«Две лошади»
Частное собрание
СКАЗКА О ВОЛШЕБНОМ КОНЕ.
Маленький Коля Сверчков боялся лошадей. Ну и что такого? — скажете вы. Боялся и боялся. Не подходи к лошади, если где-нибудь случайно с ней встретишься — и все.
Но маленький Коля жил в позапрошлом веке, когда ни автобусов, ни троллейбусов, ни даже такси — не было. Никаких не было тогда машин. В другой город, в другую страну, на войну или в аптеку — всюду ездили на лошадях. И грузы на них возили, и почту, и детей в школу, и даже царь ездил в гости в карете, в которую обязательно были запряжены лошади.
Мало того, что лошади тогда встречались на каждом шагу, но боязливого Колю угораздило родиться в семье конюха. С утра до поздней ночи отец мальчика пропадал в конюшнях и присматривал за тем, как ухаживают за самыми лучшими лошадьми, какие только имелись в Российском государстве. А лучшими эти лошади были потому, что Колин отец служил не в простых конюшнях, а в царских. Принадлежали они самому царю и располагались в Царском Селе, недалеко от тогдашней столицы — Санкт-Петербурга.
«Портрет императора Александра II»
Музей-усадьба "Останкино"
Отец Коли очень расстраивался, что сын лошадей боится.
— Как не стыдно! — восклицал он, всплескивая руками. — Считай, в конюшне родился, а к лошади не подходит...
Коле было очень стыдно, и отца огорчать не хотелось, но он... все равно боялся. Сам Коля — маленький пухленький,белобрысенький, а лошади — огромные, с большими головами, длинными желтоватыми зубами и темно-лиловыми глазами размером с Колин кулачок. Фыркают, ржут, трясут расчесанными гривами, бьют лакированными копытами в стенки денников... Страшно!
Что только Колины родители не делали, чтобы приучить мальчика к лошадям! Отец Колю на самого смирного коня сажал, вместе с ним к лошадям подходил, сахаром их вдвоем кормили. Мама Коле на ночь сказки читала, в которых у героя обязательно конь был, и он от всяких напастей героя спасал — ничего не помогало.
«Лошадиное лакомство»
Частное собрание
«Вот если бы встретить такого коня, — мечтал Коля, — с которым, как в сказке, можно было бы человеческим языком поговорить! Я бы у него все про лошадей выспросил и бояться их, наверное, перестал...»
Коней-то вокруг Коли было много, но — увы! — самых обычных, то есть страшных.
Проходило время, и Коля потихоньку рос. Больше всего на свете он любил рисовать. Рисовал все, что видел: и собаку во дворе, и дерево в цвету, и прачку с корытом, и пруд замерзший... И лошадей, конечно, тоже рисовал. Куда ж без них, если при конюшнях живешь?
Очень Колины рисунки всем нравились. Отец даже отдал мальчика учиться живописи в Воспитательную школу при Академии художеств. Коле там очень понравилось, но потом он тяжело заболел, и учебу пришлось оставить...
«Лошади»
Частное собрание
Однажды ранней осенью Коля гулял в Царскосельском парке. Красивый парк — с прудами, беседками, лужайками... Желтые листья в воздухе кружатся, ложатся на воду прудов и отражаются в них, как в зеркале. Загляделся Коля на всю эту красоту и не заметил, как прямо перед ним, словно из-под земли, вырос чудный конь — небольшой, ноги стройные, ноздри бархатные, гривка золотая.
Хотел было Коля по привычке испугаться, но вдруг чувствует — не страшно ему. Удивился он и спрашивает у коня:
— Ты откуда тут взялся? Из конюшни сбежал? Что-то я такого, как ты, там не видел...
— Я не из конюшни, — отвечает конь человеческим голосом. Голос у него низкий, звучный.
— Так ты волшебный, из сказки?! — обрадовался Коля. — Вот здорово, что я тебя повстречал! Научи меня, как лошадей не бояться, а то папа ругается, да мне и самому уже надоело...
— Хорошо! — отвечает конь. — Я могу сделать так, что ты больше никогда ни одной лошади не испугаешься. А что я от тебя взамен получу?
— У меня ничего нет... — растерялся Коля и попытался вспомнить, что любят лошади.
— Хочешь, я тебе свежего хлеба из дома принесу? Или сахару?
— Иго-го! — засмеялся конь (говорил-то он по-человечески, а смеялся все равно по-лошадиному).
«Лошадь в стойле»
Частное собрание
Коля вздрогнул.
— Хлеб-то из дома, — продолжал конь. — А сам-то ты что умеешь делать?
— Я еще маленький. — Коля задумался. — А, придумал! Я, кажется, рисовать умею Все, кто мои рисунки видел, хвалят их. И в школе я один из лучших.
— Вот и хорошо, — обрадовался конь. — Вот и договорились. Я тебя от страха избавлю, а ты будешь нас, лошадей, рисовать. Мы, лошади, многое умеем, но вот рисовать... У нас, сам видишь, копыта для рисования не приспособлены. И тебе это будет в удовольствие, и нам. А то вон сколько портретов человеческих нарисовано, а где хоть один лошадиный портрет?
— Лошадиный портрет? — удивился Коля. — Это как?
— Подумай сам. Что человек без лошади делать может? — вроде бы даже обиделся конь, и глаза его засверкали. — Ни поехать куда, ни землю вспахать. А много ли вы, люди, груза поднять можете? А далеко ли унесете? И разве мы, лошади, не красивы?
Блеснул коняшка лукавым глазом, притопнул точеной ножкой, встряхнул гривкой. Словно золотые искры на дорожку просыпались.
— Твоя правда, — подумав, согласился Коля. — Все так. Договорились. Вот тебе мое крепкое слово: нарисую столько лошадей, сколько смогу. Давай колдуй...
«Офицер. Орлово-ростопчинская порода»
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е.Тимирязева
— Зачем же колдовать? — усмехнулся коняшка, показав большие, когда-то так пугавшие Колю, зубы. — Ты и так уже страх на интерес поменял. Все теперь будет
в порядке.
— Как это? — недоверчиво спросил Коля.
— Сам увидишь! — сказал коняшка, развернулся, взмахнул роскошным хвостом, топнул ногой о землю и словно растаял среди желто-золотой листвы.
— Ну вот, — огорчился мальчик. — А говорил — волшебный! Сбежал. И колдовать не стал. Небось, ничего и не изменилось. А я то, глупый, слово ему дал...
Решил все же проверить. Не откладывая в долгий ящик, отправился Коля в конюшни. Стоят там те же лошади. Огромные, страшные... Страшные? А вот и нет! Красивые, лоснящиеся, фыркают ласково — сахару просят. А как интересно поворачиваются, как шеи грациозно изгибают...
— Ого-го! — почти по-лошадиному закричал Коля и побежал домой. Схватил там хлеба краюху, сахару, бумагу да мелки — и обратно в конюшни. По пути встретил отца.
— Знаешь, папа, — сказал ему мальчик. — Я теперь лошадей совсем не боюсь, я страх на интерес поменял.
— Наконец-то, сын! — улыбнулся отец. — Я давно этого ждал. Нет ничего на свете интереснее и прекраснее лошадей. Горжусь тобой. А куда же ты сейчас?
— Рисовать, — ответил Коля. — Я волшебному коню крепкое слово дал. Его держать надо.
— Если слово дал, тогда конечно, — согласился отец.
«Рабочая лошадь» 1859
Государственная Третьяковская галерея
...С тех пор прошло много лет. Коля вырос, стал известным художником, академиком. Его картины выставлялись на Всемирных выставках в Париже и Лондоне, имели там огромный успех.
Очень любил Николай Сверчков охоту, часто рисовал охотничьи сцены, по заказу царского двора написал несколько исторических картин.
Но чаше всего Коля рисовал... угадайте — кого? Правильно. Всю жизнь Николай Егорович Сверчков рисовал лошадей и достиг в этом деле такого мастерства, что никто с ним и сравниться не мог. Самых разных лошадей видим мы на его картинах: и гордых орловских рысаков, и могучих боевых коней, и смирных мохнатых крестьянских лошадок.
Писал он и отчаянно пробивающуюся сквозь буран тройку, и уносящийся от степного пожара табун. С любовью вырисовывал кобылу с маленьким и трогательным жеребенком и надменного бегового коня-рекордсмена, запряженного в легкие дрожки. По его картинам мы узнаем сегодня породы живших тогда коней, судим об их красоте.
«Тройка зимой»
Частное собрание
Взгляните на прекрасные, по-настоящему добрые картины Николая Сверчкова и вспомните слова рыжего коняшки-волшебника: еще не так давно, каких-то 100—150 лет назад, жизнь людей и лошадей сплеталась неразрывно. Наша история неотделима от них — с их умными глазами, теплым дыханием и шелковистми мускулами.
Машины сильнее! — скажете вы. Это правда. Но лошади — живые. В вашем городе, поселке, деревне есть лошади? Подойдите к ним и угостите куском свежего хлеба, посыпанного солью. Взгляните в их глаза.
И не бойтесь их, потому что на добро лошади всегда отвечают добром!
«Лошадь с собакой» 1875
Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
«Из конюшни» 1866
Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого
«Лошадь в конюшне» 1850
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Мальчик с лошадью»
Частное собрание
Пегая Лошадь. 1860