Дневник бывалого чайника. Закрыто.

Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Lisovin, если ты про упражнение, описанное выше - то это только одно из упражнений. Никто при подготовке конкурных лошадей не отменял переходы с/на рысь. Просто вся соль коротких переходов шаг-галоп именно в отсутствии рыси.

Nick, Krist, на самом деле опасность "кривых" менок на маршруте в другом. Напомню, что мы говорим о субмаксимальных высотах, когда лошади, чтобы пройти маршрут чисто требуется сберечь силы на вторую половину маршрута. Т.е. мы говорим об "энергосбережении". Когда лошадь идет крестом, у нее идет резкий рассинхрон в работе мышц зада и спины, что сразу же сказывается на излишнем перенапряжении этих мышц и сбивании равномерного дыхания (т.е. нарушении доступа к мышцам кислорода). А поскольку маршруты подобного уровня не предполагают времени на восстановление сил (внутри маршрута), то подобные менки резко повышают усталось, что может привести к повалу.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Менки в воздухе.
Менки - это такой своеобразный лотерейный билет. Если лошадь меняет ноги от природы правильно, то обучение идет быстро, легко и без каких бы то ни было затруднений (конечно при условии, что мы лошадь не форсируем). Если лошадь либо неправильно научена, либо просто врет на менке (даже если делает ее на свободе), то менки становятся основным тормозящим элементом, который не дает идти дальше.
Если у вас лошадь хорошо сбалансирована, имеет галоп с хорошим подвисанием, двигается на галопе хорошо в горку, то, быстрее всего, проблем с правильностью менок не будет. Говоря о правильности менки, я подразумеваю правильный порядок "перестановки" ног, лошадь меняет и перед и зад одновременно в течение одного подвисания, а не через крест.
Про саму менку очень подробно написано у Филлиса.

Теперь про средства управления на менке.
Есть несколько приемов для отдачи команды на менку.
Первый прием - которым пользуется Кизимов. Он делает менку за счет легкого перемещения ц.т. По его же выражению "меняет трусами".
Второй прием. Это простой подъем в галоп, который делается не с шага/рыси, а с галопа. Т.е. внутри галопа налево делается подъем в галоп с правой ноги.
Третий прием, которым пользуюсь я (выискан у классиков). Я изначально приучаю лошадь к подъему в галоп при помощи 2-х команд: предварительной и исполнительной. Прошу обратить внимание на то, что постановление лошади я не задаю - поднимаю с прямой головой/шеей (это впоследствии уберегает на темповых от раскачивания переда из-за резкой привычной перекладки постановлений). Итак, предварительная команда - внешний шенкель подводится к боку в 3-ей зоне (за подпругой). Команда дает лошади понять, что сейчас последует менка. Сама же исполнительная команда - это проскальзывание шенкеля по боку.
Как одна из вариаций этого приема - исполнительная команда идет не проскальзыванием шенкеля, а притрагиванием шпоры (если это делать деликатно, то для лошади подобная команда даже более понятна).
Конечно же, сначала это отрабатывается при подъемах в галоп с шага. А уже потом, по готовности лошади и после закрепления рефлексов всадника, команда переводится на менку в воздухе.
Эта команда будет очень удобна для обучения лошади темповым менкам, поскольку она позволяет лошади подготовиться к менке заранее, т.е. сама команда на менку для лошади не будет являться неожиданной.
К тому времени, как вы вплотную подойдете к менкам в темп, лошадь будет уже достаточно выезженной и сбалансированной, чтобы реагировать только на исполнительную команду, находясь в постоянной готовности к менке.

Но это я, как обычно, немного увлеклась :oops:
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

а почему не первый вариант? на менках в 1-2 (особенно в 1) с третьим проблем, в плане успевания, не возникает?
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Nick, для первого варианта нужен хорошо сбалансированный и скоординированный всадник :roll: .
Обычно, когда народ меняет центром тяжести, он бросается в крайности, причем, допуская множество ошибок.
Основные ошибки:
- всадник не сидит в седле, а стоит над ним (получается что-то типа конкурной менки на полевой посадке)
- всадник не "обременяет" седалищную кость, а сгибается в боку (подавая тем самым свой ц.т. в обратную сторону)
- при менке всадник упирается во внутреннее стремя, вместо того, чтобы на него опираться
- всадник, вместо перемежения ц.т. резко скручивается в плечах.

Поэтому, чтобы не плодить ошибки, особенно, вызванные неправильным пониманием данного приема, я предпочитаю 3-й способ (его проще проконтролировать самому всаднику, проще проконтролировать тренеру с земли, он понятнее для лошади (очень редко, кто начинает учить лошадь подъемам в галоп от ц.т., а не от ноги))

Кмк, первый способ можно применять, когда лошадь уже поняла, что от нее хотят (и стабильно выполняет это требование), для того, чтобы минимизировать воздействие средств управления.

По поводу менок в 2 и 1. При менке в 2, в первый темп нога находится у бока, а во второй дает команду на менку. Здесь проблем вообще нет, если всадник после менки не разваливается в седле, а продолжает ехать, держа средства управления "наготове".
Менки в темп. Как я уже сказала, к тому времени, как лошадь доходит до этого упражнения, она уже готова менять без предварительной команды. И обычно, если лошадь не форсировать, к этому времени она уже переходит на первый тип менок: центром тяжести. Противоречия и непонимания не возникает, т.к. лошадь уже настроена и готова менять, как физически, так и психологически.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Как определить, что лошадь готова начинать менки в воздухе. Конечно же, обычно это определяет либо тренер, либо попа берейтора.
Но есть еще один вариант. Если вы можете проехать ППЮ на 60% (это без учета 2 менок в воздухе, которые мы еще не делаем), то можно начинать менять.
По ощущениям сверху абсолютно правильная менка ничем не отличается от предыдущего/последующего темпов галопа. Если идут какие-либо толчки, то это либо недостаточность качества перемены ноги, либо ошибки в перестановке ног.

В отличие от Филлиса, который не советует привязывать менку к одной точке, я как раз предпочитаю (особенно с лошадьми, меняющими ногу нестабильно) делать ее в одном и том же месте, с одного и того же захода. Когда менка стабилизируется и лошадь понимает, что это именно то, что нужно, я сначала продолжаю менять в том же месте, но с разных заходов, и только после этого переношу место менки.

Для менок очень важно качество галопа. Лошадь должна быть в поводу, легко, естественно и без напряжения сохраняя этот аллюр в течение длительного реприза. Она должна держать его самостоятельно, без активного вмешательства всадника.

Начинаю я со всеми одинаково. Начинать менку (как и любой другой элемент) нужно всегда с более легкой стороны.
Определяется она просто. Эта та сторона, в которую лошадь охотнее и легче поднимается галопом.
Соответственно, менку мы делаем со сложной стороны на легкую.

Первое подготовительное упражнение - это простые перемены ноги при движении по стенке. При этом количество шагов между галопами нужно сокращать до 0.
Когда это выполняется легко и свободно, начинаем "привязывать" эту перемену к месту. Наиболее охотно лошадь меняет ногу при уходе в угол при движении контргалопом. Соответственно, двигаясь по длинной стенке, поднимаем лошадь в контргалоп, делаем короткий переход в шаг и подъем в галоп, подгадывая место второго подъема так, чтобы он приходился на начало дуги (начала поворота в углу).

Когда мы чувствуем, что лошадь начала сама предлагать второй подъем в галоп, пробуем сделать в этом же месте менку в воздухе.
Обычно, все лошади в этой ситуации меняют ногу. Просто некоторые делают это правильно (хвалим, даем вкусное и заканчиваем занятие), а некоторые нет.

Если лошадь сменила крестом с отставанием в полтемпа, то мы ее хвалим за то, что она ногу поменяла и опять же, заканчиваем занятие. Но в следующий раз, перед началом менки нужно будет, во-первых, убедиться, что качество галопа удовлетворяет вышенаписанным требованиям, а во-вторых, подстраховаться с помощью "исправительных" упражнений. (О них в следующий раз)

Если лошадь сменила крестом и продолжает им идти, то не переходя в рысь, сразу заходим на маленький вольт и на нем заставляем лошадь (любым способом) пойти правильным галопом. Здесь очень важно не дать лошадь после менки перейти в рысь, а таки заставить переменить вторую ногу внутри галопа. Как сменила, хвалим. И заходим еще раз. Даже если во второй раз произошло то же самое, переводим на шаг, хвалим (за переход в шаг!) и откладываем упражнение до следующего раза.
В таких ситуациях, задача всадника - как можно быстрее сменить вторую ногу (перед или зад). Когда это будет происходить с отставанием в полтемпа, то "переводим" лошадь во вторую группу, и работаем с гимнастическими исправительными упражнениями.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

TigrA 777, добро пожаловать! :D

Как обычно, забыла написать одну весчь, которую полагаю саму собой разумеющуюся.
Обязательным условием для начала менок служит правильная и раскрепощенная посадка всадника и корректное применение им средств управления.
Менять ноги лучше начинать без стремян (я это уже писала, но подчеркну еще раз) - это поможет уберечься от многих ошибок.
Само собой, всадник должен легко выдерживать 20-тиминутный реприз галопа без стремян, и для него это не должно быть каким-то стрессом.

После того, как вы освоили менки с контргалопа в углу, нужно постепенно начинать переносить место менок: сначала переносим менки в другой угол, затем делаем менки с контргалопа по стенкам, затем с контргалопа в точках А и С (зодно готовим базу для малопризной связки с этими менками).

После этого начинаем менять ноги на переменах через середину. Вначале также подгадываем менку к началу второй дуги (к уходу на стенку), затем постепенно отодвигаем место менки, так, чтобы в результате у нас получилась менка при пересечении с осевой.

В менках очень важно не переработать. Если вы чувствуете, что лошадь не хочет сегодня менять ноги, то лучше ее не заставлять, а сосредоточится на работе над предварительными упражнениями.
По моим наблюдениям, наилучший прогресс идет, когда я делаю одну правильную менку/серию и после этого заканчиваю. Так лошадь схватывает быстрее.

Менка - это очень сложный двигательный акт. Вначале лошадь должна просто понять, чего от нее хотят. Потом разобраться со своими ногами. Потом разобраться, почему ее хвалят за хорошую менку и не хвалят (НО НЕ НАКАЗЫВАЮТ!) за плохую. Здесь очень тонкий момент. Лошадь, когда делает плохую менку, она ее все-таки делает, старается. Если ее за это (плохую менку) наказать, то вы, быстрее всего, отобьете охоту менять в принципе. И в результате, лошадь, приступая к менке, будет начинать нервничать и напрягаться.А это нам совсем не нужно. Если же вы просто не будете ее хвалить, то лошадь не получит отрицательного подкрепления. И, наоборот, отсутствие похвалы заставит лошадь более активно соображать, как же заслужить ваше одобрение.

Вернемся к менкам. Одновременно с переменами через середины, начинаем менять сначала в конце диагонали (в начале дуги), а затем постепенно смещаем место менки к началу диагонали.
Здесь 2 момента. Если у вас в езде стоит менка на диагонали, то она делается перед точкой, в тот момент, когда лошадь еще выпрямлена на диагонали.
Второй момент - это подготовка к темповым менкам, для чего нужно учиться делать менку как можно ближе к началу диагонали. Для этого очень полезно проходить угол на прямой лошади, чтобы не тратить время на диагонали на ее выпрямление.

После диагоналей берем езды и начинаем постепенно отрабатывать менки в тех местах и комбинациях, в которых они встречаются в ездах.

Отдельным пунктом подготовки менок должны стать менки по стенке по второму следу (это учит вас вести лошадь самостоятельно, без поддержки стенки, и в то же время позволяет более четко контролировать прямолинейность лошади с помощью ориентирования по длинной стенке),
и менки по вольту 20м. Не забываем, что на вольту 20м лошадь практически выпрямлена. Особое внимание нужно уделить ведению лошади по траектории до, во время и после перемены ноги.

И последнее на сегодня. Если вам не нужно прикладывать усилия для выполнения менки (делаем от "силы мысли"), значит, быстрее всего, менка выполняется правильно
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Почему-то перестали вставляться фотки. Совсем :twisted:

Поэтому только видео. Лера и Гуля
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Закончим с одиночными менками.
И разберем для этого проблемы, которые могут появиться при разучивании элемента. Дам по одному-два примера решения, остальные - это дело вашей фантазии. Для каждой лошади подходит свой способ. И ваша основная задача - найти то "объяснение", которое для лошади станет "понятнее" всего.

Хочу еще обратить ваше внимание! Лошадь может врать на менках из-за проблем со здоровьем, неправильно подобранной амуниции и кривой посадки всадника! Поэтому, если, несмотря ни на что, лошадь не меняет (неправильно меняет) ноги, стоит сделать вет-чек, проверить правильность подгонки амуниции и обратить особое внимание на действия всадника (вплоть до раскадровки видео)

1 Лошадь не понимает, что от нее требуется, и не меняет ноги вообще.
Начальная менка - это потеря равновесия. Значит, нужно сделать так, чтобы лошадь его "потеряла".
- Для этого можно использовать принцип конкурной менки с резким уходом с одной дуги на другую.
- вторая причина - это плоский галоп, с маленькой фазой подвисания. Во время которой лошадь просто не успевает выставить вперед новую пару ног. Именно поэтому при разучивании менок рекомендуется более свободный (широкий) галоп от рабочего до расширенных шагов. (Но не среднего, т.к. на среднем растянутая рамка, затрудняющая правильную менку. Раньше перемена ноги на среднем галопе по диагонали в точке Х входила в программу БП). Также для удлинения фазы подвисания можно использовать невысокие прыжки и жерди. Но я этот способ не люблю, потому что он приучает лошадь менять ноги не от зада, и это чревато в дальнейшем крестом на менке.

2 Лошадь отстает задом на полтемпа. Самая сложная ошибка. Которую нелегко почувствовать попой и которая требует очень длительного времени для исправления, очень тщательного выбора метода исправления и большой фантазии :roll:
Что нам надо. Нам нужно либо ускорить внешний зад (если лошадь меняет ногу справа налево, то внешний зад у нее левый), либо задержать внутренний (т.е правый зад).

- Ускорение можно придать за счет акцентированной работы хлыстом или туширования бичом.
Например, всадник двигается контргалопом, предположим ездой налево с правой ноги. Тренер стоит внутри манежа, около начала дуги угла. При подходе к углу, тренер трогает лошадь бичом за внутренний (левый) зад, тем самым побуждая лошадь сильнее увести его вперед. Всадник в это время дает команду на менку. В итоге, лошадь либо меняет ноги одновременно, либо делает крест передом (что не так страшно). Обычно крест передом в этой ситуации получается из-за несогласованности действий всадника и тренера. И не является криминальным. Наша задача в данном случае, чтобы лошадь отвечала задом. Что она и делает. За что мы ее и хвалим.

- Задержку внутреннего зада (в описываемой ситуации правого) могут вызвать боковое движение, обратное сгибание (левое) и быстрое сгибание (в нашем случе направо).
Соответственно прием. Всадник двигается контргалопом с правой ноги. Делает сгибание вбок налево. Балансирует лошадь. После этого быстро, но плавно выпрямляет и в конце выпрямления дает команду на менку. Правый зад перезагружается и остается дольше "на земле", позволяя второму заду выйти вперед.

Опять же, всегда советую при начале менок использовать стороннюю помощь. Чтобы с земли человек хотя бы подсказывал, правильная была менка или нет.

3 Лошадь врет передом. Обычно это следствие невыпрямленности в поводе. Лошадь перед менкой подкладывается плечом в один из поводов, и соответственно, меняя зад, не меняет перед.
- Решение: следить за состоянием лошади. Можно делать менку с плеча (если лошадь вываливается на левое плечо, мы делаем менку из положения плечом вперед направо). Или опять-же конкурная менка с резким разворотом позволяет "перегнать" лошадь через подставленное плечо.

И еще раз хочу напомнить. При менках лошадь должна быть психологически уравновешена. Если лошадь нервничает, прет вперед и т.д. и т.п., даже удачная менка будет следствием случайности и четко в долгосрочной памяти у лошади не закрепится.
Если вы чувствуете, что лошадь сегодня менять ноги не настроена - лучше не меняйте. Сделайте шаг назад, и займитесь подготовительными упражнениями. Они всегда идут только в плюс
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Мы однажды проблему страха потерять равновесие у одной лошади решили при помощи змейки вокруг конусов галопом.
До этого в работе с лошадью пробовали много разных вещей, в том числе менять через жердь и т.п. С прыжка конь приземлялся на любую ногу, но на ровном грунте - ни в какую.
Как только пошел на конусы, запутался в ногах, поменял, почувствовал - и его начало прямо переть менять ноги.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

На самом деле, если работается менка с помощью препятствия, там есть нюансы.
1. Прыжок выбирается такой высоты, чтобы лошадь поменяла ногу
2. Во время прыжка дается команда на менку
3. Прыжок постепенно опускается для земли
4. Оставляя стойки, вместо прыжка остается лежащая на земле жердь
5. Убиратся стойки
6. Жердь наполовину "закапывается" в грунт
7. Вместо жерди на песке рисуется жирная черта
8. Черта постепенно становится все тоньше и исчезает.

Конечно же, к каждому последующему усложнению можно переходить при стабильности на предыдущем.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки

Темповые менки. Все, про что я сейчас буду писать, касается темповых до 2 темпов включительно. Менки в темп - отдельным постом.

В темповых менках нет ничего сложного, если у вас соблюдено 2 условия. Первое - это идеальная одиночная менка, в любом месте манежа, с точным реагированием на вашу команду, с правильным выполнением, соблюдением траектории до, во время и после менки и стабильностью. Иными словами, у вас не должно быть ни малейшего сомнения в том, что как только вы попросите, лошадь сразу поменяет ногу, и поменяет ее правильно и без усилий
Второе условие - это отсутствие форсирования лошади.

При соблюдении этих двух условий, вам в дальнейшем не придется останавливаться, чтобы разбираться с проблемами, которые могут возникнуть при их (условий) несоблюдении.

Про обучение ничего нового не скажу. Это написано-переписано в десятках книг.

Начинаем с двух менок через произвольное число темпов. Вторая менка делается "по готовности". Обычно я это делаю на осевой. Выезд - менка - движение по осевой - (готовность) менка - движение по осевой - уход с осевой.
Первую менку нужно делать в более тяжелую сторону.

Когда это упражнение освоено, начинаем делать его же в разных местах манежа (на стенках, четвертях, диагоналях). Особое внимание (помимо качества менок) обращаем на соблюдение прямолинейности движения и траекторий.

После этого начинаем постепенно сокращать количество темпов между менками, доводя его до 4-х темпов.

После этого начинаем менять 3х4.
Ученики, которые начинают менять ноги, всегда путаются в количестве и пытаются сделать не 3х4, а 4х4.
Итак, 3х4 - это: менка - 4 темпа - менка - 4 темпа - менка.
На первую менку отсчитывать 4 темпа не обязательно. Она делается по готовности. Но все же, чтобы заранее войти в ритм менки, лучше эти 4 темпа в голове отсчитать.
Если так складывается, что ученик и лошадь учатся менкам одновременно (нет выезженной лошади, на которую можно посадить ученика, чтобы он понял, с чем темповые едят), то я предлагаю для всадника 2 подготовительных варианта. Основная задача - скоординировать действия всадника на серийных менках.
Первый вариант - это симулятор ВЕ (Буцефал). Там есть режим самостоятельных упражнений. Сажаете ученика, и долбите менки в 4 темпа, пока это не войдет в автоматику (одновременно поправляя все косяки, вылезающие в посадке).
Второй вариант - это бревно+видео :lol: Кладете на бревно седло, сверху ученика. Суете ему в руки видео с галопом и заставляете имитировать менку в этом темпе до тех пор, пока он не будет выполнять ее легко и свободно.

Теперь к самим менкам. В первый раз, для подстраховки, я делаю 3-ю менку в начале дуги. Т.е. подгадываю начало серии так, чтобы последняя менка была как бы с уходом на стенку (по дуге). Соответственно, первые 3х4 я делаю либо в конце диагонали, либо по стенке, начиная движение с контргалопа. Когда лошадь поняла, то сразу же восстанавливаем прямолинейность траекторий и движения.

Ну а потом все просто, если не торопясь :!:
3х4
4х4 (лучше по стенке, 2-му следу или четвертям)
5х4 Для этой серии я отдельно отрабатываю одиночную менку при выходе на диагональ, делая ее как можно раньше.
2х3
3х3
4х3
5х3 и т.д.

Если пользоваться той методикой перемены ног, которой пользуюсь я (с предварительной командой), то менка в 2 темпа идет сразу на ногу дающую предварительную команду. Это не так сложно, как кажется. В момент менки не выставляйте внутреннюю ногу вперед, а оставьте ее у бока - и этого для предварительной команды будет достаточно.

Если лошадь чисто выполнила предыдущее упражнение, не нужно сразу требовать следующее усложнение. То, что лошадь выполнила - это означает то, что она поняла, что вы от нее хотите. Но, поскольку, менки считаются серьезной нагрузкой как на физику, так и на психику лошади, дайте ей время, чтобы адаптироваться к вашим требованиям. Лошадь сама покажет, когда она готова переходить на следующий уровень. Главное, внимательно слушать :wink:
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про темповые менки

Наконец-то победила вставку фото!
Немного фоток с тренировок

Настя и Петро. Уступка на шагу


Работа над посадкой на галопе


Лера и Гуля. Тоже пока работаем только над посадкой


Лера и Бэник. Готовимся к стартам


Яна и Дойч. Примерно 6-е занятие


Федя и Гусь


 
Re: Дневник бывалого чайника. Про темповые менки

lizun написал(а):
- вторая причина - это плоский галоп, с маленькой фазой подвисания.
Если отвлечься от менок... А может такой галоп быть причиной (ну то есть одной из причин) того, что лошади в принципе тяжело разобраться, что галоп может быть с разных ног, и что в разные стороны удобнее бегать по-разному? Без подвисания же, наверное, не так критично по ощущениям самой лошади галопом ли она бежит или контргалопом. Телепается, не падает и ладно.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про темповые менки

Talestra, не думаю. Все-таки качество галопа заложено генетически. Галоп улучшить, конечно, можно, но несильно. Тем более, что фаза подвисания на баланс галопа сильного влияния не оказывает. Оказывает влияние разнонаправленность сил толчка и центробежной силы (на контргалопе), ну и плюс, лошадь чуть активнее работает задом, чтобы не стукнуть ногой о ногу.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про темповые менки

Ну и, наконец, менки в темп.
Во-первых, не нужно торопиться их начинать. Если у вас лошадь делает менки в 2 без затруднений, держится легко и прямо, то только в этом случае можно попробовать попросить сменить ее в темп. Если после 2-х попыток лошадь в темп не сменила, советую отложить их еще на пару месяцев, и уделить большее внимание на чуткость лошади при подъемах в галоп с шага.

Менки в темп считаются самостоятельным, новым для лошади, аллюром. Поэтому их осваивание должно идти достаточно длительное время, чтобы лошадь адаптировалась к новому аллюру.

Если мы работаем по системе предварительная+исполнительная команды, то предподготовку перед менками делаем так. Сначала делаем диагональ менок в 2 темпа. После этого делаем серию подъемов с шага в галоп, используя ТОЛЬКО исполнительную команду и только в легкую сторону (т.к. менять мы будем в нее). При этом поддерживаем у лошади состояние концентрации и предельного внимания к команде.
Начинать нужно, как обычно в удобную сторону в серии 2х1. Это значит, что первая менка будет в более сложную сторону, а вторая - в более легкую.
Первый раз, для облегчения понимания, вторую менку подгадываем к началу дуги. Делаем на стенке с галопа.
Если лошадь не меняет (а обычно, если такое происходит, то она меняет в 2 темпа), можно попробовать один из способов, облегчающих понимание лошадью вашего требования.

Но перед этим нужно убедиться в нескольких вещах. 1. Лошадь четко реагирует только на исполнительную команду, 2. Всадник правильно и вовремя подает команду на вторую менку, 3. Лошадь не теряет качества галопа (т.е.всадник сидит спокойно, и не мешает лошади полноценно держать качественный галоп).

Если все это есть, то пробуем один из способов. Самые распространенные
- менка по стенке с галопа при уходе в угол
- менка внутри серии в 2 темпа (это характерное обучение Р.Климке). Вы делаете серию в 2 темпа и по готовности, в конце серии просите сменить ногу в 1 темп
- менка по короткой стенке
- менка по вольту
Все эти способы (кроме Климке) основаны на том, что при второй менке мы дополнительно заваливаем лошадь внутрь, для облегчения понимания момента, когда нужно сменить ногу.

Как только 2х1 получилось (1 раз, в 1 сторону :!: ), сразу хвалим лошадь, слезаем и заканчиваем занятие.

Как только вы почувствуете, что лошадь поняла, что от нее надо, заваливание внутрь сразу же прекращаем.
И пока лошадь не меняет четко 2х1 в одну сторону, начинать во вторую не надо - это может запутать лошадь.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки в темп

Простите что в дневнике, но тему про менку в 1 темп, вы затронули крайне интересную лично для меня.

В настоящие время как раз имею массу интересных наблюдений при работе данного элемента как отдельно так и по езде.

В ваших рекомендациях есть много правильного, особенно про то что менка в 1 темп для лошади почти новый аллюр.
Но есть и спорные с моей точки зрения вещи.
Особенно про обучение менкам в 1 темп в конце исполнения менок в 2 темпа.

Позволю вначале про личный опыт.
У меня он не шибко большой, первая лошадь на которую я пробовал обучить данной менке скажем прямо не совсем готова по своим физическим данным к безошибочному исполнению данного элемента. Хотя менку в 2 темпа она делает по вольту 20 метров любое число раз к примеру.
Дело в проводимости на галопе, и скорости реакции лошади на средства управления. Конь скажем прямо тугодум, и максимальное количество менок в темп без сбоев удавалось довести до 7, и то не каждый раз. Занятие я это забросил поскольку и пассаж и пиаффе были не очень доступны данному коню.

Вернулся к менке в темп через 3-4 года с молодым конем, восьмилетнем.
Менки в 4-3-2 темпа он исполняет очень здорово, и прямолинейно и
четко и скажем честно он получает удовольствие от менок.
Менка в 1 темп была бы не сложным моментом, но за неимением в тот момент тренера я немного поспешил ,что было в корне неверно. Менять я начал сугубо по длинной стенке, подготовительными упражнениями преходы в простую перемену я не считаю верными, скорее менку в 2 темпа, и то не всегда.
Двигаясь по длиной стенке на правильном галопе я просто просил сменить лошадь ногу на контргалоп и обратно. Делая данное упражнение как ездой налево так и ездой направо.

Далее я перешел к менке в темп 3 раза, но начинал к контргалопа, дабы конь заканчивал менку в правильную сторону.
Ни с первым ни со вторым упражнением вопросов не возникло.

После перешел к менкам до 5 раз по диагонали. ,Также без особых проблем.

Но, у меня было ошибочное представление об реакции лошади, я менял не только шенкелем, но и постановлением, что в корне неверно на менке в темп. И потому ка только я попробовал сменить 7 и более раз (по схеме требовалось 11) конь стал терять ритм и путаться пытаясь понять что от него требуется.

По времени от менок по стенке 3 раза до менок 7 раз по диагонале прошло примерно 2 недели.

На стартах конь добросоветсно сменил 9 раз из 11 что было для меня вполне хорошим вариантом.

Что ухудшилось ,так это менка в 2 темпа, конь стал предлагать менять в 1 темп ,и сильно нервничать, поскольку это же здорово, менка в темп!

Приходилось пред стартами практически не менять на разминке в темп, только в 2, дабы не было сбоя на старте.

В настоящий момент менка в темп (прошел год с начала тренировок) еще не стабильна, конь может отменять 15 раз в хорошим ритме,может ошибиться на 6 менке. Это конечно связанно и с качеством галопа, поскольку данный аллюр не самый сильный у этого коня, но и с контактом, и ошибками на начальных стадиях работы с элементом.


Как я делаю серию по диагонали в темп, в настоящий момент я захожу только на длинную диагональ, прохожу собранным галопом
примерно 4-5 темпов, стараясь максимально выпрямит коня, и далее даю команду на менку в темп, главное на проспать вторую менку, дабы задать ритм лошади, если ритм задан верно и нет вопросов по контакту, просто ровно сидеть, в прямом поводе держать коня ,и работая шенкелями как можно ближе к подпруге, мягко но настойчиво подковать команды ,корпусом ни в коем случаи не следовать за лошадью. Глазами смотреть в точку прихода на стенку. Есть еще много вопросов по исполнению и ответу, но в целом работа закончена на 70%.

И самое интересное наблюдение, далеко не все лошади готовы к менке в 1 темп чисто по физиологическим причинам, это связанно с моей очки зрения с скоростью реакции на воздействия всадника. Потому на уровень большого приза и идут в основном лошади с очень подвижной психикой, иным будет не просто правильно выполнять и менку в 1 темп и высокие пассаж и пиаффе.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки в темп

ronul, спасибо за ответ!

Про менки в конце 2-х темпов - это рекомендация из учебного фильма Райнера Климке. Поэтому неупоминание ее было бы неправильным. Сама предпочитаю начинать учить лошадь именно по длинной стенке, но не исключаю тот момент, что до какой-то лошади может дойти и таким образом.

Про серии длиннее, чем 2х1, я собиралась расписать в следующий раз, Вы меня опередили :)
Про то, в какой последовательности учить увеличивать число менок в темп и какой средний (для каждой лошади он, конечно же, индивидуален) временной промежуток должен быть для "закрепления" нового числа менок, очень подробно расписано в книге А.Линдгрен "Специальные упражнения в выездке от молодой лошади до Гран При" и между строк можно проследить у А.Ласкова в книге "Подготовка лошади к Олимпийским видам конного спорта" в главе 5 "Этапы подготовкм лошади к соревнованиям"

Кому читать лень, ждите. В следующий раз распишу :wink:
 
Re: Дневник бывалого чайника. Про менки в темп

Мы научили лошадь менять 2х1. Что же дальше?
Чтобы увеличить количество менок, лошадь должна 2х1 делать стабильно и спокойно (в плане психики).
Далее мне очень нравятся рекомендации, данные в книге Линдгрена. Следуя им достаточно сложно лошадь перефорсировать.
1-2 Месяц.
- 2х1
- Начинаем постепенно подводить лошадь к 3х1. Делается это такой смешной серией: 1-4-1-4-1 и т.д. Т.е. менка-менка-4 темпа-менка-менка-4 темпа-... Когда лошадь освоит упражнение с 4-мя темпами, постепенно сокращаем количество темпов до 3, потом до 2-х. На отработку каждого упражнения у вас будет уходить примерно неделя. Сокращать количество темпов между менками в темп можно только тогда, когда предыдущее число не вызывает проблем.
Если проблемы появляются, то лучше заново вернуться к 2х1 или на немного отложить менки в темп, сосредоточившись на качестве менок, а не на их количестве.
3 месяц.
Обычно, делая серию 1-2-1, лошадь часто сама предлагает 3х1. Это значит, что она к этому уже готова, и можно начинать пробовать 3х1. Последнюю (3-ю) менку я подгадываю к дуге, чтобы лошади было попонятнее мое требование.
Когда 3х1 начали стабильно получаться, катаем их в разных местах манежа, а также в связках 3х1-несколько темпов галопа-2(3)х1
4-й месяц.
Доводим количество менок до 4х1. Также в этот период очень полезно делать разное количество менок в темп (2-4х1), чтобы лошадь училась вас слышать.
5-й месяц точим 5х1. И после этого по готовности постепенно повышаем количество менок. В это же время начинаем постепенно отрабатывать менки в темп в связках езд (СП А,В).

Что касается выхода на диагональ перед серией. То здесь несколько моментов.
Если это тренировочная серия (не соревновательная), то менки мы начинаем по готовности. Если лошадь (или вы) к менкам не готовы - смело уходите на вольт и настраивайтесь заново.
Если это соревновательная менка, то место, где начинать первую перемену ноги зависит от ширины темпа вашей лошади, и подбирается таким образом, чтобы средняя менка была на точке Х.
Если это 5х4, то 3-я менка в Х; если 15х1, то в Х будет располагаться 8-я менка.
В зависимости от этого, при выходе на диагональ среднее число темпов перед первой менкой составляет:
3-4 темпа на 5х4, 9х2, 15х1
4-5 темпов 5х3, 7х2
5 темпов на 5х2,11х1.

И еще раз. Обучение менкам должно происходить в спокойной атмосфере. Если лошадь не делает, то лучше не "жать" ее, а вернуться на шаг назад, и поработать какое-то время на предыдущем упражнении. Любой косяк, который вылезает у вас на более простых упражнениях, нужно убирать сразу, иначе он вылезет и на сериях. Чудес не бывает
 
Re: Дневник бывалого чайника. Обо всем понемногу

С менками, вроде закончили.
Помнится, был вопрос о работе лошадей с различным экстерьером.
На мой взгляд, принципы работы отличаться не должны. Просто на определенное сложение нужно делать некий "допуск" в работе, понимая, что выполнение каких-то ваших требований будет создавать лошади некоторые трудности.

Общий принцип работы базируется на немецкой пирамиде, и сильно отступать от нее не стоит.

Теперь о некоторых особенностях.
Рот. Бывает так, что строение рта не позволяет запихнуть туда железо. Тогда и не запихивайте. Работайте на безжелезных средствах управления и забудьте о соревах по выездке. Даже если вы запихнете такой лошади в рот железо, то быстрее всего, вы получите только сопротивление и отказ от работы. Единственный вариант - это выездить лошадь до такой степени, чтобы железо у лошади во рту просто лежало. Но в этом случае говорить о высоких уровнях не приходится, там все равно придется лошадь железом корректировать.

Затылок. Длинная, гибкая приставка - это, конечно же, очень здорово. НО такие лошади обычно очень мягкоузды и склонны, чуть что прятаться за повод. Поэтому нужно очень внимательно следить за мягкостью руки и положением затылка.
С другой стороны - короткий затылок. Если вы хотите ехать на такой лошади выездку выше юношей, то лучше об этом забудьте, не мучайте себя и лошадь. При короткой приставке при сильном сгибании между крылом атланта и ветвью нижней челюсти зажимается слюнная железа. Лошадь испытывает все увеличивающийся дискомфорт и вместо работы получаем нарастающее сопротивление. Если это лошадь конкурная, то работать на ней нужно без прямого сгибания, уделяя больше внимания контакту и проводимости, нежели округлению шеи.

Шея. Шею просто нужно сделать гибкой, независимо от ее длины и постава. У некоторых лошадей (лебединая шея) она гибкая от природы, с другими придется повозиться.
Что касается постава, то нужно понимать, что лошадь с низким выходом шеи никогда не покажет, такие же выездковые линии, как лошадь с высоким поставом. Соответственно, постав должен быть для лошади комфортен и адекватен выходу шеи.

Верхняя линия (спина, поясница, круп). Без разницы, но должны быть хорошо прокачаны и гимнастированы, чтобы полноценно работать и нести вес всадника.

Ноги. Понятно, что для спорта нужен идеальный постав. Все остальное - оно, конечно, некоторой коррекции поддается, то в любом случае, неправильный постав ведет к повышенному износу ОДА.

Есть мнение, что неправильный постав (Х,О образный) выправляется боковыми движениями. Не могу ни согласиться, ни опровергнуть. Дело в том, что в таком случае боковые нужно работать ДО того возраста, когда суставы полностью сформировались. Т.е. до 2-3 лет. Я с трудом представляю, как это можно сделать технически, но, видимо, вариант только один. Планомерная работа на боковых в руках. Но я с таким не сталкивалась, поэтому это только как стороннее мнение.
 
Сверху