Маленькая Желтая Лошадь. Наша история



Всё. Живите теперь с этим. До главы про четверг все равно сначала будут главы про вторник и среду 😈
Уй! Я бы обсерилась от страха: с одной стороны обрыв, скользко, ещё и лошадь чужая!! Не, вот честно- у меня бы паника началась. Я ужасно боюсь высоты. И не доверяю лошадям😆
 
Продолжение про Ингушетию.

А наутро выпал снег...

Когда я прилетела в Магас, погода была на удивление весенняя, несмотря на то, что всего несколько дней назад термометр показывал московские "минус 20". Светило солнышко, пели птицы, за бортом было целых "плюс 3". Батыр, правда, рекомендовал особо не обольщаться, в горах всё одно холоднее будет, но тем не менее. И когда утром 25 января я раздвинула шторы своего огромного гостиничного окна, увиденное меня не обрадовало. Ну то есть да, я люблю зиму и снег, но мне собирались показать места, которые я раньше не видела, а метель - это низкие облака и минус видимость. Да и горные дороги в такую погоду в разы опаснее. Батыр любит вспоминать историю, как лет двадцать назад ехал в метель и туман через Цей-Ломский перевал. Серпантин, дорога под уклон, скользко и ничерта не видно. А нам ехать надо было как раз туда...

Но, кстати, забегая вперед - погода в тот день сделала финт ушами, и к обеду нам даже солнце показали, чего вообще никто не ждал. И машину нашу повело в повороте только один раз. Хорошая у Батыра машина, надежная.

Первым пунктом нашего путешествия стало ущелье, по дну которого течет главная река Ингушетии Асса. Ущелье, соответственно, называется Ассинское, скалы там вид имеют какой-то особенно суровый. Да еще метель... Рядом с рекой там есть водопад, я фотографии видела - красивый. Но мы туда не пошли, скользко. Батыр обещал меня туда летом сводить.

Вылезать из теплой машинки не очень хотелось, но красоту не пофоткать было невозможно, так что выползли прогуляться.





К вопросу о погоде

















Дальше наш путь лежал вдоль реки в Таргимскую котловину, знакомые почти_родные места. На развилке Батыр предложил выбор, куда едем, налево в Вовнушки или направо в Эгикал. Я выбрала древнюю столицу ингушей. "Как скажешь", - ответили мне, и мы повернули к развалинам города.

Прикольно, на самом деле, в третий раз оказаться в месте, про которое, кажется, тебе уже всё рассказали - и обнаружить, что у спутника твоего припасено еще несколько историй и любопытных моментов. Так, например, Батыр показал мне могилу местного писателя, Идриса Базоркина, автора книги "Из тьмы веков" про ингушский народ. Еще мы зашли внутрь реставрирующейся мечети - вроде ничего примечательного, но интересно было посмотреть, как восстанавливают древние постройки. Да и просто побродить среди всех этих башен за приятной беседой о том, о сём - городу оказалась очень "к лицу" зима...



















 
Из Эгикала поехали обедать. Есть недалеко от Цей-Ломского перевала клуб бейс-джамперов (это те сумасшедшие ребята, которые наряжаются в костюмы белок-летяг и планируют со скал. На одном только Цей-Ломе их двое разбилось уже), а в этом клубе - что-то вроде домашнего кафе. Услугами кафе мы пользоваться не стали, праздничный обед нам приготовила жена Батыра (и было там много всего, включая булочки с повидлом - точь-в-точь такие, как нам в школе делали, я очень удивилась), но сам клуб предоставил крышу над головой (фактически, мы в кафе со своей едой пришли, получается), так что на улице нам тусить не пришлось.

Фото еды нет, слишком сложно было бы объяснить суровому горцу, зачем я фотографирую гречневую кашу. Но верьте на слово, было вкусно!





Вот, уже голубое небо показывают. Дорога через Цей-Ломский перевал







Наша машинка. На ней в сентябре Батыр меня на Столовую гору возил.



Вон там, где белая стена тумана, куда уходит дорога - там стена Кавказского Хребта, Казбек и другие пики. В тему видимости в непогоду.



Солнышко пробивается







Ну и последним пунктом назначения был у нас башенный комплекс Эрзи, куда мы думали заехать на машине, чтобы сэкономить время и силы, но склон был крут и скользок, и машинка сказала, что в этот раз мы идем пешком. Ну что, выгрузились, я расчехлила свои палки (дорога на Эрзи - долгий подъем вверх, а там до кучи еще и скользко было), и пошли. Пока поднимались, слышали пение мулы из мечети рядом, а потом я расспрашивала Батыра, как и когда пришел в христианскую Ингушетию ислам.

Одно из самых любимых моих мест в Ингушетии.

















Долго потом там стояли на склоне, глядя на поселение. Здесь какая-то особая энергетика у земли, ощущение, словно смотришь на древний разрушенный монастырь. Я так до сих пор и не могу представить, что вот прямо здесь, в этих строениях действительно жили люди. Просыпались по утрам, варили в котлах еду, доили коров, изготавливали ковры, собирали советы старейшин... Интересно, кстати (спросила, наконец!), что у ингушей никогда не было единовластия, они жили родо-племенным строем, у них не было денег - только товарный обмен. Вот этот башенный комплекс - это поселение нескольких родов, и думаю, они там были перемешаны брачными узами. Управляли этим всем старейшины рода, а так как у горцев старики всегда были в почете, проблем с этим не возникало.

 
А солнце, тем временем, клонилось к закату, и пора было расходиться по домам. Из отеля в Магасе я вещи забрала, и вечером 25 января Батыр сдал меня с рук на руки ингушу Исрапилу, владельцу небольшого гостевого дома в Джейрахском ущелье. Получилось забавно - всю неделю, что я жила в этом доме, там не было никого, кроме меня. Исрапил кормил меня завтраками и ужинами (готовил сам... вкусно, но на мой взгляд чересчур много масла лил), а в тот первый наш вечер Батыр попросил его об услуге.

"У башен Эрзи, где мы только что были, сделали подсветку. У девочки сегодня день рождения, свози ее после ужина на смотровую площадку, покажи красоту".

И Исрапил свозил. Пока катались туда-обратно, я узнала, что Исрапил бывший альпинист, что брат его - начальник альплагеря на Цей-ломе (это там, где бейс-джамперы, перевал и кафе), что на восхождения отсюда возят в том числе в Приэльбрусье (и по-моему на сам Эльбрус тоже), и вообще, "будем рады видеть тебя в своих рядах". Подсветку башен мы, правда, так и не увидели - днем позже оказалось, что подсветку-то провели, а кто за электричество платить будет, не поделили, так что упс, кина не будет.

Зато... Какие там звезды! Крупные, все небо ими усыпано, и ни одного знакомого созвездия. Вот стояла я там под чернильно-черным небом, глядела на россыпь звезд и понимала, что я сейчас самый счастливый человек на всем белом свете.

Чтобы поездка не получилась совсем уж впустую, Исрапил сводил меня в мечеть. Там с оплатой за электричество у ингушей всё прекрасно. Внутреннее убранство не фотографировала, постеснялась, но там конечно красиво очень. По-восточному строго и как-то одновременно с этим по-домашнему уютно.



А самым ярким и теплым впечатлением того дня стал подарок от Батыра. Это было неожиданно, я в принципе ничего такого не ждала, меня с утра поздравили на словах, и дальше мы весь день к этой теме не возвращались. И вот, на прощание, Батыр вручил мне "коробочку счастья":



Честно, я аж дара речи лишилась, так это трогательно было.

Ну и напоследок - зал в гостевом доме. Там еще не убрали новогоднюю елку, на окнах были лампочки, деревянные скамьи со столами и коврами создавали уют... Мне лично, пожалуй, не хватило только камина и мягкого кресла - несколько дней спустя я провела очень атмосферный вечер за изучением книги Батыра (в один из наших походов Батыр рассказал очень интересную вещь... и мне немедленно захотелось копнуть глубже) в этом зале, но об этом вы узнаете в следующей серии.



 
Бейсджамперы это определенная часть моего прошлого, к сожалению, местами грустная. Хороший товарищ разбился. И Ингушские башни связаны с периодом, когда бейс был популярен старшно - народ катался везде и прыгал, начиная от вышек и заканчивая горами зарубежом.
Это был очень светлый, лирический такой период в жизни. Поэтому смотрю на эти путешествия с личной доброй ноткой) и дух полетности и счастья разделяю... :)
 
Бейсджамперы это определенная часть моего прошлого, к сожалению, грустная.
Знаешь, я считаю, что эти люди счастливчики. Они встретили смерть не под колесами автомобиля, не от долгой тяжелой болезни, а занимаясь любимым делом. Да, может быть, слишком рано. Но, как говорят буддисты, никогда не знаешь, что наступит раньше, завтра или следующая жизнь...
А ты сама была в Ингушетии?
 
Зимой прям мистические виды, красота!
Ага. Я подозревала, что зимой в горах красиво, но чтобы настолько, даже моего воображения не хватало.

Утром 26 января, в среду, первое, что я увидела, как проснулась - такую вот картинку:



Отличная погода, отличное настроение. Исрапил приготовил на завтрак обалденную овсяную кашу (давно ли вас мужчина кормил овсянкой на молоке?), а меня разрывало на десяток маленьких Тань от предвкушения великих свершений. На этот день у нас было запланировано целое событие - прогулка верхом. Батыр обо всем договорился с местным прокатчиком, и в назначенное время мы подъехали к воротам его дома. И... случилось непредвиденное: нам отказали в прокате. "Приезжайте либо через полтора часа, либо завтра", - сообщил хозяин лошадей по телефону, мы с Батыром единогласно решили, что "не очень-то и хотелось", и поехали гулять на своих двоих. Знала бы я, чем обернется мое неосторожно высказанное мнение в адрес хозяина лошадей, что "так дела не делаются"... К вечеру уже весь Джейрах знал, что девочке нужна лошадь. Они реально целый совет старейшин собрали, всю округу на уши поставили, чтобы я покататься смогла. Батыр еще уточнял у всех, что лошадь должна быть спокойная, что мы "для удовольствия и без галопа"... Я, глядя на всё это, не знала, куда себя деть.

Чем закончилась эта история, вы узнаете в следующей серии (окончание она имела феерическое), а пока - давайте про среду.

Первое, куда меня повез Батыр - к Менделеевскому водопаду. А по дороге мы традиционно тормознули на плато, откуда открывается божественный вид на Терек, Грузинскую военную дорогу и горный хребет Джейраха.









Ореховая роща в местечке, которое называется Фуртоуг. Было довольно холодно, голубое небо, голубой снег, ущелье и водопад. Люблю это место.









Кто видел осенние картинки с Фуртоуга, наверное помнит, что гора там сочится водой. Множество таких мини-водопадиков, очень красиво. И вот, зимой это всё замёрзло. А под солнышком лед трескается, тает и падает. При нас пара глыб сорвалась вниз, с треском разлетевшись на мириады осколков. Завораживает...



Из Фуртоуга мы хотели прямо на машине проехать до Бейни тем маршрутом, по которому ходили осенью, но дорогу прилично замело, и Батыр решил не рисковать. Время близилось к полодню, в Бейни мы поехали в объезд, а по пути зарулили в кафе подкрепиться. Там сидели пили чай с лепешками (чапильг они называются, тесто похоже на блины, и тоненькая прослойка начинки).

Перед тем, как заехать в Бейни, мы выгрузились у двух замков, Духяргишт и Харпе, в которые я не рискнула сунуться в прошлые свои разы. "Только давайте, пожалуйста, в этот раз по дороге пойдем, а не по склону", - попросила я, и мы пошли по дороге.

Гештальт закрыт. Какая же там красота!

















 
Мы облазали в этих замках все башни, выбрались на крышу, я плюнула на свои страхи и освоила приставные лестницы, потом мы долго стояли грелись на солнышке и смотрели на парящих в долине орлов, Батыр рассказывал про особенности строительного дела в этих краях (мало древесины и много камня), про инструменты (хорошего прочного инструмента было мало, своих материалов не хватало, обрабатывать их толком не умели, а покупные пила, топор и прочие радости стоили дорого и были не у всех), про то, как владелец одной башни похитил и убил сыновей владельца другой башни, и тот второй ушел из этих мест со словами "Я не хочу пить воду, смешанную с кровью моих детей"...

И наконец - село Бейни, откуда народ традиционно начинает восхождение на Столовую гору. Прикольно получилось, мы как-то раньше, когда здесь оказывались, гуляли среди этих башен сами, а мужчины занимались готовкой. А сейчас я впервые пошла исследовать развалины вместе с Батыром. И - мы ж не ищем легких путей! Пришлось полазать, местами чуть не на четвереньках, в одном месте Батыру меня вообще за руку вытягивать пришлось. Зато и петроглифы на камнях посмотрели, и то, как арочные камни над дверными проемами крепили, и вообще, просто очень круто там погуляли.















Здесь я потеряла перчатку. Мы уже возвращались к машине, когда я обнаружила, что она выпала из кармана. Где именно выпала, неизвестно, но я думала, как раз там, где мы по осыпающемуся склону карабкались. Батыр предлагал вернуться и поискать, но мне, честно говоря, было лень, и я решила, что бог с ней, не так уж и холодно, дохожу без перчаток. И... смешно сказать, метров через двести я увидела эту свою перчатку валяющейся на дороге! Прям повезло - не успела смириться с потерей, как она взяла и нашлась. Долго потом смеялись, что поверни мы назад, искали бы ее до морковкина заговения там. И думаю, уставшие, грязные и злые, совсем не обрадовались бы, найдя ее таки по дороге обратно!

Заключительным пунктом нашего путешествия в тот день были два башенных поселения, в которых я не бывала прежде. Это Мелерэ и Ляжги, и интересно, что башня Мелерэ имеет не типичное для ингушских башен навершие (такое же, например, на башне Харпе). Обусловлено это тем, что башни построены в наиболее защищенном месте, и оборонительное значение имели весьма условное. Ну и это более поздние, нежели с куполообразной крышей, постройки. Использовали их в том числе как сигнальные - зажигали на верхней площадке огонь, видно который было далеко окрест.

Мелерэ



Ляжги





Продолжение следует.
 
А там (рядом) кто-то живет сейчас?
Да, там везде, до самого Цей-ломского перевала жилые деревни. За Цей-ломом уже заповедник начинается.
Таня, как ты переносишь все тяготы экспедиции с зеркалкой на шее?
Ругаясь сквозь зубы, честно 🤭 Купила широкоугольник, он хотя бы не такой тяжелый. Но например осенью на Столовую гору лазали, фотоаппарат на шее очень мешается, там и так тяжело идти, еще эта бандура болтается. Поэтому восхождение снимала оба раза на телефон, о чем на самом деле жалею, это надо на хорошую камеру, конечно, такие там виды...
 
Красота нереальная! У меня есть глупый вопрос, я пропустила где-то - а кто такой Батыр и откуда вы знакомы? Это некий официальный гид или знакомый?
 
кто такой Батыр и откуда вы знакомы?
Вообще - официальный гид по Ингушетии, мы познакомились в сентябре, когда я первый раз с групповым туром приехала. Но с тех пор много воды утекло, хорошие люди имеют свойство переходить в ранг добрых знакомых со временем :)
 
Сверху