Крым, Байдарская долина...Лошади...

...Огибаем Ириту с юга и выезжаем на Кабаний перевал, замечательный своими великолепными буковыми лесами. Вообще, взрослый буковый лес – настоящий рай для конных прогулок. Дело в том, что бук – самое «ревнивое» дерево в крымском лесу, рядом с ним никогда ничего не растёт, ни кустарники, ни подлесок, поэтому буковый лес всегда чист и свободен для прохода и проезда в любом направлении, а ещё он светел и наряден в любое время года – гуляй-не-хочу! А мы застали его в самом эффектном убранстве – всевозможные оттенки золота на фоне небесной лазури – наслаждайтесь!
Настоящее Берендеево царство:




























Внезапно лес заканчивается и мы оказываемся на голом плато хребта Кордон-Баир – и торопимся на северную кромку в предвкушении видов Бельбекской долины!








Продолжение следует…
 
Нет! Те лесные дороги, по которым мы все ездим - современные и проложены лесниками для сугубо утилитарных функций, а именно вывоз дров и подвоз кормов на подкормочные пункты для диких животных. Мне доподлинно известны три римские дороги из Байдарской долины на ЮБК, а именно: из с.Родниковское мимо Тарпанбаирского хребта к перевалам в р-не г.Ат-Баш, "Календская тропа" из с.Подгорное на перевал Чёртова лестница и сохранившийся большой кусок по восточной части Ай-Петринской яйлы от перевала Чёртова лестница примерно до Форосского канта. На счёт дороги в Узунджу сильно сомневаюсь, что она римская, видимо, просто старинная, т.к. никуда не ведёт, а римляне строили дороги не просто так, а как путь от порта Херсонес к крепостям на ЮБК Хараксу (современное Ласточкино гнездо) и Алустону (Алушта). "Визитной карточкой" римских дорог является очень специфичная каменная кладка, которая держит дорожное полотно и не даёт ему сползать по крутым склонам, тёсаные камни уложены БЕЗ РАСТВОРА и стоят до сих пор, к тому же, на римских дорогах никогда не бывает луж.
Хотя, не все лесные дороги - современные. Автомобильная грунтовка из Передового на Кабаний перевал - времён Крымской войны, строили англичане, которые рассчитывали остаться в Крыму всерьёз и надолго (кстати, они же построили и набережную в Балаклаве, которая до революции так и называлась "Английской", и узкоколейку из Балаклавы в Севастополь, и ещё много чего). А вот из нашего похода мы возвращались по, опять же, времён Крымской войны, но уже французской дороге от урочища Алим-Бай до с.Новобобровское. Много средневековых дорог, построенных неизвестно кем, часто на них накладываются современные. А вообще, по моим наблюдениям, чем качественнее выполнена дорога, чем продуманнее она вписана в рельеф местности, тем она старше - такое ощущение, что технологии дорожного строительства безнадёжно деградировали с античных времён.
 
Грибы растут абсолютно везде, даже на старом хлебе. А в буковых лесах их особенно много. Когда я писала "ничего не растёт", я имела в виду представителей царства растений, а никак не грибов. Сейчас прошли дожди, обещают тёплую погоду - все грибники в низком старте!
 
Наверное, здорово в таком лесу их собирать: ходишь, как по парку и видно их хорошо
 
Нет! Те лесные дороги, по которым мы все ездим - современные и проложены лесниками для сугубо утилитарных функций, а именно вывоз дров и подвоз кормов на подкормочные пункты для диких животных. Мне доподлинно известны три римские дороги из Байдарской долины на ЮБК....

А та, что идёт над Чернореченским каньоном? Или это одна из тех, что назвали Вы?

...."Визитной карточкой" римских дорог является очень специфичная каменная кладка, которая держит дорожное полотно и не даёт ему сползать по крутым склонам, тёсаные камни уложены БЕЗ РАСТВОРА и стоят до сих пор, к тому же, на римских дорогах никогда не бывает луж.
.... Много средневековых дорог, построенных неизвестно кем, часто на них накладываются современные. А вообще, по моим наблюдениям, чем качественнее выполнена дорога, чем продуманнее она вписана в рельеф местности, тем она старше - такое ощущение, что технологии дорожного строительства безнадёжно деградировали с античных времён.

В бытность в ваших краях меня учили распознавать древность дороги: она должна выраженно приподниматься к середине, иметь по бокам каменные канавки-кюветы (если они сохранились, конечно) и в них не должна вписываться легковая машина: типа, дорога под повозку заточена. Может, и правда - по крайней мере, встретили лесников, с мрачными рожами едущих куда-то на допотопном "Урале" с коляской... Кстати, разойтись с ними не так и просто было.
 
Я думаю что та, которая над каньоном - это настоящий слоёный пирог из дорог разных эпох, трудно сказать более определённо. Если честно, канавки-кюветы мне вообще нигде (кроме Чуфут-Кале) не попадались, приподнятость к середине тоже мало о чём говорит - за столетия и тысячелетия (если нам не врёт официальная история) полотно грунтовой дороги в принципе не может сохранить первозданный профиль, если только дорога не выдолблена в скальном монолите, что очень редко встречается. Есть ещё такой момент - римские дороги классифицировались по назначению (для колесниц, только вьючные, только пешие) - отсюда разница в технологии и самом внешнем виде дороги (ширина, покрытие, максимальный градус уклонов и т.д.)
 
А вот просто интересно: в буковом лесу растут грибы?

Както раз я ходила в пеший поход. Зашли в буковый лес, а там... грибы сплош везде. Я такого в жизни своей никогда не видела, глаза стали загребущими, но у меня в рюкзаке были только бутерброды, мусорный кулек и бутылка с водой(((

Тогда я приняла решение выкинуть бутерброды и вместо ножа использовать плоский ключ от квартиры. Набрала рюкзак сыроежек и еще мусорный кулек. Прям душу отвела...

Больше я такого не встречала. А буковый лес хорош, тихий, светлый и прозрачный, как в сказке.
 
Продолжаем наш вояж.

Бельбекская долина прекрасно просматривается с Кордон-Баира. Из-за дымки не видна Главная гряда и Чатыр-Даг, но всё равно красиво!


Я всегда зависаю на этом обрыве – от этих панорам все мысли строятся в колонну по четыре и строевым шагом бодро покидают голову, оставляя приятную пустоту. А это так здорово – просто ни о чём не думать. Вот, прям, совсем – не думаешь и не тянет…








Мои спутницы уже двинулись по хребту на восток, а я всё никак не могла отлипнуть от края обрыва. Догнала их уже возле леса, а там нас ждал сюрприз – восхитительная лужайка с огромными крокусами (они же шафран, лат. Crócus ). Весной цветут золотисто-жёлтые цветы, а вот осень – пора сиреневых крокусов. И если жёлтые все и везде примерно одинаковые, то сиреневые сильно варьируют в размерах – чем выше в горы, тем крупнее цветы. Хребет Кордон-Баир – настоящий чемпион, о размере цветов говорит тот факт, что снимала я их не слезая с лошади, да ещё и не доехав пару метров, чтобы не потоптать. Снимали все, чем могли и как могли:






…у меня с седла получилось так:




Солнце начинает клониться к закату и мы торопимся дальше на восток, кто верхом, а кто и пешком, пожалев единственную неподкованную лошадку:




Впереди уже маячит вершина Сандык-Кая, у подножья которой мы повернём на юг, назад в Байдарскую долину:


Лысое плато позади, снова ныряем под полог леса:


Леса под Сандыком отличаются какой-то особенной дремучестью, и уже трудно снимать в сумраке, а мы ещё не доехали до очень интересного места…






Окончание следует…
 
Спускаемся в урочище Алим-Бай, деревья всё выше, тени всё гуще…




Именно из-за густоты лесов это место было выбрано партизанами для своего лагеря, о чём и свидетельствует табличка на скромном памятнике в лесу: «На этом месте с октября 1941 по март 1942 находился базовый лагерь Ак-Мечетского отряда IV района партизан Крыма. Зона действия отряда – Коккозская, Бельбекская, Байдарская долины и прилегающие к ним горные массивы.»


Рядом – восстановленная землянка, тоже с мемориальной табличкой:






Вообще, местечко там какое-то жутковатое. И это не удивительно – история Ак-Мечетского партизанского отряда трагична, эти сумрачные леса наверняка помнят весну и лето 1942 года, когда при активном содействии местных жителей (ну, тех самых, которых потом злобный тиран депортировал из Крыма) немецкие каратели жестоко расправились не только с самими партизанами, но и со всеми, кого хотя бы подозревали в сочувствии к ним, не пощадили никого – ни стариков, ни женщин, ни детей… Это в Белоруссии на месте Хатыни огромный мемориальный комплекс, горит вечный огонь, звонят колокола, толпы туристов ходят со скорбными лицами… О Крымских «хатынях» принято помалкивать, дабы, так сказать, не обострять, не нагнетать, и, не дай Бог, никого не ущемить. Кому сильно интересно – можно почитать историю с.Лаки, и она такая не одна.

Уезжаем мы из Алим-Бая по старой, времён Крымской войны, французской дороге – там моя фототехника оказалась бессильна, удалось снять только самое начало. Есть задумка вернуться туда весной, заодно поснимать верховья р.Бага.




Возвращаться в долину в сумерках уже стало традицией – ну, хорошо, хоть не в кромешной темноте!




Спасибо за внимание!
 

Есть люди- мастера на все руки, а есть животные-мастера на все руки. Мерин Монах, он же учитель учебной группы, онже конкурная лошадь, онже прокатная лошадь, онже "двигатель" для тележки с навозом. Сам навоз сделал, сам отвез куда надо. В торговле это называется самообслуживанием)))

А это... даже не знаю как назвать... Наверное "Красота-страшная сила!"
 
…и опять шагали…











Грунт был идеальным – уже не «чвак», но ещё не «дзынь», а то, что лошадок немного плющило – ну, не без этого…









 
В самом Севастополе - крайне необычное, а вот в Байдарской долине частенько. Бороться с этим явлением очень просто - достаточно выехать с тенистой просеки на солнечную лужайку и здравствуй, пружинистый дёрн!
 
Сверху