По поводу иноходи у карачаевцев.
Самым большим рассадником карачаевской породы лошадей с 1930 по 2000 годы был Карачаевский конный завод. В лучшие годы выход жеребят составлял 85 %, что в среднем соответствовало 300-320 головам. Велась селекция и племенной учет соответствующими профессионалами коневодства. В самом начале предпринимались попытки добавлять в породу дончаков, венгров, калмыков, терцев, черноморских лошадей, но довольно быстро отказались от подобных скрещиваний, полученные помеси в подавляющем большинстве были выведены из производящего состава, и в породу доливали только чк. В племенных книгах породы не содержится информации об аллюрности. Но старожилы и сотрудники завода говорят, что в заводе рождались иноходцы. Так, на каждые 100 голов молодняка 5-6 голов рождались склонными к иноходи или являлись врожденными иноходцами.
В заводе не велась селекция на аллюрность. Наоборот, таких лошадей старались не использовать в разведение. Особенно это касалось англо-карачаевской породной группы, в которой тоже нередко рождались аллюрники.
Но помимо завода в советское время на территории Карачаево-Черкессии разведением карачаевской породы лошадей занималось более 30 совхозов и колхозов, около 6-7 из них имели поголовье до 150-200 голов маток. В подавляющем большинстве жеребцы этих совхозов были рождены в Карачаевском заводе или в колхозе имени Красных Партизан. Что касается маток, то на 50 % они тоже комплектовались заводскими; остальные 50 % были саморемонтными и некоторые из них в отдаленном педигри были неустановленного происхождения. Вполне вероятно, что это были лошади, привезенные из мест депортации (Киргизия и Казахстан). Их было не так много, но они были.
Именно в этих совхозах и колхозах аллюрности уделялось больше внимания. Это связано в первую очередь с тем, что лошади в первую очередь шли на нужды местных - пастухов, табунщиков, гуртовиков, перевозчиков и тому подобное. Прилитие чк крови было минимальным. А местным для длительных переходов хотелось иметь удобную, мягкую лошадь с иноходью. Именно поэтому в совхозах и колхозах республики неофициально велась селекция на этот аллюр.
Поясню для тех, кто не знает: карачаевцы (народ) верхом передвигаются только шагом. Галопируют по необходимости. Рысью не ездят совсем - не хотят и не умеют. Промежуточным аллюром между шагом и галопом используется как раз иноходь или полуиноходь (дорожная иноходь). Шаг - не унылое или расслабленное движение вперед, а быстрое, энергичное движение со скоростью 10-13 км в час. Лошадь с уверенным, темпичным шагом, сохраняющая импульс на протяжении всего пути, очень ценится. Это шаговики. Местные, когда покупают жеребца под верх, первым делом спрашивают о его шаге, как ходит. И только потом смотрят все остальное. Если лошадь красивая, породная, с козырным происхождением, но при этом не имеет хода - ее не купят ни под езду, ни в косяк. Это при условии, что у нее нет и иноходи.
Если карачай аллюрный. На врожденного сел и поехал. Но таких мало и они очень ценятся. Есть категория "склонных к иноходи". То есть путем тренинга лошадь ставится на иноходь или полуиноходь. У всех этих аллюрников может быть слабый шаг, но они пользуются большим спросом именно из-за того, что могут иноходить. Скорость от 15 км в час и выше.
В последние 15 лет в республике огромный бум на иноходь. Совхозы-колхозы распались, завод растерял свое поголовье, появилось большое количество частных косяков, которые в погоне за иноходью стали бесконтрольно лить американцев (рысаков). Результатом такого скрещивания стали скоростные иноходцы, развивающие скорость до 45 км в час. Современной молодежи ради лайков и комментариев в соцсетях все больше хотелось проехать на скоростном жеребце вдоль обочины. И именно к такому использованию эти лошади и оказались пригодны - к быстрой езде на небольшие дистанции по ровной дороге, что вообще никак не соответствует тем целям, для которых порода выводилась изначально.
В настоящее время все те, чья скорость превышает 25 км в час, не считаются карачаевскими лошадьми.
Резюмируя вышесказанное, скажу, что иноходь как таковая в породе была, но селекционировалась неофициально и не в заводе. После распада СССР очень многие колхозные табуны стали частными. Новые владельцы в значительной степени старались содержать породу в чистоте, но опять же, уделяли внимание именно получению иноходцев - то есть закрепляли иноходные линии. Очень показателен пример с хозяйством Лесхоза в Зеленчукском районе, когда все поголовье в 80-е годы было выпущено в леса на вольные хлеба и оно там в диком виде пребывает и до сих пор. Начиная с 2000-х годов местные периодически устраивают на них облаву, кого-то даже ловят (как правило жеребят) и потом используют как производителей, считая их кровь чистой. И нередко представители этих дикарей имеют иноходь и полуиноходь.
Сейчас конники Карачаево-Черкессии разделились на шаговиков (тех, кто ценит у лошади сильный шаг) и иноходников. По прямой и не сильно пересеченной местности шаговик проигрывает иноходцу в скорости. Но на подъемах, на сильно пересеченной местности выигрывает.
Второй год подряд в республике проводятся породные испытания жеребцов на ходовые качества, где оценивается темп, чистота движений, стрессоустойчивость (одновременное участие порядка 150 голов), нрав, способность держать тело и так далее. В нем принимают участие как шаговики, так и иноходцы. Трассу стараются делать по пересеченной местности, чтобы как раз уровнять обе эти группы.
Есть много видео с аллюрными карачаями, но так до сих пор и не разобралась, как их тут выложить...