Как покупают и продают лошадей

Этот спортивный сезон оказался не сильно удачным для меня в плане спорта. Но при этом безумно интересным и богатым на опыт. И вспоминая, что «опыт – сын ошибок трудных» могу на 100% сказать, что это -- про этот спортивный сезон.

У меня было запланировано 4 международных старта по пробегам.
Первый, в Эмиратах, я ехала на чужой лошади, которая очень плохо перенесла перелет, еще хуже жару и песок. По просьбе владелицы, мы все же стартовали, печально проехали первый этап и снялись по желанию всадника и больше всех коня))))

Второй старт, на 160 на Кавказе я закончила по обидной случайности после 140 км.

И еще на два старта в Подмосковье привезла лошадей и не вышла на старт – кони за время дороги обзавелись проблемами. Ни разу не криминальными, но чреватые последствиями, если скакать быстро и долго. А делать тюлюп-тюлюп с целью дойти до финиша как то уже не хочется.



С чего начать, даже не знаю. Наверное, с последнего старта, он самый яркий пока в памяти.

И с подробностями про ошибки – вдруг кому то пригодится.


Все началось с того, что мы втроем стояли у коновязи и рассматривали лошадиное копыто.

Втроем – это я, мой замечательный рыжик Новосибирск и коваль.

Копыто было в удовлетворительном состоянии: подкова подогнана отлично, стерта умеренно, о перековке можно еще 2 недели минимум не задумываться. Но – скользит. По мокрой траве сильно. По суглинкам, да еще после дождя – очень сильно.

А нам стартовать именно по траве и суглинкам.

Коваль предлагал вкрутить шипы. Я сомневалась, так как раньше Новосибирск на шипах не ходил и начинать за пару дней до турнира не хотелось.

Перековывать перед стартом тоже не хотелось. Но вчерашняя пробежка по росе показала, что предпринимать хоть что-то да надо.

В результате остановились на промежуточном варианте. В каждое копыто коваль вбил по два гвоздя с объемными рельефными шляпками. Которые как раз функцию шипов и стали играть – только маленьких.

Это способ мной уже не раз испытанный. И недостаток у него только один – шляпки достаточно быстро стираются. Но на один старт должно хватить.

Прибили, пошагали – все ок. И пошли паковать чемоданы.



Кроме Новосибирска с нами ехала еще одна лошадь, дочка нашего Вальса и Арабики -- серебристая красавица Влтава.

Действительно красавица. При виде соседки по коневозу, Новосибирск (даром что мерин!) взбодрился, напыжился и стал гугукать что-то нежное.

Влтава фыркнула и уткнулась в сено. Путешественница она опытная, и именно еда в дороге ее интересует больше всего.

Но… сделав остановку спустя несколько часов, мы увидели чудесную картину.

Рептух Влтавы каким-то образом упал ей под ноги. И дотянуться до сена стало невозможно. Поэтому Новосибирск брал пучок со своего рептуха, вытягивал шею ко Влтаве и … кормил! Видимо, уже давно, так как Влтава уверенно и нежно вытаскивала у него изо рта травинки, прожевывала и нетерпеливо гукала – еще, мол!

Рептух мы вернули на место. Но впечатлились сильно. И Влтава, похоже, больше всех. По крайне мере с тех пор она старалась не отходить от Новосибирска и четко отсекала от него всех чужих кобыл – крысилась, скалилась и старалась встать между чужой лошадью и рыжиком.

… Доехали быстро и без приключений. Вывели лошадей, начали шагать. И вот тут я каким то внутренним чутьем, которое появляется когда много времени проводишь с конкретной лошадью, поняла, что что-то не так.

Нет, Новосибирск не хромал и ни на что не жаловался. Шагал бодро, с любопытством вертел головой по сторонам. Но… Не нравилось мне как он шагает, и казалось, что что-то не в порядке.

Поставили в денник и я стала руками трогать и ощупывать коня. Вот оно! Правое заднее копыто заметно теплее левого, небольшая пульсация, и выше болезненная реакция при пальпации межкостника.

Заковка? Сухожилие?

Прелесть пробегов в том, что спортсмены – одна большая семья. Без преувеличений – таких теплых отношений и взаимопомощи нет ни в одном другом виде спорта.

Оставив Новосибирска, я трусцой пошла вокруг конюшни и на стоянке коневозов обнаружила то, что искала – трапезничающих ребят с Кавказа.

Обнимашки, приветствия, рассказываю о своей беде и вот мы с Залимханов осматриваем ногу Новосибирска. Я грешу на заковку. Залим – на сухожилие. Но по моей просьбе вытаскивает вбитые вчера гвозди. На всякий случай со всех копыт.

А дальше… отливание холодной водой, глина, арника, сочувствующие взгляды окружающих.

К вечеру теплота ушла, как и болезненность сухожилия. Новосибирск пошел гораздо ровнее и веселее.

Заковка! – радовалась я. – Хорошего, конечно, тоже мало. Но сухожилие гораздо более худший вариант. А тут до выводки еще два полных дня. Может, пронесет? Сможем стартовать?

Следующий день порадовал: Новосибирск повеселел, бежал в руках ровно и ритмично. Мы сходили пошагали на Москву-реку, поотливались холодной водой, схрумкали витаминный ужин и с радостными надеждами стали ждать новый день.

Утро – и снова внешне все неплохо. Выводка вечером, поэтому решила поседлать своего коня. Вышли на трассу. Вроде все ничего – бежит без энтузиазма, но ровно, старается, трудяга. Хромоты ни попой не чувствуется, ни со стороны не видно. Хорошо?

Хорошо, да не совсем. Проехали 12 км, не быстро, в основном рысь, пара подъемов в галоп. Через час левое копыто опять греется. Новосибирск держит ногу на зацепе. Но по прежнему никакой хромоты.

Такие ситуации всегда очень сложные у каждого спортсмена.

Лошадь не здорова. Но не криминально. Выводку пройдет без проблем. А трассу? Даже не рискуя с запрещенными препаратами (допинг никто не отменял!) можно попробовать тот же траумель. Эффективный проверенный препарат, допингом не является. Если аккуратно, то можно дойти. Можно. А нужно?

Словом, не поехали мы. Новосибирск обиделся на меня не на шутку. Возрастной конь, опытнейший турнирный боец, лошадь с огромным желанием быть первым – он все понимал. И для чего мы приехали. И что на выводку готовят-чистят соседей. И что он стоит с глиной и никуда не побежит.

Отвернулся. Поник весь. От яблок отказался.

Долго стояла перед ним на корточках, гладила, объясняла… Не помогло. Так и простоял весь старт повернутый попой ко всему миру и почти не притронулся к еде.

Потом, конечно, помирились. Вернулись домой уже с хорошей ножкой. Тренируемся сейчас…

Ну а это только первая половина истории. Потому что – помните?—у нас же в этом рассказе есть еще одна героиня – красотка Влтава.

Но об этом чуть позже…
 
Шараповские суглинки с травой по росе коварны, ох коварны. Плавали-знаем. Тогда, в июле, у нас все обошлось. Все наши доехали, и даже места позанимали. Кроме меня.Я просто 80 доехала. Последняя :) Но были моменты, когда сердце в пятки уходило.
 
Сочувствую. Очень обидно доехать на старты и вот так... Но целый конь важнее, чем медали и спорт.
 
ВЛТАВА

Влтаву мы везли на старты, скорее, просто за компанию. Потому что было место в коневозе, а у ее всадницы и хозяйки --желание сменить обстановку.
Стартовали вне конкурса в рамках Чемпионата России на дистанцию 80 км. И планировали ехать тихонько, чтобы только уложиться в минимальное время.

Чудеса начались на выводке.
Всегда очень спокойная и думающая Влтава, повела себя как старый боевой конь при звуках трубы. Хвост пистолетом, глаза горят, ноги танцуют джигу.
"Я знаю, что сейчас будет!" -- говорил весь ее вид. И действительно, знала: летящей рысью бегала по дорожке, стояла как вкопанная, когда врач считал пульс и залазил в рот.

Только вот то, что после выводки не стали седлать, кобылу здорово озадачило. Все соревнования, в которых она участвовала до этого, проходили в один день: выводка и сразу старт.
А тут выводку прошли, а седлать не стали (((

Маша обещала расстроенной кобыле, что все будет, только завтра. И пробовала вновь говорить про стратегию езды и минимальную скорость. А я, глядя на Влтаву, произнесла фразу, которая стала ключевой:
-- Если захочет бежать, пусть бежит. Просто не борись и не мешай.

Вообще про Влтаву я никогда не считала действительно классной пробежной лошадью. Да, широкая, мощная, на классных просторных аллюрах.

Но,во первых, очень нежная. Чуть засечется или поцарапается -- тянет ножку хозяйке и всем присутствующим, рассказывает, что бедная лошадка вот прямо сейчас умрет, и вообще страдает жестоко и безмерно.
И так это все выразительно, артистично.

Во-вторых, для пробежной лошади она слишком умная. Бегать туда-обратно ей скучно. Даже не так СКУЧНО. И в такие моменты она искренне считает свою всадницу блаженной идиоткой, которая потеряла дом и вообще сама не знает, что хочет. Предлагает варианты кратчайшего пути и потом хоть и подчиняется, но бежит крайне неохотно и исключительно из уважения к своей непутевой владелице.

Но в этот раз что-то поменялось. Я четко видела, что лошадь хочет бежать. Сама. И знает зачем. И худшее, что можно сделать -- убить в ней это желание.

И вот новый день. Раннее утро. 5 минут до старта.
Влтава в этот момент очень напоминала своего отца -- Вальса. И вела себя совсем не по кобыльи. Гарцевала, свечила, гнула дугой шею, играла и руки вырывала, как просилась вперед.
И когда дали старт, полетела впереди всех, эффектно задрав хвост и от переполняющих эмоций выдавая серию козликов.

Так она и бежала первый тридцатикилометровый круг: в группе лидеров и почти одним галопом.

К такой скорости кобыла не готовилась и готова не была. Но через три с половиной минуты с пульсом 60 ударов прошла ветконтроль. Первая из всех!

Второй круг мало чем отличался от первого. Кобыла шла охотно. Мы ехали рядом на машине и снабжали всадницу водой. В середине круга пара решила сходить окунуться в Москву-реку и тем не менее опять пришли с лидерами и через те же три с половиной минуты зашли в ветзону. И пульс снова 60.

Отличный результат!
Если бы не одно большое НО.
Мы планировали на этих соревнованиях получить квалификацию в международке. То есть ехать надо было со скоростью меньше 16 км/ч. А получалось сильно больше.

Словом, на третий круг уставшая, но все еще бодрая кобыла отправилась трусцой, и так всю дистанцию, не напрягаясь, и прорысила. Опять через три минуты прошла выводку и ... со скоростью 15.75 км/ч осталась второй!

То есть, как стартовавшая вне конкурса, без места. Но по факту второй в большой разношерстной компании и с приличным отрывом по времени от третьего места.

Мы ликовали!
Влатава была обласкана, закормлена и зацелована, названа самой лучшей, быстрой и крутой лошадью, помазана глиной и отправлена отдыхать.

А на следующий день она в руках веселилась и пассажировала, кокетничала с рыжиком и отгоняла от него чужих кобыл. Словно и не бегала никуда.

Так, начавшийся так плохо старт, оказался не таким уж и плохим. И принес много ярких эмоций. Пусть ехала не я -- но лошадь то моего разведения, от моего любимого жеребца и не менее любимой кобылы. Да и тренер этой пары тоже нескромно я )))

Теперь вот думаю, что надо все же Вальсом и дальше крыть. А то мы это дело как то подзабросили. Ну не видела я в нем производителя пробежного направления.
Может, зря?
Две его дочери пробуют свои силы в пробегах. И обе начали очень хорошо.
Будет новый случной сезон, посмотрим что и как...

На фото Влтава на Чемпионате России.
влтава чр1.jpg
влтава чр2.jpg
влтава чр3.jpg
 
А это Влтава на Фестивале арабской лошади в Нижнем Новгороде. Выездка. Там она получила титул лучшей арабской лошади фестиваля
влтава фест.jpg
 
Две сестры и подруги: Влтава (Вальс-Арабика) и Бавария (Вальс-Блестящая Бабочка)
влтава бавария 1.jpg
влтава бавария 2.jpg
влтава бавария 3.jpg
 
Вот так вдруг способности проявляются! Когда вроде и не ждали...
Вдвойне приятно!
 
Это точно!
А это моя любимая фотография с награждения в Нижнем Новгороде. Настоящий праздник для всех арабистов. Лучше чем там, нигде не принимают ))) Ну и второе фото, собранные Влтавой награды за 3 дня фестиваля

фест награждение.jpg
фест награды.jpg
 
Супер.Молодцы! Вот за детей Вальса,у меня так вообще даж нет сомнений.Что лицом*, что силой духа бойца и артиста*.
 
Прям чуть не расплакалась на реакцию коня на отстанение. Бедный. А Влтава умничка и красавица!
 
Ура! Новые посты Теры! Спасибо за удовольствие читать и возможность сопереживать!
 
Ура! Вы с нами!
Жаль, конечно, проделать такой путь и не выступить, но с другой стороны гордость за своих подопечных! Дорога того стоила:)
 
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...

В моей конной жизни очень много поездок – по Беларуси, России, Европе, Азии. Видишь много. Видишь разное. И границы о том, «что такое хорошо, что такое плохо» в отношении содержания и тренинга лошадей очень сильно меняются.


Например, мне категорически не понравилась «Максима стейблз»: прекрасно оборудованный, продуманный комплекс, с манежами, евро-грунтами, шагалками и даже собственной клиникой.

Я провела там со своими лошадьми несколько дней во время «Конной России» и задыхалась в ее бесконечных проходах и коридорах. В прочем, я задыхалась «морально». А вот кашли, так часто звучащие из конюшен, говорили, что микроклимат здесь далек от идеального.

А этой весной я вдруг посетила самую примитивную из конюшен. В 250 км от Минска, на хуторе, сбиты из досок коровник и 4 денника. И живут 25 лошадей.

Да-да, вы не ослышались! 4 денника и небольшой табун.

В прочем, под крышей они стоят только в ожидании седловки или, если есть необходимость, медицинского ухода. А в остальное время живут под открытым небом. Привязанные на длинные веревки.

Веревки с весны до осени перебивают на новое место 2 раза в день – утром и вечером. Даже в жару поят один раз в день. И то, если не было дождя. В дождь не поят.

Зимой лошади на веревках привязываются в одну линию, и дважды в день им раздается сено и овес, поятся тоже дважды.

Жеребята рождаются в чистом поле. И уже через неделю начинают ходить со своими матерями в прокат: по лесным, часто буреломным, дорогам, по полям и в конце обязательно через длинный перешейк между двумя озерами. Где взрослые лошади метров 300 бредут по брюхо в воде. А жеребята порой просто плывут.

По породе большинство лошадей белорусской упряжной породы. Настоящие, племенные. Но есть и тракены, и увп, и верховые помеси.

На первый взгляд такое содержание граничит с жестокостью.

Но побыв и понаблюдав несколько раз, начинаешь понимать, что твои понимания о том, как можно и нужно содержать лошадей, дают трещину.

Во-первых, все эти лошади восхитительно здоровые. Ноги, спины, легкие. Они прекрасно держат тело, не худеют и не перепадают ни в морозы, ни во время нашествия гнуса. Весной каждая (!!!) кобыла обзаводится жеребенком. И малыши мгновенно, куда быстрее, чем у конюшенных лошадей, встают на ноги. И ни апрельские заморозки, ни ледяные дожи не помеха их росту и играм.

Растут и развиваются они ничуть не хуже заводского молодняка. А может быть, благодаря следованию за матерями во время прокатов и походов, и лучше.

А еще я неожиданно стала владелицей лошади с такого вот табунка. И о ней хочу сейчас рассказать.



СПАРТА

Эту пятилетнюю кобылу предложили мне забрать в пробеги. Потому что здесь применения ей не нашлось. Слишком маленькая, слишком активная, часто откровенно опасная даже для ездящих всадников.

Любопытства ради решила посмотреть.

Вообще у меня есть четкое представление о том, какой должна быть потенциально перспективная пробежная лошадь:

- во-первых, обязательно с арабской кровью. Не обязательно чистокровный араб, но ½ или как минимум ¼ араба. А еще лучше ¾. Потому что араб – это нужный для пробегов метаболизм, выносливость, темперамент, интеллект.

Кроме арабов могут быть в родословной пробежной лошади кабардинцы, карачаевцы, ЧК, дончаки и под. Но ни в коем случае не спортивные полукровные породы.

-- во вторых рост. 158-163 см. Больше – слишком большая нагрузка на связки и суставы. Меньше – не будет той широты и просторности движений, которая нужна сегодня в пробегах. Конечно, знаменитый чемпион Нобби был сильно меньше озвученных мной параметров. Но исключения только подтверждают правила. Да и скорости с лет триумфа Нобби сильно выросли.

-- в третьих, экстерьер. Идеально правильный, без разметов, козинцов, саблистостей ноги. Короткая прочная спина. Легкая голова и шея.

Спарта не отвечала ни одному из этих требований.

В кустах, куда привел меня хозяин, на веревках паслись несколько лошадей. В том числе и это облепленное мухами гнедое НЕЧТО.

Маленькая, хорошо если 152 см в холке. С большой горбоносой головой, тонкой шейкой и длинным туловищем. Ноги прочные, сухие, но постав не идеальный.

При попытке приблизиться, Спарта буйно шарахнулась в сторону. И уговаривали ее дать себя посмотреть минут десять, не меньше.

Мухи сильно, до язв, разъели ей морду. Выглядела кобыла жалко.

Наверное, именно это и сыграло роль – я не отказалась от Спарты сразу, а попросила поседлать мне ее завтра с утра пораньше, до того, как начнется активный лет насекомых.

Ох, что это была за поездка!

За два часа на Спарте я устала больше, чем обычно устаю после тренинга 3-4х пробежных лошадей.

Было впечатление, что сидишь на пороховой бочке, и не знаешь, в какой момент она рванет.

Спарта боялась всего. Собак, птиц, а встреченный в поле дедок вызвал острый приступ паники с последующим разносом.

Спарта хотела прыгать. И самозабвенно прыгала (иногда высоко и обычно неожиданно) через бревна, лежащие на земле ветки, тени, и просто иногда травинки.

Спарта хотела бежать. И приходилось цепляться в повод (так как на корпус и шенкель она реагировать приучена не была), чтобы не нестись по буреломным лесным дорогам.

Но к концу поездки выяснились в ней два качества, которые в пробежной лошади могут оказаться важнее роста, экстерьера и происхождения.

Ей хотелось бежать! Всегда. Даже после двух часов активной поездки, лошадь, которую никто не тренировал и которая сильно уже устала, все так же рвалась вперед и просилась нарастить темп. Причем трех минут шага ей хватало, чтобы отдышаться и начать вкладываться в повод с удвоенной силой.

Во-вторых, для этой лошади не существовало плохого грунта. Она одинаково уверенно, не спотыкаясь и не теряя скорости, шла по скользкой болотной грязи, по глубокой пашне, по каменистой гравейке и по свежей вырубке – с кочками, бревнами, глубокими колеями.

Там, где я на своих лошадях пробиралась бы шагом, Спарта уверенно, не сомневаясь и не задумываясь, предлагала короткий кентер.

Не удивительно. Ведь в этих лесах она бегала за матерью еще подсосным жеребенком. И училась смотреть под ноги, безошибочно выбирать как и куда поставить копыто.

И я решила рискнуть.

На следующий день за Спартой приехал коневоз. И она пополнила ряды моих молодых пробежных лошадей, оказавшись единственной не арабкой в элитной аристократичной компании.

Продолжение следует
 
Тера, меня напрягает, когда лошадь хочет так бежать, при этом пугается всего и всяк, я расцениваю это , как есть такое слово, очень непечатное на букву е и заканчивается на ка, т.е., это очень не уравновешеная психически лошадка, обычно, если их не тормозить, то разгоняются и разгоняются, и могут себя загнать
 
О-о, вспоминаю себя"чайницу" и свою первую " резвую" на кобылке " сторожиловского выпуска"( она первый месяц выходя в леваду отрабатывала себя по схеме) в полтора года моего владения и вот ты отдаёшь повод, а она " верю-не верю"... С тонкой душевной организацией:rolleyes: барышнЯ.
Лошади они такие:)
 
Последнее редактирование:
Сверху