Рассказ, говорите?
Ну тогда вот:
Конный завод Липица находится в Словении, одной из бывших Югославских республик. Словения – маленькая страна и Липица – тоже маленький городок. В общем, он весь и состоит из конного завода и 2-х отелей. Разводить лошадей в Липице начали с 1580г, с этой даты ведется история конного завода. В Липице этим очень гордятся, цифры 1850 можно увидеть на всех сувенирах.
Все современные липицианы восходят к 6 жеребцам – датскому Плуто, неаполитанским Конверсано и Неаполитано, кладрубским Маэстозо и Фавори и арабскому Сиглави. Интересна традиция присвоения кличек лошадям завода. Кобыл называют по имени матери, прибавляя очередной порядковый номер. В кличке жеребца должно быть имя родоначальника линии и имя матери. Например, сына жер. Фавори Монтана и коб. Батоста I будут звать Фавори Батоста I.
К моему большому сожалению, экскурсия в Липицу рассчитана не на сумасшедших конников, а на обычных граждан, и занимает всего 40 мин, из которых полчаса длится представление. Представление проходит в крытом манеже и состоит из нескольких частей. Сначала выезжают 4 всадника и едут котильон.
После них выезжают 2 всадника и делают сложные элементы – менку ног в 1 и 2 темпа, пируэты на галопе, пассаж, пиаффе. Это производит большое впечатление на обычных зрителей, но, в общем, видно, что представление рассчитано на людей, которые не очень в этом понимают.
Потом пара в экипаже демонстрирует фигурную езду. Липицианы очень мне понравились именно в упряжи, наверно, потому что под седлом лошади с таким экстерьером смотрятся непривычно, да и упряжки у нас нечасто можно увидеть.
В завершающей части выводят двух лошадей без всадника (одну на вожжах, другую на корде), и один всадник выезжает верхом. Они делают испанский шаг, пиаффе, пассаж и левады. Процесс исполнения левады меня удивил. Лошадь поднимается вверх медленно, не так, как если бы она встала на свечку. Она замирает на некоторое время в высшей точке, а потом также медленно опускается вниз.
Очень удобно фотографировать. Конечно, хотелось увидеть каприоль, но не показали.
На этом представление было завершено, и все пошли к автобусу. Я же на 5 минут забежала в первую попавшуюся конюшню, где стояли лошади для верховой езды. (Видимо те, которые ходят в прокат и на которых учат желающих). В конюшне находились кобылы, они стояли в стойлах, никого из сотрудников не было вообще, и туристы облепили лошадей и стали с ними фотографироваться. Впрочем, лошади были к этому привычные и не обращали внимания. Эта конюшня соединялась с другой, в которой в отдельных денниках стояли жеребцы. Я судорожно сделала несколько снимков и понеслась к автобусу.
На обратной дороге автобус обычно останавливается возле левад, если лошади подойдут поближе. Левады представляют собой огромные участки огороженного парка вдоль дороги, и лошади пасутся в глубине, под деревьями. В этот раз нам не повезло, лошади не подошли, и мы проехали мимо, увидев лошадей только издали.
На мой взгляд, липицианы выглядят более мощными и плотными, чем андалузцы, даже несколько грубоватыми. Но, по-своему, они очень красивые. И, конечно, мне бы хотелось провести на заводе целый день, все осмотреть, пофотографировать. Поездить верхом на настоящем липициане. Эх!
Кстати, помимо проката верховых лошадей и экипажа в Липице существуют различные программы обучения верховой езде. Еще одна интересная услуга - один день с лошадью. То есть человек в течение дня ухаживает за понравившейся лошадью, кормит ее, чистит, ну и все такое. Экзотика для "непосвященных", так сказать.