Re: Чудо из сарая Перечитывая Хемпфлига
Итаг, снова Хемпфлинг. Кстати обнаружила только что, как я нагло переврала его фамилию в заголовке дневника))))
Начинает он с двух базовых вопросов.
Первое упражнение, про котрое он рассказывает, это корректная остановка лошади. Для него это ключевой момент - когда человек сможет правильно остановить лошадь, он сможет и собрать лошадь без повода.
Одержка и полуодержка включают в себя концепцию повода и у начинающих, кто делает это только поводом, и у профи, кто делает это корпусом с участием повода (даже с учетом того, что его не натягивают - ускорение от остановки отличается только тем, отдается рука или остается на месте). В вестерне ситуация получше, есть всадники, которые действительно могут остановить лошадь без повода корпусом, подавая его напротив чуть вперед. То, что при этом зачастую кажется, что они сидят сзади - следствие, насколько глубоко их лошади идут задом под корпус. Но это с его точки зрения не поможет в собирании лошади на высоком уровне.
На свободе лошадь останавливается за счет подведения зада. Использовать перед для торможения неприятно для лошади. (Хм.... надо бы присмотреться... но.... не замечала). Когда косячник останавливает группу, все останавливаются на заду.
Как же он это делает? Лошадь - животное длительного медленного движения. Если жереб тормозит, то это что-то неординарное, сигнал поступает импульсивный, прерывая плавный поток движения. Животные учатся имитацией и повторяют поведение старшего. Обучение идет по принципу делай как я. Такое поведение глубоко укоренено в психике лошадки и жереб может остановить целый табун одной импульсивной остановкой себя самого.
Соответственно, его остановка - это не выездка, это рефлекс, автоматически заставляющий лошадь остановиться.
Сигнал к остановке дается из плавного, текучего движения, имульсивно подступая под свой центр тяжести, а дальше намеренное и неподвижное просто-стояние. Человек как бы выпрыгивает из плавного движения, подводя свою пятую точку организмы и застывая в остановке совершенно неподвижно. Нижняя часть тела (включая таз) активно подводится под себя, в такой экспрессивной остановке. Лошадь имитирует его.
На картинках у него фотки именно такой вот имитации, когда и он, и лошадь одновременно застывают на месте, сильно подъехав задом под себя. Со временем жест должен становиться все менее выраженным, дотех пор, пока легкая подача бедер вперед не будет тормозить лошадь.
Практически любая лошадь остановится на заду в таком варианте.
Очень сложно именно оставаться потом совершенно неподвижным.
Для полуодержки используется он же, но чуть слабей. Пробовать начинать надо с перехода с рыси в шаг, например. Когда это будет отработано, легким движением тела лошадь можно будет сократить и собрать.
Я пробовала так поиграть с Чапой. Кстати, те фотки, которые делала Ульяна, где кто-то писал про то, как я хорошо подвожу зад, это как раз были те самые пробы... Останавливается, да. Особенно с быстрого аллюра. Странно, но мою лошадь так куда проще остановить с галопа, чем с шага.... То есть на шагу это было весьма и весьма проблемно. Мне не очень понятно, почему.... Возможно, за счет низкой скорости движения жест был менее яркий....
Полуодержку тоже пробовали. Заработало довольно хорошо. И надо сказать до сих пор работает.
Остановки же в итоге я перестала так делать - думаю, надо попробовать еще раз и посмотреть, что выйдет. Перестала потому, что лошадь после остановки выходит из той позиции, в которой он остановился. Возможно, потому, что я сама из нее выхожу - крайне неудобно стоять в той позе, намного проще сделать потом шаг назад или наоборот выпрямить плечи вперед... Вот на это видимо и он тоже выходил... Причем совсем выходил, в шаг или поворот.... Не просто из позы. И думаю, что вот этой своей непоследовательностью я притупила ему как раз эту инстинктивную реакцию - с переходами на нижний аллюр оно заработало, а с остановками стало хуже и хуже со временем.
На этом мы сделали бааааааааальшую паузу с этими остановками. И думаю пришло время попробовать еще раз...
Если вдруг еще кто-то попробует со своими или уже без Хемпфлинга так и делает - напишите мне, как и что у вас вышло? Может и у меня лучше получится
Далее - лидинг. Добиться тотального доминирования и одновременно доверия, добровольного подчинения.
У него есть три доминирующие ведущие позиции.
Первая, наибольшего доминирования - человек стоит спиной вперед лицом к лошади. На расстоянии 1-3 метра. Расстояние это крайне важно и должно уважаться лошадью, никогда нельзя пускать ее ближе метра. Веревка всегда провисает, никогда не натянута. Хлыст как инструмент выражения языка тела - его никогда не используют для наказания. Он должен быть жестким. (Если я правильно понимаю, для точности).
Вторая позиция развивается из первой. Представьте, что вы шли в первой и развернулись по ходу движения градусов так на 135. То есть вы идете уже почти лицом вперед, но не спиной к лошади, а под 45 градусов к лошади и 45 по направлению движения. Полу-вперед, полу-боком. Рука, которая держит корду (а не смотанный ее хвост), вытянута далеко назад к лошади, образуя границу, которую лошадь должна уважать. Это важно, надо просить смотреть за собой со стороны, чтобы быть уверенным ,что так и делаешь на самом деле. Также надо всегда следить за лошадью, а не просто бездумно ходить туда-сюда. Как только внимание отключилось от лошади, коммуникация закончилась.
Важно не тянуть и не толкать лошадь, иначе она не сможет реагировать на тонкие команды. Даже в критических ситуациях важен язык тела, а не сила. В качестве иллюстрирующего фото - он ведет жереба, который орет кобылам. Веревка висит. Правда, сколько я смотрела с ним видео - вот не зря он из театра.... пришел.... Он ОЧЕНЬ выразителен - особенно если посмотреть, где одно и то же самое делает он и его ученики. Насколько у него это выходит артистично, ярко, убедительно и гармонично, и насколько у других по сравнению с ним это скорей механическое повторение движения...
Аналогично кстати, как у Наташи на семинаре - казалось бы, все делают одно и то же, но какие-то нюансы именно выразительности - и у Наташи лошади верят, что она откусит им попу, а у других - не верят... И правильно делают, я бы вот тоже на их месте Хемпфлингу или Наташе верила, а вот другим - не верила... Думаю, примерно про это же говорила мне Лина, когда объясняла, что надо верить в то, что вот... Действительно. Догонишь и съешь, например)))) Наверное, это влияет на то, как само движение выглядит со стороны.... Потому как... Вот тот же Хемпфлинг... Ну он действительно стоит ТАК, что веришь, что уже никто никуда не идет.... Видимо, та самая интегрити, про которую (применительно к другой теме) Катя писала.
Интересно, можно ли как-то это развить. Будем верить, что можно)))) Он кстати пишет, что можно.
Третья позиция - человек уже совсем повернулся по направлению движения, идет спиной к лошади, лошадь справа или слева от него. Ведущая рука ЗА корпусом, ближе к лошади, вытянута и опять же определяет границу - лошадь и ноздри не должна за нее просовывать. Т.е. человек всегда в первой зоне круга влияния - и никогда не попадает во вторую. Даже при остановке лошадь не должна вылезать куда ее не просят. Водить лошадь в третьей позиции важно с обоих сторон, не только с одной.
Начинаем занятия... С человеком)))) Берем его на корду и водим. Остановка - ведущая рука взлетает вверх, таз идет выраженно под себя. Движение - наоборот, ведущая рука опускается, таз медленно уходит из-под себя назад. При ведении в первой позиции - то же самое, движение начинается попом назад, приглашая как бы лошадь следовать за собой. Поначалу жест преувеличенно яркий - человек настолько уводит попу назад, что как будто делает легкий наклон.
Работа с человеком спасет лошади нервы. Движения надо отрабатывать с ним, пока они не станут второй натурой. Гы гы, вот у меня уже месяца два есть идея запрячь Виктора)))) Но все как-то не выходит....
В конце концов, это язык, который человек должен выучить, лошадь его уже знает и понимает.
С лошадьми надо танцевать, т.е. знать шаги, и общаться с партнером с ритмом и грацией, чтобы танцевать с лошадью, в первую очередь надо научиться танцевать.
По идее, если у вас четкий язык тела и вы вытащите на "корду" человека, который вообще не знает ничего из описанного, то вы точно так же должны суметь управлять его движениями, как и движениями лошади...
Работа начинается с помошником. Если лошадь не следует за человеком, не надо тянуть ее, должен помочь второй человек. Ведите лошадь. Дистанция должна сохраняться неизменной. Корда всегда провисает в определенной степени. Остановка - энергичный шаг к лошади в описанной выше манере. Стоим пару секунд неподвижно, потом опускаем руку и медленно ставим таз в его нормальное положение.
Очень может быть, что лошадь не не пойдет за, а напротив побежит через... Это надо предотвратить, для начала угрожающе подняв руку. Не работает? Активная вибрация хлыстом за собой. Нет? Начинаем то, что он называет "обезьяний танец" (правда не показывает, как это). И продолжаем - т.к. лошадь будет удивлена, шокирована, а возможно будет ухохочется до смерти - но он замедлится или остановится - что значит, что вы победили. И когда лошадь закончить хохотать, начнет появляться то, для чего это все задумано - уважение.
Во время занятия не говорим, внимание на лошади, двигаемся плавно и оживленно. Если что-то не работает, помогает помощник. Потом ведем лошадь отдыхать. Упражнения занимают пару минут, но эффект для отношений колоссальный.
Важна не агрессивность движений, а импульсивность, четкость, осознанность в их исполнении. Решающая штука - это воля, наерение, уверенность человека, его полное "присутствие". Все это приходит с опытом, для начала достаточно быть понятным и получить нужную реакцию лошади.
Он многократно повторяет - в конце сигнала к остановке надо застыть, ничего не должно двигаться, даже глаза не должны менять место взгляда. 7-10 секунд считаем про себя и остаемся полностью неподвижными. Если это слишком долго для лошади (хотя оно редко), и он начинает шагать - повторяем сигнал и снова застываем. Дальше медленно возвращаемся в удобную позу и продолжаем идти.
Да, наверное вот в этом и была моя ошибка, я так думаю...