Начну потихоньку рассказывать.
В город Магас я прилетела днем 24 января. Накануне почти не спала, перелет дался тяжеловато, и мысли у меня к полудню были уже о том, что "вот бы заселиться сейчас в гостиницу и лечь", а не бегать энерджайзером по экскурсиям... Была бы одна - так бы и поступила, но в аэропорту меня встретил Батыр, у нас был заранее оговорен некий план, и усталость свою пришлось задвинуть. Загрузились в машинку и поехали в художественный музей.
Музейчик совсем небольшой, картинная галерея да немного предметов материальной культуры ингушей. Кое-чего пофоткала:
Священная для ингушей гора Цей-Лом
Шахматы
Это местечко в горах называется Лялах. Была там два раза.
Куда ж мы без оружия!
Фигурки из горного хрусталя
Картина отчаянно напомнила Рериха, хотя это, конечно, не он.
После музея Батыр повез меня обедать в уже известное по прошлым визитам кафе в городе Назрань. Место славится тем, что интерьер там - тот самый "саманный домик", в каких жили ингуши в 19-м веке. Ну и кормят много и вкусно, не отнять.
После обеда мы по моей просьбе поехали смотреть Башню Согласия. Это такая стометровая башня-музей, символизирует единство ингушского народа, построена и подарена городу местным меценатом в 2013-м году. На первом этаже расположена музейная экспозиция "Быт ингушей", и осмотр мы, конечно, начали с нее:
Батыр много интересного рассказал об укладе жизни горцев, кузнецы, например, были у ингушей в почете, и если, например, в деревню забредал кузнец, его старались приютить, дать средства на строительство дома, всячески обихаживали, чтобы он остался в деревне. И даже, например, если доводилось кузнеца судить, то приговор ему могли смягчить, право кровной мести заменить выкупом, например, или чем-то таким. Ковали кузнецы не только оружие и подковы, но и посуду, многие были ювелирами (несколько дней спустя мы с Батыром были в месте, где он как-то нашел остатки ювелирных работ какого-то кузнеца, горный хрусталь, говорит, просто под ногами валялся). Или вот про ковры интересно - ингуши ковры не ткали, а делали из войлока. Орнамент к таким коврам вырезался и пришивался в виде аппликации. Ковры были двух типов, тонкие вешали на стены, более плотные - клали под ноги и укрывали лавки. После посещения башни мы как раз поехали в мастерскую, где очень приятная девушка рассказала и про то, как войлок из овечьей шерсти получали, и как аппликации делали, и какие узоры что означают... Там даже целая книга была про различный орнамент на ингушских коврах. Жалею, что не купила, это действительно очень интересно.
Пример войлочного настенного ковра:
Еще из любопытного - отношение ингушей к гостям. Про законы гостеприимства горцев ходят легенды, но рассказать я хочу немного не о том. В средние века вместе с гостем в дом могла прийти зараза: чума, например, или еще что. Заметив такую особенность, ингуши придумали себе богиню болезней, которая, по их поверью, ходит по домам в облике гостя и смотрит, кто как ее встречает. Окажешь почести гостю, особенно если гость вид имеет бомжеватый и нездоровый, богиня останется довольна и беды не будет. А если ей что не понравится, она плюнет, уходя - и привет болезни! И никогда не знаешь, стучится тебе в ночи простой человек, или богиня пришла с визитом, поэтому привечать надо всех. На мой взгляд, логика немного хромает, я бы при таком раскладе вообще никого не пускала, ни больных, ни здоровых, а Батыр сказал, что горцам с их разбросанностью далеко друг от друга и уединенной, в общем-то, жизнью новые знакомства заводить было выгодно. Так постучится к тебе путник на ночлег, а потом выяснится, что он тот же кузнец, например, или каменщик - а тебе как раз надо дыру в котле залатать или башню построить. Яндекс-услуг тогда не было, полезные знакомства стремились любым доступным способом завести!
Сама же Башня Согласия - это длинный винтовой коридор, поднимающийся к самой крыше, где можно выйти на смотровую площадку и полюбоваться окрестностями. По стенам башни висят картины с описаниями, идешь и читаешь. Тут вам и про былинных героев, и про строительство башен, и про страшные годы войны и репрессий...
Место очень интересное, и зависнуть там можно надолго. Коридор витками уходит всё выше, и выше, и выше...
И вот - заветная цель. Последний этаж и выход на крышу: