Как покупают и продают лошадей

В Янове очень гибкая ценовая политика. Там есть очень дорогие лошади, которые выставляются на аукцион "Гордость Польши".
Есть лошади средней ценовой категории. А есть -- от 1000 евро (мерина в основном). В пределах 3-5-8 евро можно купить очень приличных маток. А у частников, которые держат кобыл с Янова Подляски и кроют их же жеребцами, и того дешевле.
В Польше, как и везде, арабское конезаводство переживает кризис, спрос на лошадей резко снизился. Многие частные арабские заводчики разорились.
Молодняк на конзаводе продают. Но опять-таки, по официальной версии -- только через аукцион. Хотя я видела, как приехали на соревнования австрийцы ... и уехали с молодой кобылкой. А аукциона никакого не было.

Сперму продают, кобыл на случку берут.
Но насколько мне понравились их молодые кобылки и матки, настолько равнодушными оставили жеребцы. Все! И молодняк, и производители, и победители шоу. Там где у маток широта и утробистость, у жеребцов (ИМХО!!!) -- сырость и рыхлость. Часто встречаются мягковатые спины и бабки.
Их основной производитель очень большое впечатление производит на ринге. Но в деннике -- нет. Голова, шея -- безупречные. Все что остальное лично мне, как стороннику лошадей не для картинки, а для верховой езды, не понравилось.

Но это дело вкуса. Вот по ссылке http://zalia-arabians.pl/index2.php?lang=en одно из частных польских хозяйств. В самом верху страничке -- фото их жеребенка. То, что они считают лучшим.
Лично я на эту морду без содрогания смотреть не могу. А многим нравится.
По ценам. Вот-таких жеребчиков щоу-класса мне предлагали в пределах 3000 евро.

Кстати, по росту арабы с Янова Подляска достаточно крупные. 148-157 см в холке, такой вот разброс. Матки все выше 150 см (не меряла, естественно, но такое осталось впечатление).
 
Часть 2. Мы – в Янов Подляске

Перед тем, как пойти знакомиться с заводом в Янов Подляске, я зашла в административное здание, чтобы взять на такую экскурсию разрешения.

Обратилась к первой же встреченной девушке. Та спросила кто я и откуда. Поразмыслив, дают ли мне право мои 13 голов арабов причислить себя к заводчикам породы, я решила, что таки дают. И так и представилась.
Девушка попросила немного подождать, и пять минут спустя я оказалась в кабине у Анны Стефанюк, зоотехника и правой руки директора конзавода.

Сказать, что принимали радушно – это ничего не сказать. Больше четырех часов провела я в кабинете у Анны, расспрашивая о заводе и рассказывая о своих лошадях. Мы пили чай, ходили по заводу, снова пили чай, обедали.
Анна очень удивлялась, что до этого момента никто из белорусских арабистов не приезжал к ним. Ведь до Беларуси так близко! А что тут удивляться. На всю страну у нас около 30 голов арабских лошадей, а разведением занимаюсь только я. Зато конзавод посещали такие знаменитые беларусы как скульптор-анималист Сергей Бондаренко и художник Игорь Бархатков. Именно благодаря Игорю, кстати, я заочно познакомилась с заводом и у него расспрашивала дорогу сюда.
И еще во время нашего разговора Анна пригласила нас принять участие в Чемпионате арабских лошадей, своеобразном арабском многоборье, которое традиционно проходит в Янов Подляске в июне и носит статус международных соревнований.

Вот тут по ссылке небольшая видео-презентация этого турнира:
http://www.janow.arabians.pl/en/shows/m ... tation.php

Ух! Как же я загорелась этой идеей! Приехать сюда, в Янов Подляски, не как турист, а как всадник. Промчаться по старинным аллеям на своей любимой лошади. Не просто побыть день, а пожить на заводе, увидеть его быт изнутри…
И хотя до мероприятия оставалось меньше месяца, я решила во чтобы то ни стало попасть на чемпионат.
 
Часть 3. Подготовка
Домой вернулась с горящими глазами и кучей положений по всем дисциплинам. Зашла к Вальсу. Он мирно жевал сено и не знал, что уже ПОПАЛ. Что у хозяйки планы проехать выездку, попрыгать конкур, попробовать себя в вестерне и в драйвинге. И на всю подготовку три недели 
По правилам на одной лошади можно участвовать в 4х дисциплинах.
Как же упоительно и прекрасно было выбирать, что нам по силам. И понимать, что по силам практически все – было бы времени подготовится побольше! Не зря знающие люди считают арабов универсалами. Они действительно годны для всего, быстро и с удовольствием учатся и таланты у них самые разноплановые.
Помучавшись с переводом положений, от выездки я все же решила отказаться. Вальс много чего умеет, но качественно скатать две езды за столь короткий срок, да еще занимаясь рядом других дисциплин, тяжело. От драйвинга тоже пришлось отказаться. Этой зимой я заездила Вальса в русскую упряжь и катала на нем в санях туристов. Но опыта езды в евро-упряжи (как и самой евро-упряжи) у нас не было, так что горячку пороть не стала.
Решили в результате попробовать свои силы в трейле, конкуре, хантер плежере и в шоу.
Кроме Вальса стали интенсивно готовить четырехлетнего арабского жеребчика Надежного (Джон-Нормаль). Он в силу молодости и разгильдяйского характера умеет не так много. Но что одну лошадь везти, что двоих – затраты не сильно отличаются (особенно если учесть, что Анна любезно предложила не брать за постой наших лошадей денег и помогла нам найти очень бюджетную гостиницу)
Словом, завертелось.
В конкур мы напросились готовиться в Ратомку в Республиканский конно-спортивный центр к мастеру спорта международного класса, члену сборной СССР по троеборью, дважды представлявшего страну на Олимпиаде, Валерию Дворянинову. Этот мастер 5 лет назад начинал напрыжку Вальса и выступал на нем. И меня немного тренировал.
Валерий Егорович взялся за нас охотно. Ему нравится Вальс, он очень высокого мнения о талантах этой лошади. Со мной сложнее.
Прыгать на арабе – большое искусство. Лошадь это гибкая, сильная, пластичная, но при этом некрупная и короткая. Нужно очень четко видеть расчет и не ошибаться, особенно при подходе к высотно-широтным препятствиям. Иначе можно просто посадить коня на прыжок.
До 80 сантиметров на Вальсе прыгать очень легко. Он выпрыгнет с любого положения, и взлетает над барьером легко и с запасом. Метр и выше – уже надо думать, считать и ехать, подстраиваясь под лошадь. У меня получается не всегда.
До выступления в Янове у нас получалось всего 7 тренировок. Естественно, прыжковый опыт и у меня, и у лошади есть, но был перерыв в конкурных тренировках примерно 4 месяца. Тогда, зимой, мы ездили в манеж к другому мастеру, Елене Сергеене. Но тогда больше занимались конкурной выездкой, в основном работали с жердями и невысокими, хитро накрученными связками.
Потом, с конца февраля, перешли к пробежному тренингу, к работе в руках и на свободе. И хотя Вальс был в прекрасной форме и втянут в работу, не прыгали уже довольно давно.
На первую тренировке к Валерию Дворянинову приехали на мягкой хакаморе. Действительно мягкой – широкий кожаный ремень на храпе, цепочка свободно висит. Вальс давно уже ходит без железа, даже на кордео бегает. Но в этот раз я пожалела, что не взяла что-нибудь построже.
Вальса от предложенной работы откровенно перло. Он любит прыгать, особенно если невысоко. И соскучившись по барьерам, заходил на них резво, весело, с нешуточным запасом и после каждого прыжка норовил опустить вниз голову и поскакать козлом.
А хакамора предполагает работу на доверии, подчинить разыгравшуюся лошадь на ней сложно, если не сказать, невозможно. Справились, конечно, но не без труда. И получили от тренера нагоняй и указание в следующий раз одеть железо.
И понеслось. Крестовины, чухонцы, брусья… Радость полета, понимание, что – могу! Получается!
Пятая тренировка была у нас «боевая» -- выехали с Вальсом на любительский старт. Везла коня с легким сердцем. Отдохнувший, набравший форму во время пробежных тренировок Вальс, прыгал просто шикарно – с удовольствием, энергично, очень аккуратно.
И то, что на соревнованиях мы снялись на втором прыжке, стало для меня настоящим шоком.
Объяснялось все просто: под метровым чухонцем стояли 3 ярко-синие бочки. Которые почему то не вызвали доверия у Вальса (хотя вообще он очень смелый) и прыгать через них он категорически отказался.
Пришлось ждать окончания соревнований, вновь выходить на поле и уже в индивидуальном порядке объяснять коню, что он не прав. На это потребовалось пять минут – понюхали бочку, потрогали, понизили высоту, прыгнули, подняли верхнюю жердь, снова прыгнули. Но я поняла главное – надо приучать коня к разным «украшениям». Потому что на турнире в Янов Подляске маршрут всегда стараются сделать зрелищным, в том числе и за счет фигурных барьеров, корзин с цветами и других декоративных предметов.
Поэтому на шестую тренировку Валерий Егорович принес с собой на поле ведра, попоны, тряпки и живописно украсил этим инвентарем барьеру. И опять то же самое. Закидка «чтобы посмотреть», потом конь с легкостью преодолевает «страшный» прыжок.
Я была в отчаянии! И даже то, что к концу жеребец прыгал все без заминки, меня не успокоило.
В результате седьмую тренировку опять сделали выездной – поехали в частный конный клуб, где и «стенка» есть, и «штакетник», и «канава». С собой кроме этого взяли несколько разноцветных одеял, которыми для устрашения накрыли барьеры.
Я была на этот раз настроена по-боевому. Настолько, что Вальс, замешкавшийся перед ярко-красной каменой стенки, предпочел передумать и выпрыгнуть ее с места, но не связываться с моим резко испортившимся из-за этого факта настроения.
Словом, последнюю нашу седьмую тренировку и я, и конь просто летали над барьерами, полностью игнорируя все понавешанные страшилки. И отшагивая мокрого, но довольного собой жеребца я с удовлетворением думала, что план экспресс-подготовки выполнен полностью. Можно ехать!
 
Параллельно с конкуром, готовились к трейлу.
Соревнования по этой дисциплине у нас проводятся уже два года. И почти во всех мы с Вальсом участвовали. Как правило оставались в призах. А последний трейл, проходивший в рамках конной выставки в Минске, даже выиграли.
Это с одной стороны.
С другой – трейл у нас находится в очень зачаточном состоянии. Упражнения, даже на соревнованиях, предлагаются самые простые, паркур не включает в себя галоп – только шаг и рысь. Допускаются любые виды седел и уздечек.
Поэтому о своей готовности я больших иллюзий не строила – но старались мы очень.
В результате этих стараний Вальс виртуозно научился осаживать в жердях. Стал делать это быстро, аккуратно и осознанно – сам думал куда поставить ноги и старался не наступить на жерди. Причем не только в параллельных жердях, но и в более сложных конфигурациях: буквой V, буквой Г, букой S.
Сложнее было с сайд-пассом.
В белорусских трейлах в паркур это упражнение не включали. И осваивали мы его самостоятельно. По началу Вальс не понимал, что от него требуется. Приходилось выполнять упражнение раз за разом в руках. Объяснять. Садится в седло. Спешиваться. Снова объяснять. И шумно хвалить, когда жеребец делал хоть шаг в нужном направлении.
Зато когда Вальс понял, что требуется – стало легко. И с лежащей жердью, и с приподнятой он справлялся одинаково хорошо.
С воротами, который в трейле нужно открыть, проехать и закрыть, не выпуская створку из рук и не меняя руку, получалось по-разному.
Хорошим тоном считается следующее выполнение: всадник подъезжает к воротам, останавливает лошадь. Берет в руку «створку». Потом лошадь осаживает назад, останавливается, делает поворот на заду, осаживает и всадник оказывается возле столба, на котором закрепляет «створку» обратно.
И все это – одной рукой. Важна четкость исполнения, так как шаг вправо-шаг влево, и ты оказываешься слишком далеко от ворот, и либо разрушишь их, либо не справишься с заданием.
С четкостью были проблемы. Когда Вальс слушал меня и не спешил, получалось великолепно, очень технично. Но стоило ему чуть отвлечься, и элемент выходил очень корявым. Шансы хорошо выполнить это упражнение я оценивала как 50 на 50. Примерно в таких пропорциях у нас и получалось.
И самые большие проблемы нарисовались с лоупом – очень медленным, спокойным галопом, на котором выполняется «галопная» часть трейла.
Энергичный, взрывной Вальс категорически не хотел таким галопом ходит. Дома еще так-сяк. Но на публике, когда на тебя смотрят десятки глаз его галоп тут же становился средним между рабочим и прибавленным. А никак не «лоупом».
Утешала я себя только тем, что лучше проиграть в сильной компании, чем выиграть в слабой. И что такое поражение даст больше толку и опыта, чем победы в Беларуси.
С тем и поехали.
 
Начало путешествия

Самое сложное в таких поездках – это таможня.

Белорусскую проходим без проблем, хотя и муторно это – полдесятка окошек, кипа документов в руках, недоуменно-любопытствующие взгляды водителей дальнобойщиков. Среди водителей и экспедиторов на грузовой таможне, кроме меня, женщин нет. Отсюда и повышенное, но какое-то липкое внимание.

С польской таможней хуже. Проходя ее, я всегда вспоминаю бородатый анекдот:

«В каком году фашисты Польшу захватили? – В 1939. – А в каком году на СССР пошли? – В 1941. – А что два года делали??? – Как что? Польскую таможню проходили!»

Продраться через поляков – долго и дорого.

Порядка 60 евро платишь за каждую лошадь в банк – это за то, что ветеринары ее посмотрят и оформят ветсертификат. Хотя обычно попу от стула никто не поднимает.
Еще 1000 злотых (около 12 тыс. российских рублей) оставляешь за каждую голову задаток. Как гарантию того, что лошадь вернется обратно в Беларусь. Просто так отдать в банк задаток нельзя. Его сначала оформляешь в специальном окошке – естественно, не бесплатно. Потом уже в банк. Там тоже свое не упустят, 1% от суммы ты потеряешь. И самое главное, что надо иметь при себе нужную сумму в польских злотых. В других деньгах платежи невозможны. А на таможне в обменнике курс такой, что потеряешь ты при конверсии на этом задатке как минимум 30% от суммы.
Это – официальные платежи.
Неофициальные, то есть взятки, здесь тоже очень любят.

Ветврач изучал наши бумаги минут двадцать. Я спокойна – все оформлено грамотно, все есть, не подкопаться. Таможенную ветслужбу этот факт очень печалит. И нас просят подождать на улице. Мы ждем – больше часа. Потом нас зовут. Выжидательно смотрят – созрели?
Мы не созрели и ничего не предлагаем.
Ветврач снова изучает наши бумаги. Еще 20 минут. Потом говорит – 100 евро.
-- За что? – спрашиваю я.
-- За то, что я оформлю вам ветеринарный сертификат.
Вообще за сертификат мы уже заплатили в кассу по 60 евро за лошадь. Поэтому я психую и иду к начальнику смены.
Тот резко перестает понимать русский язык, на котором довольно бодро общался со стоящим передо мной дальнобоем. Английский тоже не понимает. Тогда я перехожу на польский, который худо-бедно знаю.
С тяжелым вздохом начальник службы говорит, что дела ветеринаров его не касаются. И вообще он не в курсе.
Все. Больше идти не к кому.
Протягиваю 100 евро. На что ветеринар цинично говорит – а по 50 не разобьете?
Не разобью. Пусть сам думает, как.
И опять иду к таможенникам. Начальник службы опять общается со мной по русски, бегло и свободно. И, подмигнув, за 5 минут оформляет все документы. Еще 4 окошка – и я сажусь за руль коневоза.

Прохождение таможни заняло 8 часов. Для сравнения, дорога от Минска и Янова Подляски всего пять. Да и на топливо было потрачено поменьше.
Но – такова наша реальность.
 
"и я сажусь за руль коневоза."


Алёна, вы тягач с коневозом самостоятельно водите?
 
У меня не прицеп, а небольшой грузовичок "Ивека". Хорошая надежная заводская коневозка на 3-4 головы. Ее -- да -- вожу сама. И получаю от этой работы огромное удовольствие.
 
офигеть. н-да, наши женщины и коня на скаку и коневоз на трассе могут. и удовольствие получать при этом. :!:

я легковую вожу минск-моква и у меня кисти болят к концу пути. хотя м1-е30 трасса лучше многих. любой дальнобой -- очень трудно и утомительно морально и физически. а как ехать по городам и весям за рулем груженого коневоза я вообще не представляю.
 
Особенно когда уроды-таможники все нервы повымотают :evil:
Написала вчера на эту тему длинный пост - стёрла. Очень злой получился :roll:
 
Как здорово, что дневник ожил!!!
Сколько у Вас интересных событий произошло!
Тоже присоединяюсь ко всем ждущим продолжения :lol:
 
В Янов Полляске

После ночи на таможне последние 40 км до конзавода машину веду на силе воли. Потому что других сил – ни душевных, ни физических, после общения с польской ветеринарной службой не осталось.
Но стоило мне проехать через высокие белые ворота и припарковаться у административного здания конзавода, как сон исчезает мгновенно. Вот оно! Случилось! Мы – в Янов Подляске!

Мне сложно описать, охватившие меня тогда чувство. Душевный подъем. Восторг. Свершившееся чудо. Ведь я иду по мощеным дорожкам легендарного конного завода. Со своими лошадьми. Не как гость-турист, а как участник крупного турнира, как владелица и заводчица арабских чистокровных лошадей.

Нас встречает Анна Стефанюк, которая, как и мы, не спала эту ночь – звонила, переживала. Я в красках рассказываю о том, как прорывались через таможню. Анна в шоке. Они со своими лошадьми много ездят по всему миру, но о таком даже не слышали.

Выгружаем лошадей. Оба жеребца, застоявшиеся в дороге, выплясывают у нас в руках. Я объясняю Анне, что нам хотелось бы получить денники потише и подальше от других лошадей, так как арабы русской селекции не обладают золотым темпераментом их польских собратьев.
-- Без проблем, -- говорит Анна. И проводит нас в самый конец большой каркасно-тентовой конюшни. Мы выбираем два самых крайних денника. Оба щедро застелены соломой, чуть ли мне не по пояс. Ее так много, что оба коня заходят в денник не без колебаний – они никогда не видели такого количества подстилки. О качестве польской соломы я уже писала до этого. Но тогда ее оценивала я. А сейчас воздали должное наши лошади – уткнулись носом в душистое золото и активно заработали челюстями.
И это при том, что всю дорогу у них под носом было прекрасное сено свежего укоса! И это Вальс, который привередничает и перебирает, и которого убедить покушать не легче, чем капризного ребенка.

Я тоже присаживаюсь на тюк соломы у входа в конюшню. Вдалеке ходит табун арабских маток с жеребятами. Мимо туда-сюда снуют работники завода с арабскими лошадьми в поводу.

Позже, Наташа Морозик, владелица одного из двух белорусских конных магазинов, заскочившая к нам в Янов Подляский, в телефонном разговоре с кем-то из спортсменов очень четко сформулирует мысль, которая возникает при этом зрелище:
«Представляешь, -- сказала она своему невидимому собеседнику. – Здесь несколько сотен лошадей. И все арабские. И все живут (и хорошо живут!) не для спорта или каких-то других достижений, а просто так. Для красоты».

Это действительно отображает дух конного завода – лошади для красоты.

От размышлений меня отрывает Анна. Она решительно садит нашу троицу беларусов в свою машину и везет в супермаркет. Не смотря на возражения, набирает нам корзину продуктов. Объясняет, то ей стыдно за соотечественников на таможне, и что так быть не должно. И что ей хочется хоть как-то поднять нам настроение после ночных приключений.

Потом едем в гостиницу.

Гостиница – большой уютный коттедж пана Анджия находится в самом городке Янов Подляски, примерно в четырех километрах от конного завода. Встречает сам хозяин – очень радушно. Угощает чаем и показывает наши комнаты.
Комнаты большие, светлые. С фотографиями и гравюрами лошадей, украшенные старинными предметами польского сельского быта. Стоит все это удовольствие всего 10 (!!!) долларов в сутки с человека.

Анна спрашивает, во сколько за нами заехать. Но я решительно отказываюсь – и так эта невероятная женщина сделала для нас очень много. На ней весь турнир, все гости и всадники, справимся сами.
После ночного переезда хочется спать. Таня, всадник и тренер Надежного и Миша, мой муж, так и поступают. А мне не сидится – и я пешком возвращаюсь на конзавод. Кормлю лошадей, потом по очереди их шагаю в руках.

Странно, но размеренная благожелательная атмосфера этих стен влияет и на лошадей. И мои боевые крикуны-жеребцы ведут себя на удивление тихо и смирно.

Вечером первая тренировка в манеже.
Иду туда с Вальсом в поводу и по стуку копыт, понимаю, что что-то не так. Не ошибаюсь. Одна из подков потеряла 3 гвоздя и сильно болтается. Для меня это настоящая катастрофа. Даже снять подкову нет инструмента. Что уж говорить о том, чтобы поставить ее на место.
Но – справились. Объяснили нашу беду местным конникам. И подкову нам сняли, а утром, в 6.30, за полчаса до начала турнира, пообещали организовать визит коваля.

Так и прыгали первый раз в манеже конзавода – без одной подковы. Нехорошо, конечно, поэтому тренировку сократили до минимума – 10 минут разминка, 5 прыжков, отшагивание.

Вальс веселился сверх меры. Прыгал сильно, энергично, с хорошим запасом, но потом норовил растащить. А вот Надежный (очень непростая в работе лошадь) напротив, собрался и откатал программу без сучка и задоринки.

А вечером… Вечером было общение. Арабисты с Польши, Австрии, Германии. Директор Янова, Михайлова, Бьялки, еще нескольких частных арабских конюшен. Конники вообще необыкновенные и интересные люди. Арабисты же интересны вдвойне. Может быть, потому что и в самом деле порода не коммерческая, а в самом деле -- для красоты? И чтобы любить арабов, нужно действительно особое отношение к лошадям?

Приглашали нас задержаться допоздна, но сил на этот раз не осталось совсем. Рано утром встреча с ковалем. Потом с 7 утра соревнования. Надо было отдохнуть.
 
Сверху