Re: Конный Дом "Конго" - мой Китеж. Аня Беран!
Обещанные конспекты. Возвращаю на место.
Лошадиный дзен или Конные практики Ани Беран.
Я чудом успела на самолёт Варшава-Мюнхен. Стыковка была очень короткой, а наш самолёт в Киеве задержали на час. Чудо я расценила как добрый знак и даже не слишком мандражировала в полёте. Прилетела на полтора дня раньше, т.к. во-первых, не было билетов, во-вторых, хотелось чуть релакснуть перед началом семинара и пообщаться с Аней без посторонних. Возможно, придумываю себе, но за эти годы у нас с ней образовалась какая-то не совсем обычная связь. Или мне кажется.
В субботу поселилась в чудесной квартире с видом на Альпы, вдыхала ароматный воздух и медитировала.
В воскресенье приехали на конюшню с Питером, чтобы с утра поехать в лес на фризах. Гут Розенхоф встретил меня уже почти родными лицами, зелёной свежестью травы, лёгким запахом фермы и утренними тренировками лошадей в манеже. Радости не было предела, неужели я снова здесь! Пока Питер возился с лошадьми, я нашла Аню.
- Привет, Аня!
- Привет Влада! Как хорошо, что ты смогла приехать.
- Как дела в Гут Розенхофе?
- Почти как на Украине. Только меньше народу умерло… вот здесь… - Прижимает руку к груди.
- Мне очень жаль. Чтобы люди не умирали в сердце, нужно постараться не пускать их так глубоко.
- Я работаю над этим. – Улыбается.
Она вообще всё время улыбается. А в глубине глаз едва заметные искорки боли.
Мне так хорошо понятен её стиль общения, тонкий юмор, смех, когда больно, внешняя холодность и дистанциированность. Она такая…истинная женщина… Перфекционистка и трудоголик. Жесткая с людьми и бесконечно терпеливая с лошадьми. Она, как и я, слишком многого ждёт от людей, а потом искренне мучительно болеет там, в груди, в том месте, где они однажды умирают для неё навсегда…
«Классическая выездка – это жизнь, это дыхание. Здесь невозможно отработать 8 часов и идти домой жить другой жизнью. Потому что на Вашем попечении много живых существ, и рабочего времени не может существовать, ибо мы ответственны за них каждую минуту. Днём и ночью. Попадая сюда, люди должны это понимать.»
Это тяжкий труд. Студенты-ученики в Гут Розенхофе отрабатывают по 12 лошадей в день. Думаю, ни на какую личную жизнь у ребят ни времени, ни сил не остаётся. Они работают по 12 часов в сутки, с одним выходным в неделю и коротким отпуском в год. Не всякий такой ритм выдерживает…
В воскресенье мы поехали с Питером кататься в лес на его фризах, Мерлине и Гавэйне. Мне достался невозмутимый Мерлин. Фризы у Питера старотипные, очень породные и реально упряжные. Ну что вам сказать. Фриза у меня не будет никогда, если только на посмотреть и потрогать. Настолько неудобные они оказались для меня под верхом. Очень специфический ход, очень высокий. Галоп пережить ещё можно, но рысь – это было слишком для меня. Скакали по ровнющим полям галопом. Это просто кайф. Когда бросаешь повод, и этот галопирующий танк несёт тебя со всей своей мощью. Фризы – слабые лошади, галопом долго скакать не могут, поэтому разносов можно не бояться. Чуть свистнул, и они уже шагом идут. Зато какая же мощь! Длиннющие гривы по ветру, и земля гудит от их рысцы. Невероятные красавцы!
Потом поехали домой, туда же уже подтянулись прилетевшие в тот день Марьяна и Ульяна Inferno. Пока то да сё, уже и вечер настал. На следующий день начало семинара…
В 9.30 утра в манеже было уже не протолкнуться, участников намного больше, чем в прошлые годы. Я насчитала где-то 35-38 человек. Много моих старых знакомых по прошлым воркшопам. Люди возвращаются снова и снова. Но. В который раз удивил контингент. Преобладающее большинство – дамы 40 +, непрофессионалы, частные владельцы. Ну почему всё это неинтересно спортсменам и профессионалам? Они всё знают, да? В этом году собирался приехать к Ане на воркшоп и Родриго Матос. Однако, к сожалению, не смог по личным причинам. Просил перед Аней извиниться и сообщить, что он приедет к ней лично вне рамок семинаров. Приедет познакомиться. Засвидетельствовать своё уважение, посмотреть на работу и обсудить методики тренинга.
По материалам семинара я буду, наверное, повторяться с прошлым годом где-то, ибо в этом году семинар был практически идентичным прошлогоднему, только некоторые вопросы освещались чуть более широко. Например, езда в дамском седле.
Для меня невероятным отдохновением является созерцание уже знакомых лошадей. Насколько же с годами виден их прогресс, насколько же они расцветают. Снова и снова хочу подчеркнуть, что лошади в работе у Ани Беран в лучшем случае посредственные, в худшем случае – откровенная выбраковка. Кто искалечен физически, кто морально. Для лошадей, отправленных в Гут Розенхоф, Аня – последний шанс.
«Многие спортсмены ищут идеальную лошадь. Часто слышишь, что, мол, эта лошадь дерьмо, и эта лошадь для меня не хороша. Но когда-либо, глядя на очередной исковерканный или просто не шибко удачный экземпляр, задавались ли спортсмены вопросом: «А насколько я хорош для этой лошади?»
«А ещё они часто имеют программу подготовки лошади. И всех лошадей приспосабливают к этой программе. С одной не получилось, вторая лошадь сопротивляется, третья дурная, а вот с четвёртой сработало. И всё. Он мастер. Ибо программа работает же! Нужно только правильную лошадь найти…Это всё как-то с ног на голову, потому что выездка должна подстраиваться под каждую лошадь, в зависимости от её природных данных, от её темперамента, от её истории, способностей и желания учиться. Выездка – для лошади, и никак не наоборот.»
Работа с молодой лошадью.
Начинаем работу в 3 года. Не раньше.
Занятия 2-3 раза в неделю по 15-20 минут. Естественно, НИКАКИХ дополнительных средств, типа развязок, шпрутнов и иже с ними. Ни в каком положении. Ни в длинном, ни в коротком.
Амуниция:
- кавессон
- корда
- седло
- уздечка с ганноверским капсюлем
- бич, хлыст, длинный хлыст
- ногавки
Первый этап - хождение в руках, необходимые манипуляции, постановка на корду, принятие всадника. Лошадь на корде обучают бегать на кавессоне, чтобы сохранить чувствительность рта.
На молодых лошадях всегда используйте короткий хлыст по плечу, это заставляет делать лошадь шаги шире.
Когда лошадь уже может принимать всадника, идёт следующий шаг - понимание средств управления:
- голосовые команды
- шенкель
- повод
- вес всадника. Однако вес с молодыми лошадьми не используют слишком много. т.к. молодые лошади сами по себе несбалансированы.
Самое важное, чему нужно учить лошадь - это движение вперёд!
Заездка занимает 3 месяца
1 месяц - корда. седло, уздечка
2 месяц - всадник на корде
3 месяц - всадник на свободе
Что у нас происходит, когда всадник априори садится на лошадь? Лошадь падает на перед, т.е. находится в переднем равновесии. Целью последующего тренинга является развитие и укрепление мышц настолько, чтобы лошадь смогла переместиться в горизонтальное равновесие.
С молодой лошадью сначала практически вообще не трогаем повод, позволяя лошади вытягивать нос и балансировать шеей.
Вниз и вперёд - хорошее упражнение, когда у лошади уже есть мышцы, когда она несёт себя и хочет потянуться. С молодыми лошадьми положение вниз и вперёд используйте очень осторожно. Колебания спины при этом положении никоим образом не качают мышцы, зато легко позволят лошади не вылезать из переднего равновесия.
Вниз и вперёд делается в конце работы. После гимнастики. Никогда не разминайте лошадь на движении вниз и вперёд!
Когда молодая лошадь научилась делать три аллюра со всадником на свободе, останавливаться и поворачивать, с ней начинают боковые движения.
Байсайды, уступки, начало осаживания. На шагу. На медленном шагу, как Шао Линь, концентрируя энергию. С концентрацией энергии лошадь должна хорошо сгибать суставы. На это нужно обращать большое внимание.
Разминка - боковые - как у Шао Линя или балерин, то есть растяжки. Медленные и вдумчивые.
Всё это стремление к балансу. К вопросу что же такое баланс?
Обычно у лошадей одна сторона сильнее другой, следовательно одна задняя нога работает хуже и неравномерно. Правильно и индивидуально подобранные комбинации боковых помогают это исправить.
Баланс лошади - это равномерное распределение веса на все 4 ноги. Чтобы на каждой ноге было одинаковое количества веса. Это и есть прямая и сбалансированная лошадь.
Очерёдность обучения:
1. Баланс
2. Ровный контакт
3. Ритм
Ритм возможен только тогда, когда лошадь может одинаково использовать диагонали, то есть, когда лошадь выпрямлена.
Следовательно, шарашить активными рысями на молодых лошадях нельзя! То есть увеличивать шаги (ритм) можно уже только на сбалансированной лошади.
Работа с контрпостановлениями очень полезна на молодых лошадях. Это отмечал ещё Штайнбрехт.
Гимнастика делает лошадь собранной, расслабленной и мягкой.
Однако природная искривлённость лошади никуда не исчезает даже после гимнастирования. Просто лошадиное тело приобретает лёгкость, подвижность и обмускуленность, чтобы иметь возможность в любой момент принять ровное и выпрямленное положение
6-8 месяцев лошадь всегда гоняют на корде перед посадкой в седло.
Если на корде молодая лошадь крестит задними ногами в процессе, не надо её останавливать. Просто подождите, пока лошадь сменит ногу сама.
Для молодых лошадей естественно валить плечо внутрь на поворотах. Пока не надо пытаться это исправить. По мере наработки мышц и гибкости проблема исчезнет сама по себе.
Молодых лошадей учат подниматься в галоп, позволяя им туда "сваливаться" с рыси. Хорошо получается по диагонали рысью, в конце диагонали лошадь падает в галоп.
Главная вещь при работе с молодой лошадью - не сломать аллюры.
Часто можно увидеть, как всадники корпусом раскачивают лошадь на шагу. Такого делать категорически нельзя. Учите лошадь реагировать на посадку.
Открыть-закрыть посадку.
При остановке отдаём повод. Лошадь должна оставаться стоять, опустив шею и начать отжёвывать. Это тест на баланс и расслабленность. Лошадь не должна переходить в шаг или падать вперёд.
Байсайд - отличное упражнение для спины, растяжки, расслабления, для задних ног и плечей. Также это подготовка к пиаффе.
Прекрасная связка для обретений лёгкости и мобильности:
байсайд-остановка-осаживание-байсайд.
Также уступки по вольту и применение контрпостановления по вольту.
Делайте много перерывов, много хвалите.
На учебную рысь садимся тогда, когда лошадь приглашает это сделать. Вы почувствуете.
На посадке давайте остановимся.
Физические требования к всаднику:
- мобильность
- стабильность
- координация
- спортивность
- знания
Позвоночник всадника должен сохранять S-образный изгиб. Мышцы голени расслаблены, никаких пяток вниз, стопа параллельна земле. Посадка расслабленная, но в тоже время сохраняет позитивное напряжение.
Нас пытались посадить в седло. Садишься в седло ровно, расправляешь плечи, копчик втягиваешь чуть вперёд (как бы под себя). Затем делаете глубокий вдох и выдох. На выдохе закрываете рёбра, и, сохраняя вот такое лёгкое напряжение в прессе и мышцах корсета, продолжаете дышать. Так вы должны и ехать на лошади.
Рука очень мягкая, без каких-либо напряжений. Рука чуть развёрнута кистью во внутрь. Никаких рук стаканами.
Закрыть посадку - чуть глубже сесть и перестать следовать бёдрами и тазом движениям лошади. Это одна из команд для остановки или замедления аллюра (если с галопа).
Открыть посадку - следовать бёдрами и тазом за движениями лошади.
Боковые движения.
Все лошади ассиметричны от природы. Как и люди, собственно.
Штайнбрехт: “Put your horse forward and straight”
Конный народ почему-то понял, что вперёд – это шарашить быстро, а прямо – это шарашить по прямым. Но движение вперёд не имеет ничего общего со скоростью, а прямота лошади – с прямыми линиями!
Для выпрямления лошади использую боковые движения. Их не так уж много:
- переступания
- уступки
- плечо внутрь
- контр плечо
- траверс
- ранверс
- принимания
Боковые движения делают лошадь :
- мобильной
- гибкой
- расслабленной
- учат лошадь сокращаться
- ставят лошадь в средства управления
- приводят лошадь к балансу ( т.е. помогают перемещать вес с одной ноги на другую)
- учат реагировать на вес всадника
- выравнивают лошадь ( то есть распределяют вес на 4 ноги равномерно)
«Плечо внутрь – аспирин классической выездки»
Нуно Оливейра
Движение байсайд – больше вбок, чем на плече внутрь и меньше продвижения вперёд. На байсайдах лошадь учится принимать и слушать внешнюю ногу и внешний повод. Т.к. остановка на байсайдах делается от закрытия пальцев на внешнем поводе.
Угол плеча внутрь не всегда одинаков и зависит от того, что нужно данной конкретной лошади и с какой целью используется данное упражнение.
Например, если лошадь валит внешнее плечо, то угол плеча внутрь нужно увеличить (больше вовнутрь). И получится движение в 4 следа.
На боковых всегда сидите в сторону движения, и никогда не наоборот. Лошадь должна следовать за весом всадника и всегда ловить этот самый вес. На боковых сидеть ровно, слегка перенося вес в сторону движения.
Боковые являются неоспоримым подспорьем в подготовке пиаффе и пируэта на галопе.
У всадников сейчас есть свои системы и программы тренинга лошадей. И они лошадей под эти каноны подгоняют. С некоторыми лошадьми программы не работают, тогда эти лошади считаются отбросами, не подходящими, но с какими-то лошадьми получается, и это позволяет таким всадникам самоутверждаться и считать свою систему работающей. Однако сейчас люди практически совсем потеряли работу над гимнастикой, многие очень полезные классические упражнения исчезли абсолютно. В правилах соревнований написаны какие-то элементы, люди стараются их и выучить. А почему и для чего, никто вопросами уже давно не задаётся…
Чем больше будете использовать развязки и другие средства принуждения, тем меньше работы зада и спины получите в итоге.
Шея – результат спины всегда. Работайте со спиной, и постепенно получите правильное положение шеи.
Уступки никогда не закроют рамку лошади. А вот траверс уже заставляет лошадь подводить зад и подсобираться. Ранверс прекрасно вовлекает в работу задние ноги лошади. Утеряно очень важное классическое упражнение – ранверс-пируэт. Поскольку у нас его часто использовал Родриго, я могу снова дать ссылку на его видео с Данубио. С 1.01 минуты. Родриго называл это rotation. Но на самом деле это не что иное, как ранверс-пируэт на шагу. Такие штуки лошадь должна делать по таким вот маленьким вольтам на всех аллюрах.
Очень важна грамотная работа на контрпостановлениях. Не пренебрегайте ею.
Если лошадь stiff на какой-то повод, просто потеряйте его, уберите вес с этого повода вообще.
Чем легче повод, тем сильнее должна быть посадка. Поскольку большинство всадников не имеют хорошей посадки, они никогда не отдают повод, боясь, что лошадь тут же развалится, потеряв приданную ей позицию.
Работа в руках.
Работа в руках может использоваться:
- как базовое образование для лошади
- вместо верховой езды
- как дополнение к верховой езде
Способы работы в руках:
- базовое образование с кавессоном
- "Венский" стиль
- работа с уздечкой
- работа на пилярах
- работа на вожжах
Работа с кавессоном полезна для базы общения и базовых команд. Упражнения: шаг, рысь, остановки, повороты.
С уздечкой начинают работать уже над боковыми, пиаффе, пассажем и ИШ.
"Венский" стиль - это работа в руках с применением развязок. Беран этим не занимается.
Работа на пилярах может быть очень полезной, если работать грамотно.
1 пиляру используют для обучения лошади боковым движениям. Это как раз то, что настоятельно рекомендовал мне Родриго. И что, вероятно, мы сделаем к его следующему приезду. Обещал научить, как легко обучать лошадей на 1й пиляре.
2 пиляры используют обычно для обучения пиаффе.
Беран пиляры использует только для холодных лошадей. Хотя Плювинель говорил, что пиляры хороши для всех лошадей, ибо они делают горячих лошадей спокойными, а холодных лошадей - активными.
Работа на пилярах должна быть чрезвычайно аккуратной, деликатной и недолгой.
Работа на вожжах.
Первые упоминания о работе на вожжах встречаются у Фредерика Маццукелли (Frederic Mazzuchelli 1760-1830). У него учился Боше. Маццукелли использовал вожжи как дополнительную работу к работе на пилярах.
На вожжах:
- положение человека - позади лошади
- лошадь без седёлки
- без развязок
Амуниция:
- вожжи
- уздечка
- короткий хлыст
- перчатки
- крепкие ботинки
Лошадь:
- не бьёт задом
- небольшого размера
- выпрямленная, с движущаяся вперёд, с хорошим балансом, чувствительная, в сборе
- хорошо подготовленная под верхом
Пиаффе.
Не только элемент, но и упражнение для придания силы лошадиной спине. Очень естественное движение, более свойственно жеребцам в природе.
Упражнение чрезвычайно полезное. Ни на одном другом упражнении лошадь так не закрывает рамку, как на пиаффе. Это лучшее упражнение, чтобы качать спину. Полушаги на пиаффе начинают в 4 года. До этого лучшая подготовка к пиаффе – байсайды.
На пиаффе всадник не должен держать лошадь, лошадь должна идти в равновесии, передние и задние ноги работают синхронно, работает «мост». Лошадь должна выглядеть гордой и счастливой. Пиаффе – одно из лучших упражнений закрыть лошадь, и практически единственное упражнение, когда при правильном его исполнении лошадь находится в абсолютном сборе.
Если на пиаффе нос лошади опущен, значит всадник сдерживает лошадь, следовательно, лошадь зажата. Лошадь должна отжёвывать в очень лёгком контакте. Если хотите убить пиаффе , затягивайте капсюль. В таком состоянии лошадь никогда не сможет отжёвывать и, следовательно. расслабляться.
Пиаффе – это грациозное и гордое движение лошади на месте, при котором копыта поднимаются и опускаются, как на рыси, но без продвижения вперёд. При исполнении этого упражнения лошадь должна быть горда собой. Пиаффе – абсолютно естественное для лошади движение, которое имеет большое гимнастическое значение.
Пиаффе:
- передние ноги движутся ровно
- шея высоко подняла относительно туловища лошади
- затылок – высшая точка
- лошадь находится в балансе, несёт себя сама и не нуждается в поддержке поводом
- лошадь прямая, шаги диагональны и симметричны
- передние и задние ноги хорошо связаны, работают как единая система
- лошадь собрана, не зажата
- шаги энергичны и легки, без усилий и без видимых воздействий на лошадь со стороны всадника
- хвост движется не напряжённо
- в зависимости от стадии подготовки, лошадь движется на месте с минимальным продвижением вперёд
- всадник кажется кентавром. Он сидит ровно, с позитивным напряжением верхней части туловища, но нога и рука просто следуют силе тяжести, т.е. ничего не делают. Рука спокойна, нога не ёрзает туда-сюда по бокам лошади
- лошадь отжёвывает в очень лёгком контакте
Ошибки на пиаффе:
- подпрыгивающий круп. Лошадь тянет вниз
- лошадь скрещивает передние ноги
- шаги неравномерные
- лошадь пиаффирует в позе V. (очень подводит под корпус передние и задние ноги)
- лошадь ступает широко назад или в сторону
- пиаффирует без возможности её остановить
- за поводом
Диагональные шаги возможны только, когда лошадь выпрямлена.
Тестом для пиаффе служит, когда всадник отдаёт повод и убирает ногу, и лошадь остаётся в том же положении абсолютного сбора. Т.е. без всяких средств воздействия на неё. Но не исключайте из внимания посадку.
При хорошо подготовленном пиаффе люди видят лошадь, которая хочет продемонстрировать, показать себя. На пиаффе не должно быть видно каких-либо посылов и действий всадника.
Если без повода и ноги лошадь сохраняет пиаффе, значит она, действительно, собрана. То, что мы видим сейчас – это зажимание лошади между ногой и поводом. В таком случае нога всегда будет сильнее руки. Потому что, если использовать руку, то всегда должна ещё сильнее работать нога. В таком случае, если убрать хотя бы одно из средств воздействия, то пиаффе развалится.
На пиаффе повод должен быть очень лёгким, потому что это упражнение, которое лошадь должна делать за счёт собственного равновесия. Эта фраза должна быть очень важна для современных спортсменов, потому что эти слова были написаны много лет назад. Но современные всадники не слушают. То, что они демонстрируют сейчас – очень короткая шея лошади, шпора каждый темп, язык лошади в руках всадника – это не что иное, как лошадь behind the aids. Лошадей шпорят и шпорят, а они не двигаются. Это означает, что лошадь не реагирует на ногу, значит она behind the leg. Эти лошади behind the aids, но в полном жёстком контакте. Однако Аня это контактом не считает.
Для чего нужно пиаффе?
- помогает лошади двигаться в равновесии
- активизирует и развивает мышцы спины и задних ног
- способствует отжёвыванию
Пиаффе является подготовительной ступенью для пассажа и всех элементов над землёй.
Пиаффе улучшает такие движения как: прибавленная рысь, менки на галопе, а также придаёт экспрессию собранной рыси.
На пиаффе лошадь ставят только после разнообразной работы над боковыми и никак иначе. Только боковые движения помогают лошади обрести равновесие, баланс и подготовиться к сбору.
Пиаффе - также первый шаг к леваде, элементу, происходящему из баланса.
Подготовка к пиаффе:
- лошадь должна подчиняться средствам управления
- округлённая, спокойная, ровные остановки
- собранный шаг. Молодые лошади не могут идти собранным шагом. но вполне могут идти просто медленным шагом.
- осаживание. Даёт лёгкость переду.
- лошадь должна спокойно принимать хлыст. Не бояться и не шарахаться.
- переступания на шагу и на рыси по вольту
Когда нельзя обучать лошадь пиаффе:
- лошадь не отвечает на средства управления в корректной степени. Behind the aids.
- лошадь нестабильна на шагу, не останавливается хорошо и ровно
- нет переступаний на шагу и рыси по маленькому вольту
Пиаффировать может абсолютно любая лошадь...
Аня Беран: "Мой учитель всегда говорил мне:"Давай поработаем над спиной лошади". Это означало работу на пиаффе. К сожалению, сейчас пиаффе - это всего лишь элемент. вся его гимнастическая суть утеряна. Выездка - это не что иное, как гимнастика. Хорошей и правильно подобранной гимнастикой легко укрепить лошадиное тело, неправильная гимнастика также легко лошадь угробит."
Беран:
"Никогда не используйте шпрунт, развязки и прочие средства принуждения. Шпрунт "ломает" линию позвоночника в основании шеи (внизу, возле холки) и вешает лошадь на плечи."
Остановка Боше
V-образная остановка. Передние и задние ноги под корпусом. Боше использовал такие остановки, чтобы лошадь подняла спину. Однако, такое положение не является для лошади положением в балансе, т.к. баланс – это одинаковое распределение веса на 4 ноги. В остановке Боше это невозможно.
Во время этого семинара я впервые узнала о ветке лузитано – нунцио. Нунцио произошли от семьи Вейга, и назывались по имени заводчика - Нунцио. Однако, когда умер заводчик, умерло и разведение этих прекрасных лошадей. А жаль. Лошади прекрасно сложены, невысокие, крепки, мобильны, имеют прекрасный характер и настроены на сотрудничество. У Ани есть лузитано нунцио, его зовут Super.
Испанский Шаг. Испанская Рысь.
Первый вопрос, который возникает, классические ли это упражнения?
Любые движения, свойственные лошадям в природе, - классические. Жеребцы часто демонстрируют ИШ во время разборок.
В процессе тренинга ИШ даёт свободу переду и плечам лошади.
Испанская Рысь совершенно неестественный и цирковой элемент. Для лошади не имеет никакого гимнастического значения.
Испанский Шаг (ИШ):
- освобождает перед и плечи
- поможет облегчить пред на прибавленной рыси
- улучшает координацию
- раскрепощает зажатый шаг
Виды упражнений, связанных с ИШ
- жамбет
- школьный шаг
- полька
- ИШ
- ИР (испанская рысь)
- галоп на трёх ногах
- пируэт на трёх ногах
Последние два пункта нехороши для здоровья и для суставов лошади.
Основные характеристики правильного ИШ:
- спокойная шея
- лошадь идёт от зада и не копает (не гребёт) передом
- одинаковый вынос обеих ног
- лошадь стабильная и прямая. Не виляет.
- негромко
- положение головы и шеи не задранное, но и не смещено слишком низко
ИШ может помочь с:
- пассажем
- прибавленной рысью
- галоп на 3 ногах
- пируэт на 3х ногах
Корректные команды на ИШ:
- собранный шаг
- одинаковый контакт в оба повода
- мягкий подъём одной ноги. Диагональная нога всадника толкает лошадь вперёд.
- correct timing
- лёгкое смещение веса всадника
Важно знать:
Все лошади ассиметричны от природы. При работе с земли лошадь на ИШ будет легче поднимать ту ногу, на которой меньше веса, т.е. ногу противоположную той, в какую сторону лошадь природно согнута. Например, если лошадь природно согнута налево, то с земли она легче поднимет правую ногу. Под верхом – наоборот.
В современном спорте те "прибавки", что выжимают всадники из лошадей, есть не что иное, как очень плохая испанская рысь. К прибавленной рыси она не имеет никакого отношения.
Но об этом допишу завтра.
Остались у меня ещё: пассаж, прибавленная рысь и галоп.