Re: Дневники рыжей бестии. Мягкие методы, выпрямление и др.
Мне тут в трибуне в теме про Марайку задали вопрос про то, почему я изолирую Варю от других лошадей (я сократила). Вполне возможно, этот вопрос интересует некоторых моих читателей, поэтому я хотела бы расставить все точки над и
Мы стоим в Комплекте, место хорошее, не идеал, конечно, но, где идеал, скажи!
В качестве предисловия скажу, что конюшня в Комплекте - это не основной род деятельности владельцев, поэтому некоторые моменты отнюдь не хорс-ориентированы.
Выгул здесь организован следующим образом. За плацем есть кусок земли, мне сложно оценить точный размер, но где-то гектара 2.
Он идет до навозной кучи, за которой забор и Калужское шоссе. Справа также забор, ограничивающий территорию хозяйства, а слева полоса старых яблонь, за которой поле около наверное 5-7 га с засеянной травой. Эту траву косят и сушат на сено, в принципе не возбраняется на ней пастись в руках, но ставить там пастухи, левады, организовывать как-то иначе выпас запрещено строго и безоговорочно.
Так вот, на этом участке в 2 га ставят стационарные пастухи, которые меняют раз в год. Причем ставятся пастухи не по всем 2 га, а где-то на 1/3 их. Размер паддока для каждой лошади получается где-то 15 на 15 метров, ну могу завтра перемерить точно, может 20 на 20. Лошади все, за исключением группы двух меринов и двух пожилых кобыл, гуляют по-одному. Единственный контакт, который они при этом друг с другом имеют - это зрительный, ну и обонятельный ибо я ни разу не видела, чтобы лошади из соседних клетушек пытались друг друга потрогать через провод электропастуха. Иногда они играют правда, особенно Коля и Гоша младший, заводят друг друга и скачут колбасой, каждый на своем участке. Мне на это смотреть бывает страшно, потому что там такие каприоли бывают, а учитывая размер надела после дождя там просто сплошная глиняная размазня.
Так вот, из-за малых размеров каждого надела трава очень быстро съедается и вытаптывается и получается, что все лето лошадь ест сено. очень обидно, учитывая, что рядом есть трава. Тогда я испросила у руководства разрешения поставить свой отдельный пастух. Мне разрешили и даже одобрили размеры (он раза в три по площади больше остальных пастухов). Правда место для него оказалось метрах в 40 от того места, где стоят пастухи всех остальных лошадей.
Еще я попыталась уговорить руководство отдать всем лошадям под разумно организованный выпас все большое поле, но получила очень конкретный отказ. Причин мне не назвали. Вернее нет, основная причина была такая- засрете. Это цитата.
Да, еще удалось (тут начкону нашему спасибо за поддержку огромное!) уговорить начальство понять, что при таких небольших левадах надо убирать из них навоз, потому что он просто все выжигает, трава сначала растет плохо, а потом, если и вырастет, то не все лошади ее едят (Варя моя, например, не ест).
Итак, Варя переехала в отдельный пастух. Конечно, и там тоже она вытаптывала траву, но все же все лето ей было где-что пощипать, не идеал, но лучше, чем ничего. Кроме того, у нее появилась длинная стенка вдоль которой удобно бегать. А в плохую погоду я могла огораживать уж откровенно скользкие места. Да, забыла отметить, никаих шелтеров от солнца в основных пастухах нет, у Варьки есть тень от яблонь.
Теперь к вопросу об отсутствии контакта с другими лошадьми.
Я бы ОЧЕНЬ хотела, чтобы у Вари появился сосед или соседка по пастуху, но пока желающих не видно. Скорее всего, мы купим вторую лошадь и будет Варе друг/подруга
Насколько сильно Варя страдает без тесного контакта с лошадьми, я не знаю. С обоими соседами меринами, которые рядом с ней в денниках стояли, они теперь злейшие враги. Когда Варя видит Помпея или Колюню (они теперь не наши соседи), она на них крысит и кидается, Помпей отвечает ей такой же "любовью", Колюня добрый, лишь смотрит удивленно.
Относительно того, что Варя мне радуется и слушается меня потому, что она только тому и рада, что хоть кто-то составил ей компанию, вот такой пример. Если Варя в конюшне остается одна и нет никаких других лошадей (я привела ее из пастуха на конюшню чистится и заниматься), то ей на меня плевать, то есть она не удовлетворяется лишь моей компанией - она ржет и зовет других лошадей, ей нужно их видеть. Не трогать, не стоять рядом, а видеть. Если хоть одна лошадь стоит в конюшне, Варя ведет себя спокойно. Поэтому считать, что наши с Варей отношения основаны исключительно на ее социальной изоляции, это ошибка.
Ну и в заключение, я мечтаю, чтобы побольше стало постойных конюшен с разумно и активно организованным выгулом.
Да, я считаю, что табун - это самый естественный вид содержания лошади, но не всегда он бывает доступным вариантом (как в нашем случае). Свою конюшню я планирую именно с тем, чтобы лошади сразу жили вместе, маленькой семьей.
Усе, высказалась!