Re: Дневник бывалого чайника. Дополнительные веревки
Всегда пожалуйста
Наткнулась на статью. Не могу не поделиться
Источник:
http://equinemanagement.ru/trener-menyaet-vse/
Любой спортсмен знает, что тренер — это тот человек, который может привести вас к успеху, а может научить такому количеству ошибок, что на их исправление уйдут годы. В конном спорте вопрос квалификации тренера, это еще и вопрос безопасности спортсмена. Не важно, отдаете ли вы в секцию своего ребенка или ищете место для занятий себе самому, к выбору тренера нужно подойти очень ответственно.
В западных странах уже сформировалась устоявшаяся система обучения и тестирования тренеров по верховой езде и конному спорту. В России с этим вопросом все пока еще сложно. Однако FEI делает усилия, чтобы привить культуру преподавания нашего спорта в тех регионах, где она еще не развита. В нашей стране стали регулярно проводиться курсы FEI для тренеров, а Анна Громзина, всадница, успешно выступающая на международной конкурной арене, получила официальный статус тьютера FEI. Все больше становится людей, которые действительно хотят учиться и ищут все возможности, чтобы совершенствоваться.
Давайте поговорим о том, что фундаментально отличает хорошего тренера от плохого.
Хороший тренер – это человек умеющий мыслить системно. У него всегда в голове четкая схема обучения каждого всадника в целом, и каждой отдельной тренировки в частности.
Обучение практическому навыку (т.е. любому элементу езды) имеет структуру. Она основана на особенностях работы нашего мозга и универсальна для любого обучения, не только для верховой езды.
Иными словами, задача тренера:
(разберем на примере упражнения «постановление»)
1) Рассказать о новом навыке.
Постановление – это боковое сгибание головы лошади в затылке.
2) Продемонстрировать навык.
Показать, как правильно должна выглядеть голова лошади во время исполнения этого упражнения направо и налево. Спросить всадник видит ли он разницу, между отсутствием и наличием постановления.
3) Показать как исполняется элемент.
Показать всаднику, как воздействовать средствами управления, чтобы лошадь правильно исполнила постановление. Вправо и влево.
4) Дать всаднику самому попробовать исполнить упражнение.
Дать всаднику возможность выполнить постановление направо и налево. Сначала на шагу, потом на рыси и галопе. Следить за исполнением упражнения и вовремя корректировать действия ученика. Разнообразить работу, чередовать отработку постановления с другими заданиями, давать всаднику отдых. После отработки упражнения еще раз показать, как делается элемент, для закрепления навыка. Разговаривать со своим учеником. Без обратной связи невозможно качественное обучение.
«То что я слышу — я забываю, то что я вижу — я запоминаю, то что я делаю — я умею», — эти великие слова Конфуция как нельзя лучше подходят к этой ситуации.
coachОбучение всадника не заканчивается одной тренировкой, это планомерный процесс. Задача хорошего тренера — продумать стратегию тренировок для каждого ученика и следовать ей. Стратегия должна содержать контрольные точки – навыки, которые должен приобрести всадник к определенному моменту. Они не только вносят ясность в оценку эффективности тренировочного процесса, но и мотивируют ученика. Контрольные точки создают человеку цель (конечно, она должна быть реальной и достижимой), к которой нужно стремиться. Ее достижение придает всаднику уверенность в своих силах и желание двигаться вперед. Мотивация — это большая тема и мы поговорим об этом в следующих статьях.
Помимо стратегии тренировочного процесса, важна и его тактика. Хороший тренер всегда собран и готов к занятиям. Что это значит?
Тренер должен:
— договориться с учеником о времени и месте занятий. Четко объяснить всаднику, когда нужно прибыть на конюшню, а когда выйти в манеж;
— заранее позаботиться о наличии всех необходимых ресурсов для тренировки (например, корды и бича, нужного препятствия, тренировочных конусов и тд) и их исправности;
— убедиться, что место тренировки безопасно;
— проверить наличие аптечки первой помощи;
— иметь при себе работающий мобильный телефон, на случай, если понадобится вызвать помощь;
— если тренировки проходят с несовершеннолетним, то тренер обязан иметь контактные телефоны родителей или опекунов ученика;
— выяснить у всадника, имеются ли у него или у его лошади противопоказания по здоровью или недавние травмы;
— перед началом тренировки убедиться, что всадник надел каску и подходящую обувь, амуниция на лошади правильно подогнана (подпруга затянута, уздечка правильно надета, все части амуниции целы и тд), а всадник знает правила поведения в манеже.
Преподавание – возможно одно из самых сложных, но и самых увлекательных занятий на земле. Хороший тренер должен обладать рядом качеств, без которых невозможно быть успешным.
Хороший тренер:
— Спокоен и вежлив;
— Пунктуален;
— Проводит тренировки увлекательно и позитивно, всегда имеет в запасе массу новых упражнений;
— Никогда не повышает голос и требует спокойствия от учеников;
— Всегда просит прощения, если был не прав;
— Мотивирует и ободряет своих учеников, учит их самостоятельности;
— Одинаково относится ко всем ученикам и не имеет «любимчиков»;
— Поддерживает стойкую обратную связь с учениками, интересуется их мнением, внимательно их слушает.
Ну а что же выдает плохого педагога?
— Крик и грубость;
— Опоздания;
— Наличие «любимчиков» и нелюбимых учеников;
— Проводит тренировки однообразно, скучно, и в негативном ключе, использует ограниченный набор упражнений;
— Не слушает всадников и не обсуждает с ними выполнения упражнений;
— Не мотивирует учеников к продолжению занятий, не дает положительных стимулов;
— Не дает всадникам второй попытки, критически судит и унижает учеников.
Отдельно хочется коснуться одной особенности поведения многих тренеров в нашей стране. Человека, приехавшего из-за рубежа, просто повергает в шок, как наши всадники позволяют на себя кричать и грубить себе за собственные же деньги. Культура уважения к личности только приходит в нашу страну, ведь у нас был долгий перерыв, когда личное было на втором плане, а коллективное распекание одного человека на общем собрании было в норме вещей. Задумайтесь, профессиональные спортсмены – это очень маленький процент всадников, а 99% тренеров работает с детьми и спортсменами-любителями. Возможно, именитый тренер, готовящий олимпийских чемпионов, может позволить себе иногда быть не корректным и даже грубым, но это абсолютно недопустимо для всех остальных. Времена тренеров, через слово переходящих на ругань и крик постепенно отходят, и эта тенденция очень радует. Люди голосуют рублем и хотят получать удовольствие от занятий. Одна из основных задач преподавателя, согласно концепции FEI, заинтересовать людей верховой ездой, увечь их. И пусть начинающий всадник не может сразу определить квалификацию тренера, но вот грубость и постоянный негатив, быстро оттолкнут человека от тренировок, даже если технически тренер достаточно подкован.
Ну и наконец, самая главная задача тренера – это безопасность спортсмена и лошади. Тренер обязан, именно обязан, убедиться, что лошадь соответствует уровню подготовки всадника и виду тренировки, подходит ученику по типу темперамента и физическим данным. Не редки еще случаи, когда недобросовестный тренер дает ученику дурноезжую или совершенно неподходящую для него по тем или иным причинам лошадь, мотивируя это часто тем, что «нужно уметь ездить и на такой лошади». Этим он подвергает опасности не только всадника, причем как физически, так и психологически, и его лошадь, но и других всадников в манеже. Сам же тренер должен отдавать себе отчет, что в случае травмы или смерти ученика из-за несоответствия квалификации всадника и подготовки лошади, его могут привлечь к уголовной ответственности за приступную халатность.
Конечно же, тема правильного ведения тренировок и их организации огромна. В этой статье мы коснулись только самой основы, но без этого фундамента нет движения вперед. Преподавание – очень ответственное, но и необыкновенно увлекательное занятие. « Хороший тренер меняет все дело», — так написано в учебном курсе FEI и это действительно правда. Если вы тренер – развивайтесь, читайте как можно больше, причем не только литературы по конному спорту и методикам преподавания, но и по психологии и педагогике, посещайте мастер-классы и семинары, смотрите, как работают другие. Постоянно учитесь. Даже если вы 5 раз брали золото на Олимпиаде, а ваши ученики брали его 10 раз, все равно есть куда развиваться. Легендарный Райнер Климке, будучи уже шестикратным обладателем золота на Олимпиаде и автором нескольких бестселлер, всегда говорил о том, что постоянно учится и познает что-то новое. Квалификация – это как езда в горку на велосипеде: как только вы остановитесь, сразу покатитесь назад. Приятно, что у нас появляются люди, которые понимают это и стремится постоянно двигаться вперед.
Ну а если вы ученик, ищите тренера по себе. Помните, что ваша безопасность и удовольствие от езды важнее мнения других людей о вас. Не стесняйтесь говорить тренеру о своих проблемах и опасениях. Не можете найти общий язык? Ищите другого педагога, который превратит ваши занятия в увлекательный и эффективный процесс!