Re: Чудо-юдо энд Ко Продолжение библиотеки...
Тэкс. Продолжение э.... непойми чего)))) Про классическую выездку.
Начну с цитаты – «Учитывая текущую ситуацию в верховых кругах, надо остановиться на части лошадиного тела, которая не заслуживает даже доли того внимания, которое ей придают сегодня». То бишь на шее. К сожалению, мало говорят про зад и спину и много про шею. И есть куча девайсов играть положением шеи и головы. Зачастую – применяется сила, дабы работать с передней частью лошади. Складывается ощущение, что на лошади едут спереди назад. И даже есть некоторые результаты такой работы. Хотя по ее мнению – это результаты не благодаря, а несмотря на такую работу. Выдающиеся немецкие лошади позволяют такой стиль езды, делают возможным работу через заставить, через – «вопреки», а не «для» лошади.
Что, в общем, по моему небольшому опыту не выглядит таким уж странным – встречавшиеся мне «немецкие» лошади действительно более склонны были позволять спокойно делать человеку вообще что угодно, без попыток возмущаться.
Точка зрения Беран – если правильно работать зад и спину, шея и голова придет сама по себе. Хотя конечно это долго, ну и не выглядит особо профессионально, когда лошадь бегает неокругленно, «открыто» начальный этап работы. Но тем не менее, сгибания и работа над мускулатурой в конечном итоге сделают лошадь круглой.
Соответственно, если появляются вспомогательные поводья и сжатые шеи – это не то, куда надо смотреть. Жалобы на нечувствительность к ноге и на нервное поведение – результат слишком жесткого влияния на шею лошади. Ограничивая шею, серьезно мешают заду и спине – такая езда, это как езда на машине с неотпущенным ручником. Лошадь приходится излишне двигать, чтобы она вообще бежала.
И, естессно, правильная работа со спиной даст правильное положение шеи. Но загнать шею в нужную позу – совершенно не даст правильной работы спины. Хотя по ее опыту это распространенное заблуждение – люди надевают вспомогательные поводья, потому что считают, что так они развивают и защищают спину лошади, но верховая езда не так проста.
По ее мнению, негативный образ чистокровных лошадей как раз вытекает из того, что они не так склонны «заставиться» что-то сделать, и часто реагируют жестким сопротивлением. В итоге от них избавляются ради более покладистых. Что жаль, т.к. эти высоко чувствительные лошади могут быть выдающимися по своим рабочим качествам, если дать им время.
Довольно важно, как человек держит повод. Длина выбирается исходя из длины шеи лошади. Важно сидеть с руками, свисающими вниз вдоль тела, плечи не должны быть закрепощены или ссутулены. В этой позе повод подбирается до легкого контакта. Часто бывает наоборот – всадник наклоняется вперед и решительно хватает поводья, потом садится назад и уже одним этим тянет на себя голову лошади.
Контакт устанавливается не рукой, которая ищет рот лошади, а лошадью, которая идет к руке. Работать надо тушкой, рука только вспомогательную роль играет. И в ней не должно быть больше, чем вес повода. Контакт – это не поддержка, не надо носить голову лошади руками.
«Работать» с шеей, отзывая лево-право натянутым поводом – неуважение к лошади.
Про шпоры. Всадник с короткими ногами не может позволить себе загнутые вверх кончики шпор. А с длинными – как раз может. Там же картинка шпор, которые одеваются без ремешков, просто вдвигаясь над подошвой ботинка – они расположены существенно ниже, чем распространенные сейчас (под пяткой, а не в середине ее).
Ошибочно думать, что тупая на ногу лошадь оживится шпорами. Наоборот, лошадь должна научиться принимать шпору, как и другие средства управления – тогда, когда она уже отлично реагирует на ногу, как с просьбой пойти вперед, так и с просьбой уступить вбок. Лошадь должна мгновенно «вспыхивать» на ногу. Шпора – дополнительное средство подсказки, т.к. в разных позициях она работает для разных «уроков» - есть позиция для пиаффе, для пассажа, для галопа и т.п. Шенкель не позволяет такую тонкую дифференциацию. Шпоры же позволяют (и для того и нужны, а не как средство сделать ленивую лошадь более шустрой).
После начальной подготовки лошадь знакомят с мундштуком. Сначала мягким и максимально удобным для конкретной лошади. Ездят сначала одним поводом, постепенно подбирая мундштучный, при этом главное – не потерять движение вперед.
У лошади должен быть активный рот – если напряжена челюсть, то напряжен и затылок и значит вся спина. Не расслабив рот, нельзя получить расслабленную спину и активно работающий зад.
Некоторые лошади ездят только на мундштуках, что не лишает их рот чувствительности. Беран удивляется, почему так много людей боятся мундштука, но не боятся вспомогательных поводьев. Простой трензель всегда использовался только для заездки, начинающих и скачек. Для более продвинутой работы всегда был мундштук.
Трензель позволяет работать рукой с меньшей заботой о рте лошади. Тянуть, не уступать – и это не провоцирует даже близко настолько серьезной реакции лошади, как если бы на лошади был надет мундштук. В итоге потеряно уважение ко рту лошади. Трензель позволяет ездить с жесткой рукой.
Рот теряет чувствительность не от строгости железа, а от манеры держать повод.
Капсюль не должен быть перезатянут.
При этом не надо путать легкую в руке лошадь и лошадь в поводу. Ушедшая за повод лошадь создает ложное ощущение легкости, она согнута не в том позвонке и не идет в поводу правильно. Ей надо открывать угол голова-шея, учить принимать средства управления должным образом.
Остановка. Фундаментально важное упражнение. Квадратно, прямо, равные ощущения в руках. Поправлять кривую остановку – только через шаг вперед (не от повода назад). Переда не должны быть подставлены (уходить назад от локтя). Это признак того, что слишком много руки и слабая спина, + тенденция быть за поводом. Ну и конечно – стоять спокойно сколь угодно долго по времени. И в ожидании немедленно ответить на команду, а не уснув.
Пиаффе. С примечанием – только опытным всадникам.
Не начинается, пока лошадь не стоит совершенно уверенно «на средствах управления».
Она учит пиаффировать с всадником в седле. Тогда она может стоять дальше от лошади, чем при работе в руках, что дает более удачную картинку. Плюс удобней работать с крупом, плюс в руках есть тенденция подтянуть перед лошади к себе.
Хвост подвязывается. (Иначе хлыст может застрять в хвосте, что может привести к панике у лошади – вот таки по всей книге эта экстра-осторожность, ибо… Не знаю канеш…. Но чтобы к панике, в хвосте вилы должны наверное застрять, причем в репице сразу…. Неужели есть такие воздушные создания, которые запаникуют за запутавшийся в волосах кончик хлыста…. Учитывая, что молодая лошадь приучается к хлысту во всех местах еще задооооооолго до таких уроков, как пиаффе). Ну и так легче точней попасть в нужную точку – не загораживает.
Лошадь делает пару остановок по стенке, хлыстиком оглаживают от крупа до скакалок, дабы принимала контакт с ним. Если идет на хлыст, всадник немедленно двигает вперед. Если принимает – то подсказка по задней ноге, точка туширования ищется индивидуально для каждой лошади. Надо – подъем ноги без отбивания на хлыст. Дальше туширование на собранном шагу. Мастер на земле, всадник – менее опытный в данном случае, т.к. туширование это особенное искусство. Точное место, время, сила, иначе будет больше вреда, чем пользы. Неправильные подсказки испортят лошадь куда быстрей, чем неправильная работа верхового всадника.
Всадник обеспечивает каденцию, выпрямленность и баланс. Возможно, легким плечом вперед.
Получив первый диагональный шаг, немедленная остановка и похвала, а если он был совсем хорош – то и конец работы.
Сначала позволяют довольно много продвижения вперед, уже затем на месте.
Возможно, кого-то надо тушировать не по ноге, а по крупу или репице хвоста. Хотя иногда это может вызвать, наоборот, реакцию поднять круп вверх.
Весь процесс должен быть спокойным – иначе лошадь навсегда будет ассоциировать пиаффе и стресс.
Потом переводят на верховые средства управления (нога несколько сзади и вибрация повода). Просят пиаффе со стойки или шага. Хорошо просить с осаживания – круп уже опущен и осаживание тоже диагонально.
Почувствовав первые шаги, надо уступить руку, что поспособствует баскюлю и балансу. Не тянуть лошадь назад, т.к. выключит спину.
Хорошее пиаффе требует пары лет работы, от молодой лошади нельзя сразу требовать идеала – у нее нет ни силы, ни мышц для этого.
Связка пиаффе осаживание – для гимнастики спины. Поэтому пиаффировать надо учить любую лошадь – это крайне хорошая гимнастика. Хотя не все могут делать отличное пиаффе, тем не менее приемлемое может получиться у большинства.
С готовой лошадью уже требуют больше активности зада.
Качество рыси – не есть предсказатель качества пиаффе в будущем.
Андалузы и лузитано делают пиаффе легче, чем немцы. Ее точка зрения – это миф. У барочников часто слабые зада, менее стабильная спина, чем у современной спортивной лошади. Поэтому тренировать их не проще. Немцы могут отлично пиаффировать, плюс они намного симметричней. А потому не требуют такой предварительной работы на выпрямление.
Почему такой миф – возможно, потому что высшая школа была развита на юге. Немецкая «низкая» школа, с целью максимально быстро сделать крепкую посадку + подконтрольную лошадь, не предполагала пиаффОВ. Поэтому инструменты, культура тренировки на этом уровне практически отсутствуют. А во Франции и Португалии эта культура передается поколениями.
Примерно поэтому и манеж был увеличен до 20 на 60, и езда жестко по буквам – армейская дисциплина. Вместо искусства. Легкость принесли в жертву точности.
Во Франции работают через рот, в Германии через затылок – поэтому немецкая езда выглядит такой жесткой и тяжелой в сравнении с легким французским стилем. Тренированная через рот лошадь работает на шелковой нитке, тренированная через затылок требует плотного повода, и соответствующих рук.
Она приводит цитаты Декапентри (? так ли читается конечно) про немецкую езду – мастера требовали не просто подчинения, а безусловной капитуляции лошади, вместо попытки вовлечь лошадь в сотрудничество, совместное решение задачи. Больше внимания уделяли точности исполнения, чем легкости и желанию работать. Немецкие лошади – напряженные и немного скучно-тупые в работе. Более механической точности, чем живости.
Несмотря на впечатляющие успехи в спорте, не надо закрываться для других вариантов, не надо игнорировать историю, то, что есть другая выездка (тут ключевой момент – что Аня пишет про свою нацию, она сама не «ибериец», а как раз таки «немец»).