Ну меня ругают регулярно, что я, дескать, только чужое пересказываю, но вот это чужое может быть интереснее, чем мое. Это из Паалмана.
"ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОВОДЬЯ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА
Недостатки «мертвого» мартингала, скользящего шпрунта (идущего к руке всадника через кольца трензеля, между передними ногами от подпруги или от боков подпруги через кольца трензеля), и опасность применения мундштука в «жесткой руке».
Некоторое время назад ФЕИ ввела запрет на использование «мертвого» мартингала и скользящего шпрунта на соревнованиях по преодолению препятствий.
Основания для этого запрета таковы: поскольку как «мертвый» мартингал, так и скользящий шпрунт ограничивают свободу движения головы и шеи лошади, нарушается столь необходимое для конкурной лошади равновесие. Кроме того. Оба этих приспособления имеют ещё одно вредное действие: лошадь начинает идти за поводом и сокращает длину махов галопа. «Мертвый» мартингал, кроме того, оказывает чрезвычайно сильное давление на нижнюю челюсть лошади.
При воздействии обоих приспособлений лошадь развивается в направлении, противоположном тому, в котором мы стремимся готовить лошадь, особенно конкурную.
Я был особенно обрадован введением этого запрета. Как я уже говорил в разделе «В поводу (третье действие повода)», всадник работает с использованием вспомогательных поводьев, когда лошадь не была в свое время по-настоящему подготовлена, или во время подготовки не были замечены какие-либо упущения. Неправильно и недальновидно «ставить» лошади голову и шею при помощи вспомогательных приспособлений. Вследствие этого голова и шея лошади только «скручиваются», а мускулатура шеи и плеч закрепощается, и центр тяжести лошади переносится на передние ноги. Лошадь не может баскюлировать, так как спина у неё закрепощена и скакательные суставы расставлены далеко друг от друга.
Когда всадник поймет, насколько логично построена естественная подготовка и насколько надежна лошадь, прошедшая эту подготовку, ему станет ясно, что вспомогательные средства никакой помощи оказать ему не могут.
Помочь ему может только развитие надежного равновесия лошади.
1. Лошадь должна быть уравновешенна.
Самое первое, что осваивает молодая лошадь – это восстановление естественного равновесия под всадником. Она может сделать это только в том случае, если у неё есть возможность вытягивать голову и шею вперед-вниз.
2. Лошадь должна двигаться вперед за счет импульса задних ног.
Когда лошадь в состоянии двигаться на шагу, рыси и галопе свободно, с опущенными головой и шеей, не заторапливаясь, наступает момент для более сильного подведения задних ног. Скакательные суставы должны быть сдвинуты и хорошо подведены под корпус, причем захват пространства при этом увеличивается. Это и называется движением лошади «от зада», то есть за счет импульса подведенных задних ног.
3. Лошадь должна самостоятельно «держать рамку», то есть идти в сборе.
Чем сильнее подводит лошадь задние ноги под корпус, тем больше она переносит свой центр тяжести назад, тем выше становится ходка, вместе с холкой и шея несется в таком положении, что лошадь «держит себя в сокращенной рамке», то есть в сильном сборе.
Путь к этому сокращать нельзя. Начинать нужно с А, а не с Я.
Есть поразительно много всадников, которые до сих пор (а может быть, они будут существовать всегда) идут по неверному пути и думают, что можно выездить лошадь не за счет подведения зада и развития его импульса, а только за счет рук. Они используют всевозможные вспомогательные поводья, чтобы «убрать лошади нос» или «поднять шею» или «поставить её в повод» или с помощью скользящего шпрунта заставить лошадь опустить шею… что только они не придумывают! Если бы эти всадники шли по правильному пути и давали лошади время уравновеситься, выезжали её так, чтобы она двигалась вперед за счет импульса подведенных задних ног («от зада»), у них просто не возникало бы таких вопросов, как «несет себя лошадь в сборе» или нет, поскольку это происходило бы само собой.
Но поскольку есть много всадников, не знакомых с естественным методом подготовки, в любой конноспортивной школе существует просто колоссальный спрос на так называемые «вспомогательные» поводья.
а) «Мертвый» мартингал
«Мертвый» мартингал представляет собой ремень, соединяющий подпругу с капсюлем. Он имеет то преимущество перед скользящим шпрунтом и коротким обычным мартингалом с кольцами, что не причиняет боли рту лошади, а только давит на её нос.
Тем не менее, он ограничивает свободу движений лошади, а именно, головы и шеи, что особенно опасно во время прыжков. Во время прыжков лошади необходима свобода шеи, чтобы она могла уравновеситься, как балансирует канатоходец при помощи расставленных рук или шеста. Он не смог бы так же поддерживать равновесие, если бы ему привязали руки к туловищу. Не смотря на это, многие всадники, не колеблясь, лишают свою лошадь балансировочного шеста, связывая её голову и шею вспомогательными поводьями.
б) Скользящий шпрунт
Скользящий шпрунт – это опасный инструмент, применяемый в различных вариантах; самый мягкий – это тот, концы которого пристегиваются к трензельному поводу. Обычный скользящий шпрунт – это кожаный ремень длиной 4-5 метров. Он пристегивается с обеих сторон к подпруге чуть ниже крыльев седла и идет через кольца трензеля к руке всадника.
Иногда он пристегивается за подпругу на её середине, и между передними ногами он идет через кольца трензеля к руке всадника.
Искусный всадник может заставить лошадь идти с опущенной шеей при помощи скользящего повода, однако он может сделать это и без него, поскольку он – искусный всадник и с самого начала выезжает лошадь, как положено. Лошадь у него будет сама идти спокойно с опущенными головой и шеей. Если же лошадь не доверяет руке всадника, не думайте, что она приобретет его, если вы будет пользоваться скользящим шпрунтом. Этого не произойдет потому, что шпрунт причиняет боль как рту, так и спине лошади. Есть и такие всадники, которые работают лошадь на «чистом» скользящем шпрунте, то есть совсем без трензельного повода. В результате лошадь не только уходит носом за линию отвеса, но даже иногда нос её оказывается между передними ногами…
Если всадник не имеет достаточного опыта и знаний, чтобы обучить свою лошадь при помощи естественных методов, если он считает, что скользящий шпрунт принесет ему пользу, то он должен использовать его только как вспомогательный. Это значит, что скользящий повод должен вступать в действие только когда лошадь движется в сторону большего закрепощения (обычно с этой стороны у лошади выше поднято ухо). В остальное время работает только трензельный повод.
в) Мартингал с кольцами
Правильно подогнанный мартингал не принесет много вреда. Правильно он пристегнут тогда, когда поднятые вверх кольца находятся на уровне седалищных костей лошади. Если мартингал пристегнут таким образом, прямая линия от локтя всадника до рта лошади не нарушается. Если эта прямая линия преломляется мартингалом – значит, он короток.
Коротко пристегнутый мартингал вреден, так как она нарушает действие повода. Лошадь замыкается на поворотах, так как прямой контакт с рукой всадника нарушается. Лошадь в поворотах валится на плечо или подставляет челюсть и полностью выходит из-под контроля. В результате – лошадь начинает вставать на свечки и пятиться.
Постоянное давление на беззубый край огрубляет рот лошади. Лошадь, выезженная на коротком мартингале, имеет столько недостатков, сколько она никогда бы не приобрела, если бы её выезжали без каких бы то ни было вспомогательных поводьев.
г) Мундштук
как уже было сказано, употребление на соревнованиях «мертвого» мартингала и скользящего шпрунта запрещено. И теперь многие всадники, лошади которых имеют слишком большое стремление вперед, выступают на мундштуках. Они видят в мундштуке единственную возможность держать лошадь в руках – верный признак плохой выездки.
Даже на международных соревнованиях можно видеть, что многим участникам никакие мундштуки не помогают держать лошадь под контролем; вдобавок, они применяют ещё и мартингал. Если уж всадник решил пользоваться и мундштуком и мартингалом одновременно, он, по крайней мере, должен пропускать через кольца мартингала только трензельный повод. В ещё более безнадежных случаях можно видеть, что и трензельный и мундштучный поводья пропущены через кольца мартингала. Всадникам, которым необходимо поступать подобным образом, можно только посоветовать как можно скорее пристегнуть себе другие руки.
К сожалению, на многих лошадях начинают прыгать, не научив их толком ходить под всадником. Всадники часто стоят на стременах, без упора в колени, и им приходится удерживаться в равновесии за счет рта лошади. В качестве самозащиты лошадь приучается таскать. Вместо того чтобы искать ошибку в своих действиях, они начинают применять более строгое железо и думают, что в этом – решение вопроса. Всадники с неуравновешенной посадкой пользуются мундштуками, думая, что у их лошадей жесткий рот, и поэтому они таскают. Лошадь таскает только тогда, когда она хочет отделаться от действий всадника. Толстый, простой трензель с подвижными кольцами и отличная уравновешенная посадка – вот что всегда приносит успех.
Хороший всадник никогда не должен доводить дело до того, чтобы лошадь выходила из повиновения и не обращала внимания на средства управления. Он не должен стараться тянуть за повод сильнее, чем лошадь, наоборот, он должен вовремя отдать повод и попытаться успокоить лошадь. Чаще всего не лошадь начинает тащить. Начинается всё обычно со всадника, когда он «заводится» и упорствует в своих ошибках. Те, кто имел возможность долго наблюдать различных всадников, знают, что именно у таких лошади всегда закрепощенные и с жестким ртом, из чего видно, что причина – в самом всаднике. Я убежден, что такие лошади у спокойного, опытного всадника выглядели бы совсем иначе и достигли бы гораздо больших успехов.
Мундштук подходит только для старой, выезженной лошади и в руках опытного всадника, который имеет независимую уравновешенную посадку как в конкурном седле, так и в седле для высшей школы. Рука такого всадника может поддерживать со ртом лошади постоянный легкий контакт, не зависимо от положения корпуса, что создает единство всадника и лошади. Если же мундштуком пользуется всадник, который цепляется за повод, он так же остер и опасен, как лезвие бритвы.
Вообще, можно сказать, что в каждой стране есть своя мода на разные виды железа, вспомогательных поводьев и конского снаряжения.
В англоязычных странах широко распространен «мертвый» мартингал. Кроме того, многие молодые лошади работаются с самого начала на мундштуках, поскольку они должны выставляться на испытания для молодых лошадей на мундштуках. В большинстве случаев с болью в сердце приходится видеть: молодая лошадь, не имевшая достаточной первоначальной подготовки, старается отделаться от давления на беззубый край, для чего она открывает рот, перебрасывает язык через грызло или высовывает его изо рта. Большинство лошадей после такой выездки не может правильно взять трензель.
Чтобы не портить молодых лошадей, на континенте они выступают в соревнованиях по троеборью только на трензеле. Во Франции, например, лошади 5-6 лет в конкуре могут выступать только на трензеле, причем без мартингала. (Я надеюсь, что ФЕИ примет это правило.)"