Расскажу о своей поездке во Владимирскую и Рязанскую области.
Я поехала по приглашению
@Vessnuwka на несколько дней, и коснусь "конной" части моей поездки.
Любопытно, что для меня поездка обернулась знакомством с историей двух известных семей дореволюционной России со схожими судьбами, которые внесли большой вклад в развитие страны и своего региона и плохо кончили после революции 1917 года.
СТАРОЖИЛОВСКИЙ конный завод и семья ФОН ДЕРВИЗ
Я осуществила ещё одно своё маленькое желание - посетила Старожиловский конезавод. Мы взяли напрокат машину и из Владимира доехали за 4 часа в пос.Старожилово Рязанской области. У нас была предварительная договорённость об экскурсии с руководством конезавода.
Мы приехали и нас встретили ласкучие кошки.
Пока ждали начало экскурсии, нам разрешили прогуляться по территории завода. Как выяснилось, у завода отобрали почти все земли и осталось только старинное здание и несколько левад перед ним. Сейчас поголовье около 200 лошадей и 17 работников (до революции поголовье достигало 2700 лошадей и 150 работников на них).
Конечно, инфраструктура давно требует капитального ремонта, но (во всяком случае к нашему приезду) конюшни были вылизаны, пол подметен, в денниках чисто, сено и чистая вода везде есть.
Сама экскурсия расчитана скорее на не-конников, но всё равно было интересно и свои конные вопросы мы смогли задать отдельно. Всегда экскурсию ведёт бессменный начкон завода - Владимир Константинович Фролов. Меня поразило насколько он увлечён предметом и глубоко знает историю семьи фон Дервиза, историю самого завода. Он перелопатил много литературы и местных архивов, он общался с потомками фон Дервиз и местными старожилами и разыскивал современников той эпохи, кто работал ещё при бароне на конезаводе или просто был очевидцем событий в разные периоды истории. Вобщем, слушать такие рассказы было очень интересно.
На 2-ом этаже собран небольшой музей, посвящённый истории семьи фон Дервиз и конного завода. Если очень коротко, то фамилия фон Дервиз - это обрусевшие немцы, занимались строительством железных дорог в России и некогда это была вторая богатейшая семья в стране после Юсуповых. Они очень много вкладывали средств в развитие своего региона и для своего народа (строили школы, больницы, церкви, театры...проводили технический прогресс - телеграф, телефон, электричество, железнодорожные пути). Были большими любителями лошадей и имели возможность держать роскошные конюшни, разводить лошадей и развивать конную индустрию в своём регионе.
[семейство фон Дервиз и справа Шехтель - архитектор сего шедевра]
[а это стол ещё самого Дервиза, теперь стоит в кабинете начкона]
После революции у них всё отжали и они остались ни с чем, а сейчас их старания медленно приходят в упадок и разрушаются. В советский период с этим местом связаны такие фамилии как маршал Жуков и С.М. Буденный. В 1920-е годы поголовье завода сильно сократилось и здесь содержались лошади Красной Армии, в годы ВОВ было принято решение эвакуировать лошадей и всё поголовье погибло при переправе через р.Ока (кстати, по счастливой случайности в само здание завода ни разу не попал снаряд), Хрущев со своими реформами и презрительным отношением к лошадям и конникам окончательно добил коннозаводство в этих стенах, и потом с большим трудом возродили русскую верховую породу.
Начкон также обмолвился, что раньше ещё был филиал завода в соседней деревне Соха и Ромоданово, где содержали рабочих и верховых лошадей. Вот мы решили заскочить в эту Соху, застали там такую картину: комплекс зданий, который превратился в развалины, а то что было конюшней наглухо заколочено и пустует уже лет 30, по словам местных жителей.
В Ромоданово даже не поехали, люди сказали, что там вообще ничего не осталось и смотреть нечего.
УСАДЬБА ХРАПОВИЦКОГО в Муромцево, Владимирская область
Ещё одна некогда известная фамилия. В.С.Храповицкий происходит из дворянского рода и состоял на госслужбе, потом стал промышленников (Стекольный завод, Кирпичный завод и др.)
Он также вкладывался в свой край: строил бесплатные школы для крестьянских детей, и музыкальную школу для талантливых детей всех сословий, и больницу, и театр, и церковь, и почту, и телеграф, и разбил парк с экзотическими деревьями, даже состоял в обществе защиты животных.
А ещё он был большим сторонником технического прогресса - провёл электричество во Владимирскую область и проложил железную дорогу до своей усадьбы. В его доме имелись электричество, канализация, отопление батареей, телеграф, телефоны в каждой(!) комнате.
И конечно же, у него была своя прекрасная конюшня, и свой ипподром в пос. Бег.
Революция лишила Храповицкого всего имущества и позднее он бежал в Париж. Умер там год спустя в нищете...его могилу отыскали только в 2012 году.
[усадьба при хозяевах]
[усадьба сейчас]
[чьи-то фантазии]
В его усадьбе одно время был лесотехнический техникум, а в красивейшей церки устроили склад горюче-смазочных материалов. А теперь эта красота просто стоит и разрушается временем...Усадьба в аварийном состоянии, каскад фонтанов пересох, пруд зарос, от музыкального павильона осталось одна неполная стена, здание конюшни вообще горело 1991 году и от него остались только стены. [Восстановили только церковь]
[прудик, где семья и гости любили на лодках кататься]
[фото старое, сейчас от конюшни осталось ещё меньше, а вот флигель жилой]
Так вот получилось, что за два дня мы познакомились с этими двумя фамилиями - фон Дервиз и Храповицкие. По мне так очень похожие судьбы, очень показательные истории. Печально что так вышло...