Дневник бывалого чайника. Закрыто.

  • Автор темы Автор темы lizun
  • Дата начала Дата начала
Тырпырка, а представь, в каком изумлении пребывала я?)
Абсолютно согласна с Грин, по меньшей мере, это неэтично и непрофессионально. Все настроение испортили(
Кстати, знаете, что Крондштадтские попали в аварию - до стартов не доехали? (((
Но вроде бы лошади все живы.
 
lizun, это неприятно очень... по сути, это - хамство, которое всегда меня лично вводит в некий ступор. Пожелайте ей мысленно здоровья, ага, и выкиньте из головы. Таких людей вообще лучше избегать, ну, по возможности, конечно.
 
Тырпырка, а представь, в каком изумлении пребывала я?)
Абсолютно согласна с Грин, по меньшей мере, это неэтично и непрофессионально. Все настроение испортили(
Кстати, знаете, что Крондштадтские попали в аварию - до стартов не доехали? (((
Но вроде бы лошади все живы.
хоть в личку черкани, кто отличился.)))

про аварию сегодня мне рассказывали, говорят коневоз перевернулся, лошади вышли через крышу, метались по кольцу, кольцо перекрывали. жесть полная. но вроде как все целы, хотя не представляю, как это возможно.
 
Там вроде у одной сотрясение, остальные пошкрябались... Главное, живы!
 
Вернемся к мундштукам.
4. Диаметр грызла. Принцип тот же, что и в трензеле: чем толще железо, тем мягче воздействие. И опять не забываем о том, что толстое железо может быть некомфортно для лошадей с маленьким ртом.
Я обычно предпочитаю связку толстый трензель - тонкий мундштук. Причина проста: на трензель лошадь может опираться (тогда появляется дополнительная выразительность движений). Соответственно, опираться удобнее на более мягкое железо. На мундштук лошадь опираться не должна, она должна лишь держать с ним контакт. Поэтому здесь можно железо потоньше, заодно и места во рту оно будет занимать меньше.

Время от времени мне задают вопрос: "почему пишут, что на оголовье работа получается точнее?".
Вот заодно и разберемся).
Если говорить о работе только на трензеле, то на нем лежат следующие функции: остановка, поворот, полуодержка, выпускание, балансирование, прямое и боковое сгибание и т.д. При этом, при работе верхом, у всадника есть очень мало приемов для работы с железом (грубо говоря либо взять на себя, либо отпустить). И именно комбинации этих приемов являются для лошади итоговой командой к какому-либо действию. Короче, получается достаточно сумбурно...
Мундштук же отвечает за сгибание лошади в затылке. При задействовании обоих рычагов - за прямое, при воздействии на одну сторону - боковое. Т.е. с трензеля эти команды снимаются. И в итоге на нем остается: остановка, выпускание, перегруппировка и боковое сгибание в шее/поворот.
В итоге, от разного железа поступают различные команды и лошади становится проще из дифференцировать.
И еще добавление. Опытный всадник должен не только уметь в нужной ситуации срабатывать каждым из 4-х поводьев раздельно (или вместе), но и постоянно чувствовать натяжение каждого из поводьев по отдельности.

Мундштуки со средним по толщине и толстым грызлом
наклдужка.gif


разведение щечек.gif
 
Весьма интересно и информативно по железу! Но у меня есть вопрос - а как тогда работают в классической школе только с мундштуком (чаще всего)? Получается, что все эти функции берет на себя достаточно строгое железо (по сравнению с трензелем). И не отсюда ли растут уши - что все воздействие идет от корпуса и там годами работают над посадкой.
 
В смысле "растут уши"? Мол, это миф такой, а на самом деле железо построже и над посадкой годами можно уже не работать?
 
Не-не, я в хорошем смысле имела в виду уши )) не мифы. Просто при воздействии только мундштука филонить с посадкой уже однозначно не получится. Я прекрасно понимаю, что над этим надо работать и работать. И я совершенно не призываю к тому, чтобы все перешли на мундштуки и ездили как попало, мол, "железо все объяснит".
 
Могу только предположить (если Гоблинёнок придет, надеюсь, поправит, если не так).
В классике изначально лошади выезжаются на трензеле и/или оголовье. А когда лошадь уже выезженная, то там хоть с одним мундштуком, хоть вообще на кордео - она все команды знает, понимает и выполняет сама с минимальным вмешательством всадника в этот процесс. И в этом случае повод остается у нас как средство легкой коррекции, а сочетание повода с командами корпуса/ног и является "спусковым крючком" для начала выполнения конкретного элемента
 
Могу только добавить, что есть школы, например у г-на Брандерупа, там вообще все сильно отличается от привычной нам работы. И действительно, лошадь учат с самого начала управлению посадкой. Все функции трензеля выполняет именно посадка всадника. И получается что именно так:

Мундштук же отвечает за сгибание лошади в затылке. При задействовании обоих рычагов - за прямое, при воздействии на одну сторону - боковое.

Только плюс работа в одну руку, и насколько я помню, боковое воздействие тоже больше от посадки, а не от железа.
 
Не помню, скидывала я сюда это или нет, но ежели что, извиняйте)
К посту Inferno
Продолжаем домучивать Бента Брандерупа.

Посадка и баланс
Вы сидите на лошади. Мысленно начертите вертикальную линию от себя до земли. Эта точка на земле - баланс и центр тяжести вашей пары.
Лошадь всегда должна ступать под свой центр тяжести. На такой лошади всегда легко и удобно сидеть, в отличие от той, которая работает от себя.
Важно помнить: если вам стало неудобно на лошади, то прежде всего, стало неудобно самой лошади по отношению к себе.
Лошадь стала неправильно ступать ногами, и это отрикошетило в её спину и вашу посадку.

Нужно научить лошадь оставаться в естественном балансе. Никогда не просите лошадь выходить из под вашего баланса, учитесь двигать свой баланс в унисон с лошадью. Затем уже, научившись этому, меняйте свой баланс и пусть уже лошадь следует за вами(а если она не услышала изменения в балансе, используйте дополнительные средства управления). Всадник может двигать баланс вперед-назад, вправо-влево, вбок по диагонали...и во всевозможных комбинациях этих пар.

Никогда не отклоняйте свой корпус назад так, чтобы напрягались мышцы пресса. Иначе коленки поползут вверх, и посадка закрепостится. Мы подсаживаемся назад только для сбора и очень собранных аллюров, но не для прибавленных аллюров.

Различают закрытую и открытую посадки. Закрытая посадка - для продвижения вперед, открытая посадка - для сбора и очень собранных аллюров.

При правильном сборе баланс лошади смещается так, что она может легко повернуть из любого положения. Собранная = легко поворачивающая лошадь.

Плечом внутрь является сложным упражнением с точки зрения посадки и баланса. С одной стороны, на плече внутрь мы должны опустить ниже наше внутреннее бедро (т.к. мы хотим, чтобы лошадь ступала дальше под себя внутренней ногой). С другой стороны, баланс едет наружу и посадку нужно направить наружу. Как быть? Секрет посадки от Б.Б.: садимся слегка на внутреннее бедро и приподнимаем свою внешнюю сторону, а наши плечи могут слегка поехать вслед за балансом.

Траверс с точки зрения баланса более лёгкое в исполнении, потому что сгибание и смещение баланса совпадают.

Для того чтобы лошадь понимала посадку, она должна понимать второстепенные средства управления. Лошадь сперва обучается ответу на второстепенные средства управления, затем это переносится на посадку.

Практика.
Брандеруп сидит верхом, лошадь стоит на месте и гнётся от посадки.
3238ff229cef.jpg
d508e887fcfd.jpg

Как он это делает: внутренее бедро опускается ниже и слегка вперёд, внтуренний шенкель также уходит слегка вниз и вперед. Внешнее бедро становится выше и внешняя нога уходит чуть больше назад. Осторожно, главное при этом не напрягаться! Лошадь следует изменениям в посадке.
Голова, плечи, бедра всадника - паралелльны аналогичным частям тела лошади.
Разрешается слегка сдвигать седло посадкой.

Лошадь делает сбор также от посадки (команда - плечи слегка назад).

Ниже Брандеруп демонстрирует исходное положение всадника на своей основной лошади:
333b9c71268b.jpg

Расслабленная прямая спина, руки опущены вниз вдоль тела. Бедро должно быть опущено низко-низко, почти до прямой линии, так что ляжки казались плоскими. Удлиняется посадка по вертикали.
Шенкель свободно висит вниз от колена. Важно: когда мы берем стремена, нога остаётся свободно висеть вниз, просто носочек ноги слегка придерживается стременем. От этого пятка опускается слегка ниже. (не надо: искусственно тянуть пятку вниз, закрепощать голеностоп и т.п.)
Взяв в руки повод, важно не тянуться за ним вперед корпус, иначе мы рискуем потерять равновесие. Берём повод, не наклоняясь за ним вперёд (иначе потом с набранным коротко поводом будет непросто выпрямиться обратно).

Потом Б.Б. демонстрирует разучивание самых базовых команд в руках.
Перед ним 4-х летняя кобыла. На ней кавессон с поводьями. Насколько я помню, всё начальное обучение, заездка и простая манежная езда у него происходит на кавессоне, а потом сразу одевается мундштук для продвинутой работы. На трензеле он не работает.

Разучивают команды:
вниз-и-вперед (тянет кордой за капцунг, лошадь тянется вниз за рукой. можно сделать подсказку, положив угощение на ладошку, чтобы лошадь за ним потянулась).
сгибания вправо-влево
школьная остановка
(это любопытная вещь: остановить стоящую лошадь. Надавливаем рукой на капцунг, лошадь смещает баланс назад и слегка приседает на задних ногах)
раскачивание баланса (вслед за потягиванием/надавливанием капцунга лошадь, стоя на месте, раскачивается вперёд-назад, играя со свои балансом. Вес переносится с передних ног на задние и обратно).
016f9d8c13f5.jpg


Дальше повторяются те же самые команды, разученные на земле, но уже верхом сидит помощник и ассоциирует условную команду с посадкой.
Вперед-и-вниз: вес в центре седла, всадник отдает руку вперед типа "на, тянись".
Сбор: Всадник переносит все слегка назад, руку ставит чуть выше.
Сгибания вправо-влево: всадник принимает соответсвующие посадки, а помощник на земле корректирует ответы лошади с помощью средств управления. Так лошадь учится правильно отвечать на посадку.

Еще Брандеруп рекомендует начинать обучение ( и всадника, и молодой лошади) без седла. Так лучше чувствуется, считает он.
a9b43db28a4a.jpg


Не зажимать шлюс. Постоянно чувствовать раскачивание двигающейся лошади между ног. Нельзя использовать много шенкеля. "Не стесняйтесь пользоваться хлыстом", говорит он. "Лучше один раз поправить лошадь хлыстиком и дальше сконцентрироваться на посадке...чем усердно работать шенкелем, испортив себе посадку". Короче, шенкель не в ущерб посадке. Всегда.

И конечно же, постоянный швунг, не прекращающийся ни на секунду. То есть всегда-всегда на всех аллюрах двигаемся тазом, в так движениям лошади. Если вдруг швунг прекратился, то школьная лошадь просто...остановится. То есть если всадник перестал следовать посадкой за лошадью, то это сигнал к остановке.
Именно швунг (не только следует, но и) задает движение лошади. Хотим поворот/вольт - больше швунга на внутреннее бедро. Хотим прибавить/сократить - увеличиваем/уменьшаем амплитуду швунга. Хотим остановку - прекратили швунг.

***************************************
Вот об этом была лекция о школьной посадке. Конечно, он говорил и рисовал на доске гораздо больше, я лишь предоставила краткий вариант изложения))
Что сказать...круто, конечно. Но и очень сложно. Такая ювелирная работа...

Вообще, слушать лекции Брандерупа сложно. Он вдаётся в подробные подробности, и мне приходится переслушивать каждую фразу минимум 2-3 раза! Сначала понять общую идею, потом еще раз проговорить себе вслух, представить это визуально и принять соответствующую посадку, потом ещё раз переслушать - а правильно ли ты понял смысл его слов? И потом записать эти мысли на родном языке. Вообщем, мозг шипит под конец))

Да, работа у него прикольная и интересная...всё от посадки...мне понравилось. Я быстренько переняла часть его идей на свою ежедневную работу (точнее сказать, я и раньше большую часть делала, но не осознанно и не следила за этим).
Но почему-то такая работа мне представляется слегка неземной...это нужна и лошадь "чистый лист", и невероятно опытный и чувствительный всадник с идеальной посадкой. Всё это кажется таким далёким от нашей реальности)))
 
Мне кажется, очень часто путают классическую выездку (в ее современном варианте), и все остальные разновидности не-спортивной выездки, как например любую национальную выездку (традиционные костюмы и амуниция), рабочую выездку, старую школу, и плюсом к этому набору еще гора всякой ерунды, которая выездкой называться не может, но многие этого не понимают.
Если брать классическую выездку, то там совершенно обычное железо, трензельное, двойное. Никто на одном мундштуке не ездит. Разве что на шоу. Примером можно взять Нуно Оливейру или Филипа Карла, и еще целый список вполне достойных имен, и все они работают на простом железе.
Брандеруп это старая школа, как ее понимали во времена Плювинеля. Тогда работали на кавессонах, добавляя к этому потом мундштук. Думаю одна из причин могла быть в том, что мундштуки тогда были очень сложные, куда там трензель пихать к такой штуке! Лошади были очень маленькие и компактные, возможно двойное туда в маленький рот вообще бы не влезло. Целью старой школы было развитие сбора, баланса на заду, эффектные элементы, школьные прыжки. Не забывайте, что эта школа родилась из невозможности участия в рыцарских турнирах (ибо были запрещены), как альтернатива. А альтернатива должна была быть достойной интереса массовой публики.
Ну испанская выездка это отдельный шедевр, я б не стала ориентироваться на нее, как на эталон, от слова совсем. Португальская выездка ближе к классике, но и там встречаются "уникумы".
 
Гоблинёнок, спасибо за коммент!

Хороших фоток со стартов я не дождалась, поэтому, что есть...(
Ну и пара фоточек с тренировки
Яна и Байона. ППД А
0-1.jpg

0-0.jpg


Даню, к сожалению, не фоткали...(

И парочка фоток с тренировки. Таня отдала Юльче коня в работу.
Первая проба. (не смотря на мои предупреждения, девчонки забили на проверку длины стремян, и в итоге Юльче они оказались длинны)
Выход с гимнастики
11-0.jpg


Юльче не дает покоя титул Белецкого "мистер улыбка")))
11-1.jpg


А вот Хава, заслышав о планах свозить его на старт, в очередной раз зааритмил, поэтому решили обойтись без прыжков.
Одно из упражнений. Задача Юльчи - сузить круг настолько, чтобы конь плечом коснулся моей руки
11-2.jpg
 
Умудрилась все-таки выцепить Данины фотки со стартов.
Он смотрится вообще как большой)

0-1.jpg

0-0.jpg


Вот, кстати, интересное наблюдение. Есть два ребенка: Яна и Даня. Результаты по езде 64+ и 56+% соответственно.
Но если абстрактно говорить о том, кому я бы отдала коня в работу, то это был однозначно Даниил. Он очень ответственный, думающий и трудолюбивый всадник. Но лошадь у него намного сложнее, нежели у Яны. Отсюда и низкий результат (о причинах я уже писала выше).
А если смотреть, как обычно у нас смотрят - по результатам, то 56% - это вообще не езда.
Поэтому не нужно зацикливаться только на результатах стартов, а всегда не вредно посмотреть на всадника во время ежедневной работы: в какой манере он работает, как он относится к лошади, насколько ответственно он к этому относится и т.д.
И в итоге это может помочь определиться с правильным выбором спортсмена/берейтора/тренера.
 
Мундштуки.
Дужка или порт.
Они воздействуют: нижней стороной на язык, верхней на нёбо (если порт достаточно высокий).
Мундштуки с прямым грызлом или слабоизогнутым портом оказывают повышенное воздействие на язык, оставляя ему очень мало места
разведение щечек.gif

Мундштук более удобной для лошади формы, примерно повторяющий очертания языка
плавндужка.gif

Еще одна вариация анатомической дужки - квадратная
квадрдужка.gif

А вот такой порт, несмотря на его высоту (мы сейчас рассматриваем нижнюю часть дужки), может оказаться не слишком комфортным для лошади из-за ширины порта (чуть узковат)
высокпорт.gif
 
Верхняя часть дужек. При низком нёбе, маленьком рте или слишком высокой дужке, она может дополнительно воздействовать на нёбо.
Вот, например, к такому порту уже нужно отнестись повнимательнее
высокпорт.gif


Есть небольшое противоречие. Лошади более комфортнен вариант, оставляющий достаточно места для языка, но при этом, дужка не должна быть слишком высокой. В подобном случае верх порта утончают или как бы срезают, чтобы вверху оставалось больше места. Фото не показательно, но принцип, надеюсь, ясен
низкдужка.gif

Теперь немного о наклонных дужках. Основной принцип работы любого железа в том, что лошадь ищет наиболее комфортное для нее расположение железа во рту. И за счет комфигурации железа в определенной степени задается положение головы лошади (положение прямого сгибания).
Не секрет, что мундштук подгоняется так, чтобы он воздействовал при угле наклона в 45 градусов. В обычных мундштуках дужка, соответственно, тоже встанет под этим же углом. Т.е. будет находиться не в оптимальном положении относительно свободы языка лошади. А наклоненные вперед дужки при "рабочем" положении мундштука встают как раз "вертикально" относительно языка, тем самым задавая наиболее оптимальное положение для рта лошади
наклдужка.gif


Ну и в который раз повторюсь. В любом случае при подборе железа основополагающим фактором является ответ лошади, а не теоретические выкладки.
 
Сверху