3. Гнедой мерин (вроде латвийский) около 16 лет. Проблемное строение тела. Провисшая спина, отставленный зад, живот отвисший и накаченный кадык (оленья шея), но при этом строении, он все-таки шею округлял и нос вниз опускал с самого начала. Еще проблема – постоянно высовывает язык, поэтому был затянут в соплю, которую тоже сняли. Эта проблема из-за спины, ему тяжело, хоть и очень старается и не спорит.
Опять начали с уступок по вольту на шагу, чтобы расслабить спину, добиться гибкости, подставлять внутренние задние ноги под корпус. Вес всадника перемещается на внутреннюю седалищную кость и двигает внутреннюю лопатку, внешний повод играет, внутренний стоит. Полуодержки внешним поводом. Уступки чередовать вправо и влево, т.с. уступки правой ноги и уступки левой ноги. Плечо внутрь, плечо вперед, траверс, ранверс и все это чередовали часто. Потом перешли в рысь сначала по вольту и корректировали посадкой каждое движение, разбирали пошагово все действия всадника и ответ лошади. Видно было невооруженным взглядом все изменения в движениях лошади! Он заработал спиной, стал двигаться более летяще, округлился. Галоп был такой перекатывающийся. Под конец приниманиями, и разовой менкой домучали до галопа со стадией подвисания с подобранным задом.
4. Далее был молодой вороной 4-х летний жеребчик ахалтекинец с хозяйкой.
Здесь было занятие построено, как наглядная заездка (ну или сразу после заездки начальное обучение) молодой лошади. Учились шагать, поворот на переду возле стенки учит уступать ноге. Поворачиваем своим животом. Пупком вперед. Чередовали по 2 шага уступка, прямо, уступка, прямо. Было больше работы со всадником над посадкой, легкостью рук. Лошадь отзывается на глазах. На рыси ехала садясь в седло то на внешнюю, то на внутреннюю (заднюю) ногу, но начали с внешней. Многие упражнения подбирались специально для данной пары и с определенной целью. Подъем в галоп нужно спрашивать только с качественной рыси и перевод обратно в рысь только с качественного галопа, но рысь не бросать как попало, а моментально и ее скорректировать, чтобы она была качественной и только тогда переводить в шаг! При подъеме в галоп действия всадника – внешний повод, упор на внешнюю седалищную кость. Но всадник грубил рукой, сильно она его затягивала, потому что он летел вперед. Жвачка помогает устаканить темп.
5. После обеденного перерыва был гнедой беспородный мерин 5 лет. Постоянно подавал голос, ему из конюшни отвечали. Мы его назвали «сама непосредственность»! Простой деревенский. На нем была его хозяйка. Мы так поняли, что это их не первое занятие, они накануне занимались с Хелен индивидуально. Второе занятие началось с повторений хорошей рыси, подъема в галоп, перехода в рысь и пока не будет хорошей рыси, в шаг не переводим. В начале занятия ничего в этой лошади не было примечательного, но к концу он преобразился и появились движения и выглядеть он стал гораздо приличнее! Итак разбор посадки для галопа (с этой всадницей много работали именно над галопом, посадкой на галопе и управление ею движениями лошади) Не поднимать в галоп, пока не будет хорошей рыси. Сидеть на внешней кости, внутренней ногой прижать на внешний повод, который не отдавать. Внутренним поводом играть пальцами. Баланс лошади верхней частью тела всадника - торсом, импульс нижней частью – попой и ногами.
6. КВПН рыжий. 16 лет вроде. С ХОБЛ (ноздри в постоянно раздутом состоянии), кованный на круглые с фильцами по кругу, замотанными ногами всем, что предоставляет конная индустрия в продажу и мундштук. И да, постоянно выступающий по МП, СП Юноши…
Но это профессор, который много умеет, все делает, если правильно спросить и смирился с этой жизнью и не возражает! Хелен он понравился, она воодушевилась и даже не сняла с него мундштук!) Всадница взяла его в аренду на семинар, была довольно сильная. Здесь пошла работа высокого уровня. Он огромного роста, очень грузный, у него такая походка, будто корабль плывет, совсем не лошадиная! Что запомнилось – тазом вперед и вверх. Жевать жвачку. Путлище со стременем должны висеть слегка за подпругой, нога больше назад, чтобы не смещать ее каждый раз для шенкеля, тогда лошадь начнет предугадывать, что сейчас что-то спросят и предлагать. Пусть шенкель всегда лежит там, где будет моментально спрашивать!!! Ментально лошадь двигаем, думаешь, что сдвигаешь, а сгибать меньше – это на плече, траверсах, ранверсах, принимании. Делали менки, перед менкой выпрямить лошадь на 2-3 темпа, потом менять. Разовые и через 4 темпа.
7. Серая кобыла Лузитано 4 года.
Заезжена с 3-х. Боковые начали на этом занятии. Всадник и владелец Ульяна, организатор семинара и конечно, это ее не первое занятие с Хелен. Начали с шага по вольту и перешли к уступкам. Расслабляли, активизировали зад, подключали спину, а шею и голову лошадь сдала сама! Поднимаем холку, лошадь вырастает перед всадником. У данной пары нужно было расслабить плечи. Рысью на маленьком вольту плечо вперед, как будто положить хочешь. Гнуть туда-сюда, на переду откидывать зад. Рысью по маленькому вольту как разворот на заду. Лошадь жмет шею и уходит за повод. Дальше моим глазом уже не было видно более тонких подстроек и мой разум уснул.
8. Далее выехала уже знакомая всадница, которая была на гнедом б/п, теперь уже на серой кобыле тоже неизвестной породы – это ее лошади, она их привезла на семинар и они переговаривались друг с другом манеж-конюшня. У данной кобылы воспаление тройничного нерва и она машет головой вверх-вниз если есть определенные раздражители. Яркий свет ламп манежа ей не понравился и при подъеме в галоп это началось, работать невозможно, но у хозяйки был лайфхак!!! Она достала маску –сетку на нос, пристегивающийся к капсюлю и ву-а-ля, как говориться!!! Вуаль и есть!))))))
С ней мучили разовую менку, когда получилось в обе стороны, их отпустили! Хелен никого не отпускала, пока не добивалась результата!!!))
9. Снова вышла рыжая кобыла, которая была первой с утра. Всадница другая. Тоже арендатор на семинар. Как она сидела, мне понравилось, но она была послабее первой девочки и ей было сложнее пользоваться посадкой для управления. А кобыла хитрая и либо возмущаться пыталась, либо предлагала то, что она уже запомнила. Если упражнение не получается, надо заменить его другим, усложняющим задачу и потом вернуться к первому. Не выходила уступка по вольту, делаем полупируэт на переду. Все переходы от внешнего повода. Бедра, колени (шлюс) закрыть – остановка, открыть – посыл вперед в рысь.
Второй день.
1. Опять эта рыжая кобыла! И снова всадница из Латвии.
Здесь была фраза, самая яркая образная картинка за весь семинар!!! – Седалищными костями брать почки лошади и переместить их под седло. Пупком поднять холку!!!!)))
2. Гнедой мерин б/п. Сразу вышел той лошадью, которой закончил вчерашнее занятие! Со своей подругой в конюшне разговаривал значительно меньше. Работа на шагу улучшает качество рыси и галопа. Много работы на шагу учит лошадь быть внимательной, разобраться в своих ногах, успокоиться и расслабиться. А также тренирует гибкость, баланс! Шаг – это 4 равномерных удара, начинать с этого!
Полуодержка, чтобы мягкая шея. Переключение передач при наиболее подходящих оборотах двигателя. Затылок верхняя точка, а не гребень шеи. Если нос лошадью ушел за вертикаль, значит она не держится (лошадь не в балансе?). На галопе воткнуть седалищную кость на внешнюю на 2 первых темпа, внешний повод приложить к шее, внутренний открыть, как дверь (отвести от шеи) и играть пальцами. Уступки сначала вперед, потом отодвигаем зад и плечи. Пупок смотрит в сторону движения вперед. А плечи при этом параллельно плечам лошади.
3. Мерин с провисшей спиной.
Уступки, уступки, надо много уступок…. Опять образное мышление – надо думать, что как бы делаешь одно, а делаешь другое. Например, сначала осаживание, а потом на галопе думаешь, что ты осаживаешь. А при самом осаживании, посадка, как при движении вперед. И т.п.
Внутренняя нога высылает вперед, внешняя в бок. Руки без костей…
При боковых (плечо внутрь?) внешнее плечо лошади не должно выступать за внешний повод, быть внутри. Плечо внутрь начинать, как выход на диагональ и продолжать по стенке. Упражнение: сначала в углу маленькие вольты и в точке выхода на диагональ делать плечо по стенке. Также выход на центральную из вольта и принимание до стенки. На прибавке идти вперед и не отдавать внешний повод – это баланс!
4. Неприятная пара, вызвала у всех тихое возмущение… Просто лошадь, рыжая кобыла, худовата, 17 лет похожа на буденовскую, не крупная. Владелец – единственный мужчина участник. Мы его назвали про себя Эльф, ушек не хватало). Итак, чем так возмутил – вместо просто трензеля на «просто лошади» был трензель Боше, который задуман для перехода к мундштуку. Плюс к нему мундштук с цепочкой и веревочкой, связывающий колечки рычага, куда повод пристегнут. Это все без капсюля и висело низко на зубах кобылы с выпученными глазами, озирающей публику. На вопрос «зачем», был бескомпромиссный ответ – мне так хочется, мне так удобно. Еле-еле пришли к тому, что подтянули ремешки, чтоб железо висело повыше и попросили положить мундштучный повод на шею и пользоваться только трензельным. Далее, показывали 3 аллюра. Шаг у лошади странный, как будто она идет недоиспанским шагом.
Присмотрелась к копытам и ах… Длинные зацепы, загибающиеся вверх, как тапки у маленького Мука… Линия венчика кривая. Пятки то ли подвернуты, то ли нормальные, не высокие. Так ходит она из-за длинных зацепов, точка отрыва передних ног раньше, чем могла бы быть. Задние вроде не в таком состоянии. Ну и занятие проходило так: Хелен тактично объясняла, что нужно сделать и почему, а Эльф на английском языке (я попросила его перейти на русский) возражал и препирался, пока наконец не начал внимать терпеливым советам…