Re: Чудо из сарая Новости
Ну и ладно. Фиххх с вами)))
Книжка Элен... Кажется это читается Шутоф-Лейсмайстер, и Кип Мистраль. Вторая - конный журналист. Первая - работает с лошадьми в классическом стиле.
Посвящение начинается с признательности людям - и вполне конкретным лошадям, с кличками
Дальше весьма красивое введение... Understanding replaces force and lightness begins... Работа в руках, для авторов, обязательна, чтобы получить ту самую мягкую, шепотом, связь с лошадью. Она дает человеку и лошади общий язык, и они могут начать разговор.
Лошади у Эллен барочные. Училась она, я так понимаю, по всей Европе, ее работа - коллекция методов, собранных из разных мест. Работает, насколько я поняла, в Голландии.
По большому счету, классическое "хорсменшип" по задачам \ методам весьма напоминает мне то, что у нас окрестили НХ.
В плане отношения к лошади - эмпатия, и попытка получить здоровую тренированную лошадь. Здоровую на первом месте. По мнению Эллен, получить тренированную лошадь к семи годам задача невозможная, это годы и годы гимнастики под верхом.
Сила, по мнению Эллен, никогда не может быть связана со счастьем. И если коня гимнастировать, не выходя за пределы его физических возможностей, в один день он сам предложит сбор. Когда лошадь счастлива, здорова, сильна, сбалансированна и расслабленна, она сама будет танцевать.
Типичные 45-60 минутные уроки для коня длинны. Цель - закончить урок с энергичной, гордой собой лошадью, которая стремится порадовать человека.
В недоуздке она не работает, он недостаточно точен. У нее кавессон и уздечка.
Оооооочень подробно описано, как приучать к этой хрени с кольцами. К развязкам. Хлысту.
Принцип работы - максимально легкое воздействие, минимум наказания, максимально искать, за что бы похвалить коня. Принцип пошагового усиления команды. (Начало - всегда самая легкая просьба, по которой хочется, чтобы конь выполнял движение).
Бинты и прочая - только по необходимости, они создают проблемы с ногами.
Развязки - ими можно повредить лошади физику и психику. Они не должны быть пристегнуты слишком коротко и не должны быть пристегнуты слишком надолго. Их задача - научить искать железо, поддержать перед, пока конь не сбалансируется, выпрямить, не дать кусаться и т.п., и на очень коротко - согнуть.
Это стало быть общие моменты...
Работа на корде.
Спокойное окружение. Спокойно ритмично дышать - когда вы напрягаетесь, конь напрягается, когда вы задерживаете дыхание, конь напрягается.
Часто хвалить стремление лошади подчиниться, выполнить команду.
Вперед-вниз как поощрение - обязательно так работать в конце каждого урока, т.к. лошадь так расслабляется, тянется, и при такой позе у коня вырабатываются эндорфины.
Корду не надо использовать с целью "выбегаться", сбросить пар. Это контролируемая работа и упражнения.
Лошадь должна искать контакта с лонжирующим, и при провисании корды "наполнить" ее снова. Жалко, что она не объясняет, как именно этого добиваются - потому как это самое неудобное в работе с Чапой, что у меня не выходит получить от него именно такую реакцию... Он ее с удовольствием провешивает и волшебно себя при этом ощущает.
Давление прикладывается и снимается, лошадь не нужно тянуть, она вложится в корду.
Выгоняет от срезания круга волной по корде и языком тела.
Приглашает внутрь - дрожжанием корды.
"Тянуть" изначально не позволит создать легкую связь с конем.
В начале - шаг, остановки, повороты, к себе и от себя чтобы понять, насколько конь готов слушаться. Дальше работа. Корду - на центральное кольцо.
Ведущей рукой показывают направление. Сначала сами ходят с лошадью по кругу, следя, чтобы не вломился плечом в пространство человека. Потом отпускают коня дальше.
Дальше оценка правильности сгибания. Внутренний зад должен идти вперед и вглубь под корпус, под пузо лошади (= из круга, почти за внешней передней ногой).
Рабочая и нерабочая стороны лошади с работой могут меняться местами (вот кстати да, в итоге у меня ща конь бегает вправо рысью уже лучше, чем влево, потому что изначально мы работаем с этой проблемой).
Далее у нее большой пассаж про работу ногой под себя и про толкание вперед. Правильная работа верховой лошади - ступать под свой центр тяжести, нести себя. А не проталкивать вес вперед задами, без ступания под себя.
Зад, ступающий под себя, всегда работает прямо под лошадь либо по диагонали под лошадь. А зад, толкающий, работает за лошадью, либо выкидывается из круга.
Например, кривобокая лошадь бежит в удобную сторону. Она может быть еще и гнется куда надо. Но внутренний зад не дорабатывает, выкидывается в центр круга, недоставляется вперед. Бежит в неудобную - внутренний зад выкидывает зад наружу.
Для исправления заваливания в круг - волна по корде + хлыст в плечо, из круга - хлыст в плечо для сгибания внутрь круда+ приглашающая нос вибрация корды.
Не гнется - начать с боковых сгибаний а ля вестерн. Идти с ним рядом по кругу, посылающую руку на холку, ведущей согнуть нос в круг, отпустить, повторять короткими репризами, наращивая их продолжительность, пока лошадь не сможет согнуться и оставаться согнутым всегда.
Не подводит заднюю ногу - тушировать на шагу в момент, когда эта нога принимает на себя вес (стоит вертикально). Это моя вольная интерпретация, в оригинале - в момент, когда внешняя передняя готова оторваться от земли, тронуть внутреннюю заднюю. Я правильно перевела этот момент в положение зада? :mrgreen:
Вот это первый "урок" на корде для лошади.
Второй "урок". Три аллюра, баланс, ритм.
Остановка - шаг.
Плечо "открывает" дорогу, направляющая рука поднимается и показывает направление движения. Центр туловища направлен на центр туловища коня. Для посыла смещается к задним ногам, разворачиваясь задним плечом ближе к лошади. Хлыст указывает на задние ноги. Переднее плечо "открывается". Для остановки - наоборот, смещается вперед, переднее плечо закрывается, рука поднимается вверх, заднее плечо отводится назад и рука с бичом опускается.
Потом учат развороты. И потом галоп - только когда все ок с контролем других аллюров. Она не допускает возможность, что лошадь будет "веселиться" на корде, на корде она должна работать.
Переход в галоп с рыси. Кстати забавно, но мне проще Чапу поднять с шага, с рыси ему сложно. То ли потому, что всегда работали с шага, то ли еще почему... Но с рыси никогда не выходит нормальных подъемов без заторапливания перед этим. По 4-5 кругов.
Забавно, что у нее в проблемах только лошадь слишком быстро бежит, не останавливается и т.п. Гымс. Мой свинтус не реагирует на посыл, для разнообразия проблем. До степени, что при попытке настаивать вместо ускорения получишь отбивание по бичу, но чтобы он хоть ускорился на миллиметр от этого бича - да фиг. Ну это зимой, весной было, ща вроде разобрались. Но зимой помнится я очень удивлялась... Что на удар прямой уже бичом по жопе конь отбивает, жмет уши, но фиг хоть на рысь перейдет...
Третий урок - корда на развязках. Разогрев без них. Они цепляются к капцунгу, не уздечке.
Она пользует жесткие, допускает с амортизирующим кольцом, хотя считает это хуже, но ни в коем разе не эластичные.
По 4-5 кругов в каждом направлении шаг, рысь.
Галоп - разорев на нем без развязок, даже если хорошо рысит и шагает. Потом снова прицепить и тоже 4-5 в каждом направлении.
Как я уже и говорила, все элементарно (сейчас)))), а вот полгода назад каждая эта элементарность давалась мне очень долгими размышениями.
Дальше будет работа в две корды. Но писать мне лень))))