Лошади,выездка,знания.

День 1. Работа с молодой лошадью
Мы расселись в манеже. Я уже заметила, что многие участники знакомы друг с другом, а Аня со многими здоровалась лично типа "ну как у вас дела?".

Аня заняла свое место за трибуной и начала читать лекцию.

Во сколько начинать работу с лошадью? Они придерживаются мнения, что начинать нужно в 3 года. К 4 годам лошади (особенно жеребцы) становятся очень сильными и упрямыми, поэтому не стоит оттягивать работу.

Для начала работы понадобятся: кавессон, седло, уздечка с ганноверским капсюлем, бич, длинный хлыст, защита на передние ноги. Последовательность заездки вполне стандартная, поэтому описывать не буду.

После привыкания ко всаднику и к строевой рыси, они начинают обучать лошадь средствам управления. Все просто: вперед - шенкель, остановка - повод наверх, поворот - открываем внутренний повод и слегка надавливаем на шею внешним поводом.
На первых порах очень аккуратно используем вес как средства управления, максимум мы можем чуть-чуть больше надавить на внутреннее стремя и все.

Всадника отпускают с корды, когда лошадь делает под ним три аллюрах, переходы и остановки, повороты.

Заездка занимает 3 месяца в режиме 3 раза в неделю по 15-20 минут.

***
Про расслабление и вниз-вперед.
Дальше начинается работа над горизонтальным балансом. Аня относится очень скептически к упражнению "вперед-вниз" и практически ничего подобного не делает. Увлечение этим упражнение чревато тем, что легко сместить баланс лошади вперед и "свалить" на плечи. А это тупик)
Вначале обучения лошади разрешается вытягивать шею вперед (но не падать слишком вниз). Постепенно переходят в режим чередования: поработали над упражнениями (в средней/высокой рамке) - пошагали на полностью отданных поводьях - поработали - снова пошагали.
Если при отдавании повода на шагу лошадь охотно протягивает шею вперед и удлинняется, значит она правильно работала мышцами на предыдущем упражнении, и теперь с удовольствием расслабляется.

[Тут важно дополнить:
Аня работает преимущественно с барочными лошадьми - липицианы, лузитано, фризы. К специфике их экстерьера вообще трудно применять "вниз-вперед".
Лошади других, не барочных пород находятся здесь как правило на реабилитации, и в отдельных случаях приходится иногда целенаправлено работать над расслаблением.]
***
Дальше начинается практическая часть. В манеж поочередно выводят молодых лошадей разной степени подготовки, от уровня детского сада до кое-чего.

Из ключевых идей:
. Лошадь работает на корде не дольше 20мин.
. Аня считает, что совсем молодой и зеленой лошади не стоит долго шагать на корде, так как ей легче сбалансироваться по кругу на рыси, а на шагу они начинают покачиваться. Поэтому на корде буквально 1-2 круга шагом и поехали рысью.
. Если у лошади хорошее настроение и она сорвалась с рыси в галоп, не стоит ее ругать и резко тормозить, тем самым убивая в ней желание двигаться вперед. Нужно выждать 2-3 темпа и спокойным голосом ее обратно перевести в рысь.
. На молодых лошадях подъем в галоп делается с разгона рыси. Но не в буквальном смысле...они это называют "falling into canter", это когда рысь слегка ускоряют до момента, когда лошади удобнее по скорости и балансу перейти в галоп и тогда дают команду галопа. Всадник сидит в легкой полу-посадке первое время.
. Переступания по вольту (бай сайд) - самое ключевое упражнение на шагу и на рыси, верхом и в руках. С него начинается любая разминка, и его много-много везде.

На третьей и четвертой лошадях мы учились определять естественную кривизну и продумывали гимнастические упражнения для них.

Еще успели поговорить про испанский шаг. Это отличное гимнастическое упражнение, ибо оно:
- разгружает и поднимает перед лошади
- освобождает плечо
- улучшает рысь, прибавленную рысь, пассаж
- улучшает координацию и баланс
- улучшает скованный шаг ("верблюжий шаг", как говорила Аня)
Одним словом, испанский шаг - вот прям необходим каждой лошади, без него никуда. Аня считает, что испанский шаг обязательно должен быть включен в схемы езд, и очень неверно считать это уделом цирка.

А вот испанская рысь, наоборот, ни разу ни классический элемент. Это элемент цирка и шоу. Аня немного практикует испанскую рысь с теми лошадьми, у которых есть способности к этому, но без фанатизма.


******* ******** ********

Впечатления по первому дню.
Кони невероятной красоты, один лучше другого, гребни на шее, гривы заплетенные в толстые-толстые косы, хвосты пышными треугольниками, лоснятся и блестят.
При этом видно, что кони горячие и чувствительные. Они много и громко брякают железом во рту, прыткие, юркие.

Всадники сидят очень спокойно. Шенкель от колена отставлен в стороны. На ногах острые шпоры, но ими почти никогда не пользуются. Зато хлыстиками вполне пользуются на боковых и пиаффе (в хорошем смысле). Корпус на строевой рыси слегка-слегка подается вперед типа:
941c19f4fc70.jpg

Руки на рыси вниз к холке. На галопе чуть выше и вперед.

В целом на работу лошади уходит по 30-40минут, иногда меньше. Лошади очень мало бегают по стенкам и по прямым, вся работа кипит на 20м вольтах и всевозможных боковых движениях. То есть коней крутят, вертят, туда-сюда. Много работают по вольту с контр-постановлением, особенно при подъемах в галоп (в сложную для лошади сторону). В полный ход идут бай-сайды ,плечи, принимания, траверсы, ранверсы.

Не могу не отметить, что нам были продемонстрированы "готовые" лошади, каждая на своем уровне уже все знает и хорошо делает, упражнения все отточены. Так что была показан исключительно "чистовик" работы. И быстро создается иллюзия, что все действительно так просто и легко))
Но мы-то знаем, что вовсе не так.

--------------------------------------------

Следующие деньки были еще интереснее. Мы все дальше углублялись в заросли выездки, прослушали лекцию о мануальной терапии, Аня сама садилась верхом, пошли сложные элементы, пошли проблемные лошади, ответы на каверзные вопросы.
 
Да, интересно, спасибо. Я буквально вчера посмотрела фильмик про Беран. Там она работала фриза очень даже в положении вперед-вниз. Я тоже решила, что это молодая лошадь, пока на нем не начали демонстрировать пиаффе. Т.е. это вполне себе продвинутый экземпляр. И там на разминке чередовались фазы рыси вверх и вперед-вниз. Еще там в фильме присутствовал дядечка, который вел тренировку. Я упустила титры, не поняла, кто это.

Много работают по вольту с контр-постановлением, особенно при подъемах в галоп (в сложную для лошади сторону)
Можно уточнить? Работают контр-постановление в сложную сторону или стоя на вольту внутрь сложной стороной?
 
Очень интересно :) Все хочу спросить, а как выглядит бай-сайд? Просто внутренняя задняя нога подводится под корпус, или обе задних смещаются на чуть больший круг?
 
День 2. Боковые движения

Мне трудно описать словами, насколько боковые движения важны в школе Ани. Они буквально в них "живут" все занятие. Прозвучал вопрос от участника "Есть ли какие-нибудь риски связанные с боковыми движениями? Не вредно ли постоянно двигаться вбок?". Аня долго говорила: это абсолютно не вредно, она консультировалась со многими ветеринарами и это подтверждается ее 27-летним стажем работы, что лошадиные суставы вполне способоны двигаться во всех направлениях и ее лошади не двигаются по прямой дольше чем одна длинная стенка.

Дальше поговорили про природную кривизну. Лошади могут по искривлены по форме "банан" и по форме буквы S (сложный случай). Вся гимнастика построена на контр-постановлениях и боковых движениях.
На всех боковых движениях всадник должен держать тело спокойно и твердо (не зажато), и не вихлять корпусом. А вот руки и ноги должны быть обмягшие.

Работа над боковыми выполняется на медленном спокойном шагу.
Бай сайд (переступание по вольту) - это самое ключевое упражнение в их системе. Бай сайд начинают разучивать как только молодая лошадь усвоила команду "вперед" и "стой". Манежная работа начинается с бай сайда на шагу и рыси.

По поводу исполнения плечом-внутрь: извечный спор как правильно делать - в три следа или в четыре следа? Аня считает, что нужно делать и так, и так, в зависимости от проблемы. В "хорошую" сторону делаем в 4 следа, в "плохую" сторону в 3 следа.

**** ***** ***** *****
Дальше пошла практика. Основные моменты:

.Смотрим лошадь на корде, анализируеи ассиметрию. В "хорошую" согнутую сторону не даем лошади поворачивать голову внутрь круга и при необходимости "подпираем" лошадь стенкой манежа, чтобы она не увеличивала вольт. В "плохую" сторону наоборот кавессоном просим нос на себя, а бичом подсказываем не валиться на внутренее плечо.

. Работать в руках надо на трензеле или мундштуке, кавессон не подходит для этих целей.

. Езда по линии 3/4 для проверки прямолинейности.

Разбавлю немного свой рассказ фотками.
Ниже - фриз. Я вообще прохладно отношусь к фризам, но этот покорил своей шевелюрой. Фото возможно не передает, но его грива настолько длинная и густая, что коновод заплетает ее в две жирные косы, одна над другой.
Это фриз имел дурную привычку сваливать из манежа, убегать куда глаза глядят, а теперь вот он такой молодец благодаря работе, что прям умница-умница:
bc4941678126.jpg


В обеденный перерыв в манеж выходили девушки-стажерки и сама Аня верхом, отрабатывать свое поголовье. И мы имели возможность наблюдать за повседневной работой. Вообще трудоспособность Ани и ее учениц зашкаливает. Они работают, не покладая рук. Они отвели семинар с 10:00 до 13:00, садясь верхом по 5-6 раз. Все ушли обедать и отдыхать, а они остались в манеже работать с конями, потом опять семинар с 15:00 до 18:00...и верхом, и в руках, и на вожжах, и в дамском седле. Вкалывают все) И наверняка они успевают поработать еще ранним утром до семинара и поздним вечером после...
Постановка на пиаффе, кажется:
ed4e77de0c33.jpg


Еще немного красивых коняшек:
39ac917cad54.jpg

5257c6f1a09b.jpg

73981acb0a0a.jpg


__________________________________________________________

День 3. Галоп

*Аня: шаг и галоп - самые важные аллюры лошади, а рысь второстепенна. Во-первых, в природе лошадь мирно шагает по пастбищу и спасается от опасности галопом, а рысь - не более чем переходный аллюр пежду шагом и галопом. Во-вторых, шаг и галоп практически невозможно улучшить тренингом, в отличие от рыси.
В работе Ане уделяет больше внимания шагу и галопу, в то время как сегодня на спортивных аренах всадники очень много рысят, оставляя мало внимания галопу и еще меньше шагу.

Аня поднимает в галоп с внешнего шенкеля. С молодыми лошадьми подъемы в галоп с рыси, на облегченной посадке. Оставляем в покое положение головы, не трогаем поводом.
Со взрослыми лошадьми подъем с собранного шага и переход обратно в собранный шаг (чтобы лошадь оставалась в балансе,не торопимся распускать поводья на радостях).

Потом говорили про менки.
Аня говорила про большую разницу в ощущениях на менках на барочных лошадях и немецких лошадях. Барочные лошади отличаются мелкими, быстрыми и незрелищными менками. Всадник должен уметь подавать легкие и точные сигналы, потому что времени в обрез.
Немецкие лошади более амплитудные и размашистые, и на менках "есть время подумать". Поэтому на соревнованиях мы часто видим, как всадники елозят шенкелями слишком туда-сюда, назад-вперед. На барочной лошади так сделать невозможно, просто не успеешь))

Немецких лошадей принято обучать менке на диагоналях, они хороши в движении по прямой. Барочные лошади начинают изучать менку на упражнениях типа: вольт на контр-галопе, принимания на галопе зигзагом, уступка - контр-плечо.
На первых менках допустимо резко "сломать" баланс лошади, дабы вынудить ее сменить ногу.

Очень спокойно относятся к положению головы лошади во время работы. Влияние оказывается косвенно, через упражнения. Лошадь поправляют, если она совсем падает вниз/сворачивается в роллкюр или скачет оленем. В остальном поводьями трогают по минимуму, а благодаря гимнастике голова скоро сама встает в нужное положение.

Еще Аня объяснила значение "активный зад" - это не тот, который идет вперед в след переда, а тот, который идет вверх и вперед. На собранном шагу зад не должен ступать в след переда, правильно делать не широкие, а высокие энергичные шаги. В спорте сейчас наоборот: чем размашистее шагаем, тем это больше нравится судьям.

***

После обеда нас ждало умилительное зрелище. Это очень забавный пони по кличке Чак.
adfd4f216788.jpg

Верхом - его берейтор (выездючка,некогда спортсменка сборной) знакомая Ани. По каким-то неведомым причинам эта женщина решила взять в работу и выездить пони, хотя коллеги над ней откровенно посмеивались. Они совсместно с Аней выездили поняшку, да выездили так качественно, что пони делал все элементы не хуже школьных коней. Зрелище настолько умилительное, что все апплодировали в конце такому старательному пупсу. )))

Еще Аня нас порадовала своей ездой. Ну круто, че! Начтоящее искусство,епт)) Еще Аня любит поразвлекаться с трюкам, особенно хорошо идут поклоны:
94a45ae8483d.jpg
126d7cb992df.jpg


На вопросы отвечу чуть позже, щас вынуждена расстаться с wi-fi ))
 
__________________________________________________________





.

Еще Аня объяснила значение "активный зад" - это не тот, который идет вперед в след переда, а тот, который идет вверх и вперед. На собранном шагу зад не должен ступать в след переда, правильно делать не широкие, а высокие энергичные шаги. В спорте сейчас наоборот: чем размашистее шагаем, тем это больше нравится судьям.

***

Нет, судьям вовсе не нравится "размашистый" собранный шаг.Но такие крупные размашистые лошади часто при попытке всадника сократить шаг переходят в иноходь, а вот это судьям уж вообще не нравится.
И , как говорится, из двух зол выбирают меньшее.Это я про тех спортсменов, которые не могли своих лошадей поставить на качественный собранный шаг, если что...
 
Там она работала фриза очень даже в положении вперед-вниз.
Много работают по вольту с контр-постановлением, особенно при подъемах в галоп (в сложную для лошади сторону)
Можно уточнить? Работают контр-постановление в сложную сторону или стоя на вольту внутрь сложной стороной?

Я пока видела трех фризов, и все они проблемные, пришли на восстановление к Ане. Поэтому я думаю, что это был именно случай исправления.
Вообще, Аня сказала, что фризам, с одной стороны, не нужно делать вниз-вперед, так как у них итак тяжелый перед. При этом нужно внимательно следить за ними, в том плане, что эти лошади любят закорачиваться и ломаться в шее.
Про контр-постановление: например, лошадь согнута налево. При подъемах в галоп ездой налево на вольту 20м ей делают контр-постановление направо наружу.

Очень интересно :) Все хочу спросить, а как выглядит бай-сайд? Просто внутренняя задняя нога подводится под корпус, или обе задних смещаются на чуть больший круг?
Второй вариант. Еще называют переступание по вольту, уступка по вольту. В исполнении Ани человек почти стоит на месте, а лошадь крутится вокруг него. На рыси человек делает кружочек чуть больше, но намного.

e88f56927176.jpg
915f28e10251.jpg



Рита молодец! Еще не приехала, а уже пишешь)
Конечно...а то я вернусь и работа навалится. вообще писать некогда будет)

Нет, судьям вовсе не нравится "размашистый" собранный шаг.Но такие крупные размашистые лошади часто при попытке всадника сократить шаг переходят в иноходь, а вот это судьям уж вообще не нравится.
И , как говорится, из двух зол выбирают меньшее.Это я про тех спортсменов, которые не могли своих лошадей поставить на качественный собранный шаг, если что...

Аня немножко дает устаревшую информацию, что ли. Она смешно пародирует как ездили пару лет назад, а сейчас вроде как в спорте новые тенденции, от этого пытаются отойти )
 
Последнее редактирование:
А вопросы вы задаете Ане? Вот у меня сейчас актуальная тема - какие упражнения лучше предлагать молодй, но очень ленивой лошади. Предположительно здоровой, ибо сигает калитки на пастбище, вроде бодра и весела. Но под своей хозяйкой еле тащится и палочку 30 см сносит. Я первый раз с такой лошадью сталкиваюсь. Может чего на семинаре скажут? В галоп лень, шагать лень. Рысью более менее бегает еще как-то)
 
А вопросы вы задаете Ане? Вот у меня сейчас актуальная тема - какие упражнения лучше предлагать молодй, но очень ленивой лошади. Предположительно здоровой, ибо сигает калитки на пастбище, вроде бодра и весела. Но под своей хозяйкой еле тащится и палочку 30 см сносит. Я первый раз с такой лошадью сталкиваюсь. Может чего на семинаре скажут? В галоп лень, шагать лень. Рысью более менее бегает еще как-то)

Да, вопросы задаем, в основном задаем вопросы касательно темы или проделанной работы. А какая порода у лошади? Сколько ей лет? Она точно хорошо понимает значение шенкеля? Что с седлом и со всадником? Не удается ли ее взбодрить в начале занятия всякими переходами, сменами деятельности, подъемами в галоп? Есть способы ее раздвигать, раззадорить?
Я просто пытаюсь выяснить, есть ли хоть предположения и догадки, почему она такая ленивая? В чем причина?
 
да я работаю все ничего, а хозяйка садится, все, ленится. Лошадь из детского проката, поэтому для этого уровня работает хорошо. На вожжах все хорошо, двигается, хотя и ленится тоже. В руках ленится, но работает, но приходится все время напоминать о дисциплине. Вот не нравится ей напрягаться. Начинаешь давить, начинает быковать. За лакомства не продается), спокойно к ним относится.
Порода - бел.упряжная, 8 лет. Мне интересно, что можно посоветовать ребенку, как упражнения. Ну и самой в копилку)
Я ее двигаю, но мне кажется, что не надо форсировать, кобыла привыкнет и все наладится. Она недавно у новых владельцев, возможно еще стресс от смены рук не прошел. Хочется просто понять, как работать, опыта работы именно с такими не хватает) обычно проблема в другом - лошади слишком любят побегать и криво) Поэтому интересно мнение других, у кого был похожий опыт)
 
На третий день я отметила, что сама Аня какая-то неземная, непохожая на обычных людей, в плане внешности и манеры держаться. Я даже не знаю как это описать...она безупречно выглядит, словно время над ней не властно. Идеально гладкая смуглая кожа без морщин, ухоженые волосы, руки и маникюр, прямая осанка, безупречно чистая одежда, которую она меняет 2 раза в день (до и после обеда). Она вегетарианка, очень пунктуальная, очень много работает, находит время писать книги. Она брала уроки дыхания у оперной певицы, чтобы правильно дышать на лошади, и уроки у физиотерапевта для посадки, занималась танцами для координации. Держится скромно, сдержано, приветливо и очень благородно. И от нее веет чем-то священным.
"Вот это человек с большой буквы, настоящий мастер", думаешь ты рядом с ней. И чувствуешь себя очень скромным простым обывателем)

К потенциальным стажерам тоже предъявляются высокие требования. Все девушки красивы, стройны, опрятно одеты. Они должны обязательно знать 2 иностранных языка (помимо немецкого). Обучение длится 6 лет.
753edce93d32.jpg


Вера активно участвовала в программе, она на все руки помощник: и верхом, и в руках, и на вожжах, и в дамском седле, и тренировки для девочек-стажерок.
023d2197ec64.jpg

d42b02facfd4.jpg

605f78c1edde.jpg

3159e8d619c3.jpg


Тема "Пиаффе"
* Лошадь должна быть именно собрана, а не стиснута между поводом и шенкелем
*Всадник сидит прямо, с опущенными вниз руками и спокойными ногами
* Пиаффе начинается с медленного шага
* Переступание по вольту - основное упражнение, готовящее к хорошему пиаффе
* Посыл в пиаффе - от посадки, но никогда не от шенкеля (кроме начальной стадии обучения). Для этого лошадь должна быть приучена тонко слышать посадку всадника на боковых.

Пиаффе начинают постепенно разучивать с 5 лет. Мундштук одевают в 6 лет и вполне могут остаться работать только в мундштучном оголовье, если нет каких-то индивидуальных случаев.

Аня против школьных прыжков, и считает это пережитком прошлого, в современной жизни в них нет необходимости.

Тема "Средства управления"
* Аня запрещает своим ученикам работать поводом назад и делать ощутимые полу-одержки. Поводом можно работать вверх, в сторону, а при переходах и торможении - можно немного подогнуть кулак в запястье и пошевелить пальчиками.
* Аня считает, что шпора должна быть одета на ботинок без сапог и низко. Дальше она посетовала, что в спорте сейчас принято одевать жесткие сапоги и застегивать шпору высоко, по направлению к лошади. В такой экипировке всадник бывает теряет чувствительность к боку лошади и уже не всегда отдает отчет в степени воздействия шпорами.

Тема "Посадка".
Был приглашен физиотерапевт, которая провела мастер-класс по посадке совместно с Аней. Мне казалось я сижу ровно, а эксперимент четко показал, что я слегка завалена назад. И это в седле на неподвижном козле)) Что уж говорить про посадку на живой двигающейся лошади...
С посадкой вообще все не радостно. Все классики говорят, что над посадкой надо работать ежедневно в течение многих лет...а еще правильно дышать, владеть своим телом на 100% как йог. Получается,в наших реалиях нужно периодически ездить к кому-то учиться и самому за собой очень следить по всей строгости. Как все сложно(

Еще некоторые рабочие сцены:
f6d560195249.jpg

19ed6870363b.jpg

b1aeac7a16e3.jpg

8e628a9aee01.jpg
 
Да, за посадкой надо следить, хотя бы к остеопату наведываться регулярно. А я сделала курс массажа и четко "услышала", как мне лошадь спасибо сказала). Моя спина расслабилась, лошади стало удобней.
 
И не устану ещё раз сказать спасибо за отчёты.

Хочу уточнить. А до скольки лет Аня принимает себе в школу стажёров?:oops: До 24, если я правильно помню?
 
Очень интересно!
А девочки-стажеры куда потом уходят работать? Ведь наверняка уже не один выпуск был?
 
Огромное вам спасибо, как всегда, читаю вас запоем!!:rolleyes:

Ваша цитата - "Очень спокойно относятся к положению головы лошади во время работы. Влияние оказывается косвенно, через упражнения. Лошадь поправляют, если она совсем падает вниз/сворачивается в роллкюр или скачет оленем. В остальном поводьями трогают по минимуму, а благодаря гимнастике голова скоро сама встает в нужное положение."

Скажите пожалуйста, на каком железе работают?
Понятнее ли для лошади принять верное положение шеи и головы мундштуком, чем трензелем?

В моем случае, сейчас процентов 50 от часовой работы скачем оленем или падаем в ручки головой...
Полтора года назад было 100 процентов оленя.
Теперь вместо "оленя-оленя" норовит вытянуть шею вдоль земли, упасть на перед и тюлюпаться.
Еще и голову положив мне в руки. Что на рыси, что на галопе.
Боремся.
Но вот думается, может, принципиально другое железо "подскажет" поднять шею и округлить затылок?
 
Сверху