Дух Лувра
Этот дворец считается обязательным пунктом любого туристического маршрута. Да и без этого я слабо себе представляла, как можно мимо-то пройти! Само название казалось средоточием французской истории, к которой хотелось прикоснуться.
В этом смысле с Лувром не повезло. Да, он огромен и уникален. Количество предметов искусства потрясает. Мне искренне понравились многие картины и статуи. Но к концу трехчасового посещения я поняла, что никак не могу составить представления о самом Лувре. Не выходит его почувствовать!
Все стены, все помещения превращены в «обрамление» для предметов искусства. Самого здания, чья история началась, между прочим, в 12 веке, не увидеть, не почувствовать.
Разве что, на подземном этаже, через который посетители следуют от касс к началу экскурсии. Там сохранили аутентичную каменную кладку. Горит неяркий свет. В этом полумраке можно увидеть (ну, хотя бы, вообразить!) тени прошлого.
На других этажах эти самые «тени прошлого» напрочь ускользали. Что ж, их вполне можно понять – толпы, толпы, толпы с фотоаппаратами, рассматривающие картины через прицел объектива.
Большей части некогда было удивляться или восхищаться. Они – шли. И я их понимала! Время на экскурсию лимитировано, надо успеть посмотреть как можно больше. И не опоздать ко времени общего сбора!
В этом дворике можно было посидеть и отдохнуть
Так что, осуждать не осуждаю, но ощущение «так быть не должно!» не покидало. Особенно, когда дошла до зала, где висит знаменитая «Джоконда». В сравнительно небольшом помещении людей было…как в московском метро в час-пик. Атмосфера примерно такая же – сосредоточенно-мрачноватая. Ноги идут шаг за шагом к картине, но создание не там, не в предвкушении знакомства с мировым-шедевром-и-все-такое.
Ха! Своя рубашка ближе к телу! В смысле, бдить, бдить надо за собственными карманами и сумкой! Инстинктивно хочется отодвинуться как можно дальше от людей. Не выходит. Они напирают и подпирают со всех сторон.
Первые ряды стоят, словно стражи той самой старинной Большой башни Лувра, возведенной королем Филиппом-Августом в 1190 году – надежно, уверенно. Крепко держа свои фотоаппараты, точно орудия ближнего боя.
Задние ряды ощущают себя враждебными викингами. Инстинкт гонит вперед, но их не пускают! Я даже слышала вопли, словно кого-то ногами лягнули!
Что ж, времена стали мягче, гуманнее… Раньше, небось, с крепостной стены смолу опрокидывали…))
Восемь столетий назад враги потрясали копьями и мечами. Сейчас «осаждающие» вздымают над головами не острую сталь, а фотоаппараты. Они фотографируют практически «вслепую», собираясь рассматривать картину дома.
Ну, или НЕ собираясь. Главное, доказательство «на руках»: были, видели, приобщились.
Так сфотографировала я. Примерно из третьего-четвертого ряда, дальше пройти не удалось)))
А это фото из Википедии, позволяющее составить некоторое представление о той толпе))
Впрочем, может, это и есть дух Лувра – суматошный и амбициозный? Не знаю, как там в двенадцатом веке…а вот в семнадцатом-восемнадцатом веках во дворце точно надо было активно работать локтями и без стеснения ходить по головам (и ногами лягаться, ага!), чтобы продвинуться по карьерной лестнице))
От такой атмосферы уставали даже сами короли. Не случайно Людовик Тринадцатый сбегал отдыхать в маленький охотничий замок, которому после суждено было превратиться в Версаль.
А о нем – в следующий раз))