Тем временем, я продолжаю рассказ о своем зимнем путешествии. В
субботу, 29 января, меня забрал из гостиницы знакомый Батыра, осетин Алан, и повез показывать местные красоты. Знакомство с этим человеком, а потом и с его другом археологом Борисом, любопытно тем, что это получилось своего рода "свидание в слепую", и в который раз я убедилась, что ожидаемое и реальность - вещи почти всегда разные.
В самом начале нашего путешествия, еще когда Батыр только встретил меня в аэропорту, мы завели разговор о том, чем будем заниматься всю неделю. Вот тогда-то Батыр мне и предложил, коль скоро в субботу я планирую весь день сидеть во Владикавказе, один хороший человек может показать мне горы Осетии. Я обрадовалась, мы закинули удочку, свободен ли Алан на выходные, и в итоге галочку "Еду в Кармадон" я себе в планы поставила.
Дальше мы с Аланом всю неделю списывались-созванивались, при этом если обычно люди ставят на аватарку ВотсАпа свое фото, тут ничего такого не было, а по текстам и общению Алан хоть и выглядел вежливым и обходительным, но слегка настораживал (ну там двусмысленные смайлы, еще какие-то моменты...). Успокаивало только то, что Батыр абы кому меня не сдаст (хотя после истории с конями вера моя в это слегка поколебалась).
И вот, в назначенный час за мной приехала машина, и я наконец увидела Алана, что называется, в живую. И была удивлена, насколько может виртуальный образ не совпадать с тем, каков человек на самом деле (хотя господи, о чем я? у нас на форумах такое сплошь и рядом). Чертовски обаятельный, располагающий к себе, совершенно без подвоха дядька. Коллега-зоотехник, к тому же. Сразу признался, что не профессиональный гид, что туристов в горы возит по выходным, а в будни работает на обычной работе (че-т не догадалась я спросить о роде его занятий). И предложил: "У меня есть хороший друг, он археолог, может рассказать много интересного куда лучше, чем я. Давайте возьмем его с собой?"
Друг-археолог показался мне отличной идеей, и пообщаться с Борисом, в итоге, оказалось действительно интересно, но совсем не на археологические и исторические темы. Вообще, Борис утром субботы был после большой пятничной пьянки, Алан в своем энтузиазме сделать мое путешествие еще более интересным, вытащил его буквально из кровати, и первое, куда мы поехали - это в магазин за завтраком для Бориса и, о ужас, алкоголем! Нет, я не против спиртных напитков, но ехать в горы в компании двух незнакомых мужиков и бутылки коньяка так себе затея для девушки, в общем-то. С другой стороны, я в свое время водила дружбу с двумя историками из Тимирязевки, мы много путешествовали, и вот эта композиция "два друга-интеллигента, бутылка и я" мне... какое бы слово подобрать... привычна, во. Ну и в целом, не устраивать же скандал, мол де при таком раскладе я никуда не поеду, конец экскурсии, всем хорошего дня. Говорила мне мама "Не садись в машину к незнакомцам" - но раз уж я уже села... Пристегните ремни, приключение начинается!
Забегая вперед - день был отличным, без эксцессов вообще, с меня всю дорогу пылинки сдували и я просто купалась в мужском внимании и заботе. Археолог Борис сыпал какими-то археологическими фактами, которые тут же вылетали у меня из головы, ибо не были ни к чему привязаны, а даты я вообще очень плохо запоминаю. Алан то и дело останавливался, чтобы я могла сфотографировать виды вокруг, рассказывал истории из их с Борисом бурной молодости, ну и по делу - про места, которые мы проезжали.
Первой остановкой у нас было Кармадонское ущелье. Думаю, в представлении это место не нуждается - жутчайшая по своей глобальности катастрофа случилась здесь в 2002 году, сошедший с близлежайшего хребта ледник затопил ущелье до самых верхушек скальных стен, погребя под собой всех, кто был в этом месте. Здесь погибла съемочная группа Сергея Бодрова. Оказывается, с ними был конный театр, на памятной доске вместе с людьми пропавшими без вести числятся три коня.
Место мрачное и грустное. Говорят, ледник сошел за несколько минут - местные услышали сильный грохот, воздух заволокло туманом и пылью, а потом раз и тишина. В советское время здесь были специальные службы, которые следили за состоянием ледника, и время от времени его поливали какой-то химией, чтобы рассосался без происшествий. Но Союза не стало, на безопасность забили - и вот. Говорят, ледник даже не раскапывали (бесполезно было, такой там массив), он сам таял следующие десять лет. А поодаль, на выезде из ущелья, есть гора, и язык нового ледника Колка (так он называется) уже формируется там, чтобы через какое-то время снова сползти со склона. Я его видела, эту Колку. Издалека смотрится как наледь на склоне. Пока - совсем не большая...
Из Кармадонского ущелья мы поехали к известному в Северной Осетии памятнику средневековой архитектуры - "городку мертвых" Даргавсу. Экскурсия по нему прошла очень скомкано, я в целом узнала только, что это склеповые постройки 15 века, что башня, стоящая на вершине холма - "лучше, чем у ингушей" (про это отдельно расскажу) и что туристы любят забираться внутрь склепов и фотографироваться с костями, "но мы так делать не будем". Вообще, с какого-то момента поездка из культурно-информативной превратилась в "просто покататься по красивым местам посмотреть виды". Я еще какое-то время пыталась расспрашивать своих спутников об истории и культуре осетинов, но в итоге махнула рукой. Красиво вокруг - и ладно.