Даша вчера хвасталась, что они ходили на плац, а сегодня у нас дождь. Из леса офигенно пахло сыростью, в утреннем полумраке манежа было пусто и уютно - но на улицу уже хочется. Стены давят.
Я не перестаю благодарить Судьбу за такого замечательного тренера, как НВ. Помните, у нас тут как-то был разговор о том, что с тренером должна быть обратная связь? Что диалог - он необходим, ибо нельзя работать, играя в одни ворота. Я раньше как-то не задумывалась, что бывает нечто иное, кроме как "у тренера есть план и твоя задача - этот план выполнять". А оказалось, что этого-то как раз и не хватало всегда - возможности подойти и сказать: "А давайте?" И получить в ответ бодро-азартное "Да не вопрос!"
Бросить стремена на шагу. И работать с лошадью - постановка в повод, извечное "шею внутрь круга", подведение зада, постановления, перемены... Шагали долго - растягивали паховые связки, расслабляли голеностоп. Провести кобылу вперед-вниз, поднять кобылу наверх, правое постановление внизу, левое постановление внизу...
Поиграть с длиной стремян. Это было необычно, я с таким не сталкивалась и даже уточнила, в чем, собственно, смысл. Нифига не поняла, кроме того, что на любой длине стремян баланс моей тушки должен быть одинаков. Обязательным условием во всех положениях (я езжу на 18-й дырке, и в течение первой рыси мне подтягивали стремена до 19-й, до 20-й, и опускали до 17-й) было тянуть вниз бедро и сильно отводить назад ногу от колена. Это-то как раз и вызвало у меня когнитивный диссонанс: мол, как же так, я наоборот хочу это "от колена назад" искоренить, а тут мне утрировано назад ее коротким стременем отводят. Смысл нарисовался, но сильно позже, а до этого я намотала энное количество кругов на строевой и полевой рыси сперва на корде, потом в свободном полете. На корде начали с поводом, а когда отпустили - тренер велела повод бросить и руками всякую всячину делать, следя, чтобы плечи были свободны. Я, вспоминая сцены из "1900", изображала игру на пианино
И стало для меня совершенно неожиданным откровением, когда Октава на брошенном поводу вдруг пошла темпом. Сама - ей так просто было удобно. Там не было сгибания, не было контакта - но кобыл с подведенным задом чесал себе темпиком сам по себе. И такое повторялось за занятие не раз и не два, и я была в восторге, и поняла, что просто влюбляюсь в эту нашу несносную выездковую звездочку. Она словно в поддержку мне решила, что сегодня будет стараться. И старалась. Очень-очень старалась, солнце мое.
Вторая рысь - корда и мозговыносительное махание ногами на укороченных стременах при движении строевой рысью. Вы когда-нибудь пробовали ехать строевой и ногами при этом махать на "раз-два", да не просто махать, а так, чтобы правая "встречалась" с левой, когда попа в седле, и расходилась в момент вставания? Ох... Офигенное упражнение, мы что-то подобное как-то на галопе делали, но там проще, там вставать не надо. А тут - хлыст в руках над холкой лошади, спина так и норовит слева направо перемещаться на каждый темп (а должна быть ровной), укороченные путлища не дают как следует ногу вытянуть...
- Голеностоп должен мягким сейчас стать, чувствуете?
А я нифига не чувствую, я настолько сосредоточена на этом "раз - правую - два - вниз - раз - левую - два - вниз", что всего остального просто не существует.
- Не чувствуете? Продолжаем махать... А теперь? Теперь чувствуете?
И я почувствовала. Нога совсем по-другому легла. Кобыла совсем по-другому пошла. Напряжение спало. Мы снова чеканим темп - хлыст уже привычно у бока, поводом отозвать, шею внутрь круга, внешнюю руку на себя... Ай, кобыла, ай, умница! И тренер, главное, без бича - у нас же лошадь на такую рысь выдвинуть, чтоб в поводу да от зада - это история целая, а тут нате вам, бежит, пыхтит, уши торчком, толкается... И я сижу улыбаюсь, ничего с собой поделать не могу.
Но на темпе у нас случается новый затык - при таком движении ощутимо увеличивается амплитуда вверх, выбрасывает сильнее, соответственно, сидеть сложнее в разы, и тренер командует, помимо прочего, обращать внимание еще и на то, чтобы в момент "попу в седло" я бедро вниз проводила, а то оно у меня вверх лезть начинает. Бились долго, я честно пыталась понять, чего от меня хотят, кобыла честно бежала под заслуженное "Ай браво, лошадь!"... В итоге НВ попросила на темпе на полевую сесть, чтобы почувствовать это вот "растечься бедром по седлу". Растеклась, почувствовала, вроде даже полкруга смогла потом строевой проехать по науке, а не как обычно.
Галоп делали тоже на укороченных стременах на корде. Тут нового ничего, мы уже полгода с периодичностью раз-два в неделю пытаемся сделать мне нормальную посадку. Жалко, что галоп поснимать некому - хотелось бы на себя со стороны поглядеть, в какую вообще сторону все движется. Основное, конечно - нога на каждый темп сзади-вперед, мелко-круговым движением, как педаль на велосипеде задом-наперед крутить. И тут Октава наша от усердия забыла даже, что пинаться надо

Когда закончили, от кобылы пар шел. Но довольны все были - жуть.
Таким образом, работа надо мной ни разу не отменила работу над лошадью, и равновесие свое искать я буду там, где оно и должно быть - в движении. А уж в какую сторону... Повторю слова одного из моих прежних тренеров: боевое поле нас рассудит. А до того - работаем, работаем и работаем.