Re: Из Ромашково - с любовью. В гостях у Фигуриста
"Бойтесь своих желаний - они исполняются"
Обмолвилась тут Таня, что непрочь на корде поработать - и вот. Радости моей не было предела - наконец удалось поработать над расслаблением рук. Таких упражнений со мной никто еще не делал. Но давайте по порядку, что ли...
У меня выдалась безумная ночка - не имея опыта содержания котов, я впала в панику от совершенно обычного явления и всю ночь просидела на ветеренарных сайтах, наутро готова была тащить зверя к врачу, но вовремя написала Лене, которая мне все и разъяснила. Руфус, конечно, взят под строгое наблюдение, но я смогла выдохнуть, расслабиться и подумать, наконец, о предстоящей тренировке. Илья встретил меня на вокзале, и мы поехали к Фигуристу, попутно обсуждая проблемы правильного понимания задач того или иного этапа обучения. Мне велели перестать наконец заморачиваться, расслабиться и получать удовольствие. С такой установкой мы и начали наше занятие.
В манеже помимо нас с Филей были еще кони, и работать мы начали на шагу - по вольту начали плечо внутрь, переход из него в траверс, из траверса - ранверс и из ранверса - плечо наружу. Не сказать, что все получалось, но Илья объяснил, что эта гимнастика - отличная разминка, после которой на рыси можно уже начинать полноценную работу.
Я поделилась с тренером проблемой, котороя возникла у нас с Хопром во вторник - уход со стенки за внутренним поводом. Напомню, у нас это было еще не плечо внутрь, но Илья пошел дальше, рассказав, как донести до лошади идею не сходить со стенки на плече. На разминке нужно делать как можно больше маленьких вольтов по прямой, это подготовит коня к сгибанию на элементе.
Ну и конечно, мне дали задание пройти плечом внутрь по стенке. Филя делает этот элемент на ура, но и тут вдруг отказался шагать вдоль стенки со свернутой головой. Илья на это дело посмотрел и вынес вердикт: не держу внешний повод. Да, тысячу раз да - Люба говорит то же самое! В общем, себе зарубка - над этим обязательно продолжать работать.
После такой интенсивной разминки на боковых Илья предложил начать рысь. И не прошли мы и пары кругов, как мне сказали, что я в своей проблеме с руками не одинока, и взяли нас на корду. Повод Илья у меня забрал, и сперва мы рысили с руками, согнутыми в локтях, когда обязательным условием было расслабить кисти. Чередовали учебную рысь со строевой, я поинтересовалась методами достижения у всадника расслабления зажатостей, и Илья пояснил, что не следует гонять ученика учебной рысью на тряских лошадях и подолгу. Плюс отметил, что седло должно быть удобным. У Фильки мне седдо очень нравится - у него задняя лука высокая, создается ощущение некой надежности. И опять я заметила, что Люба-то работает со мной так же! Мне не разрешают кататься учебной рысью до посинения - буквально стенка-полторы и дальше - на строевую, отдыхать. Тут важно не количество. Тут важно качество.
Но вернемся к нашим баранам - к рукам моим, то бишь. Попеременно поменяли поднятые руки, т.е. Сперва одна согнута, как будто повод держит, другая опущена, и наоборот. Илья заметил, что левая рука у меня куда более стабильна. А я заметила, что сильно напрягаю плечи. Вероятно, отсюда зажим и идет. А вот почему я напрягаю их и как с этим бороться, пока не ясно.
Следующим этапом пошли повороты корпуса с вытянутыми руками. Главное - плавность и руки на одном уровне. А потом мне выдали хлыст и велели взять его в обе руки. "Представь, что это повод", - велел тренер. Я представила. "А теперь плавно поднимай руки вверх и плавно опускай их вниз. Вообрази, что танцуешь японский танец". С плавностью, правда, вышла накладка - делалось это на строевой рыси, и я хоть и старалась следить за руками, все равно вверх они шли рывками в такт с моим "села-встала". Вот вам и проблема: плечевой пояс не в состоянии работать отдельно от остального тела.
После рыси сделали галоп. Вот честно, я думала, помру прям на Филе. Нам поставили задачу: контргалоп налево. Жаль, я не догадалась считать попытки - столько неудачных подъемов у нас было. Я уже готова была просить у тренера пощады - может, попробовать в другую сторону, может - прошагнуть и попробовать снова... Илья оставался непреклонен: "Будешь делать, пока не получится". И я уже сама поняла, что так оставлять ситуацию нельзя, в обучении лошади такая слабость - конец всему, нельзя бросать начатое на неправильном. И мы делали, делали, делали... Я уже про себя твердить начала: "Ну Филя, ну пожалуйста, сжалься надо мной!" А Филя словно издевался в ответ, предлагая пару темпов контргалопа в момент подъема и меняя ногу на правильную сразу, как только я расслаблюсь. И тренер подливал масла в огонь комментариями: "А ведь он хотел!" "Два темпа!" "Еще раз!" Я начала злиться. Да черт возьми, что ж такое-то?! И тут затык прошел - и поднялись, и проехали, и сразу Идь я отправил нас с конем шагать. Ошибку, естественно, озвучил: я не дорабатываю в момент подъема, толкнула - и беги себе, лошадка! Она и бежит, как ей удобно. Так что тут главное - просидеть и дожать, чтобы конь пошел тем, чем надо мне, а не ему. Дожать у меня вышло только на стадии "Ах ты, зараза чОрная!" А "зараза чОрная", на самом деле, очень правильный конь: пока всадник не даст команду так, как положено, Филя утруждаться не будет. Этим он мне и нравится, хотя, естественно, этим и непрост. Но у меня теперь появилась еще одна цель: добить, наконец, этот несчастный контргалоп. Я его сделаю, чего бы мне это ни стоило.
Потом были менки. Слева направо - хорошо и легко, а вот справа налево мы тоже бились раз пять, наверно, и доработались до того, что конь меня чуть не послал далеко и надолго. Илья тут же упражнение прекратил, попросив только, чтобы я в том несчастном углу сменила коню ногу через рысь - опять же, момент обучения лошади: поиск компромисса, если уж совсем никак.
"Хороший берейтор должен четко отслеживать ту грань, после которой надо перестать требовать, иначе из созидательной работы выйдет драка с лошадью, и конь запомнит негатив, исходящий от данного конкретного всадника", - пояснил Илья. И с этим тоже нельзя не согласиться.
И на закуску оставили пиаффе - с очень короткого шага с максимально расслабленной поясницей. Вот его Фиьлька выполнил на ура. На сем и закончили.
Бонусом к тренировке я разжилась материалами по обучению всадников и лошадей в Венской школе. В России книга не продается, она полностью на английском, и теперь мне есть, чем заняться долгими зимними вечерами, помимо подозреваеия в смертельных заболеваниях вполне довольного жизнью кота.
Следующая тренировка на Фигуристе состоится во вторник. И я ее уже жду