Дневник бывалого чайника. Закрыто.

Re: Дневник бывалого чайника. Обо всем понемногу

На следующей неделе постараюсь начать новую тему по пирамиде тренинга и ее применении в конкуре и выездке.
Буду делать переводы из книжек, еще вроде не переведенных в России.
"Dressage in Harmony" и "Training the Modern Jumper".

Ну а пока мои "хулиганства" на манеже (Юльча на Хаве)
0_1190e7_52dd95_orig

0_1190e6_9da9c81f_orig
 
Re: Дневник бывалого чайника. Обо всем понемногу

Начинаем новую тему

Шкала тренинга в выездке и конкуре

конкур (после такого выделения будет идти перевод из книги "Training the Modern Jumper")
Ритм
Гибкость
Контакт
Импульс
Прямолинейность
Сбор

Автор книги "Выездка в гармонии" предлагает чуть измененную шкалу
Ритм
Расслабленность
Контакт
Швунг
Прямолинейность
Гибкость
Сбор

Эти элементы пирамиды можно мысленно разбить на 3 пары (ритм-расслабление, имульс-контакт, прямолинейность-гибкость), ведущие к сбору. Ритм и расслабление идут рука об руку на протяжении всей выездки, швунг - это начальный этап, с которого начинается контроль над лошадью. Гибкость, как мягкость и растянутость (растяжка) необходима для прямолинейности. Сбор - олицетворение всех вышеперечисленных требований.
Различные авторы могут допускать небольшие вариации в представлении ступеней тренинга, потому что эти ступени очень плотно связаны между собой.
Когда мы работаем над контактом и швунгом (Прим.: перевод идет дословно: если автор использует понятие impulsion, оно переводится, как импульс, если schwung - то швунг. Понятия близкие, но различаются в нюансах. Импульс - это толчок от зада, швунг - это толчок от зада, который проводится спиной без потери качества толчка. Прим. мое), у лошади улучшается баланс и повышается доверие, заодно улучшатся ритм и расслабление; при работе над гибкостью повысится качество контакта и станет чище (четче) ритм; при работе над прямолинейностью улучшатся гибкость и швунг. Но подобные изменения не могут быть полностью произвольными. В корне неправильным, например, требовать прямолинейности от не расслабившейся и не вставшей на ритм, молодой лошади. Также как не мудро просить более качественного контакта без соответствующего расслабления.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

интересно! спасибо, что пишете.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Очень интересно. Буду ждать продолжения.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Madlena, Inferno :D

Вывесили результаты Олиной езды (в Комарово). Если оценивать по общим результатам, то она прибавила заметно.
И, как обычно вопросы к судьям...Надо отметить, что за исключением первых двух мест, езда всадников была где-то на одном уровне. Тем интереснее распределение мест по результатам каждого судьи...
Как обычно, позабавило выполнение всеми всадниками 3-го разряда )))
0_11a516_4357cf82_orig
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

РИТМ

выездка
Как и в музыке, ритмом называется последовательность ударов, совершаемая через определенное время - 4-хтактный ритм на шагу, 2-хтактный на рыси и 3-хтактный на галопе. Ритм аллюров должен быть постоянен и равномерен. Ритм плотно соотносится с расслаблением. Потеря постоянности ритма - это явный признак потери расслабления. Темп - это скорость, с которой повторяется ритм на каждом аллюре. Всадник должен найти и определить темп, наиболее соответсвующий данному аллюру и данной лошади. Если ритм убыстрен, лошадь теряет расслабление и баланс. Уже на самых ранних стадиях работы с лошадью, мы должны обращать внимание на четкий (чистый) ритм и сохранять регулярность (постоянство) ритма на протяжении всей работы с лошадью.

конкур
Наш немецкий термин для обозначения ритма, такт, происходит от латинского tactus - удар, биение. Он определяется как регулярные удары или регулярные изменения между ударениями или их отсутствием. Применимо к движению лошади, это означает естественное изменение от поднятия ноги к ее постановке на землю. Рисунок ритма вытекает из типа аллюра (4-, 2-,3-хтактный). На протяжении тренинга всадник должен найти, стабилизировать и возможно даже оптимизировать ритм лошади.

Ритм на базовых аллюрах.
Шаг - это 4-хтактный аллюр. Его очень сложно улучшить в течение выездки, но очень легко испортить :( Лошади с очень широким шагом имеют тенденцию к бочению, даже когда их ведут в поводу. Многие всадники считают, что для конкурной лошади шаг не важен, однако множество потенциальных проблем с управлением (ведущим к проблемам во время прохождения маршрута), можно заметить как раз на шагу. Только спокойный (ментально уравновешенный) широкий ритмичный шаг с амплитудным движением, проходящим через весь корпус лошади, способствует развитию толкающей и несущей сил, делая шаг важным элементом в развитии гибкости и концентрации лошади.
Нарушение 2-хтактного ритма на рыси - это результат ошибок выездки лошади (как правило это говорит о недостаточной гибкости или нестабильности контакта). Изменение ритма шагов при изменении скорости (расширение сокращение) свидетельствует о недостаточности толкающей и несущей силы (зада). Для конкурных лошадей рысь обычно используется для разминки и работы на боковых движениях. Это помогает улучшить ритм и создать основу для дальнейшего развития импульса. Также рысь - это хорошее подготовительное упражнение для развития пружинящего, атлетичного галопа.
Обычный галоп 3-хтактный (карьер - 4-хтактный). Обычный 4-хтактный галоп свидетельствует о недостаточной работе зада. И является ошибкой всадника, который не уделяет достаточно внимания активности зада. Галоп является (для конкура) наиболее важным аллюром, т.к. именно с него совергшаются прыжки во время прохождения маршрута. Активный, ритмичный, легкий, "в горку" галоп облегчает всаднику прохождение маршрута и подведение лошади к препятствию. Конечно же, есть прекрасные прыгуны с плохим галопом. И когда всадники пытаются на них прибавить, создается ощущение, что у лошади ноги сейчас завяжутся в узел (причем, это не обязательно признак недостаточной гибкости, это может быть просто лошадь с плохим галопом от природы). Если у подобной лошади хорошие прыжковые задатки, то всадник просто пытается скомпенсировать качество галопа за счет усиления посыла и толчка лошади непосредственно перед самим прыжком.
В 70-х, 80-х годах некоторые топ всадники США и Канады разрешали идти своим лошадям на медленном 4-хтактном галопе для сохранения ментального спокойствия лошади. Причина была в том, что многие всадники америки, в отличие от европейцев, ехали на ч/к, которых было очень сложно расслабить психологически. Это наиболее сложный тип лошадей, для успешной езды на которых от всадника требуется умение успокаивать лошадь.
В ретроспективе можно отметить то, что Американский способ пренебрежения ритмом, оказался неудачным. Это подчеркивается тем фактом, что все больше и больше всадников за океаном предпочитают для прыжков европейских теплокровных лошадей, обладающих большей уравновешенностью и добросовестностью.
Тем более, что курс-дизайнеры развивают тенденцию к таким изменениям расстояний, которые требуют от лошадей высокой управляемости. А какая может быть управляемость без ритма?
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Вторая ступень пирамиды

Выездка. Расслабленность (relaxation)

Расслабленная лошадь не жесткая, не зажатая, не испуганная. Явное расслабление мы видим на свободном шагу с отпущенными поводьями или на широкой свободной рыси, но на активных элементах: пируэте, пассаже, пиаффе лошадь также может быть либо расслаблена, либо напряжена. Лошадь может показать качественное движение только когда она расслаблена. Мышцы работают парами сгибатель-разгибатель, и если лошадь расслаблена, она вовремя сменяет фазы напряжения и расслабления этих мышц для достижения оптимальной работы частей ее тела. Зажатые, нервные лошади зажимают одновременно и экстензоры и флексоры, тем самым зажимая и блокируя работу суставов, вынужденных двигаться против вектора напряжения мышц. По настоящему расслабленная лошадь расслаблена от затылка до хвоста, движется с сохранением ритма, легко реагируя на средства воздействия и легко касаясь копытами земли. Всадник может отдать, а потом подобрать повод, лошадь при этом будет сохранять неизменный ритм, не стараясь "убежать" от всадника. Это должно быть верным на всех трех аллюрах.

Конкур. Гибкость.
Принципы незаметного взаимодействия между всадником и лошадью и легость лошади базируются на гибкости. Иногда под термином "гибкость" подразумевают полную расслабленность, но это означает всего лишь отсутствие напряжения, а не полную расслабленность как таковую. Без гибкости нет истинной чуткости к средствам воздействия.
Есть два понятия: внутренняя и внешняя гибкость.
Внутренняя означает необходимый внутренний настрой лошади, ее готовность к работе и стартам.
Внешняя - это физические параметры работы мышц лошади.

Внутренняя гибкость
Если лошадь зажата, то в первую очередь нужно обратить внимание на ее психологическое состояние. Шараханье, буйный темперамет, переусердность (overzealousness) или недостаточность концентрации часто являются симптомами неправильного менеджмента, неудовлетворяющего естественные потребности лошади. Чаще всего лошадям не хватает:
- Общения (социальных и визуальных контактов) с другими лошадьми
- Свободного движения (паддок или выпас)
- Длинных, разнообразных и спокойных упражнений (фазы релаксации, работа в полях)
- Спокойное, бесстрессовое отношение обслуживающего персонала
- Индивидуального и правильного кормления
- Опущенной шеи и поднятой спины на протяжении большей части дня (выпас или еда с земли).
Молодым лошадям важно время от времени устраивать "каникулы".

Внешняя гибкость
Внешняя гибкость должна рассматриваться как физическая кондиция лошади, необходимая для выполнения задач, поставленных перед ней. Также как и внутренняя гибкость, внешняя должна быть адаптирована к работе по преодолению препятствий. Мышцы зажатой лошади не могут или не могут достаточно быстро сменять фазы напряжения и расслабления, а, соответственно, не могут полноценно работать.
Создание "рабочей температуры" тоже необходимо для внешней гибкости. Это относится не только к разминке мышц, суставов и связок, но и к состоянию самой лошади (ее управлению).
На протяжении всей езды всадник должен чувствовать в лошади стремление потянуться вниз-вперед. Только в этом случае он может быть уверен в том, что лошадь достигла необходимой гибкости и чувствительности к средствам управления. И напоследок, это же самое желание стремиться вниз-вперед с расслабленной спинй (а точнее, баскюль) очень желательно сохранять и во время прыжков.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Ну а мы, меж тем, потихоньку готовимся к стартам.
Провела прикидку с Яной и Федей. Они поедут тест шаг-рысь. Прикидку проводили по-взрослому: в форме, с совместной разминкой, приглашением на старт и всеми делами. Это полезно по нескольким причинам. Во-первых, сразу вылезает недоукомплектованность формы (всякие там галстуки, перчатки и т.д.). Вроде мелочь, а потом на стартах бегаешь и христорадничаешь, выпрашивая недостающие детали туалета у других участников :oops: :roll: . Во-вторых, совместная разминка заставляет помимо своей лошади, еще смотреть по сторонам, ну и, в-третьих, имитация соревновний тренирует нервну систему всадников :D
Проехали прикидку очень хорошо. Я ими довольна. Задача была набрать 55%, оба всадника справились: Федя набрал 55+, Яна 56+%.
Немножко фоток с разминки
0_11d1c2_539e2c5b_orig

0_11d1c3_51ccb33f_orig

0_11d1c4_eb449822_orig

0_11d1c5_533c65bc_orig
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Далее у нас идет контакт

Выездка
Контакт - это связь между рукой всадника и ртом лошади. Это основное средство для возможности контроля и коммуникации с лошадью. Для работы нам нужен очень тонкий и чуткий контроль. Это означает, что поводья должны быть набраны настолько, чтобы всадник или лошадь чувствовали их ослабление или натяжение, но быть настолько легкими, чтобы рот лошади оставался мягким, закрытым и расслабленным. Лошадь должна сама брать железо, находя контакт с рукой всадника. Контакт нужен для балансировки лошади, развития гибкости, регулировки импульса, выпрямления и поворотов и сбора. Контакт должен идти от активации и, разрешающих движение, действий седалища и ног, а не от набора повода рукой. Лошадь с готовностью пойдет против тянущей руки, и контакт будет нарушен из-за заблокированной челюсти лошади. "Отжевывание железа" - это общий термин, означающий мягкий контакт со ртом лошади. Он не означает щелканье зубами или открытый рот. Если контакт правильный, то капсуля для того,чтобы лошадь держала рот закрытым, не требуется.

конкур
Легкий, постоянный, но эластичный контакт необходим всаднику для того, чтобы его команды четче доходили до лошади. Это верно равно как для манежной рабты, так и для работы по маршруту. Если поводья слишком ослаблены, лошадь может испугаться, когда их подберут обратно, также она может "потеряться", не имея подсказки со стороны повода. Излишнее натяжение поводьев тоже плохо. Очень чувствительные лошади прячутся от него за повод и могут не смочь в этом положении оценить препятствие. Не говоря уже о том, что, пытаясь избавиться от действия повода, они могут задирать голову и идти с прогнутой спиной. Менее чувствительные будут ложиться на железо, и в зависимости от темперамента, бросать или переносить центр тяжести на перед, перемещая точку отталкивания (за счет этого) слишком близко к препятствию.
Баланс при легком контакте необходим для конкуриста. Проверкой баланса служит быстрая кратковременная отдача поводьев при сохранении неизменности движения.

Связь контакта и сгибания в затылке; и проблем с контактом в следующий раз :wink:
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Конкур

Контакт и сгибание в затылке


Контакт является прекондицией сгибания в затылке. Нужно понимать, что не каждая лошадь прыгает лучше, если она согнута. Некоторые лошади (особенно с высокой долей ч/к) предпочитают нести голову высоко и без сгибания. В принципе, умной и хорошо выезженной лошади может быть позволено проходить весь маршрут с положением головы-шеи, удобным для нее. Всадник должен определить, найти то положение, в котором лошадь будет максимально раскрывать свой потенциал. Основное правило таково: если лошадь проходит маршрут в сбалансированной совкой манере, то для нее обязателен только контакт, но не сгибание в затылке.

В 70-х годах конкуристы часто ехали в глубоком пересгибании. Объясняли они это необходимостью поднятия спины лошади, увеличения восприимчивости к средствам управления и улучшением послушания. Этот метод успешно практиковался, например, Альвином Шокемелле. Его выдающиеся достижения послужили подтверждением успешности подобной манеры езды. Сотни последователей с помощью скользящих поводьев запихивали голову лошади между передних ног, но когда допповодья снимались, все проблемы в управлении подобными лошадьми становились еще хуже, чем до применения веревок.
Из интервью с А.Шокемелле
"Лошадей со скользящими поводьями мы видим на каждом соревновании. "Я делаю так же, как Шокемелле" - говорят их всадники. И это правда. Но они не принимают в расчет того, что я активно использовал скользящие поводья в течение примерно 2 минут, а остальные 28 минут работал без них"

Для послушной, гибкой, активной и легкой в руке лошади необходимости в пересгибании нет. Но использование прямых и боковых сгибаний является хорошей проверкой внимания и ответа лошади на средства управления.
Подобная строгая техника (гиперсгибаний) всегда может привести к отказу лошади двигаться вперед из-за блокирующего действия поводьев. В манежной работе - это тупиковый путь. И мне кажется, что гиперсгибание - это скорее способ всадника выразить свое доминирование над лошадью и выпятить свои амбиции.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

lizun написал(а):
И мне кажется, что гиперсгибание - это скорее способ всадника выразить свое доминирование над лошадью и выпятить свои амбиции.
ухты, как здорово сказано! это сублимированная цитата или чисто твои слова?

скользяк как наркотик - можно изредка, в медицинских целях и если знаешь как использовать. в остальном от него больше проблем, чем пользы, причем и для всадника и для лошади. и отказ о него тяжел и угнетающ.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Скажем так, непричесанная цитата.
Эта тема по пирамиде - перевод из двух книг. Моего мнения здесь нет вообще, но оно полностью совпадает с авторским :D
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Как-то подзапустила дневничок.

Конкур

Ошибки в контакте


Лошадь трясет головой. Это может быть вызвано неправильной подгонкой оголовья или железа, которая оказывает повышенной воздействие на рот лошади. Но, если исключить проблемы с зубами и подгонкой железа, то эта проблема часто возникает при постоянном сильном давлении на язык и нижнюю челюсть. Когда сгибание в затылке выполняется всадником за счет набора руки на себя, без соответствующего движения лошади вперед на повод, лошадь может начать избегать этого с помощью кратковременной боли, возникающей во время задирания головы вверх, с последующим ее ослаблением при уходе обратно. Другой возможной проблемой может быть несвоевременная работа рукой, делающая команды всадника непонятными для лошади.
Нужно отдельно отметить, что трясение головой может и не быть ошибкой всадника. У некоторых лошадей - это поведенчиская привычка, которая проявляется и в отсутствие верховой работы.

Лошадь ложится на железо. Вкладывание в руку признак недостаточного баланса или недостаточной выезженности лошади. Также это может быть тугоуздость. На практике из-за того, что лошадь ложится на руку, она подходит слишком близко к препятствию, смещая тем самым, точку отталкивания. При решении этой проблемы могут помочь изменения скорости аллюров и переходы между ними.
Мы часто видим, что всадник пытается решить эту проблему путем набора рукой на себя. В этом случае, лошадь может перейти от укладывания на руку к подтаскиванию.
Совершенно иная причина подкладывания в руку обычно выявляется слишком поздно: возрастающая нечувствительность рта в сочетании с укорочением шагов может быть первым симптомом навикулярной болезни.

Лошадь подставляет челюсть. Если у лошади тугая только одна сторона или лошадь искривляет при работе шею, то работа над прямолинейностью и боковыми движениями решат эту проблему.

Открытый рот. Его мы часто можем видет при подводе лошади к точке отталкивания, когда идет серия сильных полуодержек. На самом деле подобная манера езды дает всаднику виртуальное преимущество: подход в расслабленной манере ведет к более легкому и раскрытому прыжку, особенно у молодых лошадей (опытные лошади более лояльны к подобным ошибкам всадника) Также такая манера может привести к ухудшению баскюлирования и повалам задними ногами.
Открытый рот - это чаще всего результат излишней работы рукой или недостаточности баланса или несущей силы зада (но только во время прыжков, но и в манежной работе)

За поводом. Обычно такую проблему можно наблюдать с молодыми лошадьми. Если лошадь совсем не ищет контакт с рукой и прячется от него за поводом, всаднику совершенно невозможно контролировать ритм и ширину галопа, при движении по маршруту. Лошадь не находится перед ногой. Обычно помогает смена железа. И ПРОВЕРЬТЕ ЗУБЫ!

Перекидывание языка. Проблема возникает при постоянном сильном контакте. Особенно к этому чувствительны молодые лошади: чтобы избежать агрссивного воздействия, они сначала оттягивают язык назад, а затем перекидывают его через железо. Это дурная привычка делает невозможным эластичный контакт с рукой и при этом ухудшается реакция лошади на средства управления. Для исправления проверьте сначала работу всадника: не просит ли он слишком высокой рамки или повышенного сбора? Легко ли он работает рукой и подтверждается ли это адекватным ответом зада? Или это техническая проблема? Лежит ли железо на нужном месте, касаясь уголков рта? Если все вышесказанное в норме, то рекомендуется смена железа.

Исправление проблем с контактом в следующий раз. Если, конечно, вам это интересно :oops: :roll:
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Здравствуйте. У Вас очень интересный дневник. Давно читаю с большим удовольствием. Особенно сейчас по шкале тренинга :)
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Интересно. А также интересно обучение контакту молодой лошади.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Claire, правильно работанная молодая лошадь сама в контакт выйдет. У лошадей есть ценное качество (врожденное): на легкий набор повода отвечать легким натяжением со своей стороны. Это качество надо холить и лелеять. А при правильной мягкой работе руки, правильном развитии мускулатуры (особенно спины и зада) и правильных и своевременных упражнениях на проводимость (в основном, это работа на четкость переходов), лошадь сама возьмет повод.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

мы все читаем! продолжайте, пожалуйста.
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Интересно, очень даже! Особенно все, что касается обучения молодой лошади.
Про ваши занятия тоже весьма интересно.
Пожалуйста, продолжайте!
 
Re: Дневник бывалого чайника. Шкала тренинга: выездка и конк

Спасибо огромное Вам за то,что пишете все это.Очень интересно!
 
Сверху