Оля сказала, мы отработали октябрь в ноль. Это радует. Хоть один месяц мы нашли в себе силы посчитать и соотнести доходы и расходы. Это круто. И как-то так проникновенно Оля это сказала, что я, привыкнув думать, и имея, волею судеб, возможность знать, как идут дела в других клубах, решила уточнить расклад.
Так, приезжая на тренировки, я часто перекидываюсь парой слов с Машей, работающей в кафе «Иппо» и отвечающей на звонки клиентов. Мне кажется, что в какие-то моменты нашей общей миссии по несению «знания в массы» я знала, как обстоят дела с прокатом в «Иппо» лучше, чем сам Морозов. Как дела в «Ромашково» мне всегда рассказывала Наташа, и, надеюсь, это не составит коммерческой тайны и впредь. Что творится у Маши в «Графине» я более-менее в курсе общаясь с Юлей, а расклад других моих коллег-конкурентов я могу отслеживать по их сайтам и группам.
И оказывается: не сезон у всех происходит в разное время. Так, у комплексов, позиционирующих себя как спорт школы, не сезон наступает летом, приходя с периодом отпусков и, в том же «Ромашково» самый сезон начинается с октября – ноября, когда все окончательно возвращаются в город и входят в график.
Что это значит: успешно закрытой нами ниши едноразовых клиентов, приходящих к нам покататься на лошадке, однозначно недостаточно. И для таких периодов нужно создавать и раскручивать именно конную школу.
Имеет смысл рассмотреть графики загрузки всех клубов, работающих в нашей сфере, чтобы выявить то, что мы можем внедрить и развить у себя. Тот же «Аванпост», суть в котором смещается от самой по себе верховой езды – к общению его участников, говорит нам о том, что этот подход эффективен, и, следовательно, потенциально перспективен и для нас.
Тот же «Нимб»: Ира всё-таки сделала себе нормальный сайт
С логотипом. Не она сама, наверное, но я восхищаюсь. По запросу «прокат лошадей» он находится на
первой странице.
С учётом всего воспринятого мной на последней конференции, а так же просто происходящего по ходу движения, можно сделать следующий вывод: сколько бы ни было уже сделано, ещё пахать и пахать.
Возвращаясь к делению на четыре части - или направления - всей работы клуба, можно сказать следующее:
1.
Клуб. Клуб нужно создавать. Именно общность людей, единомышленников, конников, сопричастных нашим идеям, встречам, жизни нашего клуба. Об этом говорили на конфе; об этом меня уже просто в лоб спрашивает каждый второй: этого, наконец, требует контекст развития. Нужно понимать кого мы приглашаем на клубные встречи, которые будут теперь ежемесячными; кто разделяет наши традиции и правила, которые я сейчас уже прописываю; кто, наконец, составляет наш
клуб, на мнение и желания кого мы ориентируемся, чья взгляды мы разделяем и чьи пожелания учитываем, а кто просто приходит к нам кататься на лошадях.
Сейчас для этого есть всё: есть желание наших участников, есть возможность и есть понимание назревшей необходимости этого. Более того, всё чаще вокруг начинают появляться классные, позитивные и просто интересные люди! Саша с Леной, занимающиеся у нас уже несколько месяцев, оказались известными художниками – на чью выставку я ходила и куда 22-го приглашаю всех на презентацию выставки и альбома. Наша Наташа она занимается, в частности, продвижением своей фирмы в соц-сетях и блогах, чего я, работая с ней уже несколько лет не знала, и приглашала меня недавно на конференцию. Григорий, с которым мы ездили в Ростов, занимается/занимался эко-туризмом; Катя давно предлагает мне организовать фото-семинар, для участия в котором нужны люди и лошади – ведь отличные фото это интересно всем! И так далее. Когда меня, не так давно окончательно отпустило с аспирантурой, я обнаружила вокруг себя просто бездну ахрентительно интересных людей, которые хотят и готовы сотрудничать, делиться опытом и перенимать его у других. И сколького ещё о нашем клубе и людях, его составляющих, я не знаю! А ведь мы уникальны и делиться этим опытом, вот так собираясь на всяких мероприятиях – это классно! Это и есть клуб. Настоящий, живой, наш. И когда меня за последнее время спросило несколько человек, мол где у нас наклейки на машины – которые уже есть! – членские карточки, устав и, вообще, клуб, я понимаю, что на самом деле пора. И странно, что его до сих пор нет. Сделаем какие-то членские взносы, дабы состав был жив и актуален, обновляясь с уходом вышедших членов, распишем календарь выездов и встреч, напечатаем наклейки и карты, установим правила и… будет у нас то, чего нет, на самом деле, почти нигде. Тадам!
2.
Постоянные клиенты. Второй момент – это создание спорт-школы - или её иллюзии – и спортивного направления. Есть люди, которые хотят именно учиться. Или думают, что хотят. Как сказала Наташа «да, позиционируем мы специализацию, а занимаемся, по сути, анимацией». Ну, в анимации мы тоже весьма преуспели, пора расширить её границы. Есть категория людей, которым нужна именно «школа», со значками, специализацией, тренером КМС и возможностью участвовать в соревнованиях. Надо выпустить Ксюшу и Наташек на пару стартов, сделать фотосессию, написать тексты и протестить результат. Возможно, это даст приток людей, которые будут
начинать заниматься в несезон, нивелируя для нас потери разовых клиентов. Да, я уже пробовала как-то заниматься специализацией. Теперь нужно подойти к этому с высоты имеющегося опыта, сумев сделать её комфортной для лошадей и максимально продуктивной для клиентов.
В этой же графе находятся те, кто занимается у нас постоянно. Нужно придумать, как сделать занятия более интересными. Завести клавиши. Начать их бегать/прыгать. В поля выезжать почаще. Придумать какие-то внутриклубные соревнования – нужно создать перспективу, какую-то ясную цель. Нужно обдумать эту тему.
3.
Разовые клиенты. Чёрт возьми, сесть и написать продающий
текст про прокат. Перестав считать, что мы выше этого. Многие люди ищут прокат, подразумевая под этим просто катание на лошадях. И, далее, списаться со всеми сайтами-каталогами проката, с просьбой внести нас в перечень. А ещё попросить всех написать отзывы на сотнях этих сайтах, поскольку надо быть хотя бы в первой десятке… Сюда же: создать живую группу в Фейсбуке и Твиттере и, Господи, Инстаграмме, вести которые нужно будет, по ходу мне самой. Дабы они были «живыми». И… и ещё массу всего.
4.
Дополнительные опции: фотосессии, сертификаты, аренда лошадей. Всё это нужно раскручивать, обновлять, продвигать и развивать. + постоянно создавать новое. Нужно создать возможность оплаты с карты сертификатов в режиме онлайн прямо со страницы сайта; напечатать конверты для сертификатов с нашим логотипом; выбрать уже и договориться с их доставкой курьером.
Жаль, что многие из осенних съёмок не разрешили выкладывать в портфолио свои фото, несколько съёмок были действительно отличнейшими. А сайт Photo-quest.ruнадо переделывать и обновлять заново…
Партнёрится с фотографами для продвижения аренды коней для фотосъёмок и т.д.
Плюс: переделывать сайт, докручивать на него форум, прописать Историю клуба и Стратегию, и инструкции, и выбрать себе систему – может быть перейти с ИП на ООО. Ну это уже сильно потом. Куда не посмотри, в каждой точке спектр задач, каждой из которых нужно уделять достаточно времени.