Re: Филя и Хопа. Слово о выездке
Очень мне понравилась статья Гизелы Рау "Настоящая выездка: что это?", опубликованная в Конном мире (05-06/2014). Так как журналы я обычно не храню, выношу ее сюда. Мне этот текст очень созвучен.
Современная спортивная выездка оказалась перед проблемой самоидентификации: уже давно дух и смысл этой дисциплины утратили четкость и определенность, и это очевидно и для зрителей перед телеэкранами и на трибунах, и для всадников, и для судей.
Если спросить не специалистов-конников, каковы их ощущения от спортивной выездки, можно услышать ответы "выглядит искусственно", "заметно принуждение" или "неестественно". Если тем же самым людям показать выступление, к примеру, Королевской андалузской школы верховой езды в Хересе, ответы будут "легко, как в танце", "живо" и т.п. Становится очевидной гармония, которую интуитивно ощущают не только специалисты. В современной спортивной выездке такое увидишь редко. Почему?
В выездке потерялось такое качество, как легкость, - то, чем отличалась верховая езда прошлых веков и что сохранилось сегодня в некоторых "оазисах" классической выездки - таких, как та же Королевская школа в Хересе. Легкость является следствием главного принципа - осторожного формирования лошади в процессе тренинга, терпеливого обучения, которое не должно быть заточено под натаскивание на выполнение определенных элементов и получение дополнительных баллов на соревнованиях, а имеет целью всестороннее развитие лошади, в результате которого та становится легкой в управлении, приятной в езде и при этом не теряет своей природной энергии, живости и блеска.
"Легкость и приятность для всадника", по словам де ла Гериньера, включают в себя спокойствие, повиновение и подвижность. Спокойствие достигается только при психической и физической раскрепощенности, которая является противоположностью напряжения и стресса. Под повиновением подразумевается, что лошадь выполняет волю своего всадника быстро и охотно, не из страха наказания, а потому, что она способна выполнить требования всадника с легкостью. Подвижность здесь рассматривается у лошади в сборе, с подведением задних ног - такая лошадь удобна для всадника в любой ситуации. Чем меньше площадь опоры у лошади (т.е. чем больше задние ноги продвигаются под центр тяжести), тем больше становится ее подвижность. Такая подвижная, гибкая и хорошо управляемая лошадь в прошлые века была насущной необходимостью в различных ситуациях: при пастьбе и сортировке крупного рогатого скота, отличающегося силой и агрессивностью, во время конной корриды или же на поле боя.
Выездка не является самоцелью и не замыкается сама в себе, она служит для того, чтобы сделать лошадь более удобной в езде и, соответственно, более пригодной для самых разных целей, будь то на войне или в спорте. Кроме того, у выездки есть еще один полезный аспект, о котором сегодня часто забывают или настолько пренебрегают, что превращают его в полный абсурд, - выездка позволяет при правильном тренинге добиться, чтобы лошадь несла вес всадника без ущерба для себя. Это важно, поскольку природой лошадь не создана для того, чтобы носить на спине дополнительный груз. Только когда мускулатура шеи, спины и живота лошади укрепляется, а ее зад подводится и получает возможность принимать на себя вес, а не только служить движущей силой, лошадь может нести всадника без перегрузки и риска травмирования связок, сухожилий и суставов. Об этом писал Рихард Л. Вэтьен в 1929 году: "В чем цели выездки? Увеличить работоспособность и, соответственно, долголетие лошади".
Если коротко: сегодня при выездковой работе часто забывают: не лошадь существует для выездки, а выездка для лошади.
Выездковые лошади в спорте уже в возрасте менее десяти лет страдают от многочисленных заболеваний опорно-двигательного аппарата и спины - это результат неправильного понимания выездки, стремления к эффективности, поощрения напряженных, скованных движений и неправильного сбора с задранной головой и прогнутой спиной вместо того, чтобы создать лошади условия для свободного раскачивания спиной, легкости и эластичности движений, позволяющих наиболее эффективно гасить удары копыт о землю.
В действительности правильное понимание выездки идет в согласии с законами биомеханики и приводит лошадь с помощью тщательно подобранных упражнений (таких как боковые сгибания) к развитию ее равновесия - причем не только физического, но и эмоционального. Лошадь, которая нашла свое равновесие под всадником, будет управляться все более и более легкими воздействиями и одновременно выглядеть все более и более красиво, по мере того как будут накачиваться и становиться сильнее ее мышцы. В то же время приобретают большую амплитуду ее движения. Лошадь не вгоняется в некие рамки, она сама принимает требуемое положение. Это очень важный, центральный момент, который, к сожалению, часто не понимают многие всадники и тренеры. В результате можно видеть на лошадях всевозможные вспомогательные поводья и сложное железо, имеющее целью заставить лошадь опустить шею, лошадь уходит за повод, в ее движениях на рыси появляется скованность, пропадает каденция. Представьте себе балерину, на которую надето специальное приспособление, заставляющее правильно держать голову - как это повлияет на качество ее танца? К сожалению, многие выездковые лошади сегодня оказываются в положении таких вот танцующих кукол на веревочках...
Ответственность за такое положение в выездке лежит не только на всадниках и тренерах, но и прежде всего на судьях, которые ставят высокие оценки за якобы эффективность рыси, которая по сути является ничем иным, как результатом попытки избавиться от сильной закрепощенности. Критерии правильной выезженности лошади, например, такие, как возможность бросить повод и подоброть его без потери лошадью равновесия или правильность шага, часто в этих случаях остаются недооцененными.
Элементы, которые входях в программу Большого приза, не просто когда-то кем-то были выдуманы "от нечего делать": как и двойной ритбергер в фигурном катании, все они являются средством выяснить, насколько правильно и хорошо лошадь выезжена и как она отвечает на средства управления.
Например, пиаффе: если понимать этот элемент правильно, а не просто как "поднимание диагональных пар ног", будто это цирковой трюк, то оно является максимальным проявлением сбора, концентрацией энергии лошади под всадником. Правильно пиаффирующая лошадь ощущается всадником как некий шар из чистой энергии, который можно в любой момент сместить в любую сторону просто небольшим уклоном корпуса и точно так же вернуть в прежнее положение. Всадник, у которого на пиаффе лошадь отмахивает поднятым хвостом и скрежещет зубами, из которой он выжимает эти поднимания ног, при том что круп у лошади поднят, а шея опускается вперед, - картина неприглядная, и это по сути карикатура на пиаффе.
Гибкость лошади и контроль над ней хорошо видны во время пируэта на галопе, пассаж наглядно показывает, насколько лошадь способна преобразовывать импульс в сбор и движение вверх, и наоборот, боковые движения являются превосходным средством для развития гибкости позвоночника и всего тела лошади, а также ее раскрепощенности, причем одновременно тренируется способность принимать вес внутренней задней ногой лошади, а это уже подготовка к следующему шагу по достижению сбора. При этом боковые движения способствуют выпрямлению лошади, ведь без сгибания невозможно преодоление ее естественной несимметричности.
Спросите себя в следующий раз, когда будете смотреть соревнования по выездке или сами будете в седле, какой подход наиболее конструктивен. Это и есть правильный взгляд на выездку.
В выездке часто ищут особой эстетики, ее сравнивают с искусством. Искусство в данном случае - это эстетика движения, которая с сопротивлением и борьбой не сочетается никаким образом. Всякий раз, когда во время верховой езды возникает ощущение напряженности, что-то явно идет в неправильном направлении. Если в лошади нет легкости и расслабленности - значит, от нее требуют слишком многого либо в физическом, либо в психологическом плане. Один из мастеров выездки, взгляды которого мне особенно близки, как-то сказал: "Есть только две причины, по которым лошадь не выполняет то, что от нее требуют: либо она не поняла, что должна сделать, либо она физически не в состоянии это выполнить". Забудьте навсегда объяснение "лошадь не хочет". Она хочет всегда - когда мы создаем для нее возможности.
Таким образом вы сможете привести своего четвероногого партнера при помощи терпеливой и вдумчивой работы на пик его возможностей вместо того, чтобы заставлять его железной рукой, используя всевозможные вспомогательные поводья, шпоры, низводя его роль атлета до спортивного снаряда. Хорошая, правильная выездка должна быть приятной для зрителя, вызывать ощущение легкости, как будто все получается без усилий - а этого невозможно добиться, если лошадь и всадник не составляют единого целого. Для этого не нужно судей и специальной системы оценок. Из этого единения рождается ощущение красоты.
_______________
Добавить к этому нечего. Разве что мне захотелось в четвертый раз перечитать Майрингера.
Руфус продолжает издеваться над моими нервами. Вчера вечером состоялся еще один "ветеринарный" разговор с Леной. Чувствую себя более чем нелепо. А кот ухмыляется, уплетает за обе щеки завтрак и носится энерджайзером (действительно носится, будто шило в попе) за хлыстиком. Я сойду с ним с ума, точно