Да что уж там, тренерство- многоаспектная штука + связана с работой с "живым" материалом (людьми и лошадьми), поэтому львиная доля мастерства зависит от
личности конкретного человека, готовых рецептов типа "образование + (условно) 10 лет опыта + не ниже КМС = классный тренер" здесь быть не может. Ученик - это не табуретка, которую может сколотить почти любой с минимальными навыками.
Соглашусь с автором темы в том, что тренерством/инструктажем занимается очень много малоквалифицированных (если брать все аспекты тренерства, а не 1-2) товарищей и особенно товарок
. Однако наличие/отсутствие "корочек" ни разу не показатель в мире конного спорта, где очень много народу (не берем олимпийский резерв) имеют чисто практическую базу, ибо вышли из конюхов и помогальщиков при КСК.
Кстати, замечу, что высшее образование (например, заочное Лесгафта) часто народ получал постфактум, после многих лет работы на конюшнях, и такое образование было чисто формальным, вот как раз "шоп бумажка была"). Всё решали практика и опыт.
С другой стороны, в идеале, система лицензирования очень даже нужна. Только кто, когда и где будет лицензировать - здесь поле непаханное.
И еще: правильно говорят выше: надо понимать, что тренеры для большого спорта и тренеры для новичков и/или проката - разные истории, несмотря на то что здесь важна именно начальная подготовка, чтобы не переучивать потом в ущерб себе и лошадям.
Мне кажется, что проблема с тренерами тесно связана и с качеством конюшен. Пока прокат у нас еще двумя ногами в сараях и навозе, не жди там тренеров приличных, только "девочки" и идут. Что печально, конечно, потому как, вот, к примеру, чайнику к "крутым" тренерам еще рано (или вообще не надо, если он в большой спорт не метит), а к доморощенным "пятка-повод, блин" идти тоже не хочется. Мало у нас и людей, и конюшен "среднего класса" - с приличными лошадьми и условиями для всех. Ведь это именно те КСК, где могли бы работать тренеры, подкованные на все места
, с разрядом, опытом и образованием, за что получали бы симпатичную зарплату. А так почти все более-менее вменяемые тренеры возле большого спорта и элитных клубов гнездятся (что понятно, конечно), а остальную часть поля, за небольшим, прям скажем, исключением, занимают вот такие "девочки"-тренеры. Опыт у них обращения с лошадьми нередко имеется, конечно, анатомию, может, тоже знают частично (в рамках того, с чем пришлось на практике столкнуться), а вот с психологическим подходом к ученикам и со знанием человеческой психологии и работы скелета и мышц (лощади и человека) - кранты. Ну и еще кое с чем кранты... Не говоря уже об индивидуальном подходе (о методике преподавания).
И, конечно, хороший тренер обязательно должен иметь за плечами опыт выступлений, чтобы понимать, как это всё - лошадь и человек - устроено и работает. НО, как и показывают приведенные предыдущими ораторами примеры, человек может стать классным тренером, не будучи обвешан всеми существующими медалями и ленточками. Недостаток покоренных спортивных вершин с лихвой может компенсироваться психолого-педагогическим талантом и простым пониманием "устройства" материала, из которого хочешь что-то слепить. Ну а вышка (кто честно всё учил
дает научно обоснованную, а не астролого-хиромантную
, базу для повышения квалификации тренера.
То есть лицензирование (как система и подготовки, и отбора) нужно бы, но одно оно не поможет: нужны еще достойные рабочие места для лицензированных. В общем, здесь много что учитывать нужно.