Знаете, а ведь это очень интересная тема на самом-то деле. И с точки зрения тренерской работы, и с точки зрения "зачем психов к лошадям подпускать" (мда), и вообще.
Давайте начнём с того, что есть тревожные типы личности. Тревожная личность, с одной стороны - это результат банальной генетики и внутриутробного развития, а с другой - результат воспитания, нахождения в среде и прочих внешних факторов. Обычно это дети, выросшие в семьях с завышенными требованиями, где родитель постоянно третировал ребёнка за всё на свете и требовал идеала во всём ("А почемууууу у тебя не пятёрка, а пятёрка с минусом, а?"). Плюс часто буллинг в школе. Плюс часто позорил на людях, что взращивает у человека т.н. "страх социального позора". В результате человек вырастает с самым главным - страхом ошибки, который пронизывает всю его личность насквозь.
В общем-то тревога - это нормальный заложенный в нас инструмент, в каждом человеке, который помогает нам "собраться" и "перескочить проблему/угрозу". Но у тревожной личности эта тревога чуть выше нормы. Тем не менее на данном этапе с тревогой вполне можно справиться самостоятельно или, да, у психолога. Но не абы какого, а психолога, который работает в направлении когнитивно-поведенческой терапии, т.к. это на данный момент единственный научно доказанный метод психотерапии. Самостоятельно тоже можно, т.к. упражнения из КПТ как раз в 90% случаев направлены на самостоятельную работу пациента. Это дневники самонаблюдений, практики осознанности, дыхательные упражнения и т.д. В общем там нет ничего "такого", некоторые люди доходят до этого интуитивно, просто там больше системности и работы именно над конкретной задачей.
В целом девушка в 16 лет это может и перерасти без какого-либо вмешательства. Но работа (самостоятельная или с психологом, а может даже просто с психологически подкованным человеком) может существенно ускорить этот процесс и облегчить жизнь. Это может и существенно сказаться на тренировках, т.к. будет больше открытости новому опыту, больше контакта с тренером, больше доверия, да и мозги будут сконцентрированы на работе, а не на страхе и ужасе, что обо мне подумают или что мне скажут, и как ужасно, что я ошибусь.
И, главное, это может помочь однажды не пополнить ряды пациентов психиатрической клиники. Очень жаль, что в моём подростковом возрасте не было информации о психическом здоровье, и что в своё время никто не обратил внимания на то, что мне до тахикардии и трясущихся ног страшно ходить в магазин, разговаривать по телефону, ходить в общественные места, играть в командные игры и выполнять еще несколько десятков разных действий, которые здоровые люди выполняют без задней мысли. Все считали, что это ерунда, и у всех бывает, и надо "просто взять себя в руки" и "перестать думать о ерунде и привлекать к себе внимание". И я тоже стала считать, что это ерунда, и я просто себя накручиваю, пока однажды не поняла, что я несколько месяцев не сплю по ночам, точнее проваливаюсь в дремоту, но просыпаюсь каждые 15 минут, и мне ничего не помогает расслабиться, ни вино, ни валериана, ни афобазол, ни пион с пустырником, ни больше работать, ни меньше работать - ничего из того, что советуют в интернетах или продают без рецепта. Что мне уже не по телефону позвонить страшно, а что я, проснувшись утром, паникую из-за того, что мне нужно заложить бельё в стиральную машину (вдруг что-то пойдёт не так), или что все люди вокруг считают, что я идиотка, дура, ничего не умею, и постоянно меня осуждают за спиной. Или что я не могу убраться в квартире, потому что боюсь, что у меня не получится убраться идеально, а если я уберусь не идеально, то буду до следующих выходных мучиться от чувства вины. Или что я не могу пойти в бассейн, куда люблю ходить, потому что боюсь, что у меня собьётся дыхание, и я утону. И что я постоянно хожу и думаю, что вот бы меня машина сбила, и всё закончилось бы. Может, если бы я проработала как-то зачатки этого тогда, мне не пришлось бы приползти в клинику неврозов к психиатру (что само по себе было подвигом) с трясущимися руками и в состоянии зомби от многомесячного недосыпа, услышать чудесную фразу "генерализованное тревожное расстройство" и увидеть округлённые глаза психиатра "и вы так всю жизнь живёте?". А теперь пить антидепрессанты с транквилизаторами, лечить башку, ловить на себе сочувственные взгляды и продолжать слушать, что "такое у всех бывает")) Как я говорю, если у вас такое бывает, то у меня для вас плохие новости)))
Так что, знаете, пусть лучше она сходит к психологу или почитает про КПТ при тревоге, и это окажется подростковой или гормональной ерундой, чем в почти 30 лет жалеть, что в своё время эту ерунду пропустили.
И, кстати, общение с животными людям с ГТР и СТР (социальное тревожное расстройство) рекомендуют психиатры, т.к. оно снимает тревожность, если нет специфический фобий по отношению к животным, поскольку животные и природа вообще концентрируют человека на "здесь и сейчас", а не на будущем и катастрофизации этого будущего. И тревожные типажи сами часто тянутся к животным, так сказать, интуитивно, чувствуя, что с животными им лучше, чем с людьми. Поэтому среди тех, кто работает с животными вообще много "чудных", которые просто не знают или не хотят себе признаться в том, что они тоже немного "психи"))
И к вопросу о том, как люди после войны без психологов обходились. Простите, но это аргумент в духе "а раньше бабы в поле рожали". Рожали в поле, только сколько из рожениц умирало от заражения крови, сколько детей не доживало до года, сколько женщин потом всю жизнь страдали от разных гинекологических заболеваний, вызванных отсутствием своевременной медицинской помощи - никто не скажет, т.к. не было статистики такой, бабы вообще были на уровне скотины, если уж на то пошло. И после войны люди тоже по голове жили вообще-то не всегда хорошо. ПТСР был очень у многих. Просто говорить о таком было не принято. Другой политический строй, другая идеология. В СССР нет секса, инвалидов и психически больных людей. Но это не значит, что люди не страдали, не лежали в психушках, не были бытовыми алкоголиками, не били жён и детей на фоне психологических травм и не умирали раньше времени от сердечных заболеваний.
Очень жаль, что до сих пор у нас в обществе такое отношение к ментальным расстройствам, что психически больные люди - это те, которые видят "глюки", слышат голоса и кидаются на людей с топорами, а всё остальное "не считается". На самом деле эти заболевания куда разнообразнее, и если их нельзя потрогать или увидеть своими глазами, это не значит, что их не существует.