Сказ тринадцатый.
Числу не соответствует.
Давненько я ничего не писала. А надо бы. Попробую описать по числам.
30.12.2006 С Новым годом, мама! С Новым годом, папа!
Крайне неудачно для меня прошел предыдущий приезд наш на конюшню. Лошадь хамила, окорот не признавала, толпа вокруг задалбывала советами и не давала спокойно пообщаться. Обиделась. В первую очередь на мужа, так как он играл роль первой скрипки в энтой толпе советчиков. Сообщила ему, что лошадь его (документы-то на мужа), нехай делает с ней все, что желает, а я больше не полезу. Сама не знаю, врала ли я в своем обещании не ездить или нет. Одно четко: ехать не хотелось.
Вот и правильно! Когда не ожидаешь ничего хорошего, так вот оно! Получите, распишитесь. Приехав выяснили, что Вьюжа с утра работала в джигитовке. Не сказать, что уработалась уж, но на ней явно попрыгали. То есть не с ней через препятствия, а в буквальном смысле: на ней. Муж абсолютно благородно уступил мне кобылу, а сам занялся ребенком. Начкон, в свою очередь, разрешила занять большую леваду, где есть пятачок с терпимым грунтом. Остальной грунт замерз и превратился в льдышку. Лошади уже больше недели все без галопа. Жесть! Нормы овса сокращены очень многим лошадям чуть ли не вдвое: бесятся!
А еще рассказали мне, что с утра Вьюжа успешно поиздевалась над группой джигитовки, включая самого Валеру. Вы не поверите, но сие отличный признак. Вьюжа обязана ежедневно над кем-то издеваться. Поэтому если она наглеет у одного, то у второго будет вести себя распрекрасно. Вторым в тот день была я.
Я решила вернуться к команде «Стой!». Ну никуда я не тороплюсь и растягиваю это обучение не на один день. Проверила, что на голосовую команду она останавливается. Но не останавливается, если не останавливаюсь я. А надо бы в идеале. К концу занятия мы разрешали мне уйти, но назад от кобылы. То есть с тылу я ее могла обойти запросто. Попробовала увеличить радиус вокруг кобылы, круг не доходила: она шла ко мне. Но зато спящего изначально ребенка я могла пойти проверить и застать Вьюжу в том же угле, что я ее оставила. Но тут, думаю, не мое воспитание сказалось, а ее манера прогулки. Она постоянно стоит на месте, убегая или задираясь на всех, кто смеет к ней приблизиться на расстоянии больше трех метров. Зато когда шли рядом, Вьюжа почти не просилась на ручки. Точнее когда она начинала ко мне приближаться, я отталкивала ее шею легонько и говорила Танину фразу: «Уважай мое пространство!» Я видела, что Тане это помогало. Помогло и мне: Вьюга отходила сантиметров на 40. Меня это расстояние устраивало абсолютно так как шли мы без корды и чембура, просто рядом. Так что если б ей пришло в голову от меня куда-то свалить, то рукой я ее запросто ловила бы.
Потом мне пришло в голову взять корду. Но за ней надо было идти в конюшню. В общем меня это не смущало, но тут у Антона проснулось желание с лошадью пообщаться, поэтому он влез на нее верхом. А она в попоне и недоуздке. Я предложила ему поездить на недоуздке и принести чомбур. Антон согласился.
Короче с недоуздком она пошла. Но напоминаю, что с утра лошадь работала. А потом пришел Валера и загорелся изобразить элементы джигитовки, что увидел на кассете Дофины. Это я потом, когда таки посмотрела кассету (впечатления напишу отдельно) поняла, что идею Валера тиснул именно оттуда. Он выслал Вьюжу в рысь и стал делать темповку/вольтижировку. И прекрасно она бегала и даже рулилась. Я прям в восторге была: Вьюжа пошла на недоуздке. Возникла мысль об веревочном; все ж он более строгий что-ли.
Потом я отшагивала кобылу и вновь тренировала команду «Стой!». Точнее оттачивала то, что мы уже прошли. Вьюжа вся из себя готовность учиться. Этим просто нельзя было не воспользоваться. Я решила попутно научить ее не влетать в любые проемы, а спокойно входить. В леваду/из левады мы со второго раза стали заходить/выходить без малейших приключений. Это воодушевило меня на попытку обучения не влетать в денник. Да! Раза три меня очень даже неплохо приложили в стенку, раза три мне показалось, что я сворачиваюсь пополам. Вдоль. По позвоночнику. Я решила ее останавливать перед денником. И вот поставлю я ее мордой в денник, дам сухарик, почешу загривок, успокою голосом. Заходим. Ну не так уж и долго шастали туда-сюда! Минут наверное через 10 стали заходить лишь слегка торопясь, оставляя место и для человека рядом.
Окрыленная успехом, продемонстрировала это всем, кого поймала. Правда, когда демонстрировала Юленьке, Вьюжа таки впечатала меня в стену. Тварь серая! Я так разозлилась, что отправила ей пендель в догонку. Естественно, вывела и завела еще раз набело. Без малейших проблем. Больше она мне фортелей на тему дверей не выписывала. Лишь сегодня она посмела войти чуть быстрее, чем мне хотелось бы. Повторили выход-заход трижды. Подумали, успокоились.
В субботу даже Ульяна сама попробовала завести Вьюжу в денник. Это после моей демонстрации. Вьюжа вошла чуть быстрее, чем хотелось бы, но не галопом как обычно и уважая идущего рядом. На первый раз я сочла это достаточным, решив отрегулировать скорость захода в следующий раз. Небезуспешно. Забегая вперед, первого числа она впечатала конюха-таджика в столб, что держит дверь левады. То есть нормально она идет со мной и еще одним-двумя людьми, к которым она испытывает хоть какое-то подобие уважения. Конюхи в разряд людей, которых стоит уважать, у нее не попадают.
А потом в очень приятной компании мы отметили приближение Нового года. Правда Санюха старательно вынимала из нас с Антоном душу и мы уехали довольно рано. Но все равно очень душевно посидели.
По дороге домой я поинтересовалась у мужа его мыслями по поводу изменения отношения ко мне Вьюжи. Ведь не было ничего между нами хорошего. Он сказал,что это она нам подарок такой на Новый год сделала. Умничка! Вот за такие минуты в нашем общении я ее очень сильно люблю!