреть на ноздри лошади, чтобы понять настроение. Она волнуется? У нее мягкий взгляд или жесткий? В общем, смотрите на свою лошадь, дабы предвидеть ее реакции.
На Сапе еще раз объяснила своеобразие своей работы с земли – кстати, это то, что мне ОЧЕНЬ подходит в смысле стиля работы, т.к. я всегда боролась считая ошибкой, и всегда неудачно, потому что субъективно оно мне неудобно. А однако ж вот есть люди, которые просто работают так, и ничем им эта позиция не мешает… Но эти люди и другие вещи делают иначе, а я получается работала пробуя стандартные способы управления, но стоя при этом в другом совершенно месте… Теперь думаю постепенно попробовать другие варианты (например, переделать свое отношение к посылу – может быть, это будет проще, чем свое отношение к положению в пространстве).
А смысл как раз в том, что она не посылает лошадь сзади. Не гонит сзади вперед ничем. Хлыст работает по таким же принципам – по плечу жестко стоп, никогда не посыл. Вперед это подпруга. Сзади – откинь попу (и встань, замедлись, повернись). Бич работает аналогично.
На корде она всегда стоит у морды лошади, идет вместе с лошадью как бы, ведет ее за собой, но на дистанции. Получается, что например у того же Хемпфлинга смысл работы на корде – ты высылаешь лошадь, двигаешь ее как бы от себя… А тут – ведешь лошадь за собой, вместе с собой. И такой, и такой варианты последовательны и волшебно работают. Понятно, что когда инстинктивно ведешь лошадь за собой, а командуешь, как будто шлешь ее перед собой – выходит что-то не то.
В общем, про вести вперед все понятно. Про то, как общается на корде (на кругу на свободе и т.п.) Сьюзан.
Для начала, посыла по задним ногам она не допускает вообще. Посыл – это четко подпруга, четко в тушку. Не приучает лошадь к тому, что воздействие сзади = беги. Что-то сзади = откинь попу и встань, это возможность остановить лошадь всегда, это безопасность в полях. Но эти теоретические рассуждения мне не сильно интересны – я хочу попробовать ее стиль работы банально потому, что я всегда встаю туда же, где стоит она. И никакими силами не могу себя оттуда вышибить туда, где говорит стоять например Хемпфлинг. Но т.к. я очень дозировано могу загружать свою небольшую оперативную память – то до попробовать это я еще даже не дошла… У меня как-то … Пока немного другое пробуется поправить. Жаль, что нельзя пробовать поправить сразу все. Но обязательно надо будет.
Несколько еще хитростей про работу на корде, которые, если задуматься, довольно очевидны, но опять же – я вот о них не задумывалась как-то. Например, если тащит на аллюре – поднимать мордой «в стену», грубо говоря подъем в момент начала последней четверти круга перед стеной. И не поднимать на выходе со стены – в точке касательной - приучится стартовать еще больше, тащить и т.п. Было ОЧЕНЬ видно разницу движения и момента подъема лошади в галоп. Особенно учитывая, что плац большой, ветер, слышно плохо, и перевод донести до кордового вышло, как я потом выяснила у нее, только мне и через день – она просто не слышала, что ей говорили в тот момент.
На Сапе же нам показывали то самое чудо, благодаря которому мы тут на днях – страшно сказать – делали спираль с контр-сгибанием…. Ну пробовали в смысле, делать нечто не особо похожее… Но в глубине души стремящееся…
В общем, долго я мучилась на тему а как же ж сделать так, чтобы лошадь различала а) руку как иди сюда и руку как согнись сюда, б) ногу как иди вперед и ногу как уступи ноге в сторону. И вот кажется с первым вопрос окончательно решен, причем понял Чапа просто вот в секунду.
Итак, руление. Повороты ведутся внешним в контакте и закрыв, если не сработало это закрыть, то дополнительно открыть внутренний. Иногда – утрированно открыть, отвести руку далеко в сторону.
Сгибание. Внутренняя рука идет вверх. Вверх к своему же плечу. И лошадь должна среагировать именно сгибанием, а не поворотом, если решил повернуть и уйти – то открыть внешний повод, выраженно показав, что идти надо все еще прямо.
Внешний повод играет ключевую роль в рулении. Если бросить или провесить больше, чем внутренний, и соответственно затянуть внутренний, то роняешь сам же лошадь на внешнее плечо. И конечно она будет туда убегать, увозить этим плечом. И чем больше наберешь внутренний, тем сильней повезет, т.к. тем сильней нарушится равновесие лошади. Так что надо наоборот отдать его, и закрыть внешний повод.
Похвала (похлопать, погладить) – с внутренней стороны.
Начинается поворот, в любом случае, не с этого. А с поворота плечей. Наши плечи – плечи лошади. А поводья как двери. Не пошел за поворотом плечей - одна дверь закрылась, другая открылась.
Воздействия поводом начинаться могут довольно утрированно (от руки действительно у плеча, или руки вытянутой на полметра от лошади). А прийти они должны к движениям сантиметр вбок – сантиметр вверх.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Потом была еще одна кобыла – Ася.
С ней показывали как сделать разворот через круг, не меняя аллюра. Как когда-то я описывала это упражнение у Хемфлинга, один в один с точки зрения результата. Только Сьюзан учит его на веревке. Ну и соответственно стоп у них выглядит немного по-разному и посыл в другую сторону – по их системам коммуникации.
В общем, подробно писать уже не буду, действительно почти как у Хемпфлинга. Перекладывая хлыст и веревку в руках, подозвать отходя назад, к себе, как только четко на тебя идет, отсылать наступая на лошадь, слать в другую сторону. Переложили - отошли подозвав - наступили на лошадь отослав. При этом это отступили наступили сначала может быть довольно большой пробежечкой, постепенно сводится к шагу туда сюда (если не к просто переносу веса). Чтобы послать в другую сторону, надо четко чтобы перед был направлен на человека. Слать мягким поворотом. Сначала первая часть – проверить подзывание на себя. Когда работает - доделывать до поворота.
Еще рассказывала про прыжок через барьер, узкий. Очень интересно учит. Сначала – учит идти к барьеру и четко в него вставать. Чтобы лошадь отдыхала уткнувшись, и искала его глазами, шла четко на него дабы ткнуться отдыхать, подходила четко в барьер с любого аллюра. Дальше останется только толкнуть. Лошади не обносят, если не ставить выше того, что им не страшно, не закидываются. Понятно, что я как человек, традиционно конкурно воспитанный, не могла не спросить про закидки (большинство тренеров расстреляли б на месте за такое обучение). В итоге интересно, отучится ли лошадь так прыгать в целом. Ну в смысле если просить прыгать, а не перевалиться через 60-80 см. Условно а дальше ты просишь у лошади 120. А у нее уже есть в голове идея встать перед барьером… Понятно, что Сьюзан не прыгает и ее лошади прыгать не будут. Но так, в теории почему-то интересно.
Про ширину барьера. Ее лошади прыгают вертикально стоящий хлыст. Но начинает с простого ряда – например пять ведер, которые перепрыгнуть проще чем обойти. Потом 4 3 2 1. И когда будут те самые 2,1 – идея прыжка уже будет в голове.
Показывали опять обучение уступкам на себя. Уступка зада на себя – уступать должна от переноса хлыста сверху на ту сторону крупа. Нет – опустить и похлопать снаружи. Нет – оставаясь где был, протянуть под шеей руку и похлопать снаружи. Нет - перейти самому наружу и принять.
Принимание - комбинация уступки переда и зада, что от себя, что на себя. Тоже показывала. Полюбовалась четкостью команд и балансом этого самого переда и зада.
Просить хлыстом под внешний зад, поводом под внутренний (внешний перед). В смысле хлыст двигает внешний зад под лошадь.
Потом был шикарный серый.
В общем, там была работа на плацу на внимание, на дисциплину – уже с другим человеком в паре. Проблема, я так понимаю, как раз отсутствие этой самой дисциплины и внимания.
Из советов - не давать низко опускать голову т.к. так лошадь сваливает. А сваливает лошадь как раз опуская бошку – пригнула шею, присела на перед и дернула.
Человеку давали советы не переусердствовать с посылами, ровно столько, сколько нужно. Снова рассказывала про то, как важно радоваться предложениям лошади. Что в руках не давать обгонять и закручиваться вокруг. Самой пойти быстрей, пока просишь встать, не вставать до лошади. Поддерживать позицию у носа.
И опять была чудная мелкая кобылка, та самая, которая была как ртуть первый день. И уже разительно спокойней на третий.
В общем, опять поглядела все то же самое, что было первый раз - не давать обгонять, отдавать веревку когда все хорошо, не висеть на ней, отозвали отдали… Но конечно очень было интересно поглядеть еще раз – потому как ИМХО это самое интересное, что там было – работа с вот совсем начинающей лошадью, которую надо еще подвести к мысли о том, что человек он вот он он, и он заслуживает некоторого внимания. С ней самое яркое что было по вождению в руках, как мне кажется.
Ну и опять же из разных вопросов и прочих меж-занятий обсуждений.
Жеребец при работе в руках жеребцует. Пока это красиво и контролируемо фик с ним, пусть такой красиво выгнутый и работает. Иначе - паузы и просьба все делать с низко опущенной головой.
Ей в принципе не важна причина поведения лошади. Например, не важно, почему лошадь пугается и т.п. В любой обстановке надо чтоб делала, вот и делаем, какая разница, почему не делает пока. Поэтому не важно, что было с лошадью до вас – работа все равно ведется как ведется. Так, как надо лошади.
Она считает, что нельзя сделать лошадь милой с другими людьми, только с собой. Других можно попробовать научить, как сделать лошадь милой с собой.
Если лошадь торопится предложить ВСЕ что знает и срочно, по этому поводу путается и ошибается – то делать большие паузы, когда хвалишь, и работать так, чтобы не предугадывала следующую просьбу.
На охоту кобылам скидки не делает. Охота не охота, а слушать надо.
Про укладку. Своих ложится не учит, просит просто по ходу. Команда - давить на спину, как уход от давления вниз. Не настаивает – не хочешь не надо. Может понудеть, не усиливая сигнал, тк укладка - это спокойствие, а усиливая - получишь не спокойно. Спросила про Чапу – он как раз может лечь от усиления просьбы (я прошу, показывая вниз для переда и досылая под себя и вниз зад). Сказала, что просить лечь давлением под задние ноги – несопоставимый способ, и поэтому может быть действительно усиление тут и сработает.
Лошадь не уступает хлысту? Переприучали к хлысту, надо взбодрить. Баланс уважения и доверия, не уходить ни в одну сторону.
От избытка уважения лошадь может перестать играть. Тогда наоборот, надо усиливать другую сторону «весов».
Ну и конечно главная эмоция от всего дня - все с лошадью - это игра. Играем, легко, весело, хотя временами настойчиво.
И еще довольно важный момент. Главное - вы и лошадь. Всегда. Все остальное не важно в момент работы с лошадью. Это она объясняла на примере забыла уже кого… Но там паре кинули хлыстик на плац, и человек отвлекся на хлыст, не четко доделал упражнение, дернул слегка лошадь, дабы этот самый хлыст взять… В общем – неправильно отвлекаться от лошади, даже если надо кому-то ответить. Закончили с лошадью, и отвечайте. Потом.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Ань, спасибо, очень интересно и познавательно!
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Долго пыталась понять, о каком это шикаааарном сером ты тут пишешь... :mrgreen: Всю голову сломала, пыжась *посчитать* всех серых на конюшне, и найти того, кто покорил твое воображение...
не поверишь.. дошло только спустя... вобщем много времени прошло... :mrgreen:
с учетом того, что это любимый наверное конь на этой конюшне
к слову, когда надо мне, Пиль прекрасно держит и галоп, и на большом кругу, и на маленьком....
а вот фото, кстати еще весеннее :roll:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Аня, спасибо за такое подробное описание семинара! :)
Плин, просто кусаю локти, что не попала и что самое обидное - просто потому, что не знала об этом семинаре :( Как раз ВСЕ эти нюансы мне так интересны сейчас в работе со своим молодым. Ыыы!

Надо будет исхитриться и как-то тебя в гости к нам зазвать, как все устаканится! И жутко тебя поэксплуатировать на тему работы в руках! :roll:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

О дадада, это ОН!!!! Конь, покоривший меня с первого взгляда))) Ну ведь шикарный же зверь-то?))))
Особенно смешно, что не сразу поняла - что кажется он единственный серый, кто занимался? Ну не считая дам?
)))

Ульян, ну это малая доля наверное вынесенного для себя, то, что получается словами передать...

Кать, хихи, вот было б кого мучать еще. Вообще полезно было б.саму Стеллу помучать - вот у нее можно увидеть что-то стоящее :)
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Спасиб, Аньк, за отчетик. Вобще вот как-то все на "бумаге" выглядит банально. Надо конечно видеть своим глазами. Но хорошо, что ты так все подробно рассказываешь, есть от чего оттолкнуться :) Жаль видео доступно только избранным, было бы очень познавательно. Эээх.
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Для меня многое выглядит... как бы это... пост-фактум банально. В смысле сначала ты сам делаешь делаешь делаешь эту ошибку, думаешь ну каааааааааак же ж, ну сделать то ж.... А потом тебе говорят - и ты - блин!!!! Да это ж элементарно! Логичней некуда, и как я могла пропустить такое простое решение? :mrgreen:
Да на самом деле оно и выглядело все очень... Просто. Ну вот как когда смотришь на всадников, а точней Всадников - ну чо, ну сидит, отдыхает, ничо не делает, лошадь работает. Вот тут тоже примерно так - ну встал человек, ну походил рядом с лошадкой, ну подвигал лошадку тудысь сюдысь, бах лошадка делает все что надо. И когда так со стороны - ну ведь так просто, ну вот же ж просто элементарно, подошел нажал она уступила, получите результат. А потом смотришь, как пробуют люди подойти-нажать, потом сам дома пробуешь, вот тут то и получается, что это примерно так же просто, как например на принимании на рыси сидеть и в потолок плевать :lol:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Третий (который реально был четвертый) день прошел для меня под знаком приучалок и верховой работы.
Началось все с того, что я… Правильно, конечно же приехала позже и пропустила парочку лошадей))) И уже с толком – с чувством – с расстановкой – смотрела как приучают кобыль к седлу. Причем кобыль в общем-то уже заезженная, но с некоторыми проблемами по езде.
Озвучили несколько базовых принципов приучения. (Которые выглядят, опять же, так просто на бумаге, а вот действительно сделать все вовремя – не так и просто).
В частности, прекращать пугалку надо, когда лошадь расслабилась, а не когда убежала. С этим учетом строить концепцию приучения, так сказать, чтобы не хотели первого, а получили случайно второе.
Поскольку кобыль иногда сильно нервничает и скидывает – то пусть она и приняла седло, но не до конца. И надо приучать до полного приучения к чему-то на спине. Начали с куртки. Которую кстати она весьма нервно воспринимала. Хотя с ней очень занимались на приучение, и немало, как я поняла. Ну и на будущее - перекидывать через спину жакеты, куртки, все что угодно разное.
Причем перекидывать - до полного спокойствия. Это очень важно. Один раз до полного спокойствия, а не 100 раз до неподвижности и «позволила сделать и не свалила». Тк если лошадь действительно не выдохнула, то приучалка не доделана. Не доделывая ее каждый раз, можно и год приучать и так и не приучить. Стоять и стоять спокойно вещи разные.
Именно с этой лошадью это важно, тк лошадь козлит под седлом, если бы такого не было, но возможно нас бы не волновало, что она слегка нервничает при седловке. Устроило бы «позволяет седлать и не сваливает». Но т.к. у нее проблемы под седлом, то надо убедиться, что все предыдущие этапы доделаны на 100%.
На этом примере она говорила про важность базы и важность – не торопиться. Полностью и на 100% доделать первую ступень, и только потом переходить ко второй. Потому что может быть сложно вернуться к базе позже. Что и демонстрировала кобыла – она уже заранее настороженно относилась к седлу, она знала, что это такое, и если бы предмет был ей полностью незнаком, скорей всего, реагировала бы куда спокойней. Поэтому на всякий случай Сьюзан приучает на каждом этапе до конца. Т.к. теперь лошадь заезженная и лошадь знает, что это за штука - и теперь сложней работать с ней с седлом, чем если б она не знала что это вообще такое.
Опять же, плавность приучения. Накидывая куртку – сначала получить полностью спокойное поведение при накидывании куртки справа на правую спину и слева на левую спину. И только когда это все уже ОК для лошади – начинать приучать к перекидыванию предмета через спину справа налево и наоборот.
Как часть приучения - ходить с курткой на спине. И тут – это хороший знак, когда уши наружу куда-то, когда отвлеклась от куртки. В этот момент куртку надо снять, а не в то время, когда лошадь ушами ее слушает.
Как вариант приучения к седлу - работать с седлом на плацу и подходить к нему отдыхать. Чтобы лошадь радовалась и любила его как штуку, где отдыхают. Кобыла при седле работала иначе, чем без него. Сьюзан обратила на это внимание аудитории.
Когда лошадь подошла к седлу постоять – она разглядывала и нюхала его. Это признак того, что все же лошадь не до конца уверена и опасается (некоторые люди считали, что лошадь не боится на самом деле, а просто не хочет, выпендривается. Сьюзан казалось, что может паники у лошади конечно и нет, то она не до конца уверена, и надо приучать лошадь). Это привели как раз как подтверждение этой точки зрения. Если бы лошади было на седло действительно фиолетово, она б не нюхала и не изучала его, она бы и внимания не обратила. Как сказала Сьюзан, мои бы лошади не стали так делать, им не интересно. Ей – интересно. А значит, пока слегка, но опасается.
И вообще по ее мнению лошади редко выпендриваются, не желая седлаться. Это ведь очень простое для лошади задание, тк надо просто стоять спокойно, почему бы лошади не любить стоять спокойно на месте? Те либо не уверена все же, либо больно (может быть было) или другие плохие ассоциации.
А боится ли седла как предмета, или седловки или езды как ассоциаций с этим предметом – проверить на этом этапе с этой лошадью нельзя. Это опять к пользе последовательности – когда незаезженная лошадь недоприучена к седлу, мы точно знаем, что боится она именно седла как предмета, т.к. седловки как таковой не было. Если нервничает на затягивание подпруги – значит не приучена к седловке, а не опасается ассоциаций от верховой работы. Если же лошадь недоприучена, но уже заезжена, то сказать, что именно ее напрягает (седло, седловка, езда) можно только последовательно приучая с нуля, и только когда точно не боится самого седла. По принципу, таки приучили к седлу как к предмету, например работая «при седле» и периодически кидая на спину. Не боится не боится, стали затягивать подпругу, через пару дней забоялась = сейчас она боится именно седловки, а не седла. Или там не боится не боится, стали ездить и забоялась = забоялась работы.
Проще приучать на веревке. Лошадь надо научить не убегать от страшного, а на свободе это сложно. Она может свалить и избавиться от неприятной вещи, это научит ее, что убегая можно решить проблему. Поэтому это нельзя делать, не имея отличного уровня работы на свободе, при котором ты не допустишь убегания.
Вообще, довольно много в выборе средств зависит от умений человека. Например, можно сесть сверху на лошадь, которая возможно будет подрывать и козлить, если точно усидишь - и пересидеть нервы и козлы, объяснить, что это не выход. Но нельзя при этом упасть, тк научишь ронять. Аналогично есть быстрый способ приучения к седлу. Лошадь как-то принудительно умудряются поседлать и выпускают с седлом на плац, она носится, козлит, брыкается - и седло не скинулось, она понимает со временем, что что бы она ни сделала, это не избавит ее от страшилки. Поэтому она в конце концов встанет, тк поймет - что б она ни сделала, она не может избавиться от седла. Это приучит к седлу, хоть и жестко. А если удастся при этом стряхнуть седло – то это приучит не к седлу, а убегать от седла и избавляться.
Сразу вспомнила чудесный дневник про американское родео, где рассказывали, что вот эта вот штучка, затягиваемая в пахах у лошади – она затягивается не сильно, и так, чтобы с каждым рывком лошади она ослаблялась все больше, чтобы у лошади складывалось ощущение, что еще чуть-чуть, и она ее стряхнет. Вот тут видимо ровно наоборот.
Дальше был Арчи.
С молодыми лошадьми Сьюзан много бегает рядом. Дабы контролировать и уметь сделать стоп с подрыва на рыси на улице. Много ходит и бегает на улице. Играя, тоже можно бегать вместе, например подбежать вместе к мячику. В общем, работает на контроль скорости и направления в самых разных ситуациях.
С молодой лошадью, как она считает, надо учить не упражнения, а многогранный мир и контроль в этом мире. Потому что иначе можно получить идеально все делающую в манеже лошадь, которая паникует на улице. Новая ситуация - всегда новая реакция. Ее лошадь как то делала все отлично дома, а на выезде она не смогла ее даже провести в поводу. И работать надо над разными ситуациями обязательно.
Конкретно Арчи надо учить соблюдать пространство, учить осаживать. Не идти когда не звали.
Показывала, что он стал ее проверять, когда она стала вести себя несколько требовательней, чем Арчи привык. Сьюзан говорила, что часто встречает милых лошадей, которые милы только потому, что от них ничего не просят. Люди не требуют, и лошади конечно же милые, тк знают, что им в итоге уступят. И человек думает над тем, как сделать удобней лошади, ищет идеальный для лошади вариант – так не хочешь давай так, тут неудобно я отойду и т.п. В итоге можно получить действительно хорошее с технической точки зрения выполнение упражнения, но при этом не получить лидерства. Лошадь делает, только если у нее хорошее настроение, и потому она не против. Попытка настоять же выявляет истинный расклад сил. Так что это легко может быть, что лошадь не проверяет человека, но только потому, что знает, что когда она против ей уступают. Ей не надо проверять, чтобы быть главной. Все равно вокруг нее прыгают, выбирают как удобно ей будет сделать упражнение, какое у нее настроение и т.п.
В итоге у лошади есть шансы научиться упражнениям, но нет шанса выяснить иерархию с человеком, и нет шанса научиться уступать.
Главное - не упражнения, а то, как мы их делаем, то есть то, что в процессе выполнения упражнения мы можем показать лошади, что надо уважать и доверять человеку. Важно именно это, а не получить например идеальный разворот через круг, параллельно научив, что можно давить человека плечом. В общем, частично это в рамках общего подхода Сьюзан. Надо радоваться сложным ситуациям, поскольку это шанс отработать отношения с лошадью.
Были и некоторые технические правки… Например, смена направления через круг – в ее системе команд звать к себе надо осаживая, а не «идя за задними ногами» лошади.
Еще раз подчеркнула, что не надо кормить за уважение. Вы не хвалите друга, что он вас не бьет. И лошадь не надо хвалить, что она не давит плечом.
Показывала и обучение лошади не кусать человека. Арчи попробовал ее цапнуть, причем это было видно, что он вот прям собирается. Его не пресекали до того, как зубами он тронул человека. Потому что можно нюхать, но не кусать. Сьюзан ждет ошибки и отсылает тогда. Чтобы он научился, где идет грань. Арчик прям вот выраженно задууууумался… В следующий раз уже тоже собрался было сделать цоп зубами, но в последний момент тоже начал усиленно соображать, и под конец не укусил, а передумал. Сам.
Еще раз была кобылка-ртуть Рива, от которой я чуть не упала под стул… Потому что на четвертый день это была вообще другая лошадь. Ну т.е. вот совсем. Она пусть иногда отвлекалась, обгоняла, давила плечом и т.п. – но именно что это была слушающая лошадь, иногда нарушающая правила поведения. А начиналось все со сгустка энергии, не стоящего на месте и вообще игнорирующего человека… Т.е. если бы мне сказали, что вот ТАК поведение лошади можно поменять за … фактически три часа… То я б конечно вряд ли поверила, если б своими глазами не видела.
Зато был еще один чудесный шанс поглядеть, как это все делается в плане поправок. Аналогично показывали, как надо бегать в руках, чтобы если вдруг шуганется, можно было остановить. Возвращать на место и т.п., не отходить назад, поправляя лошадь на место, не отставать при движении рядом, давая обгонять и подрезать – в общем, теоретически та же работа, что была и с этой лошадью, и с другими лошадьми.
Ну и – интересная для меня очень верховая работа. Интересная тем более, что второй день была какая-то теоретическая часть, которую я пропустила, и про которую рассказывали достаточно неочевидные и неоднозначные вещи.
Итак, Хит. Для начала – первое, что она учит с лошадью – вперед вниз.
Соответственно, это же первое и проверяет из управления – попросить вперед вниз на аллюре. Как я уже писала, сгибание – это движение руки вверх. Через сгибание она просит вперед-вниз, по принципу согнули, подняли шею, ждееееееееееееееееееем, и как только чувствуем, что лошадь ХОЧЕТ опуститься – отдаем руку вниз и получаем искомое. Как только задрался – снова сгибание, и снова ждем. У нее довольно быстро лошадь сообразила, что себе дороже бежать вниз, у занимавшейся девушки ушло несколько больше времени, но под конец они тоже договорились.
Если при этом лошадь валится внутрь на вольт, коррекция открывшимся наружным поводом (иди туда, не внутрь). Еще раз, открывание-закрывание повода - это куда идти. Повод вверх - это согнись и это стой, если два повода.
На себя именно движением к себе – повод у Сьюзан не набирается в принципе (хотя понятно, что повод становится короче, когда рука идет вверх). Стоп – это работа рукой вверх, либо может быть завести лошадь на вольт, но не тянуть на себя поводом. В общем, если я правильно помню, то она занимается в т.ч. с Карлом – ну в этом плане работа рук неудивительна.
Лошадь, по ее мнению, несет всадника мышцами шеи (а не спины, спина для движения лошади, а не для держать вес всадника). Стоять долго под всадником не надо, тк тогда спина полностью загружается весом, надо идти шагом.
Конечно вот эту мысль про мышцы шеи я еще не в полной мере отследила по анатомическим атласам. Точней, надо будет замучать по этому поводу Лину. Потому как я не вижу, какая бы из мышц шеи как-то так соединялась с позвоночником, чтобы помогать поддерживать ту его часть, где сидит человек. Хихи, провела следственный эксперимент – Аня ползет (да-да, это был очень смешной эксперимент), Аня ползет, испытывая немаленькое приложенное примерно между \ сзади лопаток давление. И пытается нащупать отличия. Единственное, что удалось действительно прочувствовать – это что в первую очередь работает у меня пресс, дабы спину к полу не прогнуло. Вот брюшко дааааааа, хорошо вынуждено напрячься при приложении веса. Что в общем было и не обязательно, это я и так про лошадь понимаю. Долго вслушивалась в шею. Через активно включающийся пресс фик я к ней прислушалась. Вроде как напрягалась шея, да, именно на давление… Но непонятно какими частями, точней кажется, что всеми сразу, т.е. в шее деревенели все имеющиеся мышцы. А ведь вроде как обученная лошадь ее не деревенеет, и развивает верхнюю линию? А у меня «плечеголовная» напряглась чуть ли не больше, чем шея сверху. Хотя может это как раз естественная реакция, ведь говорят же что у лошади естественная реакция напрячься и зажать в т.ч. и ту же плечеголовную на вес всадника? Вот и я зажала. А все потому, что никто не учил меня расслаблять шею и бегать на корде вперед-вниз)))))))) Глядишь, пара месяцев занятий, и я бы поняла, какими же мышцами нести всадника ПРАВИЛЬНО))))))))
Ладно, от малоинтересных рассуждений вернусь и многоинтересному семинару)))
В общем, носит нас лошадь шеей. Качаются мышцы шеи – примерно как мы в спортзале качаем себе бицепсы, т.е. движения вверх вниз, при смене рамки. Т.е. важен не статичный вперед вниз (который, тем не менее, четко является первой фазой работы), а возможность менять рамку туда-сюда, прося лошадь то подобраться, то потянуться. Вот это и есть уже активная гимнастика.
Идеальное вперед вниз она определяет очень четко, и с точки зрения способности лошади удлинить длину шага. Т.е. надо делать длинные шаги. Амплитудные. А как? А вот как раз для этого и делается вперед-вниз. Поэтому в случае правильного выполнения шея должна располагаться так, что плечеголовная мышца будет работать параллельно линии грунта. Потому что если шея уйдет выше, что плечеголовная потянет плечо вверх, а не вперед, для максимально длинного шага не оно. А если голову закрутить вообще вниз в роллкур, лошади будет сложно в принципе из такого положения вынести куда-то там ногу, идти в принципе будет сложно, поэтому тоже не то. Так что вот такое простое и элегантное описание вперед-вниза от поставленной задачи. Идти широко и редко. Так и ставим лошадь.
Схема работы. Сначала учит вниз по команде. Потом вниз и сохранять это вниз на вольтах серпантинах и т.п. Потом сохранять вниз на переходах. И уже только потом, когда лошадь четко держит прошенный баланс и делает те самые длинные редкие шаги на любых траекториях и переходах, можно попробовать поднять шею или там боковые. Пробовать поднять опять же – не задрали и поехали. А подняли на пару темпов – отдали вытянуться отдыхать. Потом пара дорастет до 5, 10, а там глядишь и пары минут.
Работает она лошадь под вес, причем как разрезе право лево, так и вперед назад. Соответственно, лошадь должна сместиться под вес. Но нельзя сказать, куда сидеть на упражнении, не видя картины. Например, делаем вольт. Если лошадь падает внутрь вольта, то она подсядет наружу, если уходит с круга – подсядет внутрь и т.п. Так что вес зависит и от траектории движения, и от того, что надо поправить. В идеале и в результате работы – должно стать возможно сидеть всегда ровно – на выезженной лошади.
Так. Ну и полезные мелочи еще были, да.
Внешний на сгибании всегда в контакте, дабы не перекосило лошадь и не беспокоить ее болтающимся внешним.
А еще рассказывала, что не всегда обучение лошади – полезно для лошади. Например, учим вперед-вниз. По ее мнению, учим налево пока не выучим. Выучили? Начнем направо. Так вот, налево, а она не понимает. А ведь учить будем налево пока не поймет. А это может быть слишком долго по вольту налево. Поэтому не всегда обучение полезно с точки зрения здоровья. И надо выбирать, мы учим лошадь или устраиваем физически полезный тренинг тушки сегодня.
Тоже в общем мысль … для меня не новая, но всегда вызывающая кучу вопросов. Впервые она у меня появилась при просмотре работы Наташи – Ольмек. Потому как допустим моему конищу ну вот как бы он ни «не понимал», а НЕЛЬЗЯ вот так вот бегать, и точка. Потому что ну уважение это хорошо конечно, но ради достижения внимания и уважения оторвать ноги как-то не очень хочется. Аналогично потом я наблюдала много тренеров, работающих именно до понимания лошади – и с таким же вот ощущением внутренним – ведь каждый раз как-то автоматом перекладываешь все на свою лошадь как будто… И вот прям хочется закричать что-то вроде стоп!!!!!!!!! Сердце же ж!!!!!!!! Или там – Неееееененене!!!! Скакалки оторвутся!!!!
Так что, наверное, Сьюзан права, действительно учить до понимания – может быть не особо полезно для лошади. С другой стороны, не всегда ты можешь выбрать, учишь ты до понимания и работаешь тренинг полезный. Потому что на самом деле ИМХО иногда ты не можешь позволить себе, именно из соображений здоровья, учить вот так вот настойчиво и до понимания лошадью. Причем научить – я так думаю – и в таком режиме можно, только очень долго. Ну т.е. условно мог бы ты крутить лошадь например на маленьком вольту, пока не поймет – за десять минут бы разобрались. А ты крутишь по 30 секунд и не больше – и разбираешься не за раз, а за месяц или два…
Еще одно интересное занятие было, когда под верх брали Сапе, и она учила уже не лошадь, а всадника.
Начала она с обучения чувствовать передние ноги (ну и задние тоже). Что было довольно необычно, т.к. я знаю не особо много тренеров, которые не то чтобы ездящего человека начинают (именно начинают) учить верховой езде с того, что – прочувствуй ритм, такт, ноги лошади…
Очень мне понравилось упражнение – подавать руку вперед под соответствующую переднюю ногу. Поначалу даже можно с плечом подавать, это не правится. Повод работает под ногу. В общем, это довольно стандартно, конечно (мне тоже регулярно говорили про работу поводом под ногу, и читала я это часто). Но поскольку я сосредоточилась на попытках работать, хоть как-то включая в работу ноги, и пытаясь хоть как-то услышать зад и спину – конечно же руки у меня уже давно вылетели, и вместо того, чтобы работать поводом под переднюю ногу и ногой под заднюю ногу, я следила только чтобы нога работала под соответствующий зад. И то в общем не всегда.
Так что мне было очень полезно вспомнить это, я уже на Чапе даже поездила так. Кстати, обнаружился и еще один положительный выхлоп – вот примерно как когда меня учили ездить «право-лево» на Зае, шагать вместе с лошадью. Когда шагаешь с лошадью, очень сложно зажать спину. Вот когда отдаешь руку под каждую переднюю ногу – на самом деле очень сложно зажать плечи. Что в общем для меня тоже… Проблема проблем…
Продолжая тему про поводом под нужный перед – поворот лошадь начинает с внешнего переда. Поэтому командуем его закрывая соответствующий шаг внешним поводом, и если надо, то открывая следующий шаг внутренней ногой внутренним. В повороте повод закрывается \ открывается тоже под шаг соответствующей ноги.
Поворот начиная с вне переда, закрываем этот шаг вне поводом, под вну ногу под шаг открываем вну. И работаем поводом под ноги закрыли открыли закрыли открыли тоже под шаг соответствующей ноги.
Хихи, вот это у меня конечно уже не вышло дома. Мне не хватает оперативной памяти отслеживать сгибание, постановление, траекторию, распределение веса по плечам, и еще и следить и попадать под ноги поводом… Интересно, есть ли люди, которые могут на шагу работать одновременно рукой под перед и ногой под зад… Это я ведь даже и не думала про ноги в тот момент, ну в смысле прикладываю шенкель и прикладываю, в какой момент приложился в такой и ладно…
Еще показывала практические аспекты в плане работы под вес вперед-назад (в смысле наклонились вперед = пошли вперед, наклонились назад = стой). Это полезно, дабы инерцией с остановки не вышвыривало вперед, а с движения вперед не кидало назад. Соответственно, команды к изменению скорости движения начинаются с легкого смещения веса, и если на него реакции нет, то уже добавляются другие средства воздействия.
Дальше был мой любимый серый зверррррь.
На нем она объясняла, как делает подъемы в галоп. В общем, у нее очень просто все с работой ног.
Подъемы в галоп делаются двумя ногами, при этом внешняя нога отводится чуть назад. Насколько назад – зависит от выезженности лошади. Вначале можно сильно назад, чтоб поняла, а если на выезженной настолько назад отвести, она траверсом пойдет, ей надо только слегка обозначить.
Ну и у нее есть очень простой принцип различения между посылом и уступкой ноге. Две ноги – иди вперед. Одна нога согнись, уступи. Четкая разница, чтобы конь мог различать команды без повода. Очень удобно, мы тоже так теперь пробуем.
Поэтому и галоп – посыл с двух ног. Но если галопит, вывалив куда то зад, то можно помочь, чуть сильней подав сигнал соответствующей ногой. Это как бы поправка лошади. Но в идеале на выезженной лошади шенкеля работают ровно, просто внешний чуть сзади.
Вообще, все команды для выезженной лошади подаются так, что смещение минимально. Она должна реагировать сгибанием на см рукой вверх, галопом на см нога ушла назад и т.п.
Тоже, как и в вестерн-тренировках, много говорила про то, что ногу надо отдавать, просить ногой мягко. Не среагировал на ногу? Не надо тупить на ногу, для этого есть хлыст. На боковых тоже просит мягко. Дабы не тупить на ногу, есть у нее и еще одно правило. Нога не поддерживает движение. Просишь вперед перехода, или шире этим же аллюром – ногой. А если затухает, то хлыстом поддерживать.
Конечно, под это дело я не могла пройти мимо с вопросом про нашу с Чапером проблему надувания на просьбу ногами. И конечно же спросила – мол а что делать, если лошадкО возмущается в ответ на выраженное воздействие двумя ногами? Типа одной ноге – уступает. С голоса – идет. С тук тук тук тук тук по-вестерновому ногами – идет. А на стандартное выездковое прижатие двух ног – возмущается? Сьюзан считает, что тут не надо приучать лошадь терпеть это и реагировать, т.к лошадь права. Нечего давить его двумя ногами. Надо работать легче – то самое тык тык тык, как Галя показывала. Но – это так нечувствительная лошадь работает, тук тук тук. А чувствительная – это тук. Т.е. мне надо получить рост скорости реакции на слабую команду. И через рост силы команды – оно не получается. В общем, эта довольно ценная для меня мысль, потому что я действительно не задумывалась с этой стороны. Ну в смысле что если у меня не выходит сделать «тык» и побежали, то можно пробовать прийти к этому «тык» не через «тыыыыЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫККККККК!!!!!!!!!», а через «тык тык тык», сократившееся сначала до «тык-тык», а потом и как надо.

Ну и тоже – из серии разное спрошенное за чашечкой чаю…
Подрывы и сваливания лошади. Лошадь просят подойти за задние ноги, но тормозят уже - отрезая ей путь. Старшая кобыла не гонится за младшей, она каттит ее. Лошадь подорвала – попросили раз подойти по хорошему если нет то перерезайте ей дорогу, тормозите, закрывая путь. Не надо за ней бегать и просить откинуть зад. Подозвать за задние ноги – похвала и просьба подойти, обратить внимание. Каттинг спереди - дисциплинарное стой.
Требовать и защищать свое пространство можно насколько нужно сильно, но нельзя злиться. Лошадь будет вполне довольна, что ей ставят границы. Если они есть, то человек - важная персона и видимо быть с ним неплохо. Т.е. она не обидится и не расстроится, что чего-то ей нельзя с человеком.
Работает не с голосом, а только жестами в основном, т.к. лошадь может среагировать на чужой голос. Плюс по жестам она ощущает больший коннект, тк лошади надо внимательней следить за человеком, чтобы реагировать на его жесты. Голосовую то команду она услышит и выполнит и отвернувшись в голубые дали.
Копание ногой она игнорирует. Из серии копает? Пропускаем денник при кормежке, идем к следующей лошади.
Кормить лошадь можно в перерывах, если есть уважение к человеку.
Лошадь вполне может козлить от удовольствия, а не из вредности, и тогда это ок, пока всаднику хватает умения и он может сидеть спокойно. Она разрешает каким то своим коням вот так вот радоваться, потому что они козлят незлобно и мягко.

Собственно, это был третий, и к огромному сожалению мой последний день (((
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Аньк, ишшо раз спасибо за отчетик! Я все-все прочитала, сказать просто нечего :) У меня твой дневник вместо сериалов на ночь :lol:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Хиииии))))) Тань, это ты просто в точку))) Точно вместо сериала - длинно, неумно и ни о чем :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Нее. Не так. Длинно эт да, но и не оторваться, хочется узнать что дальше, а ты вечно на самом интересном месте останавливаешься :lol:
Тебе уже можно писать анонсы, типа смотрите в следующей серии и краткое описание предыдущих :wink:
Я кста люблю сериалы если что, не надо долго выбирать, что посмотреть перед сном и вполне себе достойные есть и много :lol:
Вот только двойка тебе за спецэффекты, совсем ты нас не радуешь ни фотами, ни уж и подавно видюшками, бебебе :roll:
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

арррр, сколько страниц))) Осилю! Я в ПЧ)
 
Re: Чудо-юдо-рыба-кит :) Сьюзан - уроки танцев и разговора

Велкам :) Сомневаюсь, что тут стоит осиливать все... Можно за последнее время полистать, там я местами выкладывала ... э... творческие перессказы :mrgreen: книг - если книгу не читали, то может быть интересно в смысле понять о чем это вообще, стоит - не стоит читать.

А я сегодня решила, что надо возвращаться к истокам. А истоки мои лошадиного общения - это прокат в полях. Ну вот я и прокатывалась на лошадке в полях)))) Между прочим, моей любимой первой прокатской лошадью была серая лошадь. Кстати, моей вообще первой лошадью, с которой удалось пообщаться, была тоже серая лошадь. И моей любимой продвинуто-прокатской, а потом и арендной лошадью - была серая лошадь. И моей частной лошадью тоже закономерно стала серая лошадь (ну в смысле то, что я решила себе Чапу взять, решение на 33% было предопределено тем, что он серый). Видимо, это судьба. Прокатываться в полях на серой лошади. Так что я попокаталась))) Вот все ж хорошо в прокате - едешь себе, солнышко, птички поют, бабочки летают (кстати реально - шли по траве по высокой, и прям из-под копыт летели бабочки стайкой такой, они видимо там внизу живут, маленькие такие, светлые). Сидишь, ничо не делаешь, любуешься травой (безуспешно пытаясь задавить в себе позывы посчитать, сколько ж она такой высотой при такой густоте даст мешков плотно набитых, если рвать руками либо если резать серпом, и можно ли туда подъехать на каком-нить транспортном средстве, потому что в руках дотащить оттуда до дороги как-то мало реально больше, чем пару мешков, а ради пары мешков ясен пень никому туда не надо). В общем, вот эти мысли я радостно гнала нафик, грелась на солнышке и релаксировала. Только изредка ловила споткнувшееся в буераке зверушко, и релаксировала дальше))) Красота - лошадко идет, смотрит по сторонам, ты на эту лошадку рычишь - мол ЧАПА!!!!!!!!!!!!!! Ну я же ТУДА еду же ж, куда ж тебя несет, заразО? :mrgreen: Или там для разнообразия - КУДААААААААААА?????? Шагоооооооооом!!! Шагом, (непечатная игра слов на местном наречии). Первый с... февраля? Или все же апреля? Выезд в поля заодно показал, что а) лошадкО отлично пасется на ходу, б) лошадкО делает глаза бешенной креветки, вертит башней на все четыре стороны и откладывает кучки со скоростью пулемета - видимо как метки, по которым он будет возвращаться домой, если заблудится, как в той сказке, где они камушки кидали. Откуда следовательно в) - надо б чаще это лошадкО гонять меня катать.
Такой вот прогул работы я решила устроить, потому что как-то не знаю, не нравится мне видимо шевелиться в жару. Чот пока ломанулись до аптек ветеринарных и гомеопатических, пока доехали, пока помыли обоих-двух, пока высушили погуляли (гыгы, Чапа прямой наводкой рванул на кордовый круг и конечно же извалялся в нем сразу же - ну правильно, а то как же моя зарядка-то, упражнения на разработку мышц рук и т.п.? Не, он не может оставить меня без такой полезной для здоровья чистки себя). Пока доковыряли Вогу копыта... Собрали и поставили в леваде ловушку для оводов - проводим вот эксперимент, поймаются ли... Сходили накосили травы в мешки... Сходили попасли лошадей... В общем, я решила, что работа лошади - это буржуазное излишество. И вообще, Сьюзан сказала, что лошадь молодую надо не упражнениям учить, а с миром знакомить. Ну вот и пойдет знакомиться.
За время совместного выгула с Вжиком Чапа так достал бедную коричневую зверушку, что сам устал и на плацу кстати двигаться отказывается, умираееееееееееееет он.... А Вжик, видя Чапино приближение, аккуратно пытается ретироваться нафиг подальше - из серии о нет, опять он????? В процессе буйных игр Вжик сорганизовал Чапе накостник на скуле - на самом конце, такой красивый, что я когда увидела, сначала подумала, как бы проверить кость на наличие перелома. Но т.к. вроде перелом должен был дать большой общий отек, и вроде ничо не двигалось, а щупать было можно спокойно - то решила, что это не он (правда, щупала долго - потому как помнила, что когда я сама руку ломала, она у меня вообще почти и не болела, ну в смысле нажимать можно было как угодно сильно и было не больно, и в общем даже сгибать ее там, где должна по логике быть кость, тоже было не больно - ну угол появился и все). Расстроилась минуты на две, что теперь у меня лошадка с кривой рожей - потом подумала-подумала, и решила, что все бы наши проблемы были такие, как лошадка с кривой рожей, и перестала расстраиваться.
Зато на всякий случай пообщалась с Линой, Олей и Натальей - узнала массу приятных для себя вещей. Про ожидаемые приятные вещи расскажу как они доожидаются и произойдут, а вот про одну могу прям ща. Я тут все нервничала, что у меня Шапло перестал жрать как пылесос, и даже уходит от травы, от каши и т.п. - так вот, мне сказали, что это скорей всего наоборот хорошо. Что по идее нормальная лошадь со сбалансированным питанием и здоровым жкт в общем-то так и должна себя вести - есть конечно должна, но должна довольно спокойно к этому относиться, и по идее как раз должна бы предпочитать не так часто появляющееся развлекалово в моем лице куда более регулярно появляющейся жрачке в лице травы и концентратов. Так что может быть все и не так плохо, может быть мы просто таки сбалансировали рацион и у нас нормально работает жкт. По крайней мере, теперь, когда я зову Чапу от горки свежекошенной травы, а он радостно (!!!) разворачивается и чапает ко мне - я теперь говорю себе, что это наверняка просто рацион такой, ога. Сбалансированный :mrgreen:
Так что теперь у нас два новых накостника - на скуле и на лопатке. Ловушка для мух в середине левады, интересно, попадется ли в нее хоть кто-нибудь.... И конкретно у меня резко проснувшееся желание сделать в леваде песочницу (хм, надеюсь, Виктор еще нескоро прочтет мой дневник, потому что эта гениальная идея пришла мне буквально вот недавно, и я не успела его... м... порадовать, так что боюсь, как бы он слишком сильно ей не обрадовался :mrgreen: ). И как-то придумать средство траспортировки кошеной травы с того поля до лошадей... Вопрос только в том, как это можно сделать... То ли приспособить Чапу... То ли приспособить машинку... Проблема в том, что машинка опять Виктора получается, и Виктор тогда меня точно убьет :mrgreen:

Упд. Кстати, я кажется наконец начала ощущать, что есть вести лошадь под свой вес. Ну то есть я раньше тоже догадывалась. Но вот чтобы прям прочувствовать - почему-то так ярко не получалось.
А Чапа кажется окончательно освоился с выпрыгиванием из бочки (у нас кордовый круг огорожен парой рядом покрышек от машин). Ну вот я его как-то учила, мол прыг туда, прыг сюда. По просьбе делал. И еще несколько раз когда сам хотел на ту сторону, мялся долго и делал. А сегодня такой деловой - прыг туда, прыг сюда без особо заминки... И вообще теперь ходит через этот круг как ему удобней, в частности выход пользует только когда он недалеко оказался, а если далеко - то я не дурак обходить, я перепрыгну.
 
Сверху