Потом поехали в лес, который был сказочно хорош!
Вот только чем дальше и дольше мы ехали, тем сильнее нас терзали сомнения – а не пропустили ли мы развилку на Передовое. По характеру местности и времени в пути было ясно – скоро вместо Передового мы окажемся на самом верху хребта, разделяющего Байдарскую и Бельбекскую долины. Так и вышло. Вид с горы Ирита на Бельбекскую долину и гору Ялпах-Кая:
На Кабаньем перевале:
И всё было просто замечательно, если бы не стремительно заходящее солнце. Решили дальше по хорошо знакомой дороге ехать как можно быстрее, чтобы до темноты если и не вернуться домой, то, по крайней мере, успеть спуститься с гор. А поспешишь, как известно – людей насмешишь! За пару лет, что я не была наверху, лесники успели накатать новую лесную дорогу, на которую мы и свернули, приняв её за нашу. В итоге выехали сами не поняли куда – слева обрыв, справа непролазные дебри, а прямо каменистый склон градусов эдак 45. Спешились и, таща лошадей в поводу, начали карабкаться наверх – это был единственный логичный выход. Через сотню метров стало совсем не смешно – склон становился всё более крутым, камни острые, как гвозди, а в поводу лошади. Хуже всего то, что если вдруг наверх не подымемся, то и назад вернуться не сможем – по такому склону лошади не спустятся, ибо ни разу не кабардинцы. Темнело, а мы продолжали ползти, Шиповник умудрялся в процессе ещё и пастись, а вот мне подъём давался тяжело – сердце выскакивало, а лёгким не хватало чистейшего горного воздуха. Фото не передаёт реальной крутизны склона, живьём это было куда страшнее…
Но всё когда-нибудь кончается – впереди замаячил белый крест, обозначающий одновременно вершину горы Лысая и конец нашего экстремального восхождения:
До темноты всё равно уже не успевали, поэтому задержались у креста – лошади передохнУть, а всадники – передОхнуть…
…И уже совсем в потёмках спустились в Передовое. В очередной раз подивилась способности лошадей видеть в темноте – такое ощущение, что у них встроенный прибор ночного видения – там, где я не вижу вообще ничего, они идут спокойно и расслаблено, обходя и камни, и ямы, и ветки.
Наш поход по сусанинским местам вместо полутора занял четыре с половиной часа, не знаю, как остальные, а Шиповник пришёл абсолютно сухой, даже под седлом не было влажных пятен. Спасибо тебе, малыш!