Предисловие к сборнику "Маточные семейства тракененской породы"
Каждый этап в развитии породы неповторим, но если один из них может оказаться очередной ступенькой к совершенствованию и увеличению поголовья, то другой – к забвению и исчезновению. В тракененской породе, не раз находящейся на грани исчезновения, залогом очередного возрождения был маточный каркас, заложенный в конце XVII - начале XIX века кобылами, прошедшими войны и эвакуации, испытания холодом и голодом. В коротких, но жёстких периодах естественного отбора выживали сильнейшие лошади, которые потом расцветали в тепличных условиях коннозаводства Восточной Пруссии, любви её правителей и стараниях лучших селекционеров и вызывали зависть иппологов и кавалеристов всей Европы.
Пока есть тракененские кобылы – основа породы, можно быстро увеличить поголовье с помощью чистокровных, арабских и англо-арабских жеребцов, на приобретение которых немецкое правительство никогда не скупилось. Но если нет кобыл, никакие самые дорогие жеребцы «экстра-класса» не помогут восстановить породу, лишь создать иную, новую породу. По-сути, именно это и произошло в Германии после Второй Мировой войны, когда поголовье конного завода «Тракенен» было вывезено в Советский Союз. Они создали новую породу «восточно-прусских лошадей тракененского происхождения» по крупицам собирая кобыл старо-тракененских семейств, но и вводя в породу много чистокровных и восточно-прусских кобыл.
В Советском Союзе не очень-то представляли, что делать с «жемчужиной» коннозаводства Германии. Удивительно, что после трагического сокращения маток в 1954 г. с 300 до 80 голов сохранились многие тракененские семейства, но тогда порода недосчиталась семейств Леди Нельсон (Lady Nelson) № 220, в котором была получен Темпельхютер и Шнеппе (Schneppe) № 249. В те годы породу спас С.М. Будённый, курирующий верховое коннозаводство страны.
Однако, едва не уничтожив породу, уже в начале 60-х годов, в связи с успехами тракенов в конном спорте мы начали закупать их в Польше, не принимая во внимание их упряжные качества.
Дальнейший период развития тракененской породы в СССР был благополучен, создавались новые конные заводы и отделения при рысистых заводах, их разводили в колхозах, совхозах и на птицефабриках в связи с развитием массового конного спорта. Порода больше не была ограничена одним заводом, и её представителей можно было встретить во всех республиках Советского Союза.
После 1991 г. ситуация изменилась. Теперь тракенов проверяли на прочность не месяцы и годы и не война с эвакуацией, а новая экономическая ситуация и, связанные с ней упадок конного спорта, а следовательно ненужность лошадей, разруха и голод. При этом были и благополучные хозяйства, откуда выходили выдающиеся лошади. К примеру, Хеопс, 1994 г.р. (Херсон – Олимпиада), рождённый в ГПЗ им.А.И. Майстренко, проданный в Эстонию, а затем в Германию как конкурный жеребец класса «S» и лицензированный там для ольденбургской, тракененской, вестфальской, рейнландской и других пород.
В настоящий момент ситуация в конном спорте коренным образом изменилась, он снова популярен, множится число соревнований и увеличивается призовой фонд, но тракененских лошадей среди участников становится всё меньше. Современные спортсмены отдают предпочтение уже подготовленным зарубежными всадниками европейским лошадям. Процесс вытеснения отечественного коннозаводства с рынка спортивных лошадей неизбежен без защитных мер со стороны государства. В Германии такие меры приняты и не обсуждаются, там невозможно стать чемпионом своей страны на лошади, рождённой не в Германии. То есть Райнер Климке мог быть в составе Олимпийской сборной Германии по выездке на русском тракене Биотопе, мог быть чемпионом Европы и Мира, но никогда не стал бы на нём чемпионом своей страны.
Как видно из схемы № 1 в хозяйствах Российской Федерации доминируют кобылы тракененских семейств, распространившихся из Кировского к/з по другим заводам и племенным фермам. Доминируют в настоящий момент кобылы из семейств Фатьме (22 %) и Демант (16 %). К сожалению, невысоким является чисто кобыл в семействе Тибериусше (8 %), то есть всего 28 голов. А ведь это семейство развивается только в России, ни в Литве, ни в Беларуси нет представительниц этого семейства, также как семейств Фанни, Тинетте, Западни и др.
Схема 1. Распределение кобыл по семействам в хозяйствах РФ на 2012 г., % (369 голов).
Нямунский к/з (схема № 2) формировался за счёт кобыл, импортированных из Польши, поэтому вполне естественно, что маточный каркас завода составляют представительницы восточно-прусских семейств Хуриски (40 %) и Хлопушки (16 %). Значительную часть поголовья составляют также потомки кобылы кировской Эрнессы, восходящей в восточно-прусской Прозе. К старо-тракененским семействам Фатьме, Зольдатше, Демант, Люфтшпрунг, Лоре восходят от 2 до 10 кобыл крупнейшего конного завода Литвы.
Схема № 2. Распределение кобыл по семействам в Нямунском к/з (Литва) на 2013 г., % (156 голов).
Совсем другая ситуация в генеалогической структуре маточного состава в крупнейшем хозяйстве Беларуси – РЦОПКСиК им. Л.М. Доватора (схема № 3), который формировался как за счёт польского импорта, так и за счёт кировских тракененских кобыл из спорта. Благодаря этому, к настоящему времени на долю семейства Киевитт приходится 18 % кобыл, Демант – 10 %. Около 50 % всех кобыл относится к восточно-прусских семействам, среди которых лидируют Диоптрия (15 %), Степола (13 %) и Персона (10 %).
Схема № 3. Распределение кобыл по семействам в РЦОПКСиК им. Л.М. Доватора на 2013 г., % (114 голов).
Из приведённых данных следует, что потеря ряда старо-тракененских семейств в будущем уже не может быть восполнена из близких нам популяций литовских и белорусских тракенов. Наиболее оптимальным вариантом сейчас был бы обмен с этими заводами кобылами из разных семейств, особенно наиболее ценных - Тибериусше, Демант, Фатьме, Клееблатт и других. Однако, границы, расстояния, цены, недальновидность коневладельцев делают такой обмен практически невозможным.
Данный сборник является попыткой на мгновение остановить время в 2012 г. и оценить современный маточный состав тракененской породы – наследие легендарного конного завода «Тракенен», захваченного советскими войсками в 1944 г. в Восточной Пруссии.
С каждым годом всё меньше тракененских кобыл остаётся в чистопородном разведении. К 2013 г. перешло на метизацию с голштинскими жеребцами, а затем было расформировано крупнейшее в Московской области племенное хозяйство, имевшее около 40 маток – ООО «Визави». Распродано поголовье племфермы «Антарес» (20 маток), Тульская обл., Кировской ГЗК (15 маток) Кировская обл., КСК «Озёрный край» (30 маток), ООО «Агромир» (20 маток), Краснодарский край, КСК "Взлёт", Московская обл. и некоторых других.
В крупнейшем заводе страны – Кировском конном заводе (Ростовская обл.) в 2013 г. 31 тракененская кобыла из 62, случена с нетракененскими жеребцами. В ООО «Ермак» (Самарская обл.) – все 13 тракененских кобыл случены с полукровными жеребцами, в ООО АПК «Кавказ» (Краснодарский край) все 10 тракененских кобыл покрыты нетракененским жеребцом.
Хотелось бы, чтобы этот сборник помог коннозаводчикам понять - насколько хрупкой и, главное, невосполнимой извне, является отечественная популяция тракененских лошадей, которую можно уничтожить всего за 10-15 лет не только продолжающейся бескормицей и отсутствием грамотной технологии выращивания в ряде хозяйств, но и бездумным скрещиванием с полукровными жеребцами во вполне благополучных предприятиях.
Россия ещё обладает ценнейшим генофондом, полученным из «Тракенена» и нельзя допустить, чтобы в истории мирового коннозаводства Россия стала местом гибели знаменитой породы.