Хех.... Я вот один год после школы пропустила
- очень хотелось работать. Прохалявила экзамены и пошла в тот же ВУЗ работать лаборантом. Кааак потом, через год всего-то, ломало меня учиться-то!
Не передать. Навык потеряла, школьные знания рассосались за ненадобностью. Повезло в жизни - поступила в группу, жутко по тем временам "дифицитной" профессии, ребятки после школы, почти все из физ-мат школ или английских специальных... Вот западло было выглядеть на их фоне плохо
. Пришлось напрячься. Впрочем, на третьем курсе я ужо родила, академки не брала. Деньги зарабатывала - дипломами, переводами с английского (5 рублей лист - жутко вспомнить), чертила начерталку, вязала, да художником оформителем подрабатывала
. Между прочим, все это во времена совсем таки советские, в восьмидесятых годах. Мне еще повезло - я была ленинградкой, муж тоже, квартира была, да и родители не бедствовали. Но, нам было надо "все сама, Верунчик, сама, сама, сама". Все так жили. В нашей группе из 26 человек закончили 12. При всем этом считаю себя человеком очень мало приспособленным к жизни. Спасибо ВУЗу этому, первому - всему меня научил. А потом - училась понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. То есть - по мере необходимости. По ночам осваивала компьютер - машинное проектирование печатных плат. Научившись - пришла к начальнику конструкторского отдела с фактом: вот результат. Под меня купили систему... Закончила курсы повышения квалификации - по специальности была инженером-конструктором, а работала в отделе, связанном с электроникой - не хватало мне "умишша". Началась перестройка - ушла с компа работать руками - чертить, зато сдельщина. Реальные деньги. Параллельно - работала художником-оформителем в первом питерской кабельном ТВ и частной школе. В той же школе начала преподавать. Для этого закончила педагогические курсы и курсы НЛП (случайно, но не зря). Решила изменить жизню в корне - выбрала специальность юриста (стояла перед выбором: юрфак или журналистика?
), поступила в ВУЗ, платно и заочно. Подвернулась возможность сына (12 лет) отправить в Париж - по программе обмена - ВУЗ свой не потянула и бросила. Все деньги ушли в поездку сына. Дорого это было... А мысль осталась. Как получить даром второе высшее? Прально, уйти "в среду". Пошла на собеседование в следственный отдел, где честно сказала, что работа в милиции мне нужна для получения второго высшего бесплатно и получить реальный опыт работы. Взяли. Закончила универ юрфак заочно. Группа подобралась такая, что первая альма-матер отдыхает... Универ нашу группу до сих пор помнит и любит
. Когда увольнялась из милиции - просто выставила себя "на рынок" - предложений по работе была масса
.
Когда увольнялась из КБ - начальство сказало - жаль, ты Конструктор. В школе говорили - жаль, ты Преподаватель. В милиции - жаль, ты Следователь
. Сейчас.... Сейчас я знаю все, что знала. И готова учиться при необходимости
всему, что мне будет нужно. Вот, научилась быть коневладельцем
. Что дает образование? Умение выбрать путь - тот, который нужен, здесь и сейчас. И стать на этом пути "профи". Оценить свои возможности и силы - это избавляет от разочарований. Сделать жизнь яркой и интересной. Знать, что "рамок" - нет, есть нежелание за них "перешагнуть". Не бояться начать с нуля. Поддержку умных, сильных и ярких людей (а их цепочка тянется еще со времен моей юности). И все это, кроме морального удовлетворения и удовольствия от жизни, составляет мою объективную "цену" на рынке. То есть, умение учиться, заложенное когда-то, дает в конечном итоге реальную уверенность и стабильность. Мне и моим близким
. Собственно, это - мой пример. Но, меня такие люди и окружают. Почему-то.
Знаете, мне всегда казалось странным. Русские дворяне. Революция. Почему они - вроде как изнеженные, судя по литературе - мало к жизни приспособленные, - а выжили? На полый ноль ушли за границу, и их семьи там теперь имеют и имя, и достаток. Не спились, не застрелились, начали с работы таксистами, гувернантками, вышибалами в ресторанах. И поднялись. И почему пролетарии, когда из-под них "вышибало" государственную поддержку - спивались, лазали по помойкам и грабили... То есть, извините, экпроприировали. Нет, я не говорю об образовании. Я говорю о жизнеспособности. Ну, понятное дело - что не все дворяне и пролетарии... И, поверьте, я с огромным уважением отношусь к людям, работающим руками, особенно если они работают при этом и головой
. Но....
Есть такое течение в психологии, "Онтопсихология Менегетти". Как везде, полно там утрированного бреда (это - мое ИМХО). Но, вот пара мыслей там крайне интересна.
1. Техническое и гуманитарное образование развивают каждое - свое полушарие мозга. Потому, начав с одного образования, при определенном развитии подходит момент для "накачки" другого полушария
.
2. Жизнь человека может быть: умением жить; творчеством жизни; искусством жить.
А учиться? Да, всегда тяжело
. Особенно в середине
- когда все уже достало, других проблем хватает и уж точно - не хватает 24 часов в сутки! А дети - они так устроены, что стараются избегать неприятностей
- хрена учиться-то? Они ж не видят в этом смысла и не могут видеть в силу своего отсутствующего жизненного опыта. Плюс инфантильность. Смысл в этом видят их родители. Потому что они это "уже проходили" и могут цель показать. Или по принципу: не можешь - поможем, не хочешь - заставим. До определенного возраста детям трудно показать необходимость учебы
. Они могут учиться "по инерции", потому что "все учатся", потому что так надо (но, надо уж точно не им
), потому что нельзя иначе (по каким-то причинам). Очень мало кто - потому что это интересно. А уж если с учителем не повезло... Вообще попа.
то, как живу я - это всего-лишь творчество
. И вряд ли я когда-нибудь потяну на искусство...
Гло, я тоже не хочу! Хочу домик на Карельском, пару лошадей, штук пять овчарок. Баню. И чтобы дети приезжали по выходным
. Не видеть бы никого
неделю - вот он, кайф! Книжки читать... И - хорошо бы, чтобы по дому и в огороде кто-то работал, а не я