Ролик, который слепила на скорую руку, потому что "хорошая мысля приходит апосля")))
я как нибудь доделаю его, дополню видео про разных лошадей и фотками.
Текст тезисно, должна была рассказать подробно, но не увидела смысла и очень сильно сократила в итоге.
Уважаемые коллеги.
Я хотела бы рассказать пару слов о сложившейся ситуации в нашем коннозаводстве. Я окунулась в этот омут в 1998 году, в 2001 впервые посетила Германию – выставку Эквитану, и с тех пор стараюсь свое хозяйство развивать по модели европейского коннозаводства. И примерно с этого года показываю как эта модель работает: веду блог в интернете, фотографирую и снимаю на видео своих лошадей, участвую на всех конференциях, вожу на выставки своих лошадей, много лет сотрудничала с Амиром Ахметшиным, который прыгал на моих лошадях.
Таким образом, я наблюдаю отечественное коннозаводство около 20-ти лет. И про то, что с ним произойдет, и в итоге произошло, было понятно приблизительно после первой моей поездки в Германию. К сожалению, уже тогда было понятно, что чем быстрее распадутся крупные хозяйства и лошади попадут по частникам, тем лучше будем этим лошадям. Потому что советская модель коннозаводства не жизнеспособна в современном мире. На моей первой конференции в институте коневодства – 2000 год – пропагандировалась старая система крупных хозяйств по 100-200 и более маток, лошадей, рожденных в частных хозяйствах, презрительно называли «доморощенными» и они совершенно не имели вес во всех отчетах.
Всем нам давно известно, что подавляющее большинство заводчиков в той же Германии, Голландии и Франции – это владельцы 1-2, 3 кобыл! Заводчики с 10-12 кобылами считаются крупными. И объяснение этому простое – содержать лошадей дорого! А содержать несколько кобыл вполне доступно. Они умеют считать свои деньги, наше же коннозаводство всегда рассчитывало на то, что лошадей кормит КТО-ТО, например, государство с дотациями или богатый колхоз. Сейчас государство кормить балласт не хочет, да и не может, а у всех колхозов есть хозяева, также не желающие кормить ненужных животных. Поэтому, если мы хотим развивать коннозаводство, самый эффективный путь – брать все в свои руки, заинтересовывать большое число людей, способных содержать несколько маток. Таким мелким частникам доступно обеспечивать лошадей необходимой работой, подкормками, своевременной расчисткой, а также идти дальше – использовать европейские достижения селекции, что сделать в большом заводе финансово практически невозможно.
Самым важным аспектом европейского коннозаводства является его централизованность. Все племенные лошади, включая каждую матку, пусть она будет одна у владельца, принадлежат какому-либо студбуку и подчиняются единой цели разведения. Для удобства учета, оценки и лицензирования созданы племенные союзы – вербанды, в основном базирующиеся по территориальному принципу. Каждый союз имеет собственную цель разведения, проводит свои мероприятия по оценке поголовья, лицензированию жеребцов, и все союзы – части единой машины коннозаводства. Беда нашего коннозаводства в том, что нет единого понимания
цели разведения, кроме поддержания чистопородности лошадей, заводчики разрозненны в своих представлениях об идеалах и требованиях к ним (здесь пример про косую лопатку - что у каждого свое представление о том, что такое косая лопатка). И как результат – производство лошадей, в массе не соответствующих запросам современного покупателя.
При избрании европейского пути развития большинство вопросов, которые безуспешно пытается решить институт коневодства в течение долгих лет, автоматически снимутся с повестки дня.
К примеру, многие хозяйства волнует наличие статуса «племенного» для получения дотаций. Для этого нужно иметь
30 кобыл. Но, все же, логичнее и разумнее делать племенной лошадь, а не хозяйство. Если лошадь из «племенного хозяйства» продается в не племенное, она же не утрачивает статус племенной лошади и ее приплод все равно получает паспорта племенных лошадей. Т.е. получается, что дотации хозяйства, как и ранее, планируют получать по количеству голов в них. Это очень печально, так как создает иллюзию помощи. Необходимо изменить саму дотационную систему!
И, если мы говорим о качестве, то ежегодная сумма в 5 тысяч рублей, а в некоторых областях это 2 тыс рублей, никак не влияет ни на качество этой лошади, ни на качество ее содержания. Если говорить о господдержке, то этой поддержкой должны поощряться ценные племенные лошади независимо от формы владения ею и использования. Причем важнее поощрять племенных лошадей по качеству приплода, полученного от них, а не их самих по факту существования. Вся система господдержки должна быть направлена на поощрение качества и полученного результата, а не количества.
Тогда будет стимул получать эти результаты и достижения, за которые дают деньги. Пока же действующая система стимулирует подгонять количество лошадей независимо от их качества.
Стоимость дозы лицензированного жеребца от 500-600 евро, это 40 тысяч рублей, с доставкой и осеменением порядка 60-70 тысяч. Реализация качественной лошади может покрыть себестоимость и принести доход. При этом использование отечественного жеребца тоже не «5 копеек», накладывается транспортировка и содержание. Чем поможет эта копеечная дотация, чтобы за нее так держаться? Кроме того, государство требует отчет за использование лошадей, налоги с продаж, зарплат, которые непомерно превысят любые дотации. И все эти проблемы от того, что хозяйства витают в иллюзиях, что их спасут дотации, а не повышение качества получаемых лошадей. Повышая количество дотируемых лошадей непременно падает качество их содержания. Лошади, выращенные с нарушением технологий, не выдерживают конкуренцию с импортом. Т.е. получается, что заводчики сами рубят сук, на котором сидят.
Проблемы, с которыми сталкиваются коннозаводчики.
1.
Отсутствие национального бренда. Каждое разведение, каждая селекция, каждый подбор должен иметь смысл! Получаемая лошадь должна предназначаться для какого-либо точечного использования. В нашем случае – это конный спорт. Традиционные породы лошадей для спортивного использования – это тракены, русские верховые и буденновцы. Лошади, восходящие к ганноверам и голштинам, завезенным в 60-е годы формально не относятся ни к ганноверской, ни к голштинской породам. Уже давно назрел вопрос о создании хотя бы РЕГИСТРА полукровных лошадей и оформления его в отечественный бренд, который будет представлять отечественное коннозаводство на соревнованиях. Это не будет ПОРОДОЙ, это бренд – спортивные лошади, отвечающие определенным требованиям экстерьера/типа и работоспособности. И речь разумеется в первую очередь о лошадях, восходящих к тем самым ганноверам и голштинам, ввезенным в СССР в 60-х годах. Ведь в настоящее время тот же Воск, продукт российского разведения в нескольких поколениях, представляет иностранный бренд! Ну как такое возможно? Если кто-либо из покупателей захочет такого «Воска», он обратится в Ганноверский союз Германии! Это наносит ущерб отечественным хозяйствам.
Создание подобного РЕГИСТРА не нанесет никакого урона лошадям отечественных пород, которых бережно хранит ВНИИК, но его отсутствие наносит вред отечественному коннозаводству в целом. В страну завозят импортное поголовье, которое используется без какой-либо системы. Кроме того, к сожалению, это приводит к тому, что хозяйства переходят под эгиду иностранных союзов и начинают работать на чужие бренды! Веедерн, Элитар, Кировский.
2.
Отсутствие системы испытаний лошадей, которой доверяют спортсмены – основные покупатели продукции коннозаводчиков. Система испытаний молодняка в России была и есть. Причем отечественная система испытаний имеет неоспоримый плюс в том, что испытываются не только потенциальные производители, но и молодняк – потомки производителей, таким образом мы имеем наиболее полную оценку производителей по качеству приплода, полученного от них. Однако, основной спорный вопрос состоит в том, что
методику испытаний (наставление, разработанное в 80-х годах) следует усовершенствовать и подвести под современные требования к лошадям для спорта высших достижений. Лошади, обладающие качествами 30-ти летней давности не востребованы спортсменами, именно это и губит отечественное спортивное коннозаводство. Необходимо понять к каким качествам следует стремиться и производитель оценку и отбор лошадей в племсостав с учетом современных требований. Но у нас это сделать негде!
В нашей стране существует абсурдная ситуация – любая чистопородная лошадь при рождении уже становится племенной и получает паспорт племенной лошади при подтверждении происхождения. Соответственно каждый, имеющий лошадь с паспортом волен ее размножать, независимо от ее работоспособности. Эту проблему поможет вывести в нужное русло изменение паспортизации лошадей: необходимо убрать слово ПЛЕМЕННОЙ из названия паспорта лошади, и присваивать его только назначенной в племенное разведение лошади, т.е. прошедшей испытания и лицензирование. От того, что слово «племенной» не будет написано на паспорте, тракененская лошадь не перестанет быть тракененской.
3.
Отсутствие связи с основными потребителями – спортсменами. В наш мир интернета и коммуникаций продажи лошадей стали живее, и кто смог адаптироваться к современным возможностям, тот остается на плаву. Спрос на спортивных лошадей есть, и он достаточно большой. Сейчас спрос больше, чем отечественное коннозаводство способно его обеспечить. Меня очень волнует другой вопрос – это вопрос использования в спорте ремонтных лошадей. Все же основная масса заводчиков к этому финансово не расположены, если рассматривать и мелких частников, и крупные хозяйства, то содержать лошадей – это расходы одного уровня, а содержать спортивных лошадей – это расходы совершенно другого уровня. И основная проблема в том, что в такую лошадь вкладываются огромные суммы, но она не будет продана с попыткой окупить расходы, а пойдет в разведение, которое в нашей стране не развито и окупить продажей спермо-доз или жеребят практически невозможно. Но без спорта невозможно выявление настоящих спортивных качеств будущих производителей. Я думаю, что можно создать какие то программы от Федерации по таким перспективным в разведение лошадям, здесь же нам помогут выявить таланты те же испытания.
4.
Пропаганда "сохранения" пород. Я вижу глобальную ошибку в том, что вся политика направлена на СОХРАНЕНИЕ пород, а не на их РАЗВИТИЕ. И при этом "сохранение" пропагандируется только в поддержании чистопородности происхождения.
Как только поменяется
стратегия селекции и планов по развитию, ситуация в коннозаводстве непременно начнет улучшаться. Нужно понять, что цель коннозаводства – производить востребованный товар (= продажа лошади). Если товар неликвиден на рынке, то он не продается, что ведет к тому, что хозяйство умирает. Что мы сейчас и наблюдаем в массе. Такая пропаганда «сохранения» не дает желающим заниматься коннозаводством реальных сведений о современных тенденциях, современных требованиях рынка, соответственно не позволяет людям правильно вкладывать свои деньги. В итоге люди разочаровываются в полученных результатах и уходят из коннозаводства. Поэтому, для того, чтобы знания были не только об истории и лошадях, память которых мы чтим уже 200 с лишним лет, а о современном состоянии спортивного коннозаводства, о современных жеребцах и хозяйствах, в помощь коннозаводчикам и просто любителям лошадей мы выпускаем журнал «Рустракенер». Он не является каким-либо официальным изданием, это детище команды людей-не олигархов, которые очень любят отечественных лошадей и хотят помочь найти им свое твердое место в этом мире. Кроме того, мы в этом году запустили проект «Иппологика» – онлайн-версия журнала с расширенными горизонтами.
Вот. Как то так.