Re: МСК "Сивка", Фото, Дневник 2013
Сняли гипс - на той неделе - еду на конюшню.
Вечер. Когда после долго отсутствия приезжаешь на конюшню - всё ощущается по-особенному. Чищу Цеолу и ощущаю как лошадь прислушивается к прикосновению - это всегда удивительный момент - когда лошадь, прожившая большую часть жизни в табуне начинает слушать человека. Многие так и остаются замкнуты в себе, многие привыкают и начинают как Марс читать твои мысли, реагируя на тебя ещё до того как ты сам успел понять чего хочешь или, поняв правила игры, как Веня, изобретательно обходить их или, как другие, требовать от тебя играть по ним.
Выхожу на плац. Темно и тихо. На невидимой в ночи лошади каскадами потиволодочных зигзагов маячит стройный силуэт Ани. "Аня - кричу я - если ноги твоей лошади двигаются, это ещё не значит что она не стоит!". Аллюр "Иллюзия рыси" в исполнении Боинга. Всё же есть в этом что-то прекрасное - заниматься с человеком, который не выносит тебе мозг. Это божественно. Когда возникают реальные вопросы - Аня подъезжает и спрашивает. Раз в день или в пол-года. И мне не надо каждый раз придумывать новое объяснение на любимое "Ну у меня не получается!". Верхом ездить научись, ага?
"Как?" Молча. "Я всё делаю не правильно!" Да. "А как правильно?" Сформулируй вопрос. "У меня не получается" Это факт. "Что мне делать?!" Верхом ездить научись. "Я уже три года езжу!" Да. " И лошадь меня не случается!" Да. "Почему?!" Была бы я лошадью я бы тоже тебя не слушалась. Лошади плохо. - самой по себе или, что более вероятно, от общения с человеком. Дело именно в том, что он очень хорошо тебя слышит. Гораздо лучше чем ты сама хотела бы. Тебе плохо, ты не чувствуешь, что происходит, у тебя истерика и ты этого не понимаешь. Но мы с лошадью этого не скажем, поскольку это бессмысленно. Так что просто "иди и смотри".
"Может быть мне не дано?" Я не господь Бог, я не знаю. "Ну у меня получится?" Я не знаю. "Скажите мне что-нибудь!" Трансгенмутация.
Глубокий вдох и глубокий выдох. Это твои проблемы, Полина. Твои... "Ничего страшного! (Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!...) Ни у кого сразу не получается. Надо просто тренироваться и верить в себя! Давайте попробуем ещё раз! Берём внешний повод (Марс, солнце, пожалуйста, ну тебе жалко? ещё двадцать минут и всё...) вот так, набирает второй, выдерживаем к себе-вниз внутрь и додвигаем внешним шенкелем... Слегка ущипнуть марса за сало... Вот так! Очень хорошо! Тренируйтесь. Просто делайте всё по инструкции и всё будет хорошо". Наверно.
Смотрю я на Аню на Боинге и понимаю: вот любой другой вынес бы мне мозг уже, а Аня ничего, ездит. Что-нибудь ей сказать и пусть отрабатывает. Детально объясняю поворот. Ок. Есть с чем работать. Вперёд.
Беру Цею на корду. Потрясающее ощущение - она случает меня. Они движется вокруг меня и я постоянно чувствую её вовлечённое внимание. Она как будто настраивается на меня, на мои движения, действия, слова. "Стой" и она прекращает движение. Слегка подавая руку вперёд показываю ей направление и она снова идёт. Обходя немного топкое место постепенно изменяю центр круга и она следует за моими движениями сохраняя ровный вольт. Потрясающе. Вот я стою и чувствую полную концентрацию лошади.
Совсем другое ощущение когда работаешь или добываешься чего-то, лошадь тоже вся направленна на мои движения, но она их ждёт, она собрана и готова, она напряжена, она, как и я, ждёт моего движения или ошибки, она "ловит" меня так же как я её и это не внешнее сопротивление это игра на скорость восприятия - успею ли я не дать ей сменить направление, встать или дёрнуться, что я буду делать в ответ на это и наоборот. И у кого хватит энергии напряжённо следить за партнёром - Марса во времена выяснения наших отношений хватало на рекордно длинные сроки. Да, он легко сейчас выдёргивает корду из моих рук и убегает. Я зову Ксю, беру бич и мы гоняем его галопом по плацу, пока он не устанет. Потом я пропускаю корду через затылочный и привязываю её к тракторной покрышке. Её Марс на челюсти далеко не утащит. Отцепляю покрышку, беру корду в руки. И снова жду. Баланс между удержанием контакта и отпусканием корды в момент рывка - держать бессмысленно. И так из раза в раз. Сейчас... сейчас... или в этот момент. Что бы успеть дать ему по зубам в момент бегства. "Поймать" его. И он знает что я готова и я знаю что он готов. Идём шагом, каждый шаг может стать последним. Рука, как и в седле, на корпусе, что бы не выбить плечо. Идём. Он знает, что я знаю, что он знает. Успеть сработать на опережение. Если отвлеклась и он убежал это как бы мой промах, но если я готова к этому - корда чуть провисает, что бы был потенциал для рывка ей перед тем как отпустить совсем, и жду что он убежит что бы опять побить и погонять его по плацу и опять привязать к покрышке - это уже другой колер. И я знаю, что он знает, что я знаю. И прикрикнуть "Марс!" в момент за секунду до того как он дёрнется - потом по этому окрику он уже прикидывал стоит ли.
Зато сейчас - выходишь на плац - орёшь на Марса, а он останавливается, поворачивает голову и просто говорит: "Ну я же прекрасен". "Посмотри на меня. Я же катаю зверушек. Смотри какой я честный. Ну я же не лошадь, а мечта любого конника... Иди скорее кормить меня сахаром". И глазками так выразительно-проникновенно... И никакого выбора кроме как дать ему сахара уже не остаётся. Или на Веню уже кричу почти "Почему ты меня не слушаешься?!" Она останавливается, смотрит в глаза: "Ты хочешь поговорить об этом?"
Я заколебалась играть с лошадьми в шахматы: Венеция просто смотрит на меня и вот - я делаю это - что сделаешь ты? Ага, а если так? А так? Интеллект, блин...
И уже настолько привыкаешь к тому, что твои лошади знают тебя гораздо лучше чем ты сам, и людей понимают и играют по правилам, что как то на автомате всё происходит. Собственно уже не совсем понятно кто кем управляет, но границ - так сказать - никто не переходит и вроде всё ок. Или честные лошади есть - как часики топ-топ или сопротивляющиеся - неумело обычно и плоско, сами не понимая, чему, собственно, сопротивляются - или ушедшие в себя или, или, или.
И вот реально такое почти забытое уже чувство, когда лошадь настроена на тебя и совершенно расслабленна. Когда вы с ней не боретесь, не выясняете отношения, не играете, не работаете, не думает вместе, когда ей просто интересно. Она начинает быть с людьми, начинает понимать правила игры, понимать что прокат это не только чайники, но и люди, которые тебя любят, которым интересно, это отношения с людьми которые как раз не чайники, и речка, и сходить попастись в обед, и прогулки в поля, и общение, и чешение шкурки, и позитив, и игрушки и доверие и масса всего то, чего никогда не было в табуне и что, благодаря долгому приветливому отношению со стороны всех нас, изменило, кажется, её представление о человеке и вариантах отношения с ним.
И я стою на корде и чувствую, что лошадь ХОЧЕТ меня понять. Что лошадь не боится, не сопротивляется, не "лезет на ручки" как Марс с Зорей (чаши мне нос, это гораздо интереснее, чем гонять меня на корде), не играет со мной, не выпрашивает вкусняшку, не уходит в себя. Ей интересно. Она прислушивается ко мне, к себе самой - к происходящему вокруг: что я делаю, как меняю направление, как говорю что-то Ане.
Цепляю шлею. Через пару кругов Цея начинает дёргать головой. Торможу. Точно, пристегнула не так. Ага. Десять минут вспоминаю как её крепить и регулировать. Лошадь просто стоит рядом. Как много в этом присутствии. Лошади - она здесь. Вся - здесь, со мной. Я её чувствую. Готово. И она так же ровно идёт дальше. Блин, пятнадцать лет с лошадьми - не помню было ли вообще такое.Тянулись к общению выращенные в руках жеребята, но они подходят к тебе зная что человек - это хорошо, требуя от тебя позитива. Трезво оценивали турнирные лошади, настроенные на контакт с человеком как на элемент работы. Но они ждали команд и оценивали твой опыт по точности движений. А здесь - просто восприятие без каких либо ожиданий. За двенадцать лет она, думаю, видела разное и иллюзий по отношению к людям не питала, но что-то изменилось. Лошади интересно как бы происходящее как тандем. Не ты, как обычно, из кожи вон вылезаешь что бы понять лошадь, почувствовать её, пропитаться её пространством, её состоянием, её отношением, - сейчас она сама прислушивается к тебе. Незаметно, легко, ровно.
Я стою на корде и понимаю что только сейчас начинаю ощущать что такое контакт. Полная концентрация при полном расслаблении. Полное взаимоощущение. Всё легко - я слышу её, она - меня. И где-то возникает грань взаимовосприятия процесса. Никаких усилий. Сказать что интересно - не сказать ничего. Такое ощущение что стоишь на берегу реки и вдруг река - река - притихает и вслушивается, пытаясь тебя понять. Или ребёнок который смотрит тебе в глаза и пытается тебя понять... А ты смотришь на него и понимаешь что говорить что-то просто не нужно. Мир на равных. Я вообще не думала что такое возможно. Есть понимание как действие и никогда не было понимания как процесса... Только перенесёшь немного вес тела - лошадь прислушивается - напряжение кисти - лошадь остановилась. И спокойно стоит. Что будет дальше. Я не знаю что будет дальше. Мне самой интересно. И вот - одним едва уловимым усилием - почти силой мысли - подаёшь кисть чуть вперёд и понимаешь: даже этого много. Всё может быть ещё легче, еще тоньше, ещё проще...
И я вот думаю а может быть и с миром возможно такое же. Процесс как свободное течение и больше ничего. Я и с лошадьми не знала что так бывает. Вернее: не чувствовала кроме как какие-то отдельные моменты. Но открытие в том, что мы не знаем, что может быть по-другому. А ведь действительно может быть по-другому. ВСЁ может быть иначе. Что можно не бороться с миром, и не играть с ним в шахматы, и не пытаться преодолеть что-то, исправить, улучшить... Что можно просто быть с ним на одной волне. И всё. И ничего больше;
И привычные взгляды и наши отношения - пусть даже с лошадьми - с чего мы взяли - с чего я взяла - что они эффективны? Что всё именно так, как должно быть. ВСЁ МОЖЕТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО ПО-ДРУГОМУ. Просто никогда не знаешь этого, пока не найдёшь. Слишком часто смиряешься, думая что "не мы такие - жизнь такая". Мы такие.
Всё может быть по-другому.
"Хороший путешественник тот, кто не знает, куда направляется".
Если бы мы знали альтернативу мы бы точно искали её. Потому что она... она того стоит.