Re: МСК "Сивка" Фотодневник 2013
Игры, в которые играют люди
«Игра в бисер» - купленная прошлым летом и терпеливо ждущая своего звёздного часа, наконец оказалась в моих руках. Я уже начинала читать её и отложила чуть ли не с отвращением – было совсем не то время, не то состояние, не то настроение. Всю мою жизнь можно было бы легко разделить на два периода – когда меня начинает почти что тошнить от наук, от сложных текстов, стройных систем и умных слов; неожиданно и точно, переходя какую-то тончайшую грань, этот мир становится вдруг сухим и мёртвым и меня снова швыряет к бескрайним полям, диким танцам, бесшабашному драйву и манящим горизонтам Настоящего. Настоящего – как происходящего сейчас, до краёв, безудержного, бессмысленного, живого, несущегося, бьющегося в руках диким голубем, которого вольным порывом бросаешь в синее-синее небо, как отпускаешь себя, как срывается с цепи завороженное, засидевшееся за письменным столом одичалое животное, с горящими глазами, с расправляющимися полётом мышцами… Возвращаешься в ночи, в цвета, в заходящее восходом луны солнце, в водовороты событий, проблем, красок, сказок, мелодий, разжигающих сердце целительными вихрями забытых симфоний…
И бывают моменты, как сейчас, когда неизменно, откуда-то из глубины снова поднимается этот неупоённый зов чего-то превосходящего, абстрактно-сформулированного, как цельная фраза, вобравшая в глубине нескольких слов мир человеческой души... Как прикосновение формы, делающей вдруг понятной всю сложность невысказанного, необъятного, непонятого… Виртуозная цельность мысли, чарующая магия слова, раскрывающего в своей сути самое главное, немеркнуще-вечное во всём этом великолепии физического мира, несущегося и прекрасного, как лёгкая скачка на коне блаженным утром, оно как бы придаёт смысл, как особый аромат свежих цветов – когда возвращаясь из терпкого многоголосья диких полей и узнаёшь вдруг едва различимый аромат одной-единственной розы, и он ощущается как нечто далёкое, прекрасное, забытое; он вспоминается как возможность, как способность вычленять крупицу золотого песка из тонн пустой руды; - Какая красота, какая невозможная стройность человеческой мысли! Вековая селекция голубой крови хорошей лошади, шахматная партия или скрипка Вивальди – тебя снова обволакивает бесконечная глубина человеческой страсти, скрытая под лёгкостью простой, естественной формы… Когда удаётся увидеть её, раскрыть, осознать, вспомнить… Это открытие, это озарение!… Меня начинает тянуть к книгам. Тянуть маниакально, физически, как к лошадям или любимому человеку. Я снова что-то безудержно ищу в них… И сложные фразы не вызывают усталости, ты смакуешь их как старинное вино, глубокое, густое, манящее,- внутри мириадами связей отзываются вспенивающиеся ассоциации, будоражат новые запахи ещё не родившихся, ещё не созревших, ещё не распустившихся даже мыслей, и предвосхищая их, ты окунаешься в новый, такой любимый, звенящий космос идей – мир идеальный, мир… живой. Он вдруг оживает в тебе, он становится твоим… В такие моменты стоит открывать нечто вроде «Игры в бисер». Открыть как бутылку 1942-го года... и, наслаждаясь, провести с ней уединённый, дивный осенний вечер.
Как забавно и здорово отвечает мир на будоражащие нас вопросы - открываю очередную страницу: метания главного героя - маэстро говорит ему:
«Тот мастер <…> или учитель, который пёкся бы прежде всего о близости к «сокровенному смыслу», был бы очень плохим учителем. …Будешь ли ты учителем, учёным или музыкантом, благоговей перед «смыслом», но не думай, что его можно преподать. Из-за своих потуг преподать «смысл» философы истории загубили половину мировой истории …. И если бы я должен был знакомить учеников, например, с Гомером или греческими трагиками, я не пытался бы внушить им, что поэзия – это проявление божественного начала, а постарался бы открыть им доступ к поэзии через точное знание её языковых и ритмических средств. Дело учителя и учёного – изучать такие средства, беречь традиции, соблюдать чистоту методов, а не вызывать и не формировать те неописуемые ощущения <...>»
Это отношение заставило меня остановиться. Как точно и чётко. А ведь это именно то, обо что я в кровь бьюсь с собой и окружающими, из года в год стоя на открытом всем ветрам плацу. Потребность в Настоящем, стремление, практически потребность раскрыть его, описать, передать, объяснить… Да. В ведь действительно логично, что сделать этого просто невозможно. И положа руку на сердце, моё отчаяние по этому поводу – это моё отчаяние по поводу моих отношений с этим смыслом, говоря совсем точно это мои стремления к нему и мои отчаянные попытки в его достижении. По большому счёту это мои личные психологические, если так можно сказать, проблемы. И только.
«…не пытался бы внушить им, что поэзия – это проявление божественного начала, а постарался бы открыть им доступ к поэзии…» Да, это подлинная задача! Какие бы средства доступа к этому смыслу, к сути, с настоящему я могла бы найти если бы ставила это свой целью? Первый инсайт: вот она – в этом личностный смысл моей деятельности. В этом ДЛЯ МЕНЯ смысл моей работы. Это - цель, это результат, систематизирующий под себя весь процесс. Это не просто – зарабатывание денег на клиентах (хотя бы это внешняя и неотъемлемая сторона дела); это не спортивные достижения (жаль, наверное, что спорт так мало волнует меня в моей как-никак профессиональной деятельности); это даже не релакс (хотя бы верховая езда и была прекрасным способом отдыха, расслабления, оздоровления и возвращения человека к самому себе). Это очень чёткая и ясная формула: меня не столько даже интересует, будет ли человек, занимаясь, возвращаться к себе и своему телу; на самом деле даже это лишь один из этапов; мне безумно, дико интересен этот смысл, эта философия конного спорта, верховой езды как контакта двух миров, в силах которого – взаимораскрытие двух пограничных где-то пространств, двух измерений – «мышления», равновесия, восприятия… Неописуемое расширение границ…
У любого спорта есть своя Философия. Для конного спорта – это умение находить общий язык. Считается, что настоящему всаднику не составляет труда устанавливать контакт с другими людьми, поскольку он умеет находить его с лошадью. Контакт - не социальная адекватность, не ловкость и успешность общения – только установление естественного контакта, возможного между двумя живыми существами.
Да… это круто. Это достаточно сложно, что бы быть интересным, и достаточно невозможно, что бы стремиться к этому.
Конечно, существует множество нюансов, если не сказать ограничений – физических, мотивационных, интеллектуальных даже (подход типа: Боярский скачет значит и я сейчас поскачу - не особенно способствует приобщению к искусству, а подчас делает его практически ненужным). А верховая езда это искусство... пусть даже боевое. Вернее: она может им быть.