Дни летят просто хороводом. Не успеваешь не то что писать -- переделать все важное и запланированное. Но сегодня сказала -- хватит! И закончив с делами по конюшне вечером засела за писательство.
Пошло неожиданно легко и с удовольствием. Наверное, потому что посещение этого конзавода действительно оставило у меня очень яркие и положительные эмоции.
С фото похуже. Я снимала мало, больше смотрела вокруг, и почти ничего толкового не получилось. Но, что есть. И так...
... Конный завод в Бьялке, Польша. Часть 2
Бьялка
Первое впечатление от завода – пасторальная идиллия. Неброски аккуратные здания с серовато-желтого крирпича, гравийные дорожки, ухоженные газоны и деревья. Несколько ярко-рыжих белок проворно скачут к приезжим: «угостят ли?». За конюшнями аккуратные квадраты пастбищ. И … тишина. Пролетит со щебетом стая пичуг, взвизгнет пронзительно где-то в глубине конюшни жеребец… и опять словно все вымерло…
… Конезавод относительно молод. Первые лошади (зато сразу 81 голова и все жеребцы) появились здесь в 1930 году. В 1931 поголовье удвоилось и жеребцов стало 156. В основном это были полукровные англо-арабы, которые активно использовались для улучшения поголовья местных лошадей.
Чистокровные арабы в Бьялке появились значительно позже – только в 1982 году, когда решением Польского министерства сельского хозяйства здесь был создан государственный арабский конный завод. Всего таких заводов в Польше три – Михайлов (самый крупный), Янов Подляски (самый старинный) и Бьялка – самый молодой и самый маленький по поголовью лошадей. В данный момент количество арабских маток тут колеблется в пределах 50-60 голов. В основном маточное поголовье комплектовалось лошадьми именно с Михайлова, Курозвенок и Янова.
А дальше уже Бьялка пошла своим путем.
Здесь тоже существует депо жеребцов-производителей (для чего изначально и строились конюшни). И вполне себе процветает. Здесь стоят англо-арабы, серый красавец Шагия, представители двух национальных польских пород – малопольских и так называемые zimnokrwiste (дословно – холоднокровные. Такие мохноногие средних габаритов тяжики), а еще гуцульские, английские чистокровные и другие жеребцы.
Любого из них можно взять на случку или привезти свою кобылу сюда, а также купить (с доставкой или без) сперму – свежую, замороженную или охлажденную на выбор.
Выходной день и людей не видно совсем. Только пан Мариан и главный зоотехник, и мы с мужем ходим по длинным коридорам конюшен.
При этом все делается словно само собой – кони подстелены свежей золотистой душистой соломой (в который раз задаю себе вопрос – почему наша солома никогда не выглядит и не пахнет ТАК? Я не говорю про колхозную, но даже та, что остается после уборки овса у нас на ферме все равно выглядит по-другому. Куда хуже выглядит, прямо скажем), доедают свою пайку овса, гуляют в левадах…
Потом конюхов (даже двух!) мы все же увидели. В отделении молодняка, где два высоченных здоровых молодых человека коротали время непосредственно рядом с лошадьми, выполняя еще и функции дневальных.
Еще порадовал тот факт, что всех доверенных лошадей конюха знали лично и по кличкам, а также с ходу отвечали, кто родители у того или иного жеребенка. Печально, у нас и зоотехники, бывает, путаются, а уж конюха хорошо, если по виду одного жеребенка от другого отличают.
А лошади… Лошади в Бьялке разные.
Очень понравились их матки --- практически все. Исключительно породные: головы просто кукольные, с огромными умными темными глазами, бесконечные шеи. Достаточно крупные для своей породы. В основном светло-серые, есть несколько великолепных гнедых и темно-гнедых, одна рыжая.
Здесь родились и выросли множество чемпионок: чемпионка Великобритании Маэстра; чемпионка Италии Форда; чемпионки польских Чемпионатов Остружка, Эмкиа и Герлина. Чемпион польских жеребцов – Цельсиуш, вице-чемпион польских жеребцов – Перон.
И что приятно удивило: практически про каждую матку было сказано: «хорошо скакала». То есть все или почти все кобылы прошли испытания на ипподроме, и молодые, и возрастные.
Позже, в кабинете Мариан Пасевски покажет мне коллекцию ипподромных кубков. Дерби выигрывали бьялковские жеребцы Девеж и Острагон; Эсеем был награждемн Кубком Европы; приз OAKS присуждали кобылам Арийке, Фишке и Эл Адге… Назывались и другие клички, другие призы – но разве все запомнишь! Однако трудно мне не вспомнить о Перфинце – вице-чемпионке молодых польских лошадей, чемпионке Кубка Народов, вице-чемпионке Европы молодых лошадей, вице-чемпионке мира молодых лошадей. Молодая двухлетняя кобыла – сколько же титулов еще впереди?
Изначально велась в заводе селекция и на выносливость. Это сейчас пробеги в Польше практически сошли на нет – один-два международных старта в год, и те нет-нет да отменяются из-за недостаточного количества участников. А арабские конезаводы поэтому практически отказываются работать со скаковыми и пробежными линиями, предпочитая заниматься только и исключительно шоу-лошадьми.
А раньше… Именно здесь родились Алагар, двухкратный чемпион Польши по пробегам, и гнедой Эмимгор, установивший мировой рекорд в Дубаях на дистанции 100 км.
Сейчас, проходя мимо молодых меринов (а здесь ВСЕ жеребчики, которым не светит карьера чемпионов шоу проходят процедуру кастрации. То есть меринуется, считай, вся ставка, кроме 2-3 самых ярких и породных жеребцов) я с удовольствием отмечаю отличные рычаги и крепость сложения у каждой второй лошади. Для пробежника есть что выбрать. Да и цены, прямо скажем, демократичные – от восьмисот до двух-двух с половиной тысяч евро за 3-4 летнюю лошадь.
Но спроса – нет. Бьялка завод малораскрученный, не на слуху, в отличии от того же Янова Подляски или Михайлова. И находится далеко от остальной Европы, ближе к нам, к Беларуси, всего в 170-ти км от границы.
За пробежными лошадьми сюда приезжают мало, зато, если добираются те же немцы или французы, сразу забирают практически всех выставленных на продажу меринов. Для завода такие оптовые «набеги» всегда в радость. Но так бывает такое не каждый год.
А вот на польских шоу-лошадей спрос куда более высокий. На продажу в Бьялке лошади выставляются начиная с 3х лет, и молодые кобылы продаются до конца года практически все. Меня сразу предупредили, что со ставки 2013 года почти ничего не осталось, и показали только трех – симпатичных, но простоватых.
А вот из кобыл старшего возраста на продажу предложили двух действительно великолепных – кипельно-белую, черноглазую, дерзкую, даже в деннике с соломой в гриве выглядевшей так, что сразу чувствовалась звезда шоу; и четырехлетнюю жеребую, серую в яблоках – более нежную, широкую и тоже очень красивую. Первая оценена в 25 тысяч евро, вторая – в 12. В прочем, это цены далеко не предельные. Лошади Бьялки ежегодно выставляются на аукционе в «Гордость Польши» (проводится в августе в Янове Подляски) и там цена лотов с Бьялки доходит до 150-160 тысяч евро.
Вообще продажа арабов с аукциона – для польских конный заводов узаконенная норма. Кроме выше упомянутого главного, куда отбираются самые-самые, в каждом заводе аукцион проводится ежемесячно. Проходят эти мероприятия по субботам, списки предлагаемых лошадей заранее публикуются на сайте:
http://www.bialka.arabians.pl конного завода в Бьялке.
Насмотревшись на мам (а нам разрешили зайти в денник и полюбоваться всеми матками), пошли к папам.
Здесь мои впечатления оказались очень двоякие.
Первым нам показали белоснежного жеребца по кличке Песаль 1991 года рождения. Лошадь-легенда. Лучший молодой жеребец Польши. Потом победитель национального чемпионата для взрослых лошадей. Обладатель титула чемпиона Венгрии, Top Five чемптоната Дании, Top Ten чемпионата Мира.
Был продан на пике карьеры. И, годы спустя, вернулся, чтобы прожить отмерянное, на родном конном заводе.
Он очень харизматичен. Даже вот, стоя в деннике у кормушки с зерном, не смотря на возраст, виден в нем чемпион. АРАБ с большой буквы.
Он и скакал хорошо, и потомство оставил замечательное.
Но сегодня в почете другой тип арабов. Такой, как рыжий жеребец Еврогранд в деннике напротив.
Некрупный, но очень складный жеребчик, с безупречными шеей и головой, хорошей линией верха и на удивление неплохими ногами – ровными, сухими, хорошего постава. Но все же это уже чисто шоу-лошадь. Представить рыжего красавца в спорте у меня не хватает воображения.
Хотя хорош! Хочется смотреть и любоваться.
Кроме этого стоят в отделении жеребцов-производителей ее двое. Светло-серый Fire Fighter 2001 года рождения и некрупный темно-гнедой жеребчик – Cefir.
Гнедой мне нравится. Всем, кроме вот этой самой своей некрупности. Но – когда у завода нацеленность на шоу, рост не принципиален.
Серый Perrero, напротив, достаточно крупный и породный. Но рыхлый, что, на мой вкус, куда хуже, чем небольшой рост. В прочем, справедливости ради скажу, что дети Fire Fighter, все без исключения, понравились мне гораздо больше его самого.
Покидаем жеребцов и идем к молодняку.
Вот где глаза разбегаются! Среди малышей 2013 года взгляд постоянно притягивают двое.
Рыжий с широкой проточиной жеребчик. Некрупный, но настолько яркий, что сразу становится понятно, кто будет представлять хозяйство на щоу в классе жеребят 2014 года.
Гнедой с широкой проточиной и четырьмя белыми гольфами, при виде которого я мысленно застонала и начала вспоминать, что полагается в Польше за конокрадство. Вот уж действительно, конь, за которого полцарства не жалко! Точеная голова. Бесконечная шея с гибкий затылком. Крупный рост. И такие углы, что можно не сомневаться: двигаться такая лошадь будет эталонно. Широко, правильно, неутомимо.
Мой выбор совпадает с мнением самого директора. Именно на этих двоих пока и возлагаются особые надежды. Пан Мариан показывает мне еще одного, серого, крупного и породного. Но к нему душа не лежит. Хотя в целом тоже очень неплох.
Путешествие к кобылам 2011 года вновь навязчиво возвращает меня к мыслям о конокрадстве. Потому что себе я такую лошадь, наверное, позволить не смогу никогда. Зато четко теперь знаю, как выглядит моя арабская мечта.
Вот она. Темно-гнедая, практически вороная кобылка Цирлита. Без единой отметины. Длинноногая, нежная, с огромными любопытными глазами. Контактная без навязчивости. Принимающая похлопывания-поглаживания одновременно с удовольствием и достоинством. Не бегущая – летящая. И четко осознающая, что она здесь – королева.
В прочем, с ее королевским титулом могли поспорить еще с пяток кобыл. Например, светло-серая подруга вороной, тоже ласковая и общительная. Очень типичная представительница Бьялковских арабов.
Или красно-серая в гречку, обаявшая (с полной взаимностью) моего мужа, и признанная им самой красивой молодой кобылой…
… Словом, уходить от молодых Бьялковских арабов не хотелось абсолютно. И спасибо пану Мариану, который с бесконечным терпением ждал, пока мы налюбуемся и наохаемся. Ждал, хотя наверняка понимал, что купить понравившихся лошадей мы не сможем.
Потом… Потом был кофе в кабинете директора. Демонстрация кубков и наград. Приглашение приезжать еще.
И приедем мы обязательно! Как минимум – на Чемпионат молодых лошадей чистокровной арабской породы, который традиционно проходит здесь каждую весну. Как максимум … кто знает, может быть и за лошадьми?
В любом случае, о времени, потраченном на дорогу, ни я, ни муж, не жалели ни мгновения. ОНО ТОГО СТОИЛО.