Работа династии Мин из серии из 8 частей «История Китая потных лошадей»
А почему потных?
Контактом принесло:
КАК СКУЛЬПТОР ТРУБЕЦКОЙ ИМПЕРАТОРА НА ЛОМОВУЮ ЛОШАДЬ ПОСАДИЛ
Пятого июня 1909 года на Знаменской площади (современная - Восстания) в Санкт-Петербурге был открыт конный памятник императору Александру III, осмеянный современниками. Особенно досталось коню, на котором восседал император.
Император Александр III скончался в 1881 году. Спустя несколько лет его сын император Николай II вознамерился увековечить память отца, как «державного основателя Великого Сибирского пути» (Транссибирской магистрали). Строительство магистрали должно было завершиться в 1902 году, к этому времени намечали и открытие памятника на Знаменской площади около Николаевского вокзала (современный Московский вокзал), откуда и начинался «Сибирский путь».
Конкурс на создание памятника выиграл итальянский скульптор-импрессионист русского происхождения Паоло Трубецкой. Работа над памятником длилась 8 лет и обошлась казне в баснословные деньги. Специально для Трубецкого Старо-Невском проспекте была построена мастерская-павильон, куда могли свободно въезжать «парные кареты и казаки верхами». В бронзе памятник отливался по частям — в опять-таки специально выстроенной под работу Трубецкого литейной мастерской приглашенный из Италии мастер делал фигуру императора; фигуру коня делали на Обуховском сталелитейном заводе.
Скульптор под угрозой отказа от работы капризничал, проявлял «неуживчивый характер», требовал деньги на новые расходы. Ну а царская семья выказывала недовольство. Великий князь Владимир Александрович усмотрел в одной из первоначальных моделей памятника карикатуру на покойного императора, своего брата. Николай II, увидев странную по пропорциям фигуру коня (причем для ее лепки Трубецкой сделал заказ на покупку коня за границей), посоветовал скульптору быть ближе к действительности, так как живы еще лошади, принадлежавшие Александру III. Считается, что в дальнейшем Трубецкому позировал Лорд: именно он по традиции, как любимый конь императора, шел в траурной попоне за его гробом в день похорон. Ниже мы приведем фотографию, сделанную в то время в мастерской скульптора. Интересно, что в итоге Трубецкой оставил скульптуру коня без поводьев, узды и прочего, и это за него пришлось делать отливщику.
Причина, по которой продолжалось финансирование работы одиозного скульптора проста: статуя императора нравилась его вдове, императрице Марии Федоровне, находившей большое портретное сходство. Поэтому Николай II, считавший памятник «оскорблением для своих сыновьих глаз», так и не решился отправить его для установки в Иркутск, как намеревался.
Итак, в 1909 году состоялось, наконец, открытие монумента. Публика была, мягко говоря, не в восторге. Изложим лишь то, что касается коня. В одной газете написали: поза лошади скопирована с монумента Гарибальди в Риме. Эпитеты придумывались один хлестче другого: «бегемот», «ломовая лошадь извозчика», «помесь из осла, лошади и с примесью коровы». Художник Б.М. Кустодиев написал: «Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше…». Писатель В.В. Розанов: «Голова упрямая и глупая… Хвоста нет, хвост отъеден … Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет…»
Трубецкой критикам ответил. «В памятнике нет ничего классического — это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной... Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль». Ну а мощный конь, естественно, под стать императору.
После революции памятник, как ни странно, уцелел. В 1937 году он был снят с трехметрового гранитного постамента и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 1994 году его перевезли, чтобы установить перед входом в Мраморный дворец.
Мы же решили документально воссоздать, как Александр III выглядел верхом. Напомним, что высокий, а с годами и грузный император, был по словам графа С.Д. Шереметева, «плохой ездок и вообще не охотник до верховой езды; кавалерийской жилки у него не было, и это ставилось ему многими в упрек». Приводим конные портрет кисти Н.Е Сверчкова (1881 год) и Н.Г. Шильдера (1880-е) и фотографию.
Фото:
фотография из мастерской Трубецкого
дореволюционная открытка с фотографией памятника
памятники во дворе Русского музея, 1933 год (Павел Маркин. pastvu.com)
Памятник перевозят во двор Мраморного дворца, 1994 г. (Википедия)
Памятник у Мраморного дворца (Википедия)
Н. Е. Сверчков, «Портрет императора Александра III в мундире Лейб-гвардии Гусарского полка», 1881 г. (ГМЗ «Царское Село»).
Н.Г. Шильдер «Портрет императора Александра III» (1880-е)
Фотографияя императора, сделанная на одном из парадов.