Re: Дневник бывалого чайника. Про конкур
Начинаем более интересную тему, по подготовке всадников серьезного уровня.
Всадник
Посадка. Прочная правильная посадка в балансе. Умение владеть своим телом до, во время и после прыжка. Умение при необходимости во время прыжка освободить/загрузить перед/зад лошади.
Современный конкур предъявляет к посадке всадника повышенные требования. Основное, что требуется от всадника - это сохранить силы лошади до самого конца маршрута, помимо этого, сейчас ставятся маршруты на "аккуратность": при малейшем касании жерди идет повал, поэтому всадник обязан как минимум не мешать лошади совершать прыжок, а как максимум еще и при неоходимости срабатывать своим телом так, чтобы предотвратить неизбежный повал.
Исходя из этих предпосылок, я со всадниками всегда начинаю работу с работы на равновесие, без поддержки коленом. Когда всадник держится коленом, он нивелирует этим ошибки в равновесии так, что в обычной езде тренеру со стороны это незаметно, и начинает вылезать это только в прыжках. Именно поэтому, до тех пор, пока всадник не начнет идеально балансироваться, я
требую коленом не держаться. Причем, таким образом можно прыгать все любительские высоты. Когда я вижу, что всадник своим телом владеть научился, я подключаю комплекс по закачке ног, но внимательно следя, чтобы это не сказывалось на общем равновесии.
Второй очень важный момент в подготовке всадника - это отсутствие "падающей" планки на жердях и препятствиях. Обычно как: мы честно смотрим на препятствие на заходе, а потом начинаем смотреть (
видеть), только на 2-й темп после препятствия. Сам прыжок и первый темп обычно "вылетают", в этот момент сохраняя направление взгляда, вы
не видите траектории и все ощущения от прыжка идут "задним" числом.
Методов обучения и исправления данной проблемы много. Я предпочитаю делать это в длинных рядах, заставляя всадника во время ряда вслух описывать, что происходит на манеже (прилетел один голубь, клюет навоз, 2 голубя улетели вооон туда и т.д.), когда это (видеть) войдет в привычку можно начинать переносить все на отдельные препятстия и связки.
Намеренное изменение равновесия сначала отрабатывается в комфортных клавишах, а затем в широких брусьях (дольше полет - проще поймать чувство изменения равновесия), ну а потом уже заостряется во время прыжковой работы внимание в ситуациях, когда нужно было сработать подобным образом (но это уже даже не высшая школа, а докторская диссертация :lol: )
Манежная работа.
Выездка. Все, наверняка, слышали фразу, что лошадь, прыгающая 130 должна бежать МП. На самом деле фраза звучит немного по другому. Не должна бежать, а должна быть выезжена по уровню МП. Это значит, что и лошадь и всадник могут, буде такая необходимость, пробежать МП. Что они знают все аллюры, боковые, пируэты и темповые, необходимые для уровня МП. Но это совсем не значит, то что лошадь должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к выездковым лошадям. Она просто должна это все знать.
надеюсь, смогла донести разницу, если нет, то сравните выступление троеборцев и выездюков по езде одного уровня - тогда поймете :wink:
Конкур. К всаднику, профессионально работающему по большим высотами предъявляются очень жесткие требования, касательно
- скорости движения по маршруту (и ширины темпа галопа)
- точкам отталкивания
- точности траектории.
Поэтому в конкурной работе очень длительно идет работа на расчет и скорость движения. Для этого ставятся кавалетти или жерди, по которым всадник должен идти четко заданной скорстью и шириной темпа. Работа на палочках идет до тех пор, пока всадник не начинает видеть расчет с расстояния 7-ми темпов до препятствия. Следует помнить, что все корректировки расчета должны производиться
не позднее, чем за 3 темпа до препятствия. Последние 3 темпа всадник сидит спокойно, давая возможность лошади подготовиться к прыжку. Все входы в системы или проезды должны быть расчитаны заранее и вход в систему должен осуществляться с таким расчетом (точкой приземления, импульсом), чтобы последующие препятствия преодолевались лошадью в максимально комфортном для данной системы режиме. Например, если система стоит узко, то первый прыжок выполняется так, чтобы точка приземления была чуть ближе к первому препятствию, и на второе препятствие всадник должен своей посадкой освободить перед, т.к. идет более вертикальная траектория прыжка.
Ну и, собственно, про прыжки мы уже практически поговорили. Остается только добавить "ювелирность" движения по траекториям маршрута, умение анализировать маршрут (выборы заходов, точек отталкивания, импульса, компенсации скорости движения и контрольного времени и т.д.)
С компенсацией скорости движения и контрольного времени вот какая штука. Большие высоты ставятся, исходя из расчета ширины тема 3.5м, при этом скорость движения по маршруту составляет 400м/мин. Чтобы уложиться в контрольное время нужно либо ехать шире (тогда не всегда получится уложится в заданные расстояния), либо резать, там где можно. Поэтому нужно помнить об этом, при осмотре маршрута - видеть траектории, которые заложены при расчете контрольного времени и видеть траектории, позволяющие в это время уложиться.
Вот.